Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
На третьем этапе творения создаются объекты чувственного восприятия, которые в свою очередь порождают материальные элементы. На четвертом этапе творения возникает знание и способность действовать.
Стих 17 व ै क ा र ि क ो द े व स र ् ग ः प ञ ् च म ो य न ् म य ं म न ः । ваикарико дева-саргах панчамо йан-майам манах
ваикариках - взаимодействие гуны благости; дева - полубоги, или управляющие божества; саргах - этап творения; панчамах - пятый; йат - тот, который; майам - совокупность; манах - ум; шаштхах - шестой; ту - но; тамасах - тьмы; саргах - этап творения; йах - той, которой; ту - слово-вставка; абуддхи-критах - делает глупым; прабхох - хозяина.
На пятом этапе творения гуна благости, из которой создан ум, производит на свет управляющих полубогов. На шестом этапе возникает тьма невежества, которая окутывает живое существо, и под ее влиянием хозяин начинает действовать как глупец.
КОММЕНТАРИЙ: Полубогов, живущих на высших планетах, называют девами, потому что все они являются преданными Господа Вишну. Вишну-бхактах смрито даива асурас тад-випарйайах: преданные Господа Вишну - это девы, или полубоги, а все остальные - асуры. Таким образом, живые существа делятся на девов и асуров. Девы находятся под влиянием гуны материальной благости, а асуры - под влиянием гун страсти и невежества. За все протекающие в материальном мире процессы отвечают полубоги. Например, таким органом чувств, как глаз, управляет свет, носителем света являются солнечные лучи, а солнечными лучами ведает бог Солнца. Подобно этому, умом управляет Луна. Всеми остальными органами чувств - как органами деятельности, так и познающими органами чувств - также управляют различные полубоги. Полубоги - это представители Господа, которые помогают Ему управлять материальным миром. На следующем этапе творения, после появления полубогов, все живые существа погружаются во тьму невежества. В материальном мире каждое живое существо обусловлено желанием господствовать над ресурсами материальной природы. И хотя живое существо действительно является хозяином материального мира, оно пребывает в невежестве, ошибочно полагая, что материальные богатства принадлежат ему. Обусловленные души вводит в заблуждение энергия Господа, которую именуют авидьей. Авидьей, или невежеством, называют материальную энергию, однако для преданных Господа, занятых чистым преданным служением, та же самая энергия становится видьей, чистым знанием. Подтверждение тому мы находим в «Бхагавад-гите». Энергия Господа из махамайи превращается в йогамайю и предстает перед чистыми преданными в своем истинном облике. Таким образом, материальная энергия действует одновременно в трех аспектах: как созидающий принцип материального мира, как невежество и как знание. В предыдущем стихе уже говорилось о том, что на четвертом этапе творения, помимо всего прочего, создается знание. Изначально обусловленные души не являются глупцами и невеждами, но под влиянием материальной энергии (в аспекте авидьи) они утрачивают разум, а вместе с ним и способность правильно использовать свое знание. Под влиянием гуны невежества обусловленная душа забывает о своих взаимоотношениях с Господом и оказывается во власти привязанности, ненависти, гордыни, невежества и ложного самоотождествления - пяти видов иллюзии, которые являются причиной ее материального рабства.
Стих 18 ष ड ि म े प ् र ा क ृ त ा ः स र ् ग ा व ै क ृ त ा न प ि म े श ृ ण ु । шад име пракритах сарга ваикритан апи ме шрину
шат - шесть; име - все эти; пракритах - материальной энергии; саргах - этапов сотворения; ваикритан - вторичное творение, которое вершит Брахма; апи - также; ме - от меня; шрину - услышь; раджах-бхаджах - о воплощении гуны страсти (Брахме); бхагаватах - необыкновенно могущественном; лила - игры; ийам - этого; хари - Верховной Личности Бога; медхасах - того, кто обладает подобным интеллектом.
Все описанные выше стадии - это естественные этапы творения, которое осуществляет внешняя энергия Господа. А сейчас я расскажу тебе о том, что создает Брахма, который является воплощением гуны страсти и для нужд творения наделен разумом, подобным разуму Личности Бога.
Стих 19 स प ् त म ो म ु ख ् य स र ् ग स ् त ु ष ड ् व ि ध स ् त स ् थ ु ष ा ं च य ः । саптамо мукхйа-саргас ту шад-видхас тастхушам ча йах саптамах - седьмой; мукхйа - принцип; саргах - этап творения; ту - воистину; шат-видхах - шесть видов; тастхушам - неподвижные; ча - также; йах - те; ванаспати - нецветущие плодовые деревья; ошадхи - деревья и растения, живущие только до созревания плода; лата - вьющиеся растения; тваксарах - трубчатые растения (типа бамбука); вирудхах - стелющиеся растения; друмах - цветущие и плодоносящие деревья.
На седьмом этапе творения создаются неподвижные живые существа шести видов: нецветущие плодовые деревья, деревья и растения, живущие только до созревания плодов, вьющиеся, трубчатые и стелющиеся растения, а также цветущие плодовые деревья.
Стих 20 उ त ् स ् र ो त स स ् त म ः प ् र ा य ा अ न ् त ः स ् प र ् श ा व ि श े ष ि ण ः ॥ २ ० ॥ |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы