Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IV. Строительство театра на местах



1. Строительство театра на местах сопряжено с значительными трудностями. Несмотря на оживление театральной жизни в провинции, повышение количества художественно и идеологически ценных постановок, советский театр на местах еще недостаточна окреп.

Репертуар провинциальных театров со стороны своего содержания стоит на значительно более низком уровне, нежели репертуар столиц. Это объясняется, помимо общих причин, связанных с неизжитым еще полностью кризисом драматургии, такими специфическими для провинции явлениями, как отсутствие планового руководства репертуаром, социальной разношерстностью зрителей и давлением мещанства, крайней изношенностью театрального инвентаря и помещений, налоговыми тяготами, недостатками подготовленного кадра руководящих работников и артистического персонала, недостаточно выдержанным подбором артистических трупп.

Следует отметить, что провинциальные театры могут лишь в очень незначительной степени использовать {489} достижения центра, а огромное разнообразие репертуара и большое количество постановок в провинциальных театрах, и отсюда крайне ничтожный срок для работы над новой постановкой — затрудняют возможность повышения их художественного качества.

2. Все это ставит партийные организации и органы Наркомпроса на настах перед необходимостью усиления внимания к местным театрам, содействия их росту, выпрямления художественной и особенно идеологической линии.

Необходимо провести единую систему руководства и подчинения театра на местах.

Рассматривая театры как политпросветучреждения: 1) снять с них налоговые обложения, 2) в вопросе оплаты коммунальных услуг приравнять театры к культпросвет, организациям, 3) отпускать в плане общего строительства средства (как из местного, так и государственного бюджета) на ремонт и инвентаризацию театра и 4) использовать доходы от зрелищных предприятий на развитие художественно-зрелищного строительства.

3. Необходима усиленная борьба с халтурой, мещанской завалью, находящей место на провинциальной сцене.

Должны быть разработаны меры способствования созданию репертуара для провинции, установив при НКП специальный фонд, приступив к изданию репертуарного сборника, объединив вокруг него лучшие силы современной советской драматургии.

{490} V. Клубная сцена

Культурный рост пролетариата вызывает не только повышенные требования и интерес со стороны рабочего зрителя к профессиональному театру, но и находит свое яркое выражение в массовой самодеятельной театральной работе. Профтеатр не сможет вполне удовлетворить потребности широких пролетарских масс в зрелище и сценическом искусстве даже и в том случае, если будут осуществлены меры к облегчению доступа организованного рабочего зрителя в существующие театры.

В силу этого клубная сцена является и будет являться значительным средством удовлетворения культурной потребности рабочих.

Кроме того, клубная сцена имеет свои особые преимущества и задачи. Во-первых, — она, будучи связана с определенным производством, с профорганизациями и всей рабочей общественностью, имеет возможность ближе стать к массе, более гибко учитывать культурный уровень, запросы и особенности рабочих предприятий, и потому более глубоко осуществлять политическое и культурное влияние на массы. Во-вторых, клубная сцена развивает самодеятельность и творческую инициативу рабочих масс в сценическом искусстве и воспитывает в художественной отношении рабочих, втянутых в клубную работу.

Одновременно с несколькими успехами клубной сцены следует отметить ее слабые стороны, выразившиеся {491} в отсутствии достаточного внимания и руководства к ней со стороны профсоюзов и советских органов, слабости, низкой квалификации и неподготовленности руководителей драмкружков и недостатке культурных сип. В силу этих обстоятельств художественно-клубная работа не имела четкой установки, твердого руководства и идеологически-выдержанного направления в своей работе.

Для правильной постановки и развития пролетарского драматического искусства, являющегося важнейшим фактором политического и культурного воспитания рабочих масс, необходима твердая линия, направленная против некритического подражания старым формам сценического искусства, против уклона в мещанскую мелкобуржуазную идеологию и против уклонов, отрицающих необходимость критического усвоения и переработки художественных приемов, форм и техники старого сценического искусства.

Усиление идейного руководства и общественного внимания к клубной сцене, тщательная разработка идеологически-выдержанного клубного репертуара, повышение материальной заинтересованности драматургов, пишущих для клуба, повышение квалификации кружководов, тщательная работа над улучшением и развитием таких форм клубной сцены, повышение качества самодеятельных постановок, инструктирование драмкружков по вопросам сценического искусства, сближение профтеатра с клубной сценой, — требуют гораздо большего внимания со стороны партии и профсоюзов, нежели это было до сих пор.

{492} VI. Театр в деревне

1) В строительстве советского театра преобладающее, почти исключительное, внимание, в отношении распределения средств и руководства, уделяется обслуживанию городского населения. Деревенский самодеятельный театр и в работе кружков и, в особенности, в подборе репертуара не удовлетворяет возросших культурных запросов крестьянства и нередко заполнен культурно и идеологически вредным репертуаром. Таким образом, этот важный рычаг влияния на деревенские массы не используется в достаточной степени.

2) Необходимо обратить усиленное внимание партийных организаций советских органов на развитие этой отрасли работы.

Прежде всего, необходимо принятие мер, способствующих созданию художественно и идеологически ценного и приспособленного к деревенской сцене репертуара — путем повышения материальной заинтересованности авторов, пишущих для деревни, создания специального премиального фонда при НКП, устройства конкурсов, обеспечения большего влияния ГПП на работу издательств, обслуживающих деревню.

3) В цепях повышения качества художественной продукции в деревне, необходимы усиление инструктажа, организация подготовки и переподготовки кадра руководителей деревенских кружков. И одновременно с этим должны быть разработаны меры по организации деревенских передвижных трупп при п/просветах.

{493} VII. Театр нацменьшинств

Рост культурных потребностей и большой интерес к театру со стороны трудящихся масс национальных меньшинств неизбежно ставит вопрос об усилении внимания к театру нацменьшинств и улучшении методов руководства им.

Проблема строительства театра нацменьшинств должна быть разрешена в двух направлениях. Необходимо разграничить те народы, которые имеют довольно развитый пролетариат и известную линию своего дореволюционного культурного развития, и те народы, которые совершенно не имеют этих традиций. В отношении первых стоит задача преодоления, при частичном использовании, тех традиций, которые имеются, а в отношении последних должны быть использованы элементы известного уклада, быта, эпос и лирика. Отсюда вытекает необходимость изучения существующих художественных культур и определение отвечающих тем или иным национальностям форм театральной работы.

Большая часть национальных театров, почти при полном отсутствии дореволюционных театральных сил и драматургии, не имеет художественного наследия и культуры. Поэтому центр тяжести советской театральной политики по отношению к театру нацменьшинств должен быть перемещен в сторону создания репертуара, содействия росту новых театральных сил и оказания на деле руководящей и материальной помощи {494} строительству театра нацменьшинств и устранения мелкобуржуазных влияний, отражающихся на театре.

{495} Резолюция по докладу Н. Н. Евреинова
«Строительство самодеятельного театра»

1. Культурный рост пролетариата вызывает все увеличивающуюся потребность широких рабочих масс в зрелище и сценическом искусстве.

Эта потребность удовлетворяется с одной стороны — существующими профессиональными театрами, с другой стороны — самодеятельным театром, в частности клубной сценой.

Профессиональный театр не может полностью удовлетворить этой потребности, даже в том случае, если будут осуществлены меры к облегчению доступа организованного рабочего зрителя в существующие театры (снижение цен, коллективные закупки спектаклей и т. п.) по следующим причинам: а) профессиональные театры расположены в большинстве вдалеке от рабочих районов, или совсем отсутствуют в рабочих районах, б) содержание их обходится слишком дорого, чтоб могли быть значительно удешевлены цены на билеты, в) по размеру своему они не могут вместить всех желающих.

{496} В силу этих причин клубная сцена является и будет являться преобладающим средством удовлетворения потребности рабочих масс в зрелище и сценическом искусстве.

2. Кроме того, клубная сцена имеет свои особые преимущества и свои задачи. Во-первых, клубная сцена, будучи связана с определенным производством, с профессиональными организациями и всей рабочей общественностью — имеет возможность ближе стать к массе, более гибко учитывать культурный уровень, запросы и особенности рабочих предприятий, объединенных клубом, и потому более глубоко осуществлять политическое и культурное влияние на массы. Во-вторых, клубная сцена выполняет еще и вторую задачу — будить самодеятельность и творческую инициативу рабочих масс в сценическом искусстве и воспитывать в художественном отношении рабочих, втянутых в художественные клубные кружки.

Указанные выше соображения приводят к выводу, что клубная сцена является важнейшим фактором политического и культурного воспитания масс. Поэтому, наряду с мерами облегчения доступа рабочего зрителя в профессиональные театры и приспособления репертуара к запросам рабочих, необходимо уделить клубной сцене гораздо больше внимания и принять ряд мер к ее улучшению.

3. За годы революции клубные художественные кружки (драматические, хоровые и пр.) проделали огромную политическую, агитационную и культурную работу, на их плечи в значительной мере была возложена {497} тяжесть художественной агитации по проведению политических кампаний в клубах, обслуживание рабочего зрителя и пробуждение интереса к художественной сценической работе среди широких масс рабочих и служащих.

Несмотря на тяжелые условия работы, недостаток и слабость культурных сил в клубах — клубная сцена бесспорно достигла немалых успехов в смысле политического и художественного воспитания рабочего зрителя, подготовки кадров кружковцев-любителей сцены и создания ряда новых, а также приспособления и видоизменения старых форм и приемов сценического искусства — инсценировки, агитсуды, живая газета, балаган, эстрада и т. д.

4, Одновременно с некоторыми успехами и продвижениями вперед клубной сцены следует отметить ее слабые стороны и недостатки. Отсутствие достаточного внимания и руководства этой работой приводило сплошь и рядом к постановкам безыдейным, слепому переносу (без отбора) старого репертуара, иногда к постановкам антихудожественным, халтурного типа. С другой стороны, недостаток культурных сил и малая квалифицированность большинства руководителей драмкружков, отсутствие знаний в области сценического искусства — влекли за собой невысокое художественное качество постановок, слабость проработки материала, плохое художественное оформление. Это являлось в значительной мере следствием того, что клубные кружки не имели четкой установки, руководства и направления своей работой.

{498} 5. Наряду с этим нельзя не отметить, что работа драмкружков тормозилась и извращалась различными кабинетными выдуманными теориями, вроде — теории единого художественного кружка (идеал этой теории — «химическое соединение» всех клубных кружков), теории действенников (в основе этой теории лежит отрицание сценического искусства), противопоставления «самодеятельного искусства» — искусству профессионального театра, что приводит к отрицанию необходимости усвоения выработанных примеров художественного сценического творчества и т. д. Все эти теории и положения, претендующие на выражение пролетарской идеологии, на самом деле с марксизмом ничего общего не имеют и являются лишь отражением настроений малоквалифицированной интеллигенции, желающей иметь монополию на представительство пролетарского искусства.

Для правильной постановки и развития пролетарского драматического искусства необходима борьба с обоими уклонами, как в сторону некритического переноса старых, выработанных буржуазным обществом, форм сценического искусства и подражания им и уклонам в мещанскую и мелкобуржуазную идеологию, так и с уклонами, отрицающими необходимость какого бы то ни было усвоения (критического усвоения — переработки) художественных приемов форм и техники старого сценического искусства.

6. Настоящий период развития клубной сцены характеризуется следующими недостатками:

а) слабым идейным руководством и недостаточной помощью в ее работе,

{499} б) разрывом между невысокий идейным и художественным содержанием постановок и повышающейся требовательностью членов профсоюзов к качеству, на фоне необычайного роста потребностей масс к театральн. зрелищам,

в) слабой квалификацией кружковцев, кружководов, а отсюда — слабая техника клубной сцены,

г) почти полный отсутствием нового политически выдержанного и художественного репертуара клубной сцены, при неумении использовать имеющийся литературный материал,

д) преобладанием в репертуаре сухих, нехудожественных, тенденциозных, агитационных текстов,

е) постановкой безыдейных, антихудожественных пьес старого репертуара, изображающих мещанский быт с его вкусами, идеалами, и просто халтурных,

ж) перегруженностью работой драмкружков, обслуживанием очередных политических кампаний, что ведет к слабой проработке пьесы и невнимательному отношению к качеству и содержанию постановок.

7. Культурный рост рабочих масс вызвал за последнее время заметный сдвиг в клубной драматическо-художественной работе. Усилились внимание и интерес к этому делу со стороны масс и культпросветорганизаций; целый ряд клубов сделали удачные опыты поставить серьезные и сложные художественные пьесы (постановка «Русалки», «Мандата», «Шторма» и т. п.) с длительной и серьезной подготовкой; увеличилась требовательность к репертуару; делаются попытки создания небольших пьес и постановок силами местных кружков, с вполне выдержанным текстом, и более {500} или менее художественно оформленных; имеется налицо стремление со стороны драмкружков к серьезной проработке и усвоению приемов сценического художественного творчества. Эти попытки, пока еще раздробленные и недостаточно оформленные, указывают на здоровый рост клубных художественных кружков и правильно, в основном, определяют путь клубной сцены в сторону повышения качества и серьезной художественной проработки и оформления сценического материала.

8, В связи с улучшением качества постановок и попытками поставить на клубной сцене большие сложные вещи театрального репертуара, возник вопрос о целесообразности таких постановок и, вообще, о формах клубного сценического искусства.

Установка исключительно на малые формы (живая газета, эстрада) и на самодеятельный репертуар (инсценировки, агитсуды), отрицание правильности и целесообразности в настоящий момент перенесения на клубную сцену серьезного, большого художественного репертуара — является неправильным, ибо это сужает задачи клубной сцены, лишает возможности показывать рабочей массе лучшие образцы художественного творчества и не дает серьезной художественной квалификации кружковцам.

С другой стороны, было бы неправильно также отрицание необходимости развития на клубной стене малых форм и самодеятельных постановок. Во-первых, потому что, так называемые, малые формы и самодеятельные постановки в большей степени могут быть приспособлены к текущей политической агитации и задачам {501} культурно-бытового воспитания. Во-вторых, потому что эти формы проще, гибче, доступнее даже бедному силами и средствами клубу. В‑ третьих, наконец, особые задачи клубной сцены — развитие самодеятельности, инициативы художественного творчества рабочих масс — легче осуществимы через эти малые формы клубного сценического искусства. Таким образом правильная политика клубной сцены должна заключаться в том, чтобы умело и гибко сочетать на клубной сцене различные формы сценического искусства.

9. Для дальнейшего развития клубной сцены, лучшего обслуживания рабочего зрителя, политического и культурного воспитания масс через художественные сценические формы — необходимо:

а) усиление общественного внимания к клубной сцене, помощи ей и идейного руководства,

б) тщательная разработка клубного репертуара, отбор и рекомендация лучших пьес, переработка, применительно к условиям клубной сцены, лучших пьес театрального репертуара, создание пьес, специально для клубной сцены,

в) образцовая разработка (режиссерский план, сценическая трактовка и оформление) — с привлечением квалифицированных театральных художественных сил — постановок лучших пьес, применительно к сцене,

г) принять меры к лучшей оплате авторов, пишущих для клубной сцены,

д) инструктирование драмкружков (через специальный журнал, популярные пособия, лекции и т. д.) по вопросам сценического искусства,

{502} е) более тщательный подбор кружководов, разработка ряда мероприятий по повышению их квалификации,

ж) тщательная работа над улучшением и развитием малых форм клубной сцены и повышение качества самодеятельных постановок,

з) сближение профессионального театра и клубной сцены путем показательных постановок профессиональных театров на клубной работе, привлечение драмкружков на репетиции хороших профессиональных театров,

и) создание объединенных коллективов при союзах и межсоюзных организациях из наиболее способных драмкружковцев с образцовой разработкой ими художественных пьес, обмен между клубами лучшими постановками, показ достижений художественных кружков различных клубов и т. д.,

к) более широкое и систематическое комплектование театральных школ, студий и курсов из состава талантливых и проявивших себя кружковцев,

л) более тщательный учет опыта клубных постановок, изучение запросов и мнений рабочего зрителя и обобщение собранного материала,

м) разгрузка художественных кружков от слишком частого обслуживания кампаний специальными постановками и сосредоточение сил кружка на небольшом круге хорошо подготовленных постановок.

{503} Резолюция по докладу С. И. Гусева
«О задачах театральной критики»

1. Рост культурного уровня широких рабоче-крестьянских масс и возрастающий у них в связи с этим интерес к театру, кино, эстраде и другим видам искусства делает настоятельной задачу широкого освещения вопросов искусства под углом зрения привлечения его, как вспомогательного средства к социалистическому строительству.

2. В силу этого основной задачей теакритики является в настоящее время разъяснение рабоче-крестьянскому зрителю политической и идеологической, а также художественной ценности того или иного произведения искусства или того или иного течения в области искусства.

3. Теакритика должна в своей работе руководствоваться ближайшими задачами, выдвигающимися в настоящее время перед театром и кино;

а) Продвижение произведений, отражающих характерные черты переживаемой нами эпохи социалистического строительства и проникнутых духом классовой борьбы пролетариата, и активная поддержка молодого {504} революционного и самодеятельного театра, обслуживающего рабоче-крестьянского зрителя, причем исправление ошибок этого театра должно носить характер благожелательной критики.

б) Тактичное отношение к тем, имеющим художественную и идеологическую ценность, произведениям, которые идут из рядов «попутчиков» и в известной мере удовлетворяют запросам рабочего и крестьянского зрителя.

в) Бережное отношение к неутратившим социальной и художественной ценности образцам русской и мировой классической драматургии.

г) Решительная борьба против драматических произведений и кинофильм, культивирующих упадочничество, мистицизм, порнографию и национальную травлю.

д) Борьба против усиливающихся попыток агентов и проводников новой буржуазии, направленных к завоеванию сцены, эстрады и кино идеологически враждебным, мещанским, салонным и бульварным репертуаром.

е) Дальнейшее вытеснение наиболее вредных пережитков искусства помещичье-феодального периода и буржуазного упадочничества.

4. В целях правильного осуществления этих задач необходимо во всех руководящих и массовых общеполитических газетах создать, а там, где они существуют, улучшить отделы искусств. Фактическое руководство этими отделами должно быть поручено партийным журналистам, компетентным в вопросах искусства, и лишь в исключительных случаях политически проверенным {505} беспартийным (работающим под непосредственным контролем редакторов). Особо важное значение приобретает для настоящего момента образцовая постановка отделов искусства в «Правде», «Известиях», «Рабочей Газете», «Труде», «Бедноте» и «Комсомольской Правде».

Необходимо, кроме того, обратить внимание на либретто пьес, печатаемых в программах театров, испопьзовывая их для правильной оценки различных пьес, тем более, спорных. Считать желательным придать либретто формы дешевых листовок, тем самым создавая условия для правильного подхода массового зрителя к каждой пьесе.

5. Отделы искусства должны создать вокруг себя кадры критиков по различным видам искусства (музыкальные, драматические и кинокритики). В подборе этих кадров должен быть соблюден строгий подход причем должно быть обращено внимание на привлечение тех беспартийных квалифицированных специалистов театральной критики, которые, не будучи полностью согласны с выдвигаемыми в настоящее время задачами в области нашей театральной политики, вместе с тем не занимают по отношению к ним идеологически враждебной позиции.

6. Отделы искусства должны содержать не только рецензии на те или иные спектакли, кинопостановки, концерты и т. п., но и общие руководящие статьи по вопросам искусства (о различных течениях в области оперы, драмы, кино, о художественных, репертуарных исканиях в современном театре и т. п.).

{506} 7. Отделы искусства должны ориентироваться на рабочего и крестьянского зрителя, введя соответствующие изменения в язык статей и рецензий. Особое внимание должно быть уделяемо кино, как наиболее доступному для рабочих и крестьян зрелищу.

8. Весьма важное значение для улучшения отделов искусства приобретает в настоящее время использование в их работе рабселькоров, основной задачей которых должно стать выявление отношения рабоче-крестьянского массового зрителя к той или иной театральной постановке или фильме, к тем или иным театральным течениям и к основным вопросам в области современного искусства.

9. В целях сближения нашей теакритики с рабочим и крестьянским зрителем, целесообразным является устройство совещаний зрителей для предварительной читки новых пьес с последующим их обсуждением при непременном участии теакритиков. Организацию таких совещаний целесообразно поручить редакциям газет, причем на них возлагается обязанность подводить итоги и освещать работу подобных совещаний.

10. Констатировать все усиливающееся влияние и значение устной критики в виде диспутов и собраний по вопросам театральной жизни и признать необходимым усиление внимания к этому виду театральной критики, имея в виду в особенности диспуты, устраиваемые театрами и на рабочих собраниях.

11. В целях повышения уровня театральной критики и наблюдения за правильной ее постановкой в газетах и журналах (как специальных, так и общих), необходима {507} организация при Наркомпросе журнала, посвященного вопросам искусства и теакритики, с подбором такого состава редакции и сотрудников, который обеспечил бы идеологическую выдержанность и углубленную проработку этих вопросов.

12. В целях повышения квалификации журналистов, работающих в области теакритики с точки зрения как художественной, так и особенно социально-идеологической, необходимо усиление работы Ассоциации теакритиков при Доме Печати, положив в основу ее деятельности обсуждение и проработку вопросов искусства под углом тех основных задач, которые выдвигаются в настоящее время в области театральной политики. Для усиления политического влияния в Ассоциации необходимо активное участие в ее работе всех коммунистов, критиков искусства.

13. В целях выработки молодых кадров теакритиков, необходимо создать в соответствующих вузах секции теакритики.

14. Признать совершенно ненормальным существующее положение, когда театральные журналы не только находятся в материальной зависимости от отдельных финансирующих их театральных предприятий, но и являются их органами, считать необходимым создание единого кино-театрального издательства, обеспечивающего выход театральных журналов различных течений и направлений и дифференциацию их по различным художественным и формальным признакам, а также и издание непериодической литературы по театру, рассчитанной, в первую очередь, на массового зрителя и читателя.

{508} Резолюция по докладу Н. В. Мещерякова
«Строительство деревенского театра»

1. Самодеятельный деревенский театр, существуя до сего времени без должного внимания, руководства и помощи, несмотря на это, уже сейчас проделывает заметную воспитательную работу. Как массовое явление, отвечающее органическим запросам, деревенский театр, при надлежащем внимании, может стать сильным орудием в руках партии и рабочего класса.

Несмотря на то, что деревенский театр является одним из важных звеньев работы в деревне, существует полное несоответствие в распределении внимания и средств между обслуживанием городского и деревенского населения.

Повышенный спрос к художественной продукции со стороны деревенского населения не удовлетворяется в достаточной степени. Незначительное количество средств сочетается здесь с низкой художественной и социальной ценностью деревенских постановок.

В ряду других отраслей деревенской культурно-просветительной работы руководство по линии драматических {509} (вообще художественных) кружков — наиболее слабое. В ряде мест око почти отсутствует со стороны губернии (обл.), уезда (округа) и волости (района).

2. Необходимо призвать к вопросам всей художественной деревенской работы, и в том числе к деревенскому театру, внимание партийных, комсомольских, государственных, профессиональных, шефских и иных общественных организаций. Перелом в отношении этих организаций к делу художественного просвещения деревни, изживание существующего несерьезного отношения к этому делу есть необходимое условие успешного развертывания деревенской художественной работы.

Внимание всех работающих в деревне советских органов и организаций советской общественности должно быть обращено на необходимость подойти вплотную к делу постановки и осуществления нужного руководства художественной деревенской работой и, в частности, деревенским театром. Необходимо усиление внимания и руководства деревенским театром, для чего в первую очередь необходимо иметь хотя бы по одному специалисту-инструктору по деревенской художественной работе в каждой губернии (области) за счет средств из доходных зрелищных предприятий.

3. Наиболее тяжело положение деревенского театра в отношении репертуара. Репертуар деревенского театра в преобладающей части или обладает низкой художественной ценностью или мало доступен технически для постановок в деревне. Необходимо создание постоянного премиального фонда при НКП, устройство конкурсов, повышение материальной заинтересованности {510} авторов, пишущих для деревни, обеспечение большего влияния на работу издательств, обслуживающих деревню. В этом отношении должны быть разработаны НКП и проведены по линии издательств практические мероприятия.

4. В цепях снабжения деревни художественной продукцией более высокого качества, необходимо НКП и ЦК Рабис разработать вопрос о возможности обслуживания местными профтеатрами деревни путем выездов. Приступить по линии политпросветов к постепенному налаживанию деревенских передвижных трупп с ценным художественно и идеологически репертуаром.

5. Драматические и художественные кружки должны быть обеспечены более квалифицированными кадрами руководителей и инструкторов; в этих целях необходима организация их подготовки и переподготовки как в центре, так и на местах органами политпросвета и профобразования.

{511} Резолюция по докладу К. А. Мальцева
«Организационные вопросы работы в области театра»

1. Отмечая некоторое оздоровление хозяйства целого ряда государственных и частных театров, признать, что принципы Собеза, широко применявшиеся государством к театрам в годы разрухи, сейчас начинают играть отрицательную роль, нередка задерживая нормальный рост театров.

2. Исходя из этого, поручить Наркомпросам республик к будущему театральному сезону пересмотреть сеть находящихся в непосредственном ведении НКП государственных театров, пользующихся субсидией в какой бы то ни было форме, в сторону решительного сокращения этой сети с переводом ряда театров в ведение местных советов по линии Наробраза. Институт академических театров должен быть упразднен совершенно. Материальную помощь государство должно оказывать только тем театрам, которые представляют из себя большую художественную и культурную ценность и обслуживают широкого рабочего зрителя.

3. Управление театрами на местах в настоящее время осуществляется самыми разнообразными организациями. {512} Признавая такое положение совершенно недопустимым, считать необходимым, что театры как в центре, так и на местах, в том числе и помещения, ими занимаемые, должны находиться только в ведении и руководстве органов Наркомпроса. Поручить Агитпропу ЦК и Наркампросам республик в течение двух месяцев провести это постановление в жизнь.

4. В целях устранения параллелизма и организационной путаницы в деле руководства хозяйственной и художественной работой зрелищных предприятий считать необходимым в системе самих Наркомпросов республик, вместо существующих теперь различных отделов, ведающих театрами (Управление ак. театрами, художественный отдел Главполитпросвета, художественный отдел Главнауки, Управление цирками и прочие) создать единый орган, который за счет рациональной постановки дела должен один проводить эту работу. В этих же целях при местных органах Наркомпроса организовать управления всеми зрелищными предприятиями, находящимися на данной территории.

5. В настоящее время почти повсеместно введены совершенно непосильные и многообразные налоги на театры, под тяжестью которых они ставятся в непреодолимо тяжелые материальные условия, что сказывается на стоимости билетов, а также и на художественной ценности спектаклей.

В цепях устранения недостатков налогового обложения театров и цирков необходимо коренным образом пересмотреть и изменить существующую систему обложения театров и цирков. Прежде всего, нужно признать {513} совершенно ненормальным создавшееся неравенство между театрами и считать необходимым уравнять все театры, за исключением частных, как в отношении обложения их налогами, так и в организационных привилегиях. Наряду с этим, поручить Наркомпросу войти в Наркомфин с предложением пересмотреть существующую систему обложения театров и цирков в сторону их полного освобождения (кроме частных театров) от налогов.

Кроме того, считать необходимым все доходы от театрально-зрелищных предприятий полностью употреблять на нужды и на дело развития улучшения театральной работы в данном районе.

6. Признать расценки на билеты, установленные театрами, далеко недоступными для широких слоев трудящихся. Общее снижение цен, проводимое государством, должно коснуться также и театрально-зрелищных предприятий. Поэтому предложить органам Наркомпроса в течение будущего театрального сезона значительно снизить цены на билеты в театр, причем это снижение цен для рабочей полосы в каждой местности устанавливается управлением зрелищных предприятий совместно с профсоюзами. Это снижение должно быть произведено за счет строжайшего и экономного расходования средств, имеющихся в распоряжении театра. Кроме того, театры и цирки должны установить с будущего сезона льготную рабочую полосу в размерах не менее 50 процентов всех мест. Органам Наркомпроса проследить за точным выполнением этой директивы. Эти мероприятия не только {514} приблизят театр к рабочим, но и оздоровят хозяйство целого ряда театров.

Необходимо также всячески расширять плановые покупки профсоюзами целых спектаклей, установление абонентной системы и так далее, как мероприятия, оправдывающие себя целиком. В деле осуществления этих мероприятий профсоюзы должны принять самое активное участие.

7. Констатировать существующую анархию в области гастрольных поездок как театров, так и отдельных небольших групп артистов в провинцию и союзные республики. Благодаря этому, наряду с высокохудожественными постановками, провинция усиленно наводняется халтурными гастролями с одной стороны и проявляется недопустимая конкуренция между гастролирующими труппами с другой.

Для упорядочения гастрольных поездок, в целях улучшения методов формирования трупп, считать полезным совместный подбор трупп органами НКП или упр. зрелищными предприятиями и органами Посредрабиса. В случаях необходимости устанавливать пробу артистам, причем единственным критерием для подбора артистов признать художественную ценность и квалификацию артистов с полным отказом со стороны органов Посредрабиса от моментов собезного характера. Наряду с этим, культотделы профорганизаций должны принять участие в выработке маршрутов гастрольных поездок, во избежание нездоровой конкуренции между гастролирующими труппами, с целью обеспечения спектаклями центральных театров рабочих {515} районов. В этом последнем случае необходимо добиваться средств от государства и местного бюджета. Поручить Наркомпросу и профсоюзам поднять вопрос о создании специального фонда для этой цели.

Учитывая опыт некоторых городов, считать целесообразным объединение отдельных городов для формирования трупп, в целях совместного обслуживания театров этих городов в порядке обмена.

В плане разрешения задачи приближения циркового искусства к зрителю-массовику приступить к планомерной организации летних передвижных цирков и эстрадных передвижек для обслуживания рабочих районов и деревни, поставив также на очередь вопрос о строительстве цирков в рабочих районах.

8. Исходя из опыта организации некоторыми государственными театрами в некоторых городах своих филиалов и студий в рабочих районах, считать необходимым широко рекомендовать эту меру и другим городам и театрам. Создание филиалов в рабочих районах открывает действительные пути приближения достижений культуры к широким массам. Признать необходимым включить в план театральной работы специальную подготовку пьес для постановок на клубной сцене.

Поручить Наркомпросу и ВЦСПС разработать вопрос планового обслуживания больших сцен строящихся клубов.

9. В целях всестороннего, правильного руководства отдельными театрами со стороны органов Наркомпроса, считать необходимым, чтобы при местных отделах {516} народного образования по руководству театрами были созданы местные художественно-зрелищные советы, которые должны составляться из представителей партийных, профессиональных и других общественных организаций. Эти органы, созданные при учреждениях Наркомпроса, должны стать одним из фактов общественно-политического воздействия на театры.

10. Одновременно должна быть проделана работа по укреплению художественных советов театров и поднятию их авторитета. Художественные советы, образованные из представителей партийных, комсомольских, профессионально-писательских организаций, прессы и проч., должны стать проводником на места общей линии губернских театральных советов при органах Наркомпроса. На художественные советы театров падает задача создания вокруг театра атмосферы общественного внимания, руководства и критики, без которых невозможно действительное приближение театра к задачам советской культуры.

11. Отмечая отсутствие общественности внутри самого театра и разобщенность между театром и зрителем с одной стороны и драматургом и театром с другой, считать необходимым начать решительную борьбу с рутиной, царящей в ряде театров, оздоровить общественность в стенах театра и приблизить театр к зрителям и современности.

В этих целях необходимо объединить существующие ассоциации молодых режиссеров, революционных драматургов и критиков, существующие коллективы в домах искусства, и различные театральные общества и {517} кружки в одно общество в пределах одного города, держа курс на объединение этих отдельных организаций в «Общество друзей театра», в масштабе отдельной республики. Местные организации или ячейки этого Общества могут создаваться лишь при театрах и при клубах, дающих театральные постановки.

Одной из важнейших задач этого общества должно стать содействие новому здоровому репертуару, для чего Общество должно вместе с Наркомпросом наметить целый ряд мероприятий, способствующих созданию нового кадра драматургов, внедрению общественности в стены театра, налаживанию более широкой и здоровой театральной критики и прочее.

Инициаторами организации «Общества друзей театра» должны стать ЦК Рабис, Наркомпросы республик и существующие общественно-театральные объединения.

В связи с организацией этого общества считать, что существование «Русского театрального общества» нецелесообразно.

12. Признавая совершенно недостаточным партийное влияние в театрах, считать необходимым в дальнейшей обратить внимание местных организаций на необходимость укрепления театра коммунистами. Это укрепление должно пройти по линии подготовки коммунистов-директоров, администраторов и режиссеров театра и привлечения в театральные коллективы новых артистических сил из подрастающего молодняка, выходящего из специальных ВУЗ’ов, школ, студий и т. д.

{518} 13. Действительное овладение командными высотами в театре невозможно без серьезно поставленного театрального образования. Театральная школа должна быть поэтому в значительной степени пролетаризирована и поставлена под постоянное и внимательное руководство органов Наркомпроса.

Поручить Наркомпросам обследовать и сократить сеть художественно-музыкальных школ, в связи с потребностью производства, идя на решительное сокращение сети частных школ, и взять под контроль Главпрофобра студии, находящиеся при Наркомпросе. Остающиеся государственные театральные школы и студии перевести на государственный и местный бюджет.

14. Состояние эстрадного дела в Республике находится в хаотическом состоянии. Большой спрос на эстрадные выступления, преимущественно в нарпитных предприятиях, требует особого внимания государства к этому виду искусства. Существующая форма кустарной организации эстрадного производства — самостоятельная работа над номерами в одиночку без помощи режиссеров, художников и литераторов, при низком культурном уровне подавляющего большинства эстрадных артистов — ведет к падению эстрадного репертуара и понижению художественной ценности выступлений.

Зрелищные площадки, оставшиеся в наследие от буржуазии, обычно, по вместимости зрительного зала совершенно не отвечают требованиям обслуживания широких масс трудящихся и являются значительным препятствием в политике снижения цен на билеты. {519} В целях развития театрального строительства приравнять кредитование строительно-ремонтных работ театров к кредитованию по рабоче-жилищному строительству.

Поэтому поручить фракции ЦК Рабиса и Наркомпросам во всех крупных городах: 1) создать мастерские эстрадного репертуара для цирка и эстрады; 2) организовать при эстрадных предприятиях режиссерскую помощь; 3) наладить издание специальной литературы в целях снабжения работников цирка и эстрады доброкачественным материалом; 4) принять меры к поднятию общественно-политического и культурного уровня работников эстрады.

В цепях ликвидации существующей бесплановости и бессистемности по ввозу иностранкой рабочей силы в СССР предложить НКП и ЦК Рабис организовать междуведомственную комиссию в двухмесячный срок.

15. Считаясь с огромным культурно-политическим значением театра для национальных меньшинств, поручить Наркомпросам особенное внимание уделять этик театрам. Практическая помощь им должна идти, главным образом, по линии подготовки соответствующего кадра квалифицированных артистов, режиссеров — путем открытия либо специальных техникумов, либо создания специальных отделений при существующей сети школ. Кроме того, поручить Наркомпросу рядом поощрительных мер в отношении национальных драматургов добиться создания (и напечатания) приемлемого репертуара для национальных театров.

16. Особое значение приобретает научная работа в области театроведения, подводящая точную историческую {520} и теоретическую базу в вопросах театра. Необходима увязка этой работы с работой театров, привлечение к ней научно-марксистских сил и содействие ей путем усиления издания театроведческой литературы и поддержки научно-театроведческим учреждениям.

Кроме того, считать необходимым поставить театроведческую работу при Коммунистической Академии, объединив при ней марксистов-теакритиков, деятелей театра, искусствоведов и театроведов для разработки актуальных теоретических вопросов, связанных с практикой советского театра.

Поручить Наркомпросам проработать формы и методы руководства всеми научно-исследовательскими организациями.

17. Поручить Наркомпросу и ЦК Рабис проработать вопрос относительно сезонной работы в театрах в направлении создания более постоянной работы театральных коллективов, существующих в государственных театрах.


[1] «Жизнь Искусства», № 15, от 12/IV – 1927 г.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь