Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Театры мало обслуживают рабочих
Важнейший вопрос — как приблизить театр к массам. — Для того, чтобы перестроить наши театры, социалистически их реконструировать, необходимо раньше всего значительно изменить состав их зрителей. Зритель, аудитория давят на театр, на характер театра, на его репертуар и прочее. Зритель диктует театру, зритель определяет направление и лицо театра. В настоящее время мы имеем такое положение, что в наших государственных театрах, особенно в больших городах, главная масса зрителей — это служилый элемент и неорганизованные слои городского населения. Это показывают цифры и Ленинграда, и Москвы, и Харькова. Правда, точных данных, кто бывает в наших театрах, нет, да их и невозможно установить. О том, кто посещает театры, можно судить только на основе «рабочей полосы», которая дает некоторые {421} основания для определения социального состава зрителей наших театров. По официальным отчетам, которые дают гостеатры, видно, что у них, примерно, 50 % всех билетов составляют, так называемую, рабочую полосу. Но товарищи, представители профсоюзов, это оспаривают и говорят, что в действительности «рабочая полоса» составляет только 10 % и даже меньше, потому что значительная часть билетов остается или в руках распределяющей сети (служащих), или расходится по рукам их знакомых, и даже когда билеты попадают на предприятия, то, все-таки, берет их, главным образом, служащая публика и та часть аппарата, которая занимается распространением этих билетов. На совещании директоров и администраторов театров было установлено, что в среднем рабочая полоса занимает только 30 – 35 %. Я думаю, что эта цифра также преувеличена. В действительности она сводится, вероятно, не больше, чем к 15 %. У меня имеются цифры, которые говорят о том, как академические театры, в частности театры Москвы, проводят эту рабочую полосу. В прошлом году рабочая полоса была у них более широкой, чем в этом году, так что по Москве видно, что у академических театров имеется тенденция к сужению рабочей полосы. В революционных театрах, наоборот, проявляется тенденция к расширению рабочей полосы. Снизить цены В этой области решающий вопрос — цены. Цены в среднем по всем театрам определяются в 1 р. 70 к., {422} причем в московском Большом театре средняя цена по рабочей полосе 2 р. 11 к., в МХАТ I – 2 р. 35 к., Малый театр — 1 р. 36 к.; наиболее низкие цены в Пролеткульте — 78 к. и в Замоскворецком театре — 76 к. Такие же точно цифры мы имеем и по Ленинграду. В Харькове средняя цена билета приблизительно около 2 руб. Это по рабочей полосе! Совершенно ясно, что рабочие, особенно низко квалифицированные, низко оплачиваемые слои рабочих за такую цену билетов брать не могут, ибо рабочий в театр идет не один, а с женой или с кем-нибудь из семейства, и тратить ему за один вечер 5 руб. совершенно невозможно. Если мы возьмем рабочую полосу в академических государственных театрах Москвы или Ленинграда и разложим на количество рабочих, которые имеются в районе, то оказывается, что каждый рабочий, даже за 5 руб., может побывать в театре только 1 – 1 1/2 раза в сезон. Это говорит, товарищи, о том, что наши академические театры, как по цене, так и по той рабочей полосе, которая сводится к 10 – 15 % недоступны для рабочих. Немудрено, что они в настоящее время и посещаются нерабочей публикой. В это же время средняя посещаемость наших театров по всему СССР — 60 %. Цены высоки, театры, как видите, на снижение цен не идут, а места в театрах пустуют. Какая нелепость! У нас, между прочим, был недавно проведен интересный опыт над госцирками. Они страдали от того, что из-за высоких цен посещаемость их не превышала {423} 30 или 40 %. Мы самым решительным образом заставили правление госцирков снизить цены. Через полгода мы увидели, что госцирки имеют битковые сборы, очень быстро поправили свои денежные дела, уплатили долги и теперь являются, пожалуй, самой доходной статьей у Наркомпроса. Исходя из вышеизложенных положений, мы должны признать, что расценки на билеты, установленные театрами, далеко недоступны для широких слоев трудящихся. Поэтому мы считаем, что нужно предложить органам Наркомпроса, наряду с общей кампанией по снижению цен, значительно снизить цены и на билеты в театры в течение будущего театрального сезона. Это снижение для разных театров и для разных местностей должно быть различно. Это снижение цен, которое должно коснуться, главным образом, рабочей полосы, в каждой местности устанавливается управлением зрелищных предприятий совместно с профсоюзами. Это снижение должно быть произведено за счет строжайшей экономии в расходовании средств, имеющихся в распоряжении театров. Кроме того, театры и цирки должны установить с будущего сезона льготную рабочую полосу в размере не менее 50 % всех мест, а органы Наркомпроса должны проследить за выполнением этой директивы на местах. Как на одну из мер, содействующих большему посещению театров рабочими, нужно указать на опыт некоторых городов, где профессиональные организации организовали плановую покупку спектаклей, устанавливали абонементную систему и т. д. {424} Эти мероприятия, на наш взгляд, не только дадут возможность изменить социальный состав аудитории, приблизить театр к массам и поставить театр на службу массам, но и значительно оздоровят хозяйство целого ряда театров. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы