Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Французский героический эпос. «Песнь о Роланде».



 

Это старофранцузский эпос, сложился в конце 12 века в воинской среде. Относится к так называемому циклу «жестов» «шансон де жест» (chansons de geste – буквально «песни о деяниях»). Поэмы предназначались для пения, так же как и в наших былинах, одна и та же мелодия была сквозной для всей поэмы. Их исполнители, а нередко и авторами были жоглеры (буквально «игрецы», аналог русских скоморохов, в Испании их называли «хугларами», в Германии – «шпильманами»). Пели они речитативом, аккомпанируя себе на виоле (примитивной скрипке).

Основное содержание французского эпоса составляют 3 темы:

1. Оборона Родины от внешних врагов (мавров, норманнов, саксов и др.);

2. верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников;

3. кровавые феодальные распри.

Эти темы соответствуют политическому сознанию народа, видевшего в феодалах главное зло и мечтающего о национальном единстве. Первые две темы были связаны с образом доброго и мудрого короля. В большинстве поэм король называется Карлом Великим. Это имя закрепилось в воспоминаниях потомства, заслонив в эпических преданиях другие имена. В поэмах он представлен в идеализированном виде: он справедлив, суров, непобедим в бою.

«Песнь о Роланде» - одна из вершин средневековой поэзии, возникла около 1100 г., незадолго до первого крестового похода. Поэма рассказывает о героической гибели графа Роланда, племенника Карла Великого, во время битвы в Ронсельванском ущелье по вине отчима Роланда – Ганелона, о мести Карла Великого за гибель Роланда и 12 пэров.

В соответствии с поэтикой исторической песни все имена, географические названия реальны. Идейный замысел поэмы наиболее четко выявляется из сопоставления исторических фактов, лежащих в основе предания. Помимо гиперболизации, свойственной эпическому произведению, поэма проникнута религиозным духом. Основой поэмы стали события, имевшие место в 778 г., когда Карл Великий вмешался во внутренние раздоры испанских мавров и выступил на стороне Богдадского халифата. Карл осадил Сарагосу, но, простояв несколько недель под ее стенами, ни с чем вернулся во Францию. Когда он возвращался через Пиренеи баски устроили засаду в Ронсельванском ущелье и многих перебили.

Непродолжительный и безрезультативный поход в северную Испанию, не имевший никакого отношения к религиозной борьбе, заканчивается досадной военной неудачей. Он превращается певцами-сказителями в картину 7-летней войны. Война заканчивается завоеванием всей Испании, врагами были не христиане-баски, а иноверцы-баски и завершается сценой мести Карла Великого за племянника – битвой французов с силами всего мусульманского мира.

«Песне о Роланде» характерна типичная для всего народного эпоса гиперболизация, выразившаяся в масштабе изображаемых событий, в картинах сверхчеловеческой силы и ловкости персонажей, в идеализации главных героев (Роланда, Карла). Помимо гиперболизации другой отличительной чертой поэмы является религиозная идея – борьба с мусульманством, освобождение от масульман гроба Господня в Иерусалиме, особая миссия в этой борьбе отводится Франции.

Содержание «Песни о Роланде» не исчерпывается национально-религиозной идеей. В ней отразились социально-политические противоречия, характерные для феодализма X-XI вв. Эта проблема вводится в поэму эпизодом предательства Ганелона, отчима Роланда. Этим эпизодом сказители объясняют роковую причину поражения непобедимой армии Карла Великого. Ганелон не просто изменник, он выражает мощное злое начало, враждебное общенародному делу, он олицетворение феодального эгоизма.

Роланд предлагает отправить Ганелона послом к врагам в Марсилию, это очень опасно. Это решение Роланда Ганелон воспринимает как намерение погубить его. Подвергая себя смертельной опасности, Ганелон выполняет задание, но из личной мести вступает в тайный сговор с врагом с целью победить Ганелона.

На смену условного врага приходит враг исторический. Идея борьбы с внешним врагом уступает место борьбе с внутренним врагом. Основной конфликт Роланда и Ганелона, Ганелон достоин Роланда, он также родовитый дворянин, смелый боец. Но эта внешняя роскошь не скрывает его черной сути – предания короля во имя личной спеси и мести. Месть Ганелона руками противников короля, идя против любимого племянника короля, Ганелон идет против самого короля, он нарушает свой вассальский долг.

Образ короля Карла Великого в поэме традиционен. Он воплощает определенный статус – символического воплощения силы. Реальный возраст Карла на момент описываемых событий – 34 года, в поэме он изображается 100-летним старцем, восседающим на троне и изрекающим истины. Ему приписываются вещие сны, предсказывающие скорую гибель любимца.

Роланд – блестящий, светлый рыцарь, отличается красотой, отвагой, мужеством, он жаждет подвига. У Роланда нет личной биографии, его судьба – любовь к королю, любовь к милой Франции. Всеми его поступками движет любовь к милой Франции.

Через всю поэму проходит противопоставление Роланда и его любимого друга, нареченного брата Оливье (Оливера). Здесь сталкиваются не две враждебные силы, а два варианта положительного начала. Когда французы подвергаются внезапному нападению, их силы неравны, Оливье советует Роланду затрубить в рог, чтобы призвать Карла на помощь. Трижды Оливье уговаривает Роланда (типичное для народной поэзии повторение) и трижды Роланд отвергает предложение Оливье. Эта черта характера Роланда обозначается в поэме словом «безмерность», в значении «необузданной, безрассудной смелости». «Безмерности» Роланда противопоставлено благоразумие, сдержанность, холодная расчетливость Оливье, но таким образом, что ни один персонаж не осуждается.

Роланд образец рыцарской доблести и благородства. Ему чужды эгоизм, жестокость, алчность феодалов. В нем чувствуется избыток юных сил, страстная жажда бескорыстного подвига. Рыцарские черты даны в очеловеченном, в освобожденном от сословной ограниченности виде. Все это делало Роланда подлинным народным героем, понятным и близким каждому. В этом причина огромной популярности сказания о Роланде не только на родине, но и почти во всех европейских странах. Пересказы и подражания поэм о Роланде существовали в Средние века на немецком, английском, итальянском, испанском, скандинавских и кельтских языках.

 

Отсутствует тема любви, даже в момент смерти Роланд не вспоминает о своей невесте Альде, о ней лаконично сообщается, что она не смогла пережить его гибели.

 

Шекспир (1564-1616).

 

Уильям Шекспир родился 23 апреля в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье перчаточника. С 7 до 13 лет учился в грамматической школе, изучал латинский и греческий язык, литературу и историю. Его отец был городской главой, любая труппа прехавшая в город, должна была сначала дать представление для семьи городского главы. Таким образом, Шекспир с раннего детства был приобщен к театральному искусству. В 18 лет женился на Энн Хетеуэй, которая была старше его на 8 лет, у него было 3 детей. Вскоре около 1585 года оставил жену и детей в Стрэтфорде, переехал в Лондон, изредка приезжая домой, чтобы привезти семье заработанные деньги.

Пьесы Шекспира пользовались большой популярностью. Но его имя мало кто знал, в то время зритель больше внимания обращал на актера.

Недостаточность сведений о жизни Шекспира послужила поводом для возникновения так называемого «шекспировского вопроса». Начиная с 18 века исследователи стали высказывать мысль о том, что шекспировские пьесы были написаны не Шекспиром, а другим человеком. Этот человек хотел скрыть свое авторство и опубликовал свои произведения под именем Шекспира. Истинным автором считали Фрэнсиса Бэкона, лорда Ретленда, графа Оксфорда, графа Пембрука, графа Дерби.

Творческий путь Шекспира делится на 3 периода.

Первый период (1591-1601). Характеризуется оптимизмом, господством светлого мироощущения, веселых тонов. В этот период созданы поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция», сонеты и почти все исторические хроники (за исключением «Генриха VIII»), 3 трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь». Наиболее характерным жанром для этого периода является светлая, веселая комедия: «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешники», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».

Второй период (1601-1608). Он отличается интересом к трагическим конфликтам и трагическим героям. Созданы трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский». Комедии, написанные в этот период, уже несут в себе трагический отблеск.

К третьему периоду (1608-1612) относятся трагикомедии: «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря».

Исторические хроники.

Все хроники Шекспира представляют собой единый цикл, посвященный становлению современной драматургу английской государственности. 10 хроник повествуют о царствовании английских королей от Ричарда II до воцарения династии, современной Шекспиру.

Главным фактором, определяющим сюжет является всесильное Время, а не те короли, именами которых называются хроники. Их имена лишь указывают то время, когда происходит действие. Частная жизнь человека в хрониках находится на заднем плане. На первом плане его участие в политической, государственной жизни, в войнах, заговорах, в борьбе за власть.

Трагическое как ужасное предстает в первой трагедии Шекспира – «Тит Андроник» - 14 кровавых убийств, 34 трупа, изнасилование, 2 отрубленные головы, 3 отрубленные руки, отрезанный язык, человек, закопанный живым в землю, эпизод со злодейкой царицей Таморой, когда ее кормят пирогом из мяса ее сыновей. Эта традиция идет из античности от Сенеки и возрождается во времена Шекспира в жанре «трагедии ужаса».

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь