Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Мифологический эпос Средневековья. Скандинавский эпос.



 

Средневековый скандинавский эпос представлен «Старшей» и «Младшей Эддой». «Эддой» называется сборник песен, мифологического, героического, морально-поучительного (дидактического) содержания. Значение слова «Эдда» неясно. Сборник составлен в XIII в., по данным языка и стиля, из песен разного времени от IX до конца XII в.

«Старшая Эдда» - это собрание поэтических текстов, в которых отразились архаические представления древних скандинавов. «Младшая Эдда» - это собрание прозаических текстов.

«Старшая Эдда» включает в себя произведения разных типов:

1) Песни о богах, устройстве мира, о судьбах людей и богов. В эту группу входят также гномические песни, которые построены по образцу фольклорных пословиц и поговорок. Это такие песни как: «Вёлуспа» («Прорицание Вельвы»), «Песня о Трюме», «Речи высокого».

2) Героические песни – песни о героях, главный персонаж человек, чьи деяния вошли в историю. «Песня о Вёлюнде».

3) Исторические песни. «Песнь об Атли». Главный герой – персонаж реально существовавший. События действительно имели место в истории.

В «Старшей Эдде» нет единого сюжета. Записана тогда, когда поэма стала распадаться. Это собрание остатков поэтических текстов различного смысла. В «Старшей Эдде» не было деления на исторические, героические песни. Песни начали различаться, но процесс различения еще не пошел.

Все песни «Старшей Эдды» сохранили отчетливые следы устно-поэтической традиции, являясь при этом одновременно авторскими произведениями, хотя и безымянными. Собственно мифологические песни «Старшей Эдды» включают в себя произведения, основанные на мифах о происхождении вселенной, об ее устройстве и грядущей гибели. Данный памятник отразил значительное влияние христианского мира.

Как все антропоморфные религии, скандинавское язычество представляло богов по идеализированному облику людей. Боги были более могущественными и совершенными, чем обыкновенные люди. Но они не были всемогущими и бессмертными, они также подвержены человеческим страстям и страданиям. Мифы рассказывали о рождении богов и их грядущую гибель. Смертность богов – было неизвестно античной мифологии, в этом проявляется влияние христианизации. Боги умирали на войне из-за «проклятого золота», это также неизвестно античной мифологии. «Государство богов» строится по образцу человеческого общества как патриархальный род. В идеализированной форме сохраняются пережитки более древних семейных и общественных отношений (матриархат и групповой брак). Так, например, богиня Фригг, жена Одина, в его отсутствие становится женой его братьев; Фрейр и Фрейя, брат и сестра, являются мужем и женой.

Верховный бог скандинавской мифологии Один (у западных германцев - Водан) – отец и родоначальник богов, творец и устроитель земли, создатель человеческого рода. Один – бог войны, который дарует победу в войнах. Храбрейшие воины, павшие в бою, пируют вместе с ним в Вальхалле («чертоге мертвых»). Туда их привозят валькирии, воинственные девы, дочери Одина. Каждый день они тешатся в боях, раны которые они наносят друг другу, тотчас заживают. После битвы наступает веселое пиршество с Одином.

Религия Одина отражает воинские идеалы скандинавских дружинников «эпохи викингов». Природные условия Скандинавского полуострова были малопригодными для развития земледелия, территория пригодная для жизни была ограниченной. Все это послужило причиной усиленных передвижений и военной экспансии скандинавов. Этот период в истории скандинавских народов получил название «эпохи викингов» (800-1050 гг.). Слово «викинг» первоначально обозначало «морской набег на прибрежное поселение» (от слова «вик» - «поселение», «бухта»), позже стали называть участников такого набега – скандинавских дружинников и их предводителей. В континентальной Европе скандинавов называли «норманнами» («северными людьми»). Особенно частым набегам подвергались Англия и Франция.

Один – также бог мудрости, пророчеств и заклинаний, покровитель поэзии. Он изображается одноглазым: другой глаз он отдал великану Мимиру за знание будущего. В широкополой шляпе, с копьем в руке он странствует по земле, принимает участие в человеческой жизни, покровительствует своим любимым героям, например, Сигурду – одному из своих потомков.

Другой наиболее почитаемый бог – Тор (у западных германцев - Донар) – бог грозы, вооружен каменным молотом, которым он поражает враждебных богам великанам. «Рыжебородый Тор» является покровителем земледелия, в его облике отчетливее выступают черты скандинавского крестьянина. Тор противоположность Одина.

Особое место среди богов занимает Локки, известный лишь в скандинавской мифологии. Представляет злое, разрушительное начало, первоначально, возможно бог огня. Локки стоит между богами и великанами. В последней битве перед концом мира он сражается против богов.

Среди богинь первое место занимает Фригг – жена Одина, богиня любви и покровительница брака, олицетворяет рождающее начало в природе.

Надземному миру, в котором обитают боги, скандинавская мифология, противопоставляет обиталище людей – Мидгард («срединная земля») и Нифльхейм («подземное царство мертвых»), в котором царствует великанша Хель. В царство Хель отправляются все умершие, кроме героев, удостоившихся Вальхаллы.

Кроме богов, скандинавская мифология знает духов природы (следствие первобытных анимистических представлений), великанов (их царство лежит за морем), карликов (скрываются в недрах земли). Великаны олицетворяют стихийные разрушающие силы природы, находятся в непристанной борьбе с богами и людьми. Карлики владеют несметными сокровищами, являются искусными кузнецами.

Наиболее полную картину скандинавской мифологии дает «Вёлуспа» («Прорицание Вёльвы») – песня о происхождении и грядущей гибели мира. Этой песней открывается «Эдда». Из бездны до сотворения мира первым родился великан Имир. От Имира берет род великанов и богов. По другому источнику «Эдды» «Песне о Гримире», боги убили Имира и из его тела создали мир: из крови – реки и моря, из мяса – землю, из костей – горы, из мозга – облака, из черепа – небесную кровлю. Люди б.ыли созданы из Аска и Эмблы (ясеня и ольхи), в которые боги вдохнули жизнь.

Иггдрасиль – ясень, поддерживает небо, корни уходят в землю. Этот образ перекликается с «деревом жизни» в библейских сказаниях, но развился, по-видимому, самостоятельно из культа деревьев, характерного для первобытных аграрных религий. У его корней был ключ Урд, источник мудрости, в нем живут 3 вещие сестры Норны, богини судьбы, они прядут нити – жизни людей (близость античности).

Боги ведут блаженную жизнь на …………………… по их вине разгорается война. Погибает светлый бог Бальдр, сын Одина и Фригг. На земле среди людей начинаются кровавые распри, люди гибнут из-за «проклятого золота» - этот мотив неизвестен античной мифологии. На мир надвигаются полчища чудовищ, приближается корабль мертвецов, которым управляет Локки. Волк Фернир пожирает Одина, змей одолевает Тора, небесные светила падают на землю и сжигают ее. За гибелью богов и мира пророчица видит новую жизнь, боги воскресают для новой блаженной жизни на полях Идавёлль.

Песни «Речи Высокого» не имеют сюжета. Это собрание моральных сентенций, поучений и заговоров, приписанных Одину. Это «гномическая поэма», «гномы» принадлежат одному высказывающему, другой связи между ними нет. Они характеризуют быт и принципы поведения людей «эпохи викингов», их понятия о воинской доблести, личном достоинстве, об отношениях между мужчиной и женщиной, между друзьями и врагами.

«Песня о Вёлюнде».

Героические песни «Старшей Эдды» повествуют истории не богов, а героев. Это повествование о людях, о замечательных мастерах. В них сильны отголоски мифологии и фольклора, еще живо старое и уже рождается новое.

Вёлюнд живет в лесу с двумя братьями, он славится мастерством кузнеца. На охоте они увидели трех лебедей, которые обратились в прекрасных девушек. Это были валькирии: Лебяжья Белая, Чудесная и Вельрун. Братья женились на девушках. Прожив 7 зим девы умчались, два брата отправились на поиски, а Вёлюнд остался дома. Об этом узнал царь Недуд, захватил его в плен и заставил изготавливать ювелирные украшения. Вёлюнд решает отомстить, вступает в сговор с сыновьями Недуда, обещает им золото отца. Потом убивает их, из их черепов делает кубки, налил в них пиво и напоил их мать. Затем надругался над дочерью Недуда. Вёлюнд не бог, но обладает талантом, он делает себе крылья и улетает.

В песне очевидно большое влияние фольклора (повторы, общие места, параллелизм), влияние мифологии (Вёлюнд также как Дедал и Икар делает себе крылья). Это естественное отражение познания мира у всех народов.

Исторические песни принципиально отличаются от мифологических и героических песен. Их особенность в том, что исторические персонажи обрастают фантазией. Для них характерна иная концепция времени и пространства – она приближена к истории. История познается на уровне поэтического обобщения.

«Старшая Эдда» - это образец древнескандинавской поэзии, где отражено единство мифологии, фольклора и истории, по аналогии с поэмами Гомера. «Старшая Эдда» отразила момент перехода из доархаического, несоциального строя в социальное общество, разделенное на социальные страты.

 

Тема: Литература средневековых городов.

План:

1. Общая характеристика средневековых городов.

2. Жанры средневековой литературы.

3. Творчество Франсуа Вийона.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь