Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


VIII. Индивидуальная работа.



Урок 45
Автоматизация и дифференциация
[р] и [л] обобщающий урок

Лексическая тема: Системные отношения в лексике.

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [р] и [л], работать над развитием фонематического анализа, систематизировать словарь.

 

Ход урока

I. Организационный момент.



II. Сообщение цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Уточнение произношения звуков [р] и [л].

Работа с профилями артикуляции звуков [р] и [л] в слогах.

V. Автоматизация и дифференциация звуков [р] и [л] в слогах.

Дети читают слоговые таблицы, подставляя по очереди звуки [р] и [л]

1) ... а ...э ... ы ...о …у
2) а... э... ы... о... у...
3) а...э а...а а...ы а...о а...у
4) э…а э...э э...ы э...о э...у
5) ы...а ы...э ы...ы ы...о ы...у
6) о...а о...э о...ы о...о о...у
7) у...а у...э у...ы у...о у…у
8) ...па ...пэ ... пы ... по ...пу
9) ...ба ...бэ ... бы ...бо ...бу
10) ...фа ...фэ ... фы ...фо ...фу

VI. Автоматизация и дифференциация звуков [р] и [л] в словах и предложениях.

1. Игра «Большие манёвры».

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки [ р ] и [л] в словах и предложениях, развивать умение детей делать сообщения, производить фонематический анализ слов, составлять предложения по опорным словам.

Оборудование для игры: два «шахматных» поля 8x8 клеток, на одном из которых цветные клетки чёрные, на другом — жёлтые, в белых клетках — изображения различных видов вооружения (для чёрных — содержащие [р] в названиях: ружьё, револьвер, граната, торпеда, ракета, вертолёт, корабль; для «жёлтых» — содержащие [л] в названиях: пулемёт, пистолет, револьвер, лимонка, самолёт, вертолёт, подводная лодка, корабль). Ещё для игры понадобятся картонные квадратики по числу белых клеток и кубик с цифрами (точками) от одного до шести.

Правила игры:

1-й вариант: Одни воюют за «чёрных», другие — за «жёлтых». По очереди бросают кубик. Сколько выпало, столько картонных квадратиков надо взять и закрыть ими клеточки на поле противника. Побеждает тот, кто первым выведет из строя военную технику противника.

2-й вариант — «Разведчики»: Перед началом игры вся техника закрывается картонными квадратиками. Играющие по очереди бросают кубик и снимают с поля противника столько квадратиков, сколько на нём выпадет. Побеждает тот, кто первым раскроет военные тайны противника.

3-й вариант — «Военные мемуары»: После окончания игры дети рассматривают всю изображённую военную технику, определяют, какие изучаемые звуки были в её названиях, где в словах они звучали и составляют с этими словами предложения. Например: пулемёт, ружьё, пистолет, револьвер — стреляют. Граната, лимонка — взрываются, поражают ближайшую цель. Торпеда, ракета — поражают дальнюю цель. Самолёт и вертолёт — летают. Подводная лодка, корабль — плавают. Самолёт и вертолёт — техника для воздушного боя, а подводная лодка и корабль — для морского.

2. Игра «Жилища».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, развивать умения детей делать обобщения и находить различия, производить анализ слов.

Оборудование: картинки, карточки с заданиями.

а) Понятие «Дом» (картинки: дом, берлога, дупло, логово, нора, человек, медведь, белка, волк, лиса).

Дети называют слова по картинкам, анализируют их на наличие изучаемых звуков, составляют предложения. Другой вариант — парная картинка.

б) Понятие «Помещение» (старинные слова).

Дети читают тексты по карточкам и своими словами объясняют понятия.

В низенькой светёлке

Огонёк горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

Загадка

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

3. Игра «Антонимы».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей находить антонимы, работать над анализом слов.

Оборудование: карточки с заданиями.

Правила игры: ведущий читает слова. Дети, у которых есть антоним к данному слову, поднимают руки. Соседи детей, поднявших руку, проверяют их. Антонимы анализируются, с ними составляются предложения.

 

1-я карточка   2-я карточка   3-я карточка
работа работать радовать радоваться радостный радость разводиться   отдых бездельничать огорчать грустить печальный горе жениться   разговорчивый разгораться различие разный разлука развязывать развязка

 

4-я карточка   5-я карточка   6-я карточка
молчаливый гаснуть сходство одинаковы встреча завязывать завязка   лживый трусливый трудолюбивый весёлый глупый голодный близкий   правдивый смелый ленивый грустный умный сытый далёкий
7-я карточка   8-я карточка   9-я карточка
сладкий румяный острый солнечный полный веселиться светлый   горький бледный тупой пасмурный пустой тосковать тёмный   яркий работа вежливость польза горе прилежный простой
10-я карточка   11-я карточка   12-я карточка
бледный безделье грубость вред радость ленивый сложный   полезно закрывать отвага веселье лето начало жарко   вредно раскрывать трусость грусть зима конец холодно

 

13-я карточка 14-я карточка
редкий      веселье   честный    печаль
чистый      прилет   грязный              отлёт
хорошо              враг   плохо        друг
здоровье   болезнь

4. Игра «Синонимы».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей находить синонимы, работать над анализом слов.

Оборудование: карточки с заданиями. Правила игры: ведущий читает слова. Дети, у кого есть синонимы к данному слову, поднимают руки. Их соседи проверяют.

1-я карточка   2-я карточка   3-я карточка
любить любознательный разведчик гладить любезный трусливый неуклюжий неотложный крикливый   лелеять пытливый лазутчик ласкать вежливый боязливый неловкий немедленный горластый   любопытный обходительный пугливый неповоротливый срочный плаксивый бесстрашный мрачный строение

 

4-я карточка   5-я карточка
грустный храбрый пасмурный здание боец ограда ребята умный танцовщица   печальный смелый хмурый постройка солдат забор дети мудрый балерина

 

5. Игра «Ёлочки».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей анализировать слова-квазиомонимы.

Оборудование: изображение новогодней ёлки, которая украшена белыми и чёрными шарами, парные картинки.

Правила игры: дети называют картинки, определяют, какой звук есть в названии, помещают картинки со звуком [р] на чёрные шары, с [л] — на белые.

Картинки:

рак — лак                бурка — булка

ложки — рожки       лейка — рейка

игра — игла             вал — вар

рама — лама

6. Игра «Восстанови слова».

Цель: автоматизировать и дифференцировать [р] и [л] в словах и предложениях, учить детей анализировать слова-квазиомонимы.

Оборудование: карточки с заданиями.

Правила игры: дети читают стихи, догадываются, о каких словах идёт речь, анализируют эти слова и составляют с ними предложения.

С «Л» нами питаются,

А с «Р» — бодаются. (ложки — рожки)

 

На верху каланчи

День и ночь кричат ВРАЧИ.

А о чём они кричат,

Вы спросите у ВРАЧАТ.

 

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь — поставь меня в вазу.

Но с буквою «К» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу! (роза — коза)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь