Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика средневековых городов.



В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникать новые. В городах зарождается новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. Но основе городов оформляются новые социальные слои средневекового общества – горожане, цеховые ремесленники и купцы.

XIII век – век городов, вся жизнь, бурные процессы сосредоточены в городах. Город – это огороженное, окультуренное место, мир, имеющий свои границы и законы. Города самостоятельны, имеют свои формы самоуправления. Города появляются в основном по берегам рек. Основой жизни городов была торговля.

В городах складывается особый тип жизни и классы. В городе нет плодов труда земли. Здесь царят торговцы, продающие плоды земли, ремесленники, мастера, изготавливающие ткань, оружие, посуду. Они объединяются в цехи и гильдии. Главным местом в городе был рынок, рыночная площадь. Там читаются законы, происходят казни, праздничные шествия, театральные постановки. Площадь ограничивается Ратушей (символ государственной власти) и Собором (символ власти церкви).

Город стирает стратификацию – разницу между классами. В городе не может жить феодал или крестьянин. Город – это перевалочное место, люди в нем полностью меняют свой жизненный уклад. Формируется новое мироощущение, оно оторвано от мироощущения жизни на земле. Для крестьянина главный закон это закон природы, смена года, холод-жара. Горожанин не зависит от природных явлений, он зависит сам от себя. В городе появляется много мошенников и воров. Город это место жизни не только благочестивых богатых горожан, но и простых людей, которые нигде не служат, ничем не занимаются. Они воруют, разбойничают. Городская жизнь меняет менталитет горожанина. Она прививает самостоятельность, которая граничит с хитростью, обманом, жестокостью. Городская ментальность не меняет феодально-рыцарскую ментальность. Феодально-рыцарская культура является примером для подражания городской культуре и в то же время она ею пародируется и упрощается.

Горожане устанавливают свой церковный календарь, который сменяет праздники и будни независимо от природы. Праздников в средневековых городах очень много, апофеозом является карнавал. Карнавал – это особая форма жизни, он длится несколько суток и охватывает все городское население.

2. Городская литература распадается на ряд разнообразных жанров.

Прозаические жанры – небольшие повести, близкие к рыцарскому роману - ле. Интерес автора концентрируется на личных переживаниях героя. Преобладающей темой является тема любовных страданий.

Фаблио (в Германии шванк) происходит от фольклорного жанра анекдота. Фатеция – разновидность фаблио, небольшой по объему рассказ, описывающий комические ситуации и комические положения. У фаблио есть свои устойчивые ситуации и определенные персонажи. Герои: муж-жена-любовник, священник в разных рангах, продавец и покупатель, ремесленник, бродяга, монах. Географическое пространство фаблио ограничено городом (дом богатого горожанина или жалкая лачуга бедняка). Фаблио обязательно имеет особый тип взаимоотношений героев, основанный на неожиданном повороте (возвращение мужа, когда жена с любовником), который по-новому освещает сюжет. Таким образом, фаблио/фатеция – это небольшое по объему произведение, в стихах или прозе, в основе которого лежит анекдотическая ситуация. Фаблио был первым жанром, в котором складывается социально-критическая проблематика. Фаблио во многом пародировали, снижали рыцарские романы, кодекс рыцарской чести. Герой фаблио – хитрый горожанин, который дурит ближнего и на этом получает выгоду.

Аллегорический эпос – «Роман о Розе». Действующие лица романа аллегорические персонажи: любовь, красота, ненависть, зависть. Юноша имеет цветок Розу, символ красоты и любви. Это учебник смоделированный по принципам рыцарского романа.

Жанр экзампла (от лат. «пример») широко распространенный в Средневековье жанр церковной проповеди, нравоучительного рассказа, который воздействует на паству. Герой экзамплы, мужчина или женщина, попадает в разнообразные жизненные ситуации. Экзампла устрашала, поучала, имела проповеднические корни. Проповеди были направлены на все страты – классы. Рассказчик разоблачал грехи. Большая часть населения была неграмотна. Главный герой – страх, устрашающие элементы. Экзампла проповедовала дистанцию между социальными группами. Она создала образ подземного мира, проповедники терроризировали публику. Экзампла утверждала двоемирие, мир живых резко отличался от мира мертвых.

Экзампла тесным образом связана с жанром визион (видение). Экзампла устанавливала различия между царством мертвых и живых. Визион – соединял соединял их с определенной моральной целью. Он фиксирует экстраординарное событие смерть того или иного лица, его странствия на том свете и последующее возвращение в число живых. Воскресший открывает тайны иного мира. Жанр визион получил широкое распространение. Их тщательно записывали и переписывали. Высшее выражение жанра визион «Божественная комедия» Данте. Воскресший человек превращается в другого человека, он начинает новую жизнь.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь