Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иль забыл, кто мой родитель?



Он – любимец короля

И судия.

Дон Гуан считает, что ему отпущен достаточный срок, чтобы замолить свои грехи и покаяться. Для него жизнь, это непрерывная игра, в которой допускается обман, цинизм, жестокое озорство. Он с равным азартом соблазняет и герцогиню, и рыбачку. Он не думает о последствиях своих поступков, т.к. его отец высокопоставленное лицо при дворе. Молина подчеркивает, что подобное поведение дона Гуана расценивается при дворе как безобидные шалости юноши.

     Поведение дона Гуана гневит Бога. В сюжете пьесы соединяются 2 легендарных мотива-образа: образ молодого повесы, соблазнителя и распутника и образ каменной статуи, приглашенной на пир. По легенде она мстит своему живому обидчику. В пьесе Молины образ каменной статуи объединяет 2 ипостаси: социально-политическую (выступление против фаворитизма) и философско-религиозную (положение человека перед Богом). Суд над Гуаном вершит и небо, и общество. Уже после смерти дона Гуана к королю приходят обесчесщенные родственники с требованием осудить его поступки. Король должен выступить против любимцев двора. Такой финал пьесы был очень смелым шагом драматурга, он посягал на незыблимые законы светского общества.

Тирсо де Молина первым разработал в литературе образ дона Гуана. Позже к нему обратятся Джильберто, Мольер, Гольдони, Байрон, Мериме, Пушкин, композиторы: Моцарт, Даргомыжский, Штраус. Образ дона Гуана, созданный Молиной, наиболее близок к религиозной идее многочисленных легенд о распутнике. В его образе сочетаются мистический эротизм, пренебрежение к людям и отчаяние. Эта пьеса образец философско-психологической барочной трагикомедии.

Задание:

Самостоятельно (письменно): сравнить образ дона Хуана у Тирсо де Молины и у Мольера.

Тема: Немецкая литература XVII в.

План:

1. Общая характеристика немецкой литературы XVII в.

2. Немецкая поэзия XVII в.

3. Роман Гиммельсгаузена «Похождения Симплиция Симплициссимуса».

 

В истории Германии XVII век самый мрачный период. Он связан с 30-летней войной (1618-1648). Экономический и политический кризис превращают Германию в одно из самых отсталых европейских государств. В результате Вестфальского мира страна была поделена на 300 самостоятельных княжеств, 1000 имперских рыцарских поместий и более 50 вольных городов.

На этом фоне отмечается упадок немецкой культуры, отсутствие единой немецкой идеи, вокруг которой могло бы объединиться общество. Настроение, отраженное в немецкой литературе гораздо мрачнее, чем в европейской литературе того времени в целом. В поисках нравственного и гражданского идеала писатели Германии обращаются к литературе Италии, Испании, Англии. Перед ними стоит проблема создания национального литературного языка. Немецкий язык был переполнен латинизмами и галлизмами, он был малопонятен самим немцам. Ученая среда пользовалась латынью. При дворе культивировался французский язык. Общение на родном языке считалось дурным тоном.

Гете писал о языковой ситуации XVII в.: «Германия, столь долгое время наводнявшаяся чужими народами, населенная разнородными племенами, была вынуждена в своем научном и дипломатическом обиходе изъясняться на чужих языках, а посему не имела возможности совершенствовать свой собственный. Вместе с новыми понятиями в наш язык вторглось бесчисленное множество нужных и ненужных иностранных слов; даже говоря о давно знакомых предметах, мы все чаще прибегали к иностранным словам и оборотам».

Возникают лингвистические и литературные общества, они устанавливают нормы грамматики и синтаксиса, призывают поэтов писать на родном языке. Благодаря таким обществам существенно меняется книгопечатание, так с 1611 по 1620 гг. латинских изданий было в 2 раза больше немецких, в 1630-е гг. намечается перевес немецких книг.

Проблемы времени отразились в творчестве таких поэтов, как Мартин Опиц, Пауль Флеминг, Андреас Грифиус, Фридрих фон Логау, Иоганн Клай и др. Они принадлежат к разным литературным направлениям. Их объединяла боль за судьбу Германии, осознание гибели страны, наступление духовного и нравственного кризиса.

Мартин Опиц (1597-1639)

Создатель первой национальной поэтики, теоретик классицизма, выдающийся поэт и драматург. С его именем связано внедрение в немецкий стих силлабо-тоники. Современники называли его «своим Гомером», «немецким Горацием».

Родился в семье мясника, в гимназии пишет стихи на латинском языке. В университете появляется первая работа – трактат «Аристарх, или О презрении к немецкому языку» (1617), в котором призывал немцев пользоваться родным языком. Парадоксально, но трактат написан на латыни. Это объясняется тем, что в это время латынь была языком ученых и поэтов, и если бы трактат был написан на немецком языке, то он бы остался незамеченным.

В 1624 г. выходит «Книга о немецком стихотворстве», в которой он рассматривает стилистические и композиционные приемы, особенности рифмы, метрики. В этом же году выходит первый сборник стихотворений на немецком языке. Опиц разделяет классицистические взгляды своей эпохи. Он считает, что соблюдение определенных правил помогает поэтам осваивать новые незнакомые жанры. Эталоном служит не только античность, но и современные зарубежные авторы. Опиц подробно описывает, что подобает тому или иному жанру, о чем должны повествовать трагедия и комедия, эклога и элегия. Свои теоретические взгляды Опиц подкрепляет примерами из немецкой литературы и собственного творчества. Он сформулировал принципы силлабо-тонической системы для немецкого языка. Он считал, что для немецкой поэзии природны два размера – ямб и хорей, трехсложные размеры – дактиль, анапест, амфибрахий – не соответствуют ритмике немецкого языка. Поэтика Мартина Опица стала программной и долгое время была учебным пособием для поэтов и ученых.

Опиц считал, что поэзия должна выполнять воспитательную и просветительскую функцию. Поэтому он отводит высокое место поэту в жизни общества.

В 1637 г. польский король Влацлав IV предложил Опицу место придворного историографа, у него появляется возможность заниматься наукой. В 1639 г. в Гданьске разразилась эпидемия чумы и 20 августа после непродолжительной Опиц умирает. Последователь и ученик Опица Пауль Флеминг в сонете «На смерть господина Мартина Опица» писал:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь