Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. Ричардсон как зачинатель психологического направления в английской литературе XVIII в.



Период зрелого Просвещения в Англии 40-40-х гг. XVIII в. отмечен бурным расцветом просветительского реалистического романа. Популярные в раннем Просвещении драма, памфлет, эссе перестают быть ведущими жанрами. Роман становится ведущим средством пропаганды и популяризации просветительских идей. Роман эпохи Просвещения генетически связан с традициями плутовского романа, романом «Дон Кихот» Сервантеса, повествовательной прозой XVIIв. Вместе с тем, просветительский роман существенно от них отличается в идейном и художественном отношении. Просветительский роман обращается к изучению повседневной частной жизни, вводит в литературу нового героя, ставит и решает новые, актуальные для своего времени философские, социальные и этические проблемы.

Отцом просветительского реалистического романа по праву считается Даниэль Дефо. Его преемником на этапе зрелого Просвещения становится Ричардсон, Филдинг, Смоллет.

Сэмюэль Ричардсон (1689-1761) – основоположник жанра психологического романа, ровесник «славной бескровной революции», воплотивший в своем творчестве ее демократические идеалы.

Его жизнь небогата событиями: сын столяря, после окончания школы приехал в Лондон, нанялся на работу в одну из типографий, где трудился до конца своих дней. Прошел долгий путь от подмастерья до владельца предприятия и главы издательской гильдии.

Первый роман «Памела, или Вознагражденная добродетель» - Ричардсон начал писать, когда ему было 50 лет. Роман состоял из двух частей, в каждой два тома. Сюжет романа составляет назидательная история юной Памелы Эндрюс. На ее целомудрие покушается сын ее покойной покровительницы мистер Б. Ради своей гнусной цели он использует клевету, угрозу, подкуп. Нравственная чистота, ум и кротость настолько его пленяют, что он, презрев сословные преграды, предлагает служанке стать его женой.

Роман написан в форме писем Памелы родителям. Она помогает автору с глубокой психологической достоверностью раскрыть душевный мир героини. Психологический аспект сюжетной коллизии переплетен с социально-этическим. Памела и мистер Б. противостоят друг другу как представители различных общественных сословий и как носители противоположных нравственных начал. «Простонародные» добродетели в романе одерживают верх над аристократическим пороком.

Проповедь смирения Памелы значительно снижает выдвинутый автором идеал свободной, независимой личности. Особенно это ощущается во второй части романа, где Памела изображается благочестивой хозяйкой поместья. Эти нотки фальши почувствовали многие читатели романа. Филдингу приписывается «Апология жизни мисс Шамелы Эндрюс», где героиня Ричардсона выведена под именем Шамелы (от англ. cham – «притворство») как ловкая пройдоха, задумавшая женить на себе недалекого аристократа. Она же выступает в филдинговской «Истории приключений Джозефа Эндрюса». Это положило начало длительной литературной полемике двух писателей.

Значение романа «Памела…» для развития литературы огромно. Ричардсон сумел показать, сколько поэзии и драматизма заключено в повседневных, ничем не примечательных событиях. Роман показал истинное благородство и глубину переживаний бедной служанки и преподал урок социального равенства людей. Успех романа был огромен. Им зачитывались литераторы и общественные деятели, буржуа и светские дамы, священники и простолюдины. В первый же год роман выдержал 5 изданий и был переведен на французский роман аббатом Прево.

Второй роман «Кларисса, или История молодой леди» (1747-1748) по психологизму и глубине содержания превосходит все написанное Ричардсоном. Усложняется структура романа: история героини раскрывается не только в ее письмах, но и в письмах ее родных, друзей и знакомых. Каждый из них обладает своим характером, индивидуальной манерой письма.

Описывая трагическую историю Клариссы Гарлоу, Ричардсон дает реалистическую мотивировку драмы. Кларисса – дочь богатых родителей, отказывается выходить замуж за нелюбимого Сомса. Она получает от деда наследство, это вызывает зависть ее брата и сестры. Причиной семейных раздоров становятся деньги. Кларисса пишет своей подруге: «Любовь к деньгам – корень всякого зла».

Тирания ее семьи доводит Клариссу до отчаянья, она решается сбежать с молодым человеком Робертом Ловласом. Он злоупотребляет ее доверием, напоив снотворным, он совершает над ней насилие. Мещанская мораль, родные Клариссы настаивают на законном браке. Но Кларисса отвергает этот компромисс с грехом, и, торжествуя нравственную победу, умирает. Ловлас испытывает угрызения совести, покидает Англию и вскоре погибает на дуэли от руки двоюродного брата Клариссы.

Конфликт романа не только любовно-психологический и моральный поединок двух сильных натур – чистой и благородной Клариссы и демонического Ловласа. В более широком плане это конфликт столкновения личности с жестоким и равнодушным обществом. Чем решительнее борется Кларисса, тем сильнее обостряется ее одиночество. Необычайная сложность характеров привела к неожиданным для автора результатам. Жестокий, порочный, циничный Ловлас покорил сердце читателей, а олицетворение добродетели Кларисса показалась многим чопорной и высокомерной.

Последний семитомный роман «История сэра Чарльза Грандинсона» (1754) был задуман как антитеза Ловласу и должен был стать образцом для подражания хорошего человека. Сэру Чарльзу и его невесте Гарриет Байрон неведомы противоречия и душевные терзания, они живут в полной гармонии с обществом.

Несмотря на очевидные недостатки – назойливое морализаторство, отсутствие идейно значимого конфликта, роман пользовался большой, но не долгой популярностью у читателей.

Все три произведения принадлежат к жанру эпистолярного романа и написаны в традиции мнимой документальности. Желая придать им характер правдоподобия, автор выдает их за подлинную переписку реально существовавших лиц. Роман в письмах позволял передать тончайшие оттенки чувств и мыслей героев, их сиюминутные переживания, запечатлеть столкновение противоречивых мировоззрений, интересов и страстей.

Роль эмоционального начала в романах Ричардсона настолько велика, что его часто называют отцом европейского сентиментализма, но творчество Ричардсона не принадлежит сентиментализму. Он не разделяет сентименталистской критики разума во имя чувства и призывает подчинять страсть рассудку.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь