Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пал мститель, пал певец, пал праведник и воин,
Так в Елисейские ушел и ты поля, Ты, кто был наших дней Гомером и Пиндаром, Кто, наделенный их необычайным даром, Жил, с ними славу и бессмертие деля. Опиц обращается к многим жанрам, большую часть он сам ввел в немецкую литературу – сонеты, поэмы, пасторали, драмы. Ранние стихи Опица посвящены любви, молодости и земным радостям. Он восхищается красотой возлюбленной, страдает от неразделенного чувства. По его мнению, человек счастлив тогда, когда является «рабом и пленником Венеры». В его стихах часто появляются античные мотивы и персонажи. Он пишет о быстротечности жизни, о том, что нельзя упускать и мига жизни: Отвратить никто не смог Мировую обреченность. Роем взмыленных гонцов Они бегут, мелькают числа, Чтобы нам без чувств, без смысла В землю лечь в конце концов. Он призывает возлюбленную наслаждаться жизнью пока они молоды, пока не «отзвенела» страсть: Все то, чем мы богаты С тобой сейчас, В небытие когда-то Уйдет от нас. Так пей, вкушай веселье! Тревоги прочь, Покуда нас отселе Не вырвет ночь. В более зрелом возрасте поэт обращается к другим темам. Он воспевает науку и человеческий разум, призывает к труду. Основной темой его поэзии становится война: «Слово утешения среди бедствий войны», «Везувий», «Средь множества скорбей», «Жалоба», «Песня об отчизне». Тема униженной и разоренной Германии проходит через всю поэзию Опица. Его гражданская лирика принадлежит к лучшим образцам немецкой поэзии XVII в. Он умер, так не дождавшись окончания войны. Опиц утверждает, что поэт не может и не должен «петь песни о любви» когда гибнет его родина. Если поэт нарушает это правило, то он не поэт, а «жалкий рифмоплет», от которых отвернется муза. Он постоянно обращается к современникам, указывает, что главный грех – забыть о родине и отправиться в дальние края ради денег и славы. «Слово утешения средь бедствий войны» (1620-21) – образец философской поэзии. В нем Опиц обращается к земным проблемам, но решает их как писатель барокко. Он надеется на добродетель как на главное сокровище души. Только добродетель может спасти в этом суетном и мрачном мире. Барочное настроение сочетается с верой поэта в твердость немецкого духа.
Пусть угоняют скот, - благодаренье небу, Остался в доме хлеб. А не осталось хлеба – Есть добродетели спасительная власть, Которую нельзя угнать или украсть. Преследованью, лжи, обиде и навету Не одолеть, не взять святую крепость эту. Она как мощный дуб, чья прочная кора Способна выдержать удары топора. На крыльях разума из темной нашей чащи Она возносится над всем, что преходяще. Бог чтит ее одну. Ей велено судьбой Быть нам владычицей и никогда - рабой! С чего же мы скорбим, неистовствуем, плачем, Раз в глубине сердец сокровище мы прячем, Что нам дано навек - не на день, не на час, Что никаким врагам не отобрать у нас?! В поэме «Похвальное слово богу войны» (1628) Опиц пытается выявить причины, породившие войны и насилие. В первобытном состоянии человек ничего не имел и был счастлив. С приходом цивилизации человек стал жадным и жестоким. За богом войны Марсом идет его свита: голод, жажда, чума, пожар. Опиц просит Марса пощадить его родину. Люди лишенные материальных ценностей ничего не боятся, они становятся более нравственными и добродетельными. Для Опица ужасна не сама война, а нравственный упадок, который она приносит: Злодейская война растлила мысль и чувство. Так вера выдохлась, в грязи гниет искусство, Законы попраны, оплеваны права, Честь обесчещена и совесть в нас мертва. Но поэт верит, что человек может противостоять злу и насилию. Лишившись всего, человек сохраняет душу, разум, надежду и добродетель. Пауль Флеминг (1609-1640) Родился в семье священника. В Лейпцигском университете изучал философию и медицину. В это время он начинает писать, к этому его побудили 2 причины: 1) гонорар; 2) сочинительство в то время было занятием образованного человека. Литературную деятельность Флеминг начинает со стихотворений на случай (поздравления, рождественские стихи, эпиталамы), пишет на латыни, опираясь на традиции Овидия, Катулла и Петрарки. После знакомства с Мартином Опицем обращается к родному языку. Он приходит к выводу, что немецкий язык по художественным возможностям не уступает древним языкам. От классицизма Флеминг унаследовал четкость построения произведений, ясный слог. От барокко – любовь к причудливым формам языка, к необычному ритму. Наибольший интерес в раннем периоде творчества представляет любовная лирика, написанная в традициях Петрарки. Любовь для поэта – наслаждение и мука. Но если у Петрарки радость и боль на равных, то у Флеминга преобладает страдание. Барочный драматизм берет верх над ренессансной гармонией. Влюбленный человек не свободен, он раб Купидона. Он бежит от самого себя и нигде не может найти пристанища: Часы покоя даром трачу, На ложе сна в огне горю. И сам не знаю, что творю: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы