Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нож в спину, «Реал Мадрид» и «Милан»



 

Если Фабио хоть сколько‑ нибудь заблуждался на счет того, какой требовательной может быть публика в Мадриде, наглядный пример взыскательности болельщиков он смог получить, посетив арену боев быков. «Я отправился по своей воле, – признавался он позже, – у меня были друзья, которые тренировали быков, и друзья, бывшие матадорами. Это завораживающий мир, мир со своими правилами, мир, в котором вам время от времени рассказывают, как кто‑ то рисковал своей жизнью под презрительный свист толпы».

«Мадрид – исключительный город, город, в котором и нужно жить, если мы говорим о Европе, – восторгался опьяненный Мадридом Капелло. – Возможно, здесь и нет всех этих многочисленных музеев, но те немногие, которые есть, – что это за музеи! «Мрачные картины» Гойи, просто прекрасно! (Знаменитый «Сатурн, пожирающий своего сына» входит в число цикла из 14 так называемых «Мрачных картин», объединенных, соответственно, мрачной тематикой, включая темы войны и ведьмовства.) Здесь удивительный, чистый свет, даже в городе, такой свет вы видите, когда находитесь рядом с горами. Люди открыты, и в чем они и отличаются от итальянцев, так это в гораздо большем национализме. В Италии люди больше озабочены местными делами, они прекрасно знают, что происходит в их регионе или городе, но об остальном мире имеют смутное представление».

Возможно, Капелло и полюбил местное население, но это не значит, что он перенял и их ночной образ жизни. Его сын, Пьерфилиппо, однажды заметил: «Мой отец убежден, что все рассуждают так же, как он. К примеру, когда мы были очень молоды, он никак не мог понять, почему мы не хотим ложиться спать до 3 утра, тогда как он в своей юности всегда был в постели в 9.30 вечера». Это не означает, что Капелло пытался контролировать своих сыновей с помощью жесткого распорядка дня, когда для них пришла пора превращаться из мальчиков в мужчин. Но поскольку им давалась куча возможностей выпить и поболтать с друзьями, Фабио казалось абсолютно логичным, что после этого они захотят вернуться домой, даже если на часах всего 10 или 11 вечера.

Поэтому совсем нетрудно себе представить, какой культурный шок должен был пережить Капелло, когда впервые приехал в Мадрид тренировать «Реал», поскольку люди здесь часто до 11 вечера даже не садятся ужинать. Выбор у Фабио был небогатый, ему оставалось только адаптироваться и научиться получать удовольствие от испанского образа жизни. Он также начал медленно понимать, как думают его дети, пусть даже и по причине, от него не зависящей.

«Пиво или вино? » – спросил Фабио журнал Marie Claire Italia в 2009 году. «И то и другое. Я научился этому в Испании, – ответил он. – Пиво перед обедом и вино за ужином». Когда Капелло впервые приехал в Испанию, он не очень хорошо говорил по‑ испански, но это не было проблемой. Испанский язык не слишком отличается от итальянского, кроме того, не все игроки команды были испанцами. Капелло привел с собой в клуб Кларенса Зеедорфа, молодого голландца, который три раза вдохновлял «Аякс» на победу над «Миланом» Фабио на пути к трофею Лиги чемпионов 1995 года. Зеедорф вспоминал: «Его испанский в первый проведенный им месяц в «Реале» не был так хорош, но он всегда очень доходчиво объяснял, чего он хочет. Язык его жестов все отлично понимали».

Вскоре и тренерские инструкции Капелло стали хорошо всем понятны. Игрокам «Реала» вручили письма, содержание которых было разбито на подзаголовки, «Правило тренера I, правило тренера II». Когда команда играла на выезде, вводился комендантский час, опоздания не допускались, а основой нового рациона питания становились рыбные блюда. В раздевалке не должно было быть ни посторонних людей, ни мобильных телефонов, а игроки должны были ходить в голубых клубных пиджаках и белых брюках. Позже Капелло опроверг часто встречающиеся в прессе сообщения о том, что он якобы даже женский персонал клуба одел в униформу, чтобы оградить игроков от разрушительного зрелища соблазнительных форм. Фабио настаивал на том, что у него не было никакой необходимости так поступать, во‑ первых, потому, что в клубе в то время было очень мало женского персонала, а во‑ вторых, те дамы, которые ежедневно пересекались с игроками, провокационно не одевались. Вы сами можете видеть, каким образом рождался миф о его легендарной страсти к дисциплине, поскольку если бы здесь действительно была проблема, то можно поспорить, он избавился бы от нее самым решительным образом.

Например, каждое препирательство с судьей на поле, дорого стоящее команде, немедленно влекло за собой дисциплинарные меры. Позже Фабио объяснил: «Когда я был в Мадриде, то решил, что игроки должны выплачивать деньги – в виде штрафов, – если они получают карточки за несогласие с судьей, потому что это особенно глупо».

Капелло был жестким и требовательным с самого начала, частично потому, что основная угроза «Реала» на пути к чемпионскому титулу, «Барселона», подписала самого лучшего в мире молодого игрока того времени, бразильца Роналдо. Робби Робсон, бывший тренер сборной Англии, с удовольствием привел Роналдо из их общего в прошлом клуба, «ПСВ Эйндховен». Он считал, что Роналдо может стать даже лучше, чем Пеле.

У Капелло не было Роналдо, но у него была тройка результативных нападающих, которая вполне могла составить ему конкуренцию. У него был Давор Шукер, превосходный хорватский форвард, столь хорошо проявивший себя в Англии, на Евро‑ 96. Потом был Предраг Миятович, волевой черногорец, который десять лет спустя будет работать с Капелло в «Реале» в качестве спортивного директора. Миятович описывал методы Капелло как «болезненное, но необходимое лечение», что хорошо характеризует всю работу Фабио. И, наконец, в «Реале» был игрок, который станет самой яркой легендой этого трио, 19‑ летний испанец, которого звали Рауль, и кого позднее Капелло будет сравнивать с Уэйном Руни благодаря их общей обжигающей страсти к игре.

Рауль любил забивать голы, и Капелло хотел, чтобы этот юноша их забивал, даже если это означало необходимость прорезаться с левого фланга атакующей линии с тремя зубцами. Если бы только все футбольные идеи были так просты для понимания. Вспоминает Рауль: «Для клуба это было трудное время, но всегда самое главное для вас в футболе, чтобы вы быстро понимали, чего именно хочет от вас тренер, и он делал так, чтобы вы это понимали».

Получив от Капелло дополнительную уверенность в своих силах, Рауль будет продолжать забивать голы за «Реал» еще на протяжении 10 лет, установив новый снайперский рекорд. А потом в историю «Реала» впишет свое имя и Роберто Карлос, который перешел в клуб из миланского «Интера», став самым важным приобретением Капелло.

Любопытно, что нынешний тренер англичан, по общему мнению столь знаменитый скучным стилем, построенным на защите, заложил прекрасную основу для появления, возможно, самого атакующего защитника всех времен и самого результативного нападающего, какого когда‑ либо видел футбол. И не слишком‑ то много благодарности слышалось в словах Роберто Карлоса, когда он позднее рассказывал англичанам, чего им ждать от их нового тренера. «Не будет никакой зрелищности, будут бесконечные 1: 0, 1: 0, 1: 0… Но команда будет, и будет она хорошо организованной и сбалансированной на поле. И всегда выигрывающей».

Позже Фабио утверждал, что все команды, которые он в качестве тренера приводил к успеху, являлись некоторым отражением его собственного характера. Кларенсу Зеедорфу характер Капелло передавался с большим трудом, хотя 20‑ летний юноша был в восторге от перехода в «Реал Мадрид» после годичного пребывания в несравненно меньшем клубе, «Сампдории». Он вспоминает: «Переход в «Реал», в то время – самый крупный клуб в мире, был сбывшейся мечтой, потому что с самого своего детства я следил за «Реалом». Поэтому подписание с ним контракта было для меня особым событием». Однако Зеедорф, как и Капелло, уже был победителем Лиги чемпионов, и поэтому вполне уверенно высказывал свою точку зрения, даже тогда, когда босс и не думал его спрашивать. Точно так же он мог задавать вопросы, когда было очевидно, что Капелло не хочет на них отвечать. Каждый раз, когда Капелло давал Кларенсу распоряжения, бывшая звезда «Аякса» вопрошала: «Хорошо, но почему? » В конце концов Капелло потерял терпение и предупредил Зеедорфа: «Просто оставь все «почему» мне! Мне за них деньги платят! »

В том сезоне Капелло разоткровенничался с голландскими журналистами: «Что бы я ни сказал, Зеедорф всегда со мной спорит. Это все голландцы такие? » Противостояние игрока и тренера могло бы привести к образованию кране опасной трещины между ними, но нет, этого не случилось. Наоборот, создаваемое ими напряжение имело созидательный характер, за что Зеедорф позже был благодарен. Например, Кларенс был убежден, что знает, как наносить удар, но Капелло напоминал ему, что тому существует много различных способов, что бить можно разными местами стопы, и все это необходимо постоянно отрабатывать. Позже Зеедорф объяснял: «Одним из главных качеств Капелло была способность реализовывать все самое лучшее в своих игроках, вовлекая каждого в исполнение главной цели команды – забить гол. Он был жестким парнем, очень сильным, очень образованным. Он был одним из лучших тренеров, с которыми я работал в своей карьере. Он был очень, очень конкретен в том, что хотел увидеть от каждого игрока. Иногда он действительно доводил вас до пределов возможностей, но это, разумеется, всегда показывало свою эффективность».

Но с другой стороны, такой подход не всегда показывал зрелищность, потому что Капелло не был готов разбазаривать шансы на победу, предоставляя своим талантливым звездам полную свободу действий. Вся ирония заключалась в том, что Капелло продолжал играть с тремя игроками в передней линии, используя тактику, которая, как он, возможно, думал, должна была принести ему благосклонность пуристов, а также медаль тренерского сообщества за обнаружение способа заставить работать вместе всех трех нападающих. Арриго Сакки, часто критикующий работу Капелло в Испании, подтверждал: «Я помню, как он тренировал «Реал» в первый раз, они играли с атакующей «Большой тройкой»: Миятович, Шукер и Рауль. Поверьте моим словам: все это проще сказать, чем сделать! »

С балансом сил в команде, которая продолжала усиливаться и в середине зимы, все обстояло хорошо. Капелло привел в Мадрид из «Милана» Кристиана Пануччи, элегантного правого защитника. Позже он скажет: «Кристиан Пануччи – единственный футболист, с которым я поддерживаю отношения за пределами футбольного поля». В середине поля надежной стабилизирующей силой выступал аргентинец Фернандо Редондо, а юный Гути наносил на полотно яркие мазки.

Такой звездный подбор игроков помогал Фабио выигрывать чаще, чем проигрывать. И правда, за сезон они уступили только в трех матчах. Однако работал Капелло на президента клуба Лоренцо Санса, который, возможно, был бы счастлив пережить больше поражений, если бы случавшиеся победы оказывались приятнее для глаз. Это был «Реал Мадрид». Болельщики ожидали зрелищности и футбольного волшебства.

В конце сезона ребята Капелло забьют в общей сложности 85 мячей, при этом в среднем в неделю за один матч они будут забивать более одного гола. Однако «Барселона» закончит сезон со 102 голами только в Испанской лиге, и ее ослепительный футбол в начале сезона совершенно выбьет из колеи клубных иерархов, которым не хотелось бы видеть, как их смертельные противники затмевают «Реал».

У себя в Англии мы имеем обыкновение говорить, что турнирная таблица не врет, однако в Испании в том сезоне, похоже, турнирная таблица вообще не имела никакого значения. Санса начал показывать свое недовольство и вести себя так, что Капелло почувствовал, что ему демонстративно отказывают в уважении. Позже Капелло расскажет: «Содержание всех разговоров, которые мы вели, на следующий день я находил в газетах, даже если мы разговаривали без свидетелей. И то же самое происходило у меня с другими боссами клуба».

Капелло потом признается, что был близок к тому, чтобы уйти в середине сезона. И хотя он продолжил работать, он довел до общественности, что работать ему в Испании в десять раз тяжелее, чем в Италии. Каждый раз, когда распространялись слухи о скором увольнении дона Фабио, болельщики «Реала» могли посмотреть на турнирную таблицу Лиги Испании и напомнить себе, что искрометный стиль в футболе – еще не все. Они разделяли любовь президента клуба к зрелищной игре, но они также хотели, чтобы в борьбе за титул эта блестящая «Барселона» была побеждена, и по этой причине большинство болельщиков хотело, чтобы Капелло остался.

В это время в Милане Сильвио Берлускони узнал, что положение его бывшего тренера весьма неустойчиво, и задумался над вопросом, возможно ли заполучить его обратно. Оскар Табарес оказался большим разочарованием, а пришедшему ему на смену легендарному Сакки так и не удалось вернуть волшебство прошлого. Футбольный клуб «Милан» в том сезоне готовился выиграть дырку от бублика, и ничего больше. «Ситуация не столь драматична, как говорят, – криво улыбаясь, уверял в то время Берлускони, хотя в глубине души он знал, что это правда. – Все, что нам нужно, это результат и немного удачи. Возможно, поездка в Лурд (один из центров паломничества. – Прим. перев. ) сможет нам помочь».

Но хотя святая и не смогла решить проблем Берлускони, Сильвио считал, что знает человека, который сможет. Он думал о Капелло, своем прирожденном победителе, и размышлял над тем, получится ли у него вернуть былые славные дни. Но у Капелло были другие идеи, поскольку сам он начал вести переговоры с «Лацио». Однако в то время, о котором идет речь, Капелло решил сосредоточиться на событиях La Liga (Лиги Испании), хотя и продолжал жаловаться на то, что «невозможно прийти к согласию в разговорах с Сансой и его коллаборационистами».

Поскольку возвращение Капелло в «Милан» предсказывалось все чаще, Фабио отрицал, что уже готов переехать в свой старый дом, и пытался думать только о том, чтобы постараться отправить своего старого соперника, Робби Робсона, назад, в тень. В конце апреля «Реал Мадрид» возглавлял турнирную таблицу Ла Лиги с преимуществом в восемь очков над «Барселоной», идущей за ним следом. Когда Капелло среагировал на провокацию и практически против своей воли сделал объявление по поводу своего будущего, до конца чемпионата оставалось только семь матчей. Он услышал, что Санса уже переманивает в «Реал» тренера «Тенерифе», Хейнкенса Йозефа‑ Юппа.

По правде говоря, Капелло, возможно, ушел бы из «Реала» в любом случае, поскольку за кулисами «Лацио» прикладывал серьезные усилия, чтобы вернуть Фабио в Рим. Кроме того, ему не хотелось столкнуться с перспективой провести еще один сезон вместе с Сансой. Поэтому он публично заявил, что после окончания сезона покидает клуб. Когда фанаты «Реала» поняли, что Капелло уходит, они принялись осыпать его оскорблениями, не в последнюю очередь из‑ за неподходящего выбора времени для подобных заявлений. Они знали, что «Барселона» еще способна нагнать «Реал», и боялись, что из‑ за неопределенности в команде титул запросто уйдет в руки Робби Робсона и Роналдо. Капелло настаивал на том, что его команда проявит стойкость. «Игроки «Реала» – профессионалы, и мы останемся друг с другом вплоть до конца сезона», – убеждал он тех, кто был готов его слушать. А затем, говоря о себе в третьем лице, он добавил: «Проблемы Капелло – это его собственные проблемы, а не команды».

Но несмотря на все заверения Капелло, игроки, возможно, были раздосадованы или растревожены больше, чем он себе представлял, поскольку «Барселона», как и предсказывалось, начала продвигаться вперед. В конце турнира, однако, профессионализм Капелло одержал верх, его команда справилась с нервами и закончила сезон, опередив «Барселону» Робсона на два очка. Это было феноменальное достижение самого первого года, проведенного доном Фабио в Испании. Однако время покажет, что наследство, оставленное им «Реалу», оказалось еще более ценным.

Однако за кулисами футбольного мира разворачивались еще более драматичные события, закручиваясь вокруг тренерской карусели. Президент «Лацио» Серджо Краньотти приезжал в мадридский отель для встречи с Капелло, на которой пытался подписать с ним контракт на сезон 1997 – 98 годов. Он уехал, пребывая в уверенности, что получил практически все необходимое, и Капелло присоединиться к соперникам «Ромы», хотя на самом деле контракт он не подписал. Сын Серджо, Массимо Краньотти, бывший в то время исполнительным директором, вспоминал: «Мы думали, он приедет, он сказал, что хотел бы присоединиться к нам, и единственное, чего нам не хватало – его подписи на клочке бумаги. Мы даже приступили к обсуждению того, каких игроков он хотел бы купить на следующий сезон – это был целый проект».

Версия событий от Капелло несколько отличалась, поскольку в 2008 году его спросили об этом контракте, и он настаивал, что был в милях от того, чтобы подписывать с «Лацио» какие‑ либо соглашения. Насколько бы убедительной не была прелюдия «Лацио», она закончилась ничем: на сцену вступил Сильвио Берлускони. Человек, который дал Капелло возможность сделать первый шаг в тренерской работе, сумел задеть чувствительную струнку его души, проведя в уговорах 11 часов. Он рассказал Капелло, насколько сильно он нужен своему старому клубу, и не оставил у него никаких сомнений по поводу того, что пришло время отплатить за оказанную ему услугу: за то, что он получил шанс стать тренером. Человек из Пьериса в конце концов склонился перед волей Берлускони. Позже Капелло подтвердил: «Лацио» проявлял ко мне интерес, когда меня позвал мистер Берлускони, я, осознавая свои обязательства перед прошлым, согласился принять его предложение. Это было очень большой ошибкой, самой большой в моей карьере. Никогда не возвращайтесь назад, туда, где вы уже были».

Те, кто ошибочно думал, что Капелло согласился вернуться еще несколько месяцев назад, получили возможность утверждать, что они оказались все‑ таки правы. «Лацио» был ошеломлен поступившими новостями. «Мы были очень удивлены, когда узнали, что Капелло поменял свое решение, – заявил Массимо Краньотти. – Но мы не рассердились, поскольку понимали, что он сделал это в основном из‑ за оставшегося у него чувства долга перед Берлускони. Кроме того, на место Капелло мы сумели заполучить Свена‑ Ёрана Эрикссона. И он практически сразу начал выигрывать для нас трофеи».

Футбол, как говорится, – это забавная старая игра. Если бы Капелло отправился в «Лацио» вместо того, чтобы вернуться в «Милан», очевидно, Эрикссон никогда бы не получил возможность наслаждаться успехом, которого он достиг вместе с «Лацио». Поэтому результаты Эрикссона, возможно, были бы недостаточными для того, чтобы привлечь внимание Футбольной ассоциации Англии, и Свен мог бы никогда не стать тренером английской сборной. Стал бы в таком случае преемником Кевина Кигана Фабио Капелло? Возможно, Англия так и не свернула бы на спорный путь выбора иностранного специалиста на пост главного тренера национальной сборной.

В середине июня 1997 года Фабио был объявлен новым тренером футбольного клуба «Милан», договор с ним вступал в силу 1 июля. В команде оставалось еще много знакомых ему лиц, его ожидающих. Паоло Мальдини, Алессандро Костакурта, Деметрио Альбертини, Звонимир Бобан и другие игроки готовились к его возвращению. Удивительно, но Бобан говорил мне, будто самый жесткий человек футбольного мира в Испании, похоже, смягчился. «Физическая подготовка была недостаточной, – сказал Бобан. – Обычно мы тренировались интенсивнее и дольше. Но я думаю, что в «Реале» все делалось в другом ритме, «по‑ испански», и Капелло вернулся с несколько расслабленным отношением к физической подготовке команды. Мы не работали столько, сколько нам следовало бы, и вскоре дела пошли так, будто ситуация ускользает из‑ под контроля Капелло. Он не понимал, что происходит, и в этом заключалась одна из его ошибок. Однако, с моей точки зрения, «Милан» как команда никогда не отличался бойцовым характером, он всегда полагался на подготовку и профессионализм как на главные свои достоинства, а в том году их, очевидно, стало меньше».

Тренировочный режим, возможно, и казался более расслабленным молодым игрокам, но в команде был и Франко Барези, виртуозный свободный защитник, которому было уже 37 лет. Он должен был понимать, что его перспективы весьма туманны. У него не сохранилось приятных воспоминаний об этом периоде. «Для Капелло сезон 1997 – 98 годов не был удачным временем, мы потеряли некоторое «чувство», которое до этого имели. Но я сам понял, что настало для меня время уйти из игры. Это было мое решение, Фабио не нужно было принимать его за меня».

Итальянцы используют английское слово «feeling» (чувство), чтобы описать особую гармонию в отношениях или привязанность. Если Барези говорит, что оно ушло, с большой долей вероятности остальные ветераны «Милана» испытывали сходные ощущения. После ухода Барези капитаном команды стал Паоло Мальдини. Однако Бобан не был уверен в том, что будущая легенда готов столкнуться с теми же вызовами, с которыми разбирался человек, повесивший бутсы на гвоздь. «Паоло был молод, он не был прирожденным капитаном или же лидером от природы, – объяснял Звонимир. – Хотя позже он и станет великим капитаном. Первый год был трудным, поскольку он еще искал себя в роли лидера команды. Он еще не был тем, кем должен был стать, чтобы быть нашим лидером».

Игроки в раздевалке, судя по всему, больше не демонстрировали того стремления хорошо играть для Фабио, как это было в прошлом. Его возвращение в клуб воспринималось как шаг назад во всех отношениях. «Я никогда не был любителем разогретого супа, он всегда оказывается плох, – сказал Бобан. – И вы не можете просто вернуться туда, откуда ушли, включить свет и увидеть все на своих местах».

Очевидно, деньги тоже не были решением, потому что Берлускони, стараясь исправить ситуацию, в течение лета вложил в клуб большую сумму. К команде присоединился Патрик Клюйверт, блестящий молодой нападающий «Аякса», чей победный гол стоил «Милану» титула победителя Лиги чемпионов 1995 года. Но впечатлить элегантного защитника «Милана», Алессандро Костакурту, Патрику не удалось: «Клюйверт и Винстон Богард (земляк Клюйверта, новое приобретение «Милана») думали, что в футболе они уже профессора, но они ими не были». Джордж Веа все еще оставался в «Милане» и пытался вернуться на прошлые высоты, но давалось это ему с большим трудом. Бразильский ас Леонардо принес с собой нотку волшебства, но прибыл он с таким количеством других новичков, что команда начала терять собственную идентичность. Кристиан Циге, Андреас Андерссон, Йеспер Блумквист, Ибрагим Ба, Жампьеро Маини, Массимо Таиби, Штейнер Нильсен, Маурицио Ганц и Филиппо Маньеро – все они вошли в команду перед проблемным сезоном или в ходе его. Неудивительно, что команда никак не склеивалась.

Между некоторыми старыми игроками «Милана» и неожиданно появившимися новичками возникли некоторые трения. Позже Капелло вспоминал: «Я прибыл туда, оставив «Реал Мадрид», и нашел команду, которой я не строил. Дела здесь шли совсем не так. Я обнаружил себя тренирующим команду, которую создавали другие».

В октябре разочарование Капелло вырвалось наружу – он заработал дисквалификацию на один матч, как говорили, за то, что в конце встречи «Милана» с «Лечче» выкрикивал неуважительные замечания. Также он должен был заплатить штраф в размере 2000 фунтов, хотя и считал наказание несправедливым. В первую свою эру в «Милане» этот человек не сделал фактически ничего предосудительного, но теперь, похоже, он был менее счастлив на своей работе.

Однако у Кристиана Циге все же сохранились позитивные воспоминания о Капелло того времени. Он опровергает мнение о том, что брожение в команде началось из‑ за скучного футбола, исповедуемого Капелло. «Капелло любил, когда игроки понимали свои задачи в защите, – спорит он. – Но когда его команда атаковала, он ждал от них также и воплощения их собственных идей. Я, без сомнения, не могу согласиться с теми, кто утверждает, что команды Капелло лишены свободы самовыражения. Когда я играл в «Милане», у нас были Джордж Веа, Леонардо и Звонимир Бобан, футболисты, которые точно были способны внести в игру разнообразие».

 

Однако в тот сезон они этого не делали, и Циге, похоже, в своем восхищении боссом оказался в меньшинстве. Иногда самовыражение не ограничивалось пределами футбольного поля. За кулисами команды разгорались ссоры, оставляющие о себе незаживающие шрамы. Деян Савичевич, который в то время в команде практически не играл и должен был скоро ее покинуть, объясняет многое: «Фабио Капелло со многими был таким человеком, с которым вы могли сильно разругаться, на следующий день помириться и забыть обо всех обидах. Таким был он, таким был я, но в некоторых других случаях все происходило не так. Я не собираюсь называть имен, но не уверен, что взаимоотношения Капелло с некоторыми итальянскими игроками, сложившиеся в последний его год в «Милане», можно будет когда‑ нибудь исправить».

Одной из проблем Капелло был Эдгар Давидс, блестящий голландец, перешедший в «Милан» из «Аякса» в 1996 году. Из‑ за его гигантского самомнения он так и не стал любимым игроком своего тренера, а также и многих других членов команды. Костакурта однажды сказал: «С моей точки зрения, Давидс был одним из самых разочаровывающих игроков, пришедших в клуб, потому что он был одним из тех, кто труднее всего входил в коллектив». Слово «компромисс», похоже, было пропечатано в словаре Давидса не отчетливее, чем в словаре Капелло. Их рабочее сотрудничество продлилось всего несколько месяцев, и даже они были испорчены проблемами, вызванными травмой игрока. Капелло не думал, что Давидс готов добиться успеха, поскольку все еще с трудом восстанавливал форму, а полузащитника все больше и больше расстраивал и разочаровывал недостаточный его прогресс в клубе. Темпераментный Эдгар был продан в «Ювентус» в январе 1998 года, и словно для того, чтобы насолить Капелло, он прекрасно показал себя в новом клубе практически с самого своего там появления.

Капелло опровергал все предположения по поводу потери им авторитета в команде. Несмотря на наличие симптомов внутреннего разлада были и факты, свидетельствующие о том, что некоторые игроки продолжали полностью для него выкладываться. Вот один репортаж, датированный мартом 1998 года: «Джордж Веа отважно сражался, чтобы 200‑ й матч, проводимый Фабио Капелло на тренерской скамье «Милана», был отмечен победой в Брешии. Минута в минуту перед окончанием первого тайма он сравнял счет после забитого на 41‑ й минуте пенальти Дарио Хюбнером, набросившись на мяч, ушедший в результате неудачной попытки Джовани Червоне его удержать после удара Патрика Клюйверта. После перерыва Веа пробежал с мячом 40 метров, прежде чем добавить за «Милан» второй гол к общему счету. Однако либериец сбросил со счетов Патрика Биззаро, который забил свой первый гол в Серии А и сравнял счет на 70‑ х минутах встречи».

Итак, даже когда у Веа все же выдается день, который вызывает в памяти моменты его лучшей игры, игры неудержимого нападающего, непроходимая в прошлом защита «Милана» не может прикрыть свои ворота. Команда сыграла огромное количество матчей вничью, но не это было самой большой проблемой. Капелло также и проиграл слишком много матчей, больше, чем когда бы то ни было. По правде говоря, статистика сезона 1997 – 98 годов была мрачнейшим чтением по стандартам «Милана». «Милан» финишировал на десятом месте в турнирной таблице, проиграв 12 матчей и выиграв только 11. Терпеть поражения от соперников чаще, чем у них побеждать, было неслыханным делом в клубе Берлускони.

Поражение от «Ювентуса» со счетом 4: 1 было особенно унизительно, и не в последнюю очередь потому, что в конце игры Капелло был удален с тренерской скамьи за высказываемые им протесты. «Кроме собственно протестов я был удален за свои слова о том, что мяч был вне игры (перед одним из голов «Ювентуса»), – заметил Капелло. – Удаление за это кажется мне чрезмерным, особенно учитывая, что боковой судья поднял флаг, но затем снова его опустил».

Однако колесница судьбы Фабио очевидно теряла свои колеса. И если у Фабио еще теплились какие‑ то надежды сохранить свое положение в клубе, 3 мая 1998 года на стадионе «Олимпико» они испарились. «Рома» разгромила «Милан» со счетом 5: 0. Для фанатов «россонери» это было уже слишком. Финал Итальянского кубка также не принес утешительного приза, поскольку шаткое преимущество, полученное после победы над «Лацио» на «Сан‑ Сиро» со счетом 1: 0, было уничтожено в ответном матче в Риме, где «Милан» был снесен: 3: 0.

Позже Фабио жаловался: «Лацио получил право на пенальти за нарушение, которое было сделано в двух метрах от штрафной, и это просто убило нас». В важном матче Капелло потерпел поражение от команды, присоединение к которой в качестве тренера рассматривал предыдущим летом. Фанаты «россонери» не видели в этом ничего забавного, они просто пребывала в ярости. К концу сезона начались демонстрации болельщиков, случались неприятные сцены. «Да, возможно, они несколько хватили через край, – заметил Сильвио Берлускони. – Но как болельщик, я хотел бы иметь право на выражение своего мнения».

В этот момент Капелло должен был понять, что ему практически указали на дверь. И далеко не в первый раз за предыдущую пару лет он должен был чувствовать себя как матадор, утративший расположение толпы и освистываемый ею, несмотря на всю свою упрямую отвагу. По крайней мере, в этой схватке он не рисковал жизнью. Однако под ударом оказалась его репутация, и протесты должны были больно ранить его гордость – особенно когда он видел, что вытворяют на поле его бывшие подопечные из «Реала».

В разительном контрасте с провалом, незнакомый вкус которого испробовал Капелло в «Милане», собранные им в «Реале» звезды теперь штурмом брали высоты европейского футбола, и этого он не мог не замечать. Фабио заложил основу того гламурного футбола, который всегда хотели видеть его нетерпеливые испанские работодатели. «Реал Мадрид» даже выиграл Лигу чемпионов, победив в финале «Ювентус» со счетом 1: 0. Официальные лица клуба не думали, что происходящим они обязаны преемнику Фабио, Юппу Хейнкесу, поскольку вскоре тот был отправлен в отставку. Поскольку горячее место в «Реале» оставалось вакантным, имя Капелло все чаще связывали с возможностью возвращения в Мадрид. Однако Фабио в Мадрид не собирался, по крайней мере, не в ближайшие годы. В «Милане» он тоже не остался бы, потому что Берлускони его уволил за день до финала Лиги чемпионов.

«Я ушел, они меня выставили», – такой итог позднее подвел Фабио его последнему печальному сезону в «Милане». Паоло Мальдини вспоминает: «Это правда, что наши с Капелло пути разошлись не самым лучшим образом. Но вы не можете просто перечеркнуть все, что пережили за годы, проведенные вместе». Оглядываясь назад, Капелло вспоминал о «Реале»: «Они меня уволили, и через год с командой, которую я построил для них, выиграли Лигу, ха, ха, ха! А это была моя команда! Ха, ха! » Ирония состояла в том, что «Милан» образца 1997 – 98 годов им никогда таковым по‑ настоящему не воспринимался.

Но со временем Капелло найдет себе место на тренерской скамье других итальянских клубов. И когда он вернется в Серию А, он будет стараться утереть нос всем тем, кто указал ему на дверь. Задачи такого рода приходятся Капелло по вкусу.

 

Глава 14


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь