Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сын мой, я вкратце описал тебе Верховную Личность Бога, который творит проявленные миры. Помимо Него, Господа Хари, нет иных причин материального и идеального бытия.



 

КОММЕНТАРИЙ: Как правило, мы имеем дело только с временным, материальным миром и обусловленными душами, которые пытаются господствовать над ним, поэтому Брахмаджи объясняет Нараде, то преходящий материальный мир является творением внешней энергии Господа, а обусловленные души, борющиеся в нем за существование, - пограничной энергией Верховного Господа, Личности Бога. Единственная причина всей деятельности, которую мы видим в материальном мире, - это Он, Хари, Верховный Господь, являющийся изначальной причиной всех причин. Однако это не значит, то Сам Господь существует в безличной форме. Он находится вне всех этих взаимодействий внешней и пограничной энергии. В «Бхагавад-гите» (9.4) подтверждается, то Господь присутствует везде и всюду только в форме Своих энергий. Все проявленное в мире покоится на Его энергии, но Он, как Верховная Личность Бога, всегда находится вне всего сущего. Энергия и источник энергии одновременно едины и отличны друг от друга.

Верховного Господа нельзя осуждать за создание этого исполненного страданий и скорби мира, как нельзя порицать царя за существование в его государстве тюрем. Тюрьма - это неотъемлемая составная часть государственной структуры, предназначенная для тех, кто не подчиняется законам государства. Подобно этому, исполненный страданий материальный мир является временным творением Господа, которое предназначено для тех, кто забыл Его и пытается господствовать над иллюзорным мирозданием. Однако Господь всегда хочет вернуть падшие души домой, к Богу, и предоставляет обусловленным живым существам все возможности для этого: дает им авторитетные священные писания, посылает Своих представителей и приходит в этот мир Сам в форме Своих воплощений. Поскольку Господь непосредственно не привязан к материальному миру, Его нельзя осуждать за то, что Он его создал.

 

 

Стих 51

इ द ं भ ा ग व त ं न ा म य न ् म े भ ग व त ो द ि त म ् ।
स ङ ् ग ् र ह ो ऽ य ं व ि भ ू त ी न ा ं त ् व म े त द ् व ि प ु ल ी क ु र ु ॥ ५ १ ॥

идам бхагаватам нама
йан ме бхагаватодитам
санграхо 'йам вибхутинам
твам этад випули куру

идам - эта; бхагаватам - наукой о Боге; нама - именуемая; йат - то, то; ме - мне; бхагавата - Личностью Бога; удитам - просвещенному; санграхах - сгусток; айам - Его; вибхутинам - разнообразных энергий; твам - ты; этат - эту науку о Боге; випули - разработай; куру - сделай это.

 





О Нарада, «Шримад-Бхагаватам», наука о Боге, был в сжатой форме поведан мне Верховной Личностью Бога. Эта наука, открытая мне, вобрала в себя все многообразные энергии Господа. Ты же, пожалуйста, разработай эту науку в деталях.

 

КОММЕНТАРИЙ: «Бхагаватам», поведанный Верховной Личностью Бога в сжатом виде - в тех пяти или шести стихах, которые приводятся далее, - является наукой о Боге и представляет собой проявление энергии Личности Бога. Поскольку Бог абсолютен, Он неотличен от науки о Боге - «Шримад-Бхагаватам». Эту науку поведал Брахмаджи Сам Господь, а тот передал ее Нараде, который в свою очередь велел Шриле Вйасадеве изложить ее более детально. Итак, трансцендентная наука о Верховном Господе - не плод умозаключений мирских спорщиков, а чистое, вечное, совершенное знание, на которое не распространяется влияние материальных гун. Таким образом, «Бхагавата-пурана» представляет собой непосредственное воплощение Самого Господа в форме трансцендентного звука, и получать это знание следует от истинного представителя Господа, принадлежащего к цепи ученической преемственности, которая восходит к Самому Господу, передавшему это знание Брахмаджи. Брахмаджи передал его Нараде, Нарада - Вйасе, Вйасадева - Шукадеве Госвами, а Шукадева Госвами - Суте Госвами; так зрелый плод древа Вед бережно передается из рук в руки и доходит до нас в целости и сохранности, но, если бы он сорвался с высокой ветки и упал на землю, он бы неминуемо разбился. Поэтому, до тех пор пока человек не узнает науку о Боге от Его истинного представителя, стоящего в цепи ученической преемственности, ему будет чрезвычайно трудно понять ее. «Бхагаватам» ни в коем случае нельзя слушать из уст профессиональных чтецов, которые зарабатывают себе на жизнь, удовлетворяя чувства своих слушателей.

 

 

Стих 52

य थ ा ह र ौ भ ग व त ि न ृ ण ा ं भ क ् त ि र ् भ व ि ष ् य त ि ।
स र ् व ा त ् म न ् य ख ि ल ा ध ा र े इ त ि स ङ ् क ल ् प ् य व र ् ण य ॥ ५ २ ॥

йатха харау бхагавати
нринам бхактир бхавишйати
сарватманй акхиладхаре
ити санкалпйа варнайа

 

йатха - так же как; харау - Личности Бога; бхагавати - Господу; нринам - для людей; бхактих - преданное служение; бхавишйати - просветятся; сарва-атмани - Абсолютное Целое; акхила- адхаре - суммум бонум; ити - таким образом; санкалпйа - с решимостью; варнайа - опиши.

 





Наберись решимости и опиши эту науку о Боге так, чтобы человек смог встать на путь трансцендентного преданного служения Личности Бога Хари - Сверхдуше всех живых существ, которая является высшим благом, средоточием и источником всех энергий.

 

КОММЕНТАРИЙ: В «Шримад-Бхагаватам» изложена философия преданного служения и дан научный анализ взаимоотношений человека с Верховной Личностью Бога. До наступления века Кали, чтобы постичь Господа и Его энергии, не нужно было прибегать к помощи подобной книги, но с наступлением века Кали в обществе постепенно распространились четыре основных греха: недозволенные связи с женщинами, употребление одурманивающих средств и наркотиков, азартные игры и неоправданное убийство животных. Тот, кто совершает эти грехи, постепенно забывает о своих вечных взаимоотношениях с Богом. Так все человеческое общество поразила своего рода слепота, лишившая людей возможности видеть конечную цель жизни. Смысл жизни заключается вовсе не в том, чтобы вести беззаботное, животное существование и в более изощренных формах заниматься четырьмя видами животной деятельности: есть, спать, обороняться и совокупляться. Для таких ослепших людей, пребывающих во тьме невежества, «Шримад-Бхагаватам» служит факелом, позволяющим им увидеть мир в истинном свете. Это определило необходимость последовательного изложения науки о Боге, начиная с сотворения физического мира.

Как мы уже объясняли, наука о Боге изложена в «Шримад-Бхагаватам» так строго и безукоризненно, то каждый, кто искренне изучает его, может постичь науку о Боге, просто внимательно читая «Шримад-Бхагаватам» или регулярно слушая его из уст человека, сведущего в этой науке. Все стремятся к счастью, однако в нынешний век люди в слепоте своей не видят, что единственный источник счастья - это Верховный Господь, потому то Он является изначальным источником всего сущего (джанмадй асйа йатах). Совершенное, ничем не омраченное счастье можно обрести только в общении с Ним, служа Ему с любовью и преданностью. И только благодаря общению с Ним можно избавиться от страданий материального бытия. Великая наука, изложенная в «Шримад- Бхагаватам», способна помочь даже тем, кто одержим желанием наслаждаться в материальном мире, - в конце концов и они обретут то, чего желают. Поэтому духовный учитель Нарады просит его или, вернее, приказывает ему изложить эту науку последовательно и со всей решимостью. Нарада никогда не получал совета проповедовать учение «Бхагаватам» с целью заработать себе на жизнь. Его духовный учитель требовал, чтобы он отнесся к порученному ему делу со всей серьезностью, видя в этом миссию своей жизни.

 

 

Стих 53

म ा य ा ं व र ् ण य त ो ऽ म ु ष ् य ई श ् व र स ् य ा न ु म ो द त ः ।
श ृ ण ् व त ः श ् र द ् ध य ा न ि त ् य ं म ा य य ा त ् म ा न म ु ह ् य त ि ॥ ५ ३ ॥

майам варнайато 'мушйа
ишварасйанумодатах
шринватах шраддхайа нитйам
майайатма на мухйати

 

майам - деятельность внешней энергии; варнайатах - описывая; амушйа - Господа; ишварасйа - Личности Бога; анумодатах - так оценивая; шринватах - так слушая; шраддхайа - с верой; нитйам - постоянно; майайа - иллюзорной энергией; атма - живое существо; на - никогда; мухйати - не впадает в заблуждение.

 





Деяния Господа, связанные с Его разнообразными энергиями, нужно описывать, оценивать и слушать, следуя наставлениям Верховного Господа. Делая это постоянно с преданностью и благоговением, человек непременно освободится от влияния иллюзорной энергии Господа.

 

КОММЕНТАРИЙ: Научный подход к изучению какого-либо предмета в корне отличается от сентиментального отношения фанатиков. Фанатики и глупцы иногда считают, что деятельность Господа, связанная с Его внешней энергией, не достойна их внимания, и мнят себя избранниками, имеющими доступ в царство Его внутренней энергии, но на самом деле деяния Господа, связанные с Его внешней энергией так же величественны, как и Его деяния, связанные с внутренней энергией. Более того, тем, кто еще не полностью освободился от пут внешней энергии Господа, рекомендуется регулярно и с благоговением слушать повествования о деяниях Господа, связанных с Его внешней энергией. Лишь по своей глупости они переходят к повествованиям о деятельности Его внутренней энергии, внушив себе, то их интересуют только такие проявления внутренней энергии Господа, как Его раса-лила. Самозванные чтецы «Бхагаватам» очень любят рассказывать о деятельности внутренней энергии Господа, а псевдопреданные, поглощенные материальными чувственными наслаждениями, ведут себя так, как будто достигли уровня освобожденных душ, и потому падают еще ниже, все больше запутываясь в сетях внешней энергии.

Некоторые из них думают, то слушать об играх Господа - значит слушать повествования о Его развлечениях с гопи или о том, как Он поднял холм Говардхана, и с пренебрежением относятся к полным экспансиям Господа (пурушаватарам) и Их играм в процессе сотворения, поддержания и разрушения материальных миров. Однако истый преданный понимает, то между играми Господа в раса-лиле и Его играми в процессе сотворения, поддержания и уничтожения материального мира нет никакой разницы. Более того, описания деяний Господа в образе пурушаватар предназначены именно для тех, кто запутался в сетях внешней энергии. Описания раса-лилы предназначены для освобожденных, а не для обусловленных душ. Поэтому обусловленные души должны с преданностью и благоговением слушать повествования об играх Господа, связанных с Его внешней энергией, и для них это занятие будет столь же благотворно, как для освобожденных душ - слушание о раса-лиле. Обусловленная душа не должна слепо подражать освобожденным душам. Господь Шри Чаитанйа никогда не позволял Себе слушать рассказы о раса-лиле Господа в присутствии непосвященных.

«Шримад-Бхагаватам» представляет собой науку о Боге, и первые девять песней этого произведения подготавливают читателя к восприятию десятой. Более подробно это будет объяснено в последней главе Второй песни, а еще подробнее - на страницах Третьей песни. Таким образом, чистый преданный Господа должен начинать читать или слушать «Шримад-Бхагаватам» с самого начала, а не с Десятой песни. Некоторые так называемые преданные несколько раз просили нас приступить сразу к Десятой песни, но мы всякий раз отказывали им, поскольку хотим представить «Шримад-Бхагаватам» как науку о Боге, а не превращать его во фривольное произведение, написанное для удовольствия обусловленных душ. Такие авторитеты, как Шри Брахмаджи, запрещают делать это. Читая и слушая «Шримад-Бхагаватам» как научное произведение, обусловленные души смогут освободиться от влияния иллюзорной энергии, основанного на чувственном наслаждении, и постепенно достигнут высот трансцендентного знания.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к седьмой главе Второй песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Регулярно приходящие воплощения Господа и их особые миссии».

 

Шримад-бхагаватам

Песнь Вторая

Глава Восьмая

Вопросы Царя Парикшита

 

 

Стих 1

 

र ा ज ो व ा च
ब ् र ह ् म ण ा च ो द ि त ो ब ् र ह ् म न ् ग ु ण ा ख ् य ा न े ऽ ग ु ण स ् य च ।
य स ् म ै य स ् म ै य थ ा प ् र ा ह न ा र द ो द े व द र ् श न ः ॥ १ ॥



Раджовача

брахмана чодито брахман
гунакхйане 'гунасйа ча
йасмаи йасмаи йатха праха
нарадо дева-даршанах

раджа - царь; увача - спросил; брахмана - от Господа Брахмы; чодитах - получив наставления; брахман - о ученый брахман (Шукадева Госвами); гуна-акхйане - в описании трансцендентных качеств; агунасйа - Господа, не имеющего материальных качеств; ча - и; йасмаи йасмаи - и которого; йатха - так же, как; праха - объяснял; нарадах - Нарада Муни; дева-даршанах - слушать которого то же, что слушать кого-либо из полубогов.

 




Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: Каким образом Нарада Муни, слушать которого такая же удача, как слушать Господа Брахму, описал трансцендентные качества Господа, не имеющего материальных качеств, и кто были его слушатели?

КОММЕНТАРИЙ: Непосредственным учителем Деварши Нарады был Брахмаджи, которого наставлял Сам Верховный Господь, поэтому наставления, которые Нарада дает своим многочисленным ученикам, практически не отличны от наставлений Верховного Господа. Таков путь постижения ведического знания. Оно исходит от Господа и распространяется в мире, передаваясь по цепи ученической преемственности. Но еще никто и никогда не получил ведическое знание от спекулятивных философов. Итак, где бы ни появился Нарада Муни, он действует как уполномоченный представитель Господа, и потому его появление равносильно явлению Самого Верховного Господа. Аналогично этому, цепь ученической преемственности считается истинной, если трансцендентные указания передаются по ней без искажений, а критерий истинности духовных учителей таков: наставления авторитетов, стоящих в цепи ученической преемственности, не должны отличаться от изначальных наставлений Господа Своему преданному. О том, как Нарада Муни распространял трансцендентное знание о Господе, будет рассказано в последующих песнях.

Кроме того мы узнаем, что Господь существовал до материального творения, а следовательно, Его трансцендентное имя, качества и т.д. не имеют отношения ни к каким материальным качествам. Поэтому, когда Господа называют агуной, то есть не имеющим качеств, это не значит, что их у Него вообще нет. В данном случае имеется в виду, что у Него отсутствуют материальные качества, то есть качества благости, страсти и невежества, присущие обусловленным душам. Он трансцендентен к любым материальным представлениям и потому Его называют агуной.

 

 

Стих 2

ए त द ् व े द ि त ु म ि च ् छ ा म ि त त ् त ् व ं त त ् त ् व व ि द ा ं व र ।
ह र े र द ् भ ु त व ी र ् य स ् य क थ ा ल ो क स ु म ङ ् ग ल ा ः ॥ २ ॥

этад ведитум иччхами
таттвам таттва-видам вара
харер адбхута-вирйасйа
катха лока-сумангалах

этат - эту; ведитум - понять; иччхами - хочу; таттвам - истину; таттва-видам - из тех, кому известна Абсолютная Истина; вара - о лучший; харех - Господа; адбхута-вирйасйа - обладающего удивительными энергиями; катхах - повествования; лока - для всех планет; су-мангалах - благоприятный.

 

Царь сказал: Я хочу постичь истину. Повествования о Господе, обладающем удивительными энергиями, вне всякого сомнения, благотворны для всех живых существ, на каких бы планетах они ни обитали.

 

КОММЕНТАРИЙ: «Шримад-Бхагаватам», состоящий из повествований о деяниях Верховного Господа, несет благо всем живым существам, на какой бы планете они ни жили. Тот, кто считает «Шримад-Бхагаватам» сектантским писанием, глубоко заблуждается. «Шримад-Бхагаватам», безусловно, очень дорог всем преданным Господа, но и непреданные могут извлечь из него пользу, потому что даже они получат возможность вырваться из плена материальной энергии, если внимательно и с преданностью будут слушать «Шримад-Бхагаватам» из уст истинного представителя Господа, принадлежащего к цепи ученической преемственности.

 

 

Стих 3

क थ य स ् व म ह ा भ ा ग य थ ा ह म ख ि ल ा त ् म न ि ।
क ृ ष ् ण े न ि व े श ् य न ि ः स ङ ् ग ं म न स ् त ् य क ् ष ् य े क ल े व र म ् ॥ ३ ॥

катхайасва махабхага
йатхахам акхилатмани
кришне нивешйа нихсангам
манас тйакшйе калеварам

 

катхайасва - пожалуйста, продолжай рассказывать; махабхага - о великий счастливец; йатха - так, чтобы; ахам - я; акхила- атмани - в Верховную Душу; кришне - в Господа Шри Кришну; нивешйа - поместив; нихсангам - свободный от материальных качеств; манах - ум; тйакшйе - мог оставить; калеварам - тело.

 









О счастливейший Шукадева Госвами, продолжай же рассказывать «Шримад-Бхагаватам», чтобы я мог сосредоточить свой ум на Верховной Душе, Господе Кришне, и, избавившись от всех материальных качеств, оставить это тело.

КОММЕНТАРИЙ: Погрузиться в слушание трансцендентных повествований «Шримад-Бхагаватам» - значит постоянно общаться с Верховной Душой, Шри Кришной. А постоянно общаться с Верховным Господом Кришной - значит избавиться от материальных качеств. Господь Кришна подобен солнцу, а материальная скверна - тьме. Как солнце рассеивает тьму, так и постоянное общение с Господом Шри Кришной освобождает от скверны материальных качеств. Осквернение материальными качествами является причиной повторяющихся рождений и смертей, а свобода от материальных качеств является признаком трансцендентного бытия. По милости Шукадевы Госвами, поведавшего царю, что высшее совершенство жизни - помнить о Нарайане в момент смерти, Махараджа Парикшит постиг тайну освобождения и стал совершенной душой. Махараджа Парикшит должен был оставить тело по истечении семи дней, и потому решил постоянно помнить о Господе, слушая содержащиеся в «Шримад-Бхагаватам» истории о Нем, чтобы оставить тело с полным сознанием присутствия Господа Шри Кришны, Верховной Души.

Слушать «Шримад-Бхагаватам» в изложении профессиональных чтецов и слушать его из уст Шукадевы Госвами, как делал Махараджа Парикшит, - далеко не одно и то же. Махараджа Парикшит был душой, постигшей Абсолютную Истину, Шри Кришну, Личность Бога, чего нельзя сказать о корыстных материалистах, которые рассчитывают извлечь какую-либо материальную выгоду из своего так называемого слушания «Шримад-Бхагаватам». Те, кто слушает «Шримад-Бхагаватам» из уст профессиональных чтецов, безусловно, смогут осуществить свои материальные желания, но это еще не значит, что такой спектакль, длящийся неделю, можно приравнивать к слушанию «Бхагаватам» Махараджей Парикшитом.

Здравомыслящий человек должен слушать «Шримад-Бхагаватам» из уст осознавшей себя души и не давать обмануть себя профессионалам. Кроме того, слушать «Шримад-Бхагаватам» нужно до конца своей жизни, тогда мы действительно сможем вступить в трансцендентное общение с Господом и обрести освобождение в результате этого слушания.

К тому времени Махараджа Парикшит уже порвал все связи с царством и семьей - самым привлекательным из того, что может быть в жизни материалиста, - но все еще ощущал свое материальное тело. Теперь с помощью постоянного общения с Господом он хотел освободиться и от этих оков.

 

 

Стих 4

श ृ ण ् व त ः श ् र द ् ध य ा न ि त ् य ं ग ृ ण त श ् च स ् व च े ष ् ट ि त म ् ।
क ा ल े न न ा त ि द ी र ् घ े ण भ ग व ा न ् व ि श त े ह ृ द ि ॥ ४ ॥

шринватах шраддхайа нитйам
гринаташ ча сва-чештитам
калена натидиргхена
бхагаван вишате хриди

 

шринватах - тех, кто слушает; шраддхайа - с доверием; нитйам - постоянно, всегда; гринатах - усваивая содержание; ча - также; сва-чештитам - со старанием; калена - течение; на - не; ати-диргхена - очень продолжительное время; бхагаван - Личность Бога, Шри Кришна; вишате - проявляется; хриди - в сердце.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь