Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литературные направления Просвещения.



В эпоху Просвещения активно взаимодействуют, борются разные художественные направления, главными из которых были просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Каждое из этих направлений обладало своей спецификой, но для них были свойственны общие идейно-художественные черты просветительства.

а) Просветительский классицизм.

Ранее других сформировался просветительский классицизм. Некоторые исследователи рассматривают его как пришедший в упадок «высокий» классицизм XVII в. Просветительский классицизм сохраняет такие важные принципы классицистической эстетики как: предпочтение разума чувству, рационального - эмоциональному, общего – частному, требование гармонии и соразмерности частей, лаконизм композиции.

Принципиально новыми чертами просветительского классицизма были:

1) Рационалистический подход к окружающему миру сосуществует с сенсуализмом.

2) В отличие от «высоких» классицистов, Вольтер, Поуп и др. представители просветительского классицизма подчиняют свое творчество задачам активной и непримиримой борьбы против неразумного строя.

     Существенно меняется понимание смысла, задач и характера трагедии. В «высоком» классицизме фабулу трагедии обычно составляла любовная коллизия. У просветителей тема любви вовсе исчезает, и сменяется философской проблематикой. Источником трагедии становится не внутренний конфликт в сознании героя, а столкновение человека с враждебными силами общества. В результате ослабляется и отодвигается на задний план психологический анализ. Задачей трагедии объявляется не аристотелевский катарсис, а возмущение и активное неприятие общественного зла. Авторы обращаются не только к разуму зрителей и читателей, но и к чувствам. Этому способствует усиление зрелищности произведений, сценические эффекты, динамичность интриги.

Просветительский классицизм отказывается от разграничения иерархии жанров по социальному, сословному принципу. Классицисты XVIII в. отказываются от принципа дистанцированности сценического действия. Дистанция между героями пьесы и зрителями сознательно преодолевается прямыми аллюзиями на современность. Эти черты просветительского классицизма еще более отчетливо проявляются в «революционном» классицизме, возникшем во Франции в годы буржуазной революции конца века. Философская трагедия сменяется политической, борьба против старого режима дополняется идеей народного блага.

Специфической разновидностью просветительского классицизма стал так называемый «веймарский классицизм» (подробнее при рассмотрении особенностей немецкой литературы).

б) Просветительский реализм.

Его расцвет относится к зрелому Просвещению. Принцип «подражания природе» писатели-реалисты истолковали гораздо шире предшественников-классицистов. Для классицистов это было подражание прекрасной природе - античному искусству. Писатели реалисты 1) признавали способность искусства достоверно воспроизводить реальность;

2) считали необходимым изображать в художественном произведении все сферы деятельности – и высокие и низкие;

3) отводили огромную преобразующую роль искусству в жизни человека и общества.

Характерной особенностью просветительского реализма является предпочтение современности как объекта изображения. Человек, социальная и географическая среда получают более детализированное и конкретно-историческое воплощение, чем в ренессансной и барочной литературе.

Просветительский реализм решительно отвергает иерархию жанров, появляются новые жанры: мещанская трагедия и драма, «слезная комедия», роман обогащается многими новыми жанровыми разновидностями. Именно в романе наиболее полно раскрывается универсальный характер социальной критики. Отрицается поведение человека не соответствующее требованиям разума и чувства.

Для просветительского реализма характерна оптимистическая вера в торжество здорового нравственного начала, демократизм в выборе героя. Впервые писатели обращаются к изображению судьбы рядового человека. Они находят в нем неистощимые запасы человечности, благородства, нравственной стойкости. Характер героя дается во взаимодействии с окружающей общественной средой.

в) Сентиментализм.

Исторически позднее в эпоху Просвещения появляется третье направление – сентиментализм. Сентиментализм возникает, когда рушатся просветительские надежды на движение человечества к царству разума. Развитие буржуазных отношений после промышленного переворота в Англии и Франции, демонстрируют феодальные черты – эгоизм и своекорыстие. В противовес разуму выдвигается новый критерий – чувство. Чувство, так же как и разум, противостоит политическим, сословным, религиозным предрассудкам.

Мировоззрение сентименталистов характеризуют три элемента: культ чувства, культ природы, культ человеческой личности. В связи с этим сентименталисты пересматривают проблему воспитания. Его целью рассматривают формирование чувствительности, т.е. особой восприимчивости к красоте природы, движениям души, состраданию.

Сентименталисты переносят акценты с изображения объективной социальной действительности на исследование внутреннего мира героя, его переживаний. Существенно углубляется психологический анализ, важную роль приобретает пейзаж, он нередко становится зеркалом человеческих чувств.

Писатели сентименталисты более демократичны в выборе героя – нередко это простолюдин, труженик близкий к природе. Сентименталисты много сделали для возрождения интереса к народной поэзии, к творчеству Шекспира и Рабле (в них их привлекала верность природе и народность).

Ослабление оптимистической веры в силу разума придает произведениям сентименталистов оттенок грусти, меланхолической созерцательности, идиллического восприятия природы.

Среди сентименталистов не было единства, разные писатели приходили к несходным мыслям. Одни прославляли идеализированный патриархальный быт, проповедовали уход от социальных бурь на лоно природы, другие уходили в поиск радикальных мер переустройства общества. Общим для всех было неприятие корыстолюбивого, продажного и эгоистического общества, в котором они жили.

г) Рококо

 Менее значительным в просветительском искусстве было течение рококо, возникшее еще в XVII в. в рамках классицизма. И в классицизме, и в Просвещении литература рококо оттеснена на периферию. Для этой литературы характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии – жанр сонета, мадригала, рондо, баллады, эпиграммы), шутливое или шутливо-ироническое содержание, ориентация на узкий круг читателей – посетителей аристократических салонов.

Советское литературоведение рассматривало искусство рококо как свидетельство «заката феодальной культуры». Современные исследователи А.И. Жеребина, С.Л. Козлова и др. иначе характеризуют это течение. Они признают легкомысленность творчества писателей рококо, которые предпочитают воспевать дары Вакха и Венеры и далеки от прославления гражданских идеалов. Пренебрежение к общественно значимым темам и проблемам объясняется скептическим неприятием действительности, как старой феодальной, так и новой буржуазной. Для них неприемлема любая абсолютизированная норма – разум или чувство. Выстраивая свой иллюзорный мир, они осознают эту иллюзорность ничуть не меньше, чем их критики. За этой иллюзией скрывается трагизм их мировосприятия.

Литература рококо – это сознательная литературная утопия, возникающая как результат скептической оценки существенных сторон просветительской мысли.

д) Предромантизм.

В результате углубления кризиса просветительской идеологии и культуры возникает течение предромантизма.

Искусство предромантизма наиболее полно представлено в Англии, где кризис Просвещения стал очевиден значительно раньше, чем в других странах.

Характерные черты предромантизма:

- подчеркнутый иррационализм;

- полемическое обращение к средневековью, которое просветителями презиралось;

- фантастика и своеобразная эстетика ужасного, рассчитанная на пробуждение в человеке не чувства красоты, а чувства возвышенного (т.н. «готический роман»);

- особый фольклоризм. Он переосмысливает народное творчество как свидетельство национального самобытного пути различных народов и как противовес просветительскому космополитическому рационализму (поэзия Чаттертона, прозаические поэмы Макферсона, «оссеанистская» поэзия).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь