Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика XVIII века.



XVIII век – был эпохой величайших социально-политических сдвигов в жизни Европы и Америки. Начало века ознаменовал кризис феодальных отношений, кризис затронул все стороны жизни: политику, экономику, идеологию, религию. XVIII в. как новый этап в истории человечества начинается «славной революцией» в Англии 1688-1689 гг., когда в ходе государственного переворота ограничивается королевская власть и закрепляется победа английской буржуазии, и завершается в конце XVIII начале XIX в. в период Великой французской революции.

Термин «Просвещение» восходит к корневому слову «свет». Это понятие встречается еще в религиозных текстах, в Библии оно связано с отделением Творцом света от тьмы. В XVIII веке в него стали вкладывать специфическое содержание, это наиболее совершенные качества разума: пытливость, проницательность, стремление к познанию. Это слово часто употребляется уже мыслителями начала и середины XVIII в. Но отчетливое определение оно получает в 1784 г. в статье И. Канта «Что такое просвещение?». Важнейшим принципом Просвещения он провозгласил «умение пользоваться собственным умом», что позволяет человечеству «выйти из состояния несовершеннолетия».

Огромную роль на просветителей оказало учение Джона Локка (основной труд «Опыт о человеческом разуме» 1690). Он решительно отвергал теорию врожденных идей Декарта, уподоблял душу «tabule rasa» – чистой доске, на которой опыт пишет свои письмена. Единственным источником человеческих знаний о мире он объявляет чувство, ощущение. Только опыт, основанный непосредственными ощущениями и чувствами, способен обогатить человеческий разум.

На основании этого просветители сделали вывод о решающем влиянии общественной и географической среды на формирование личности. Человек становится хорошим или плохим под влиянием окружающих его условий. Просветители полагали, что общественному благополучию препятствует невежество, суеверия и предрассудки феодальных порядков и диктатура церкви. Разум объявляется высшим критерием оценки окружающего мира. «Историческому» человеку (человеку развращенному неразумными феодальными отношениями) просветители противопоставили «естественного» человека, порожденного природой.

Просветители также как и ренессансные мыслители, рассматривали индейцев Америки как воплощение «естественного человека». Лежащая в основе концепция «естественного человека», идея равенства всех людей от природы, стала философской основой лозунга свободы, равенства и братства Великой французской революции.

Крупнейшим событием эпохи стал выход во Франции «Энциклопедии». В ней содержался полный свод знаний и просветительских представлений о природе, обществе, науке и искусстве.

Просвещение не является определенным художественным литературным направлением. Но многие лучшие писатели XVIII в. были просветителями: Поуп, Дефо, Свифт, Ричардсон в Англии, Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо во Франции, Лессинг, Шиллер, Гете в Германии.

2. Особенности литературы Просвещения.

Литература и искусство эпохи Просвещения непосредственно связаны с идеологией Просвещения. Деятели Просвещения нередко были не только писателями, но и философами, политическими мыслителями. Они расценивали свою писательскую деятельность как продолжение своей борьбы. Литература и искусство Просвещения пронизаны философской проблематикой. Художественные произведения были призваны иллюстрировать, раскрывать те или иные философские идеи.

Стремление просветителей оказать прямое влияние на умы и сердца современников определили подчеркнутую публицистичность их творчества. Поэтому особое место в литературе Просвещения занимают публицистические жанры: журнальный очерк, трактат-рассуждение, диалог. Просветители отдают дань разным литературным жанрам эпохи: поэтическим (оды, эпиграммы, элегии, описательные и ироикомические поэмы), драматическим (трагедия, комедия, мещанская драма), прозаическим (философский роман, философская повесть).

Просветители признавали огромную роль искусства в общественной жизни. Литература и искусство, по их мнению, должны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума.

Основным объектом художественного познания становится современность. Конфликт строится на столкновении между новыми, гуманистическими идеалами и старым неразумным обществом. Этот конфликт часто носит сословный характер. Всякое явление оценивается с точки зрения соответствия его здравому смыслу. Поэтому для просветительской литературы характерно четкое деление персонажей на положительных и отрицательных. Исторический оптимизм просветителей находит выражение в счастливой концовке – в моральной победе добра над злом.

Просветители отвергают принцип трагического, ставя на его место оптимистический принцип. В трагедии, под влиянием Шекспира, шире используется прямой показ действия. Сама трагедия становится более живописной, действие часто переносится на Восток, он привлекает европейцев не только своей экзотикой. Картины восточного деспотизма и религиозного фанатизма оттеняют демократизм, толерантность просветительских идеалов.

Трагедия приобретает философский характер, это проявляется в ее структуре: место и время действия становятся более условными. Так, один из последователей Вольтера, написал трагедию «Мензиков» из русской жизни. Русский посол выразил протест и автор за три дня переделал трагедию: перенес место действия в древнюю Ассирию, изменил имена и несколько строчек.

Главным для просветителей было в трагедии – развить определенный философский тезис, а не обрисовать характер или конкретную историческую эпоху. Поэтому широко применяется принцип модернизации используемого материала.

Новаторство просветителей проявляется не только в области идей, но и художественных форм. Писатели Просвещения открыли современность как эстетически равноправную с мифологией и историей область изображения.

Просветители старались доставить читателю «радость тончайшей мысли» и вовлечь их в процесс этой мысли. Поэтому большинство произведений снабжались программными предисловиями, сами тексты нередко содержали прямые обращения к читателю, в систему персонажей вводятся носители авторских идей. Сюжет сочетал дидактизм развязки с открытостью поставленной проблемы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь