Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Введение в историю зарубежной литературы XVII века.



План:

 

1. XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы.

2. Основные направления в литературе этого период:

а) Концепция мира и человек в искусстве барокко;

б) Нормативность эстетики классицизма. Система жанров классицизма;

в) Ренессансный реализм.

 

1. XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы.

Долгое время историю зарубежной литературы XVII века рассматривали совместно с веком XVIII. Ярким примером подобного подхода к изучению курса является учебник С.Д. Артамонова советского периода. С конца 60-х гг. XX в. ученые заговорили о необходимости рассматривать культуру и литературу XVII и XVIII вв. как два самостоятельно развивающихся явления.

      XVII век в истории литературы – это не просто формальный календарный отрезок времени, а сложный и своеобразный период литературного развития. Хронологические рамки курса – с 1590-1600 по 1680-1690-е гг. Это относительно короткий отрезок времени, по сравнению с двумя тысячелетиями изучения античности, с десятками веков Средневековья, тремя столетиями Возрождения. Этот век не получил особого названия, он включает в себя антонимичные художественные явления – барокко и классицизм. В исторической диахронии Европа в этот период вступает в новый этап цивилизационного развития, который получил название Новое время.

В XVII в. формируется понятие «Европа» - как географическое и историко-культурное. Оно меняет средневековое деление мира на христианский и нехристианский. Европейский человек коренным образом меняет представление о мире о и себе. Меняется вся картина литературной жизни Европы. Активно развивается литературная критика, кружки, салоны, литературные школы и общества. Рождается периодика: первая газета появляется во Франции в 1631 г. Во второй половине века газеты и журналы станут уже привычной деталью культурной жизни европейских стран. Они не только способствуют критическому обсуждению художественных произведений, но и приводят к формированию профессиональной писательской среды.

Многие привычные современным людям обычаи, предметы обихода, одежды появились именно в XVII в.:

- в число столовых приборов впервые входит вилка;

- еда становится более простой и разнообразной;

- привычным становится употребление чая, кофе;

- изобретена водка, раньше спирт продавался в малых количествах для медицинских нужд;

- традиционно плоская подошва женской обуви заменяется нововведением – каблуком;

- люди начинают использовать оконные стекла и стеклить дорожные кареты.

     XVII в. – это период научной революции, возникает новая классификация отраслей науки и их иерархия. Первенство принадлежит точным наукам: астрономии (открытия Галилея, Кеплера), физике (Галилей, Ньютон), математике (Декарт, Паскаль, Ньютон). Природа в Новое время ощущается не как организм, а как механизм. Если в эпоху Возрождения Бог был «душой Природы», то теперь он часовщик, геометр Вселенной. В то же время магия, алхимия, мистика остаются неотъемлимыми компонентами научного процесса.

XVII в. был временем резкой и жестокой ломки старого общественного уклада. Европейская история XVII в. началась казнью в январе 1600 г. Джордано Бруно и продолжилась отречением от своих взглядов Галилея. Основными историческими событиями века были войны, восстания, революции. Одним из ярчайших катаклизмов века была Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. В ней участвовали в той или иной мере все европейские государства. Но особенно разрушительными были ее последствия для Германии и Австрии, где население уменьшилось на треть.

Многие события по определению специалиста по культуре XVII в. Н.А. Ястребовой были «событиями-оборотнями», т.к. политические, социальные, экономические, психологические последствия этих событий были неоднозначны. Так, например, Тридцатилетняя война стимулировала в Германии стремление к сохранению национального языка и культуры, повысила роль университетов и типографий, привела к увеличению числа грамотных. В Англии пуританизм способствовал обновлению англиканской церкви, но налагал жесткий запрет на развитие в стране театра. Этим объясняется почти вековое молчание английского театра после Шекспира. Расцвет английской драматургии приходится на XVIII в. – творчество Р. Шеридана.

2. Основные направления в литературе этого периода:

а) Концепция мира и человек в искусстве барокко.

Понятие барокко не сразу стало обозначать культурные явления XVII в. Изначально слово барокко существовало в нескольких языках – португальском, испанском, итальянском, латыни и имело несколько разных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы).

     С начала XX в. под барокко понимается не просто стиль отдельных видов искусства (архитектуры, живописи, музыки), но как тип культуры, обладающей определенной системой эстетических принципов и имеющей специфическую художественную концепцию мира и человека. Хронологические рамки распространения барокко понимаются учеными по-разному, то предельно расширяются (1527-1800), то сужаются (1600-1650).

     Характерным является то, что литература и искусство барокко активнее начинает развиваться в кризисные периоды Нового времени – 1580-1660-е гг. в странах с нарушенной политической и социальной стабильностью – Испании, Германии.

Мироощущение барокко вырастает на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переоценки человеческих возможностей, идей и ценностей. Человека барокко мучит ощущение непостоянства, непрочности, изменчивости жизни. Это представление о мире и о человеке барокко представляет в виде оппозиций телесного и духовного, высокого и низкого, трагического и комического, прекрасного и уродливого.

     Философской основой барочного мироощущения становится представление об антономичной структуре мира и человека, об их дуализме. В барокко можно найти традиции как стоицизма, так и эпикуреизма. Но эти противоположности не только борются, но и сходятся в общем пессимистичном ощущении жизни. Литература барокко выражает чувство непостоянства, изменчивость и иллюзорность жизни, то констатируя это, то воспевая:

«В изменчивости – жизнь, свобода, красота» Джон Донн.

Актуализируя средневековый тезис «жизнь есть сон» барокко обращает внимание на зыбкость границ между жизнью и сном, на сомнение человека, открыл ли он истину или предался иллюзии. Тема иллюзии – одна из самых популярных в литературе барокко.

Театральность поэтики барокко проявляется не только в драматическом восприятии жизни человека, но и в пристрастии к декоративности и пышности изобразительных средств. Литературе барокко присущ глубокий дидактизм. Основная задача барочных писателей – удивить и взволновать читателей. Итальянский барочный поэт Дж. Марино говорил: «Цель поэта чудесное и поражающее. Кто не умеет удивлять – пусть ступает к сребнице».

Мир и язык в барокко полисемантичны, образы и мотивы содержат заведомую возможность вариативных толкований самых неожиданных и экстравагантных. Литературу барокко характеризуют сложная метафоричность языка. Метафора в барокко не просто средство украшающее повествование, а особая художественная точка зрения. Метафоры нарочито избыточны, барочный вкус отличается экстравагантной причудливостью.

Жанровая система барокко также отличается с точки зрения классицистических правил неправильностью. Наиболее характерными жанрами являются: пасторальная поэзия, драматические пасторали, пасторальный роман, философско-дидактическая и любовная лирика, сатирическая бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия. Особое место занимает жанр эмблемы, в нем воплотились важнейшие черты поэтики барокко: аллегоризм и энциклопедизм, сочетание зрительного и словесного.

б) Нормативность эстетики классицизма. Система жанров классицизма.

Прилагательное «классический» очень древнее, в латинском языке «classicus» означало «знатного, состоятельного, уважаемого гражданина». Затем оно получило смысл чего-то образцового и стало применяться к произведениям и авторам, которые изучались в школе. Определение «классический» первоначально применялось только к древним античным авторам.

Современное значение слова «классический» стало складываться в эпоху романтизма. Тогда же появилось понятие «классицизм», оно носило негативную окраску. Сторонники классицизма противопоставлялись романтикам как устаревшие авторы новаторам. В то же время писателей – создателей шедевров продолжали называть классиками.

Термины «классицизм», «классицистический» объединяют писателей, которые ориентируются на античное искусство, поэтику Аристотеля. Они строго подчиняются правилам трех единств, являются выразителями идей абсолютизма. Классицизм не только стиль и направление, но, как и барокко – это художественная система. Она начала складываться в эпоху Возрождения.

В начале XX в. классицизм рассматривали как направление, воплощающее абсолютистскую монархическую идеологию. С 1950-60-х гг. классицизм трактуется не как художественное выражение абсолютизма, а как литературное направление, получившее яркий расцвет в XVII в., в годы укрепления и торжества абсолютизма.

Характерные черты классицизма:

- стремление к ясности и точности выражения;

- строгую подчиненность правилам (т.н. правила «трех единств»);

- логическая последовательность композиции;

- простота образной системы;

-равнение на античные образцы.

     Зарождение и распространение классицизма связано не только с укреплением абсолютной монархии, но и с возникновением рационалистической философии Декарта, с развитием точных наук, прежде всего математики. Одной из причин долговечности классицизма, было то, что писатели рассматривали свое творчество не как способ индивидуального самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому и неизменному.

Античная литература служила для классицистов арсеналом образов и сюжетов, они наполнялись актуальным содержанием. Ранний, ренессансный классицизм стремился к воссозданию античности путем подражания. В XVII в. античность из объекта подражания и точного воссоздания превращается в пример правильного соблюдения вечных законов искусства и объект соревнования. Строгий отбор, упорядочивание, классификация тем, мотивов было попыткой классицистов преодоления хаоса и противоречий действительности. Для классицистических произведений характерна дидактическая функция. Классицисты позаимствовали принцип Горация «поучать, развлекая».

Основной коллизией (коллизия – конфликт, столкновение между персонажами, либо между персонажами и средой) было столкновение долга и чувства или борьба разума и страсти. Для классицизма характерно стоическое настроение, противостояние хаосу действительности и собственным страстям и аффектам. Писатели классицизма воплощают новую концепцию человека – героической личности, благовоспитанного человека. Тем самым они задавали читателю идеальную норму поведения. В характере персонажа доминирует одна этико-психологическая черта. Исследователи XVII в. часто говорят о «маниакальности» классицистического персонажа.

Система жанров классицизма строго иерархична, она основана на последовательном разведении трагических и комических явлений действительности. Высокие жанры – эпопея, трагедия, ода, низкие жанры – комедия, сатира, басня. Для каждого жанра существует специфическая тематика, стиль, система персонажей. Обращаясь к низким жанрам, классицисты стремятся их облагородить, из сатиры убирается грубый бурлеск, из комедии фарсовые черты (пример высокой комедии – комедии Мольера).

Поэзия классицизма устремлена к ясному выражению мысли, она отказывается от изощренности, метафорической усложненности, стилистических украшений.

Особое значение в классицизме приобретает драматургия и театр. Они наиболее органично выполняют нравоучительную и развлекательную функции.

В классицизме развиваются и прозаические жанры – афоризмы (максимы), характеры. Классицизм не включает роман в каноническую систему жанров, но, несмотря на это, в XVII в. популярен «маленький роман», «романическая новелла». Образцом классицистического романа считают «Принцессу Клевскую» мадам де Лафайет.

Теория классицизма не сводится только к стихотворному трактату Н. Буало «Поэтическое искусство». Она складывается постепенно и меняется с течением времени, национальные варианты классицизма имеют свои отличия. Французский классицизм был наиболее мощной и последовательной художественной системой, он оказывал большое влияние на барокко. Немецкий классицизм, напротив, заглушается, перекрывается барокко.

Во второй половине XVII в. в теории классицизма особенно активно обсуждается категория «хорошего вкуса». Он трактуется не как индивидуальное предпочтение, а как коллективная эстетическая норма. «Хороший вкус» классицизма противопоставляет многословию – лаконизм, туманности и сложности выражения – простоту и ясность, экстравагантному – благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие. Правдоподобие изображает вещи и людей такими, какими они должны быть.

Классицизм продолжает существовать и в XVIII в. в эпоху Просвещения. Особое значение в это время приобретает гражданский и интеллектуальный характер конфликта классицистических произведений. Просветительский классицизм активнее взаимодействует с другими литературными направлениями эпохи. Теперь он опирается больше не на правила, а на «просвещенный» вкус публики. В XVIII в. рождаются новые варианты классицизма, например, «веймарский классицизм» Гете и Шиллера. Главными требованиями классицизма XVIII в. остаются требования ясности слога, смысловой наполненности образов, чувство нормы и меры в структуре и фабуле произведений.

в) Ренессансный реализм.

Ренессансный реализм развивается параллельно с классицизмом и барокко. Его представители были противниками системы правил и норм классицизма и барокко, из-за его устремленности в мир экзотики и фантастики. Их раздражала манерность, чрезмерная изысканность произведений барокко.

Последователи гуманизма оставались сторонниками ясности и правдивости в искусстве. Но теперь они не утверждают мощь человеческого разума и безграничные возможности личности. Они также, как и их современники, испытали разочарование в гуманистических идеалах. В своих произведениях они рассматривают многие злободневные вопросы. Особое место занимает понятие добродетели, человеческого достоинства, гордости, чести.

Представители ренессансного реализма обращаются к описанию повседневной жизни людей. Они продолжают развивать традиции городской литературы. Писатели ренессансного реализма активно осваивают реалистические приемы создания характера.

Они впервые поставили вопрос о взаимосвязи нравственного облика человека с его сословием и воспитанием. При этом выше и нравственно чище оказываются представители народа. Например, Лопе де Вега впервые показал крестьян как ярких индивидуальностей, которые могут рассуждать о высоких материях и до конца отстаивать свое человеческое достоинство.

Писателей-гуманистов часто критикуют в отсутствии острой социальной критики. Они действительно не ставят политические вопросы на первый план. При всей кажущейся простоте описания действительности, скрываются серьезные размышления писателей о судьбах страны и народа.

 

 

Тема: Литература Испании.

План:

 

1. Поэзия барокко. Гонгоризм, консептизм.

2. Испанская драматургия барокко. Тирсо де Молина.

3. Лопе де Вега.

а) Историческая драма «Фуэнте Овехуна»

б)

 

Наиболее яркими представителями литературы барокко в Испании были Гонгора (основоположник литературного течения культизм или гонгоризм) и Кеведо (основоположник консептизма).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь