Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В сердцах тех, кто постоянно слушает «Шримад-Бхагаватам» и старается понять то, о чем в нем идет речь, очень скоро проявится Личность Бога Шри Кришна.



 

КОММЕНТАРИЙ: Псевдопреданные, то есть преданные-материалисты, горят желанием увидеть Господа лично, не обладая необходимыми для этого качествами. Такие третьесортные преданные должны понять раз и навсегда, что до тех пор пока у человека остаются материальные привязанности, он не сможет увидеть Господа. Способность видеть Господа - это не такая дешевая вещь, чтобы профессиональный чтец «Бхагаватам» мог наградить ею псевдопреданного-материалиста. Профессионалы никому не могут дать трансцендентного видения, поскольку не достигли освобождения сами и не заинтересованы в освобождении своих слушателей. Ими движет лишь желание сохранить свой материальный статус, семейные привязанности и заработать на своем искусстве побольше денег. Махарадже Парикшиту оставалось жить не более семи дней, однако другим он советует слушать «Шримад-Бхагаватам» постоянно, нитйам, с усердием и преданностью. Это даст человеку возможность в скором времени увидеть Господа Шри Кришну в своем сердце.

И все же псевдопреданные думают, что они могут увидеть Господа, не утруждая себя регулярным слушанием «Шримад-Бхагаватам» и не отказываясь от корыстных материальных желаний. Им кажется, что для этого достаточно одной их прихоти. Однако это не тот способ, который рекомендуют авторитеты, в частности Махараджа Парикшит, выслушавший весь «Шримад-Бхагаватам» и получивший все благо, которое может принести человеку слушание этого великого произведения.

 

 

Стих 5

प ् र व ि ष ् ट ः क र ् ण र न ् ध ् र े ण स ् व ा न ा ं भ ा व स र ो र ु ह म ् ।
ध ु न ो त ि श म ल ं क ृ ष ् ण ः स ल ि ल स ् य य थ ा श र त ् ॥ ५ ॥

правиштах карна-рандхрена
сванам бхава-сарорухам
дхуноти шамалам кришнах
салиласйа йатха шарат

правиштах - так вошедшие; карна-рандхрена - через ушные отверстия; сванам - соответствующие освобожденному состоянию; бхава - изначальные отношения; сарах-рухам - цветок лотоса; дхуноти - очищает; шамалам - материальные качества: вожделение, гнев, жадность и страстные желания; кришнах - Господь Кришна, Верховная Личность Бога; салиласйа - водоемов; йатха - как это было; шарат - осенью.

Звуковое воплощение Господа Шри Кришны, Верховной Души [«Шримад-Бхагаватам»], входит в сердце осознавшего себя преданного, и, располагаясь на лотосе его любви, очищает сердце от пыли, накопившейся в нем от соприкосновения с материей - вожделения, гнева и желаний. Оно подобно осенним дождям, делающим мутную воду в водоемах прозрачной.

 

КОММЕНТАРИЙ: Говорится, что один чистый преданный Господа способен освободить все падшие души этого мира. Поэтому тот, кто близко общается с чистыми преданными, подобными Нараде или Шукадеве Госвами, и получает полномочия от своего духовного учителя, как получил их Нарада от Брахмаджи, силой своей чистой преданности может освободить из оков майи, иллюзии, не только себя, но и весь мир. Это очень хорошо иллюстрирует пример с осенним дождем, очищающим мутные водоемы. В сезон дождей вода в реках становится мутной, но стоит в июле-августе, то есть осенью, пройти небольшому дождю, как мутные воды рек во всем мире сразу становятся прозрачными. Используя химикаты, можно очистить небольшой водоем, например, отстойник городской сети водоснабжения, но этим способом невозможно очистить все водоемы и реки. Однако чистый преданный Господа так могуществен, что способен освободить не только себя, но и многих других людей, которые так или иначе соприкасаются с ним.

Иначе говоря, с помощью других методов (занятий эмпирической философией или мистической йогой) можно очистить только собственное оскверненное сердце, тогда как преданное служение Господу обладает такой силой, что способно очистить оскверненные сердца всех людей, если им занимается наделенный полномочиями чистый преданный Кришны. Истинные представители Господа: Нарада, Шукадева Госвами, Господь Чаитанйа, шестеро Госвами, а позднее Шрила Бхактивинода Тхакур, Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и другие - силой своего преданного служения способны освободить всех людей.

 

Тот, кто искренне старается слушать «Шримад-Бхагаватам», постигает свои изначальные взаимоотношения с Господом в трансцендентных расах служения, дружбы, родительской или супружеской любви, и, достигнув такого уровня самоосознания, сразу начинает заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Все чистые преданные, подобные Нараде, не только осознали себя, но и, подчиняясь естественной духовной потребности, проповедовали также другим и освободили много несчастных душ, запутавшихся в сетях материальных гун. Способность освобождать других пришла к ним потому, что они искренне следовали принципам «Бхагаватам», постоянно слушая повествования о Господе и поклоняясь Ему. Такой образ действий очищает сердце от скопившегося в нем материального вожделения и других материальных качеств. Видя старания человека, Сам Господь изнутри очищает его сердце. Господь всегда находится в сердце живого существа, но проявляет Себя лишь в сердце того, кто служит Ему с любовью и преданностью.

Очищение сердца на путях философского познания или мистической йоги до поры до времени может приносить пользу одному человеку, однако эти методы сродни методу химического очищения небольшого водоема со стоячей водой. После того как вся муть осядет на дно, вода может какое-то время оставаться прозрачной, но достаточно небольшого волнения, чтобы она снова замутилась. Иначе говоря, этот стих утверждает, что преданное служение Господу является единственным методом, который полностью, раз и навсегда очищает сердце человека. Другие методы могут казаться эффективными и в течение какого-то времени приносить хорошие результаты, но при этом всегда остается опасность загрязниться вновь, стоит уму прийти в возбужденное состояние. Преданное служение Господу, в процессе которого особое внимание уделяется регулярному слушанию «Шримад-Бхагаватам», - лучший из всех рекомендованных методов освобождения из сетей иллюзии.

 

 

Стих 6

 

ध ौ त ा त ् म ा प ु र ु ष ः क ृ ष ् ण प ा द म ू ल ं न म ु ञ ् च त ि ।
म ु क ् त स र ् व प र ि क ् ल े श ः प ा न ् थ ः स ् व श र ण ं य थ ा ॥ ६ ॥

 

дхаутатма пурушах кришна
пада-мулам на мунчати
мукта-сарва-париклешах
пантхах сва-шаранам йатха

 

дхаута-атма - чье сердце очищено; пурушах - живое существо; кришна - Верховная Личность Бога; пада-мулам - прибежище лотосных стоп; на - никогда; мунчати - оставляет; мукта - освобожденный; сарва - все; париклешах - всех страданий жизни; пантхах - путешественник; сва-шаранам - в своей обители; йатха - как будто.

 









Чистый преданный Господа, однажды очистивший свое сердце с помощью преданного служения, никогда не оставляет лотосных стоп Господа Кришны, ибо, находясь подле них, он ощущает полное удовлетворение, как путешественник, вернувшийся домой после долгих странствий.

 

КОММЕНТАРИЙ: Сердце того, кто не является чистым преданным Верховного Господа Кришны, не может быть абсолютно чистым. Но тот, чье сердце кристально чисто, никогда не оставляет преданного служения Господу. Представитель Господа, проповедующий «Шримад-Бхагаватам», как Брахмаджи велел Нараде, иногда сталкивается в преданном служении с так называемыми трудностями. Так было с Господом Нитйанандой, когда Он спасал две падшие души, Джагаи и Мадхаи. Господь Иисус Христос тоже был распят неверующими. Но преданные, проповедующие любовь к Богу, с радостью встречают подобные испытания, какими бы тяжелыми они ни казались, потому что преданные Господа находят в них трансцендентное наслаждение, зная, что их деятельность угодна Господу. Прахлада Махараджа переносил жестокие страдания, но при этом ни на мгновение не забывал о лотосных стопах Господа. Сердце чистого преданного так чисто, что никакие обстоятельства не заставят его покинуть Господа Кришну. Служение такого преданного полностью бескорыстно. Джнани в конце концов перестают заниматься спекулятивной философией, а йоги - гимнастическими упражнениями, но преданный Господа не может оставить служения Господу, поскольку следует указаниям своего духовного учителя. Для таких чистых преданных, как Нарада и Нитйананда Прабху, указания духовного учителя дороже самой жизни. Они не заботятся о своем будущем. Они со всей серьезностью относятся к воле своего духовного учителя, понимая, что эти указания исходят от высшего авторитета, представителя Господа, или Самого Господа.

Пример, приведенный в этом стихе, очень удачен. В надежде разбогатеть путешественник покидает дом и отправляется в чужие края. Поиски богатства могут привести его в глухой лес, за океан или в горы. В незнакомых местах он неминуемо сталкивается со множеством трудностей, но все они мгновенно отступают на второй план, стоит ему с любовью вспомнить о своей семье. А возвратившись домой, он и вовсе забывает о перенесенных тяготах.

Связь чистого преданного с Господом подобна семейным узам, поэтому ничто не может помешать ему исполнять свои обязанности, ибо он связан с Господом узами любви.

 

 

Стих 7

 

य द ध ा त ु म त ो ब ् र ह ् म न ् द े ह ा र म ् भ ो ऽ स ् य ध ा त ु भ ि ः ।
य द ृ च ् छ य ा ह े त ु न ा व ा भ व न ् त ो ज ा न त े य थ ा ॥ ७ ॥

йад адхату-мато брахман
дехарамбхо 'сйа дхатубхих
йадриччхайа хетуна ва
бхаванто джанате йатха

 

йат - будучи; адхату-матах - нематериальной по природе; брахман - о ученый брахман; деха - материальное тело; арамбхах - начало; асйа - живого существа; дхатубхих - материей; йадриччхайа - беспричинно, случайно; хетуна - по какой-то причине; ва - или; бхавантах - ты; джанате - поскольку ты можешь знать это; йатха - поведай мне.

 





О ученый брахман, трансцендентная духовная душа отлична от материального тела. Случайно ли она получает тело, или на то есть причина? Тебе известен ответ на этот вопрос, поэтому, будь добр, объясни это мне.

 

КОММЕНТАРИЙ: Махараджа Парикшит был настоящим преданным, поэтому его не удовлетворила простая констатация важности слушания «Шримад-Бхагаватам» от представителя Брахмаджи в цепи ученической преемственности. Это только усилило его желание дать «Шримад-Бхагаватам» философское обоснование. «Шримад-Бхагаватам» - это наука о Верховной Личности Бога, и потому сведущий в ней человек должен уметь ответить на все вопросы, которые могут возникнуть в уме серьезного ученика. Вставший на путь преданного служения может спрашивать своего духовного учителя обо всем, что касается духовного положения Бога и живых существ. Из «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» мы узнаем, что в качественном отношении Господь и живые существа одинаковы. В обусловленном состоянии материального бытия живое существо постоянно меняет одно материальное тело на другое. Но в чем причина материального воплощения неотъемлемой частицы Господа? Махараджа Парикшит задает этот очень важный вопрос ради тех, кто стремится познать себя, идя по пути преданного служения Господу.

Этот стих косвенно подтверждает, что Верховное Существо, Господь, в отличие от материально обусловленных существ, не меняет своего тела. Он - духовное целое, и между Его душой и телом нет разницы, чего нельзя сказать об обусловленной душе. Освобожденные живые существа, которые лично общаются с Господом, в этом отношении тоже подобны Господу. Только обусловленные души, которым еще предстоит освободиться, вынуждены менять тела. С чего же это началось?

Первый шаг на пути преданного служения заключается в том, чтобы принять покровительство духовного учителя и задавать ему вопросы, касающиеся практики преданного служения. Это поможет человеку избежать возможных оскорблений на пути преданного служения. Даже если человек утвердился в преданном служении, подобно Махарадже Парикшиту, он должен продолжать задавать вопросы постигшему истину духовному учителю. Другими словами, духовный учитель должен обладать глубокими познаниями, чтобы суметь ответить на все вопросы преданных. Таким образом, тот, кто не знает авторитетные писания в совершенстве и не способен ответить на все насущные вопросы, не должен выдавать себя за духовного учителя, преследуя корыстные цели. Тому, кто не способен освободить ученика, запрещено становиться духовным учителем.

 

 

Стих 8

आ स ी द ् य द ु द र ा त ् प द ् म ं ल ो क स ं स ् थ ा न ल क ् ष ण म ् ।
य ा व ा न य ं व ै प ु र ु ष इ य त ् त ा व य व ै ः प ृ थ क ् ।
त ा व ा न स ा व ि त ि प ् र ो क ् त ः स ं स ् थ ा व य व व ा न ि व ॥ ८ ॥

асид йад-ударат падмам
лока-самстхана-лакшанам
йаван айам ваи пуруша
ийаттавайаваих притхак
таван асав ити проктах
самстхавайававан ива

 

асит - выросшего; йат-ударат - из живота которого; падмам - цветок лотоса; лока - мир; самстхана - положение; лакшанам - владеющий; йаван - как это было; айам - этот; ваи - несомненно; пурушах - Верховная Личность Бога; ийатта - мера; авайаваих - воплощениями; притхак - разными; таван - так; асау - тот; ити проктах - так сказано; самстха - положение; авайававан - воплощение; ива - подобное.

 








Если Верховная Личность Бога, из живота которого вырастает стебель лотоса, обладает гигантским телом, соответствующим Его мощи и размерам, то чем Его тело отличается от тел обыкновенных живых существ?

 

КОММЕНТАРИЙ: Нужно отметить, какие глубокие вопросы задает своему духовному учителю Махараджа Парикшит, стремясь получить научное представление о трансцендентном теле Господа. До этого мы уже не раз говорили о том, что Господь принимает гигантскую форму, когда, скажем, воплощается в образе Каранодакашайи Вишну, из пор на коже которого выходят бесчисленные вселенные. Из тела Гарбходакашайи Вишну вырастает стебель лотоса, в котором умещаются все планеты вселенной, а из цветка, венчающего этот стебель, появляется Господь Брахма. Ради сотворения материального мира Верховный Господь, несомненно, принимает гигантскую форму, напоминая этим живые существа, которые получают большие или маленькие тела в зависимости от своих потребностей. Например, слону в соответствии с его потребностями дается огромное тело, а муравью - крошечное. Аналогично этому, когда Личность Бога воплощается в теле гигантских размеров, чтобы вместить в Себя все вселенные или планеты одной вселенной, принцип остается тем же - размеры Его тела определяются необходимостью. Таким образом, величина тела не является критерием, по которому Господа можно отличить от обыкновенного живого существа. Ответ на поставленный вопрос нужно искать в особых функциях тела Господа, которые отличают Его тело от тел обыкновенных живых существ.

 

 

Стих 9

अ ज ः स ृ ज त ि भ ू त ा न ि भ ू त ा त ् म ा य द न ु ग ् र ह ा त ् ।
द द ृ श े य े न त द ् र ू प ं न ा भ ि प द ् म स म ु द ् भ व ः ॥ ९ ॥

аджах сриджати бхутани
бхутатма йад-ануграхат
дадрише йена тад-рупам
набхи-падма-самудбхавах

аджах - не родившийся из материального чрева; сриджати - создает; бхутани - все, кто имеет материальное происхождение; бхута-атма - имеющий материальное тело; йат - чьей; ануграхат - по милости; дадрише - мог видеть; йена - кем; тат-рупам - Его форма тела; набхи - пупок; падма - цветок лотоса; самудбхавах - рожден из.

 





Брахма, который появился на свет не из материального чрева, а из цветка лотоса, выросшего из пупа Господа, - творец всех существ, имеющих материальное происхождение. И увидеть образ Господа Брахма смог только по Его милости.

 

КОММЕНТАРИЙ: Первое живое существо, Брахму, называют аджах, потому что он родился не из чрева матери, имеющей материальное происхождение. Он появился прямо из цветка лотоса, который является продолжением тела Господа. Поэтому не совсем ясно, существует ли качественная разница между телом Господа и телом Брахмы. Это также необходимо понять. Но одно можно сказать с уверенностью: Брахма полностью зависел от милости Господа, потому что, появившись на свет, смог сотворить живые существа только по Его милости и только по Его милости смог увидеть образ Господа. Есть ли качественное различие между телом Брахмы и увиденным им образом Господа, - очень сложный вопрос, и Махараджа Парикшит хочет, чтобы Шрила Шукадева Госвами дал на него ясный ответ.

 

 

Стих 10

 

स च ा प ि य त ् र प ु र ु ष ो व ि श ् व स ् थ ि त ् य ु द ् भ व ा प ् य य ः ।
म ु क ् त ् व ा त ् म म ा य ा ं म ा य े श ः श े त े स र ् व ग ु ह ा श य ः ॥ १ ० ॥

са чапи йатра пурушо
вишва-стхитй-удбхавапйайах
муктватма-майам майешах
шете сарва-гухашайах

сах - Он; ча - также; апи - как Он есть; йатра - где; пурушах - Личность Бога; вишва - материальные миры; стхити - поддержание; удбхава - творение; апйайах - уничтожение; муктва - не подвергаясь влиянию; атма-майам - своей энергии; майа-ишах - Владыка всех энергий; шете - возлежит; сарва-гуха-шайах - тот, кто возлежит в сердце каждого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь