Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идейно-художественное своеобразие романа «Робинзон Крузо».
Когда писателю было 59 лет, он опубликовал свой первый и самый знаменитый роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим» (1719). Роман Дефо появился на гребне мощной волны литературы о путешествиях – подлинных и вымышленных отчетов о кругосветных плаваниях, мемуаров, дневников удачливых купцов и мореходов. Усвоив опыт предшественников, Дефо создал оригинальное произведение, сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи. Замысел романа был подсказан реальными событиями: в 1704 г. шотландский моряк Александр Селькирк, поссорившись с капитаном корабля, высадился на остров Хуан Фернандес в Тихом океане. Четыре с лишним года он провел отшельником, пока его не подобрал проходивший мимо корабль. Дефо заставил своего героя 28 лет прожить вдали от цивилизации. Он произвел просветительский эксперимент над человеческой природой, выживания человека в чрезвычайной ситуации. Труд и напряженная работа мысли помогают герою не только выжить, но и не одичать, не впасть в безумие, сохранить человеческий облик. По мнению писателя, именно труд и творческая деятельность разума составляют основу преобразования мира и духовного возвышения человека. Дефо воплотил в романе типичную просветительскую концепцию истории человеческого общества. Жизнь героя в схематическом виде повторяет путь человечества от варварства к цивилизации – в начале Робинзон охотник и рыболов, затем скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец, затем становится основателем колонии. Герой Дефо с самого начала пребывания на острове цивилизованный, а не «естественный» человек. В отличие от Руссо и руссоистов, Дефо никогда не сомневался в преимуществах цивилизации над первобытным состоянием и был убежденным сторонником материального и технического прогресса. Робинзон труженик, но по складу мышления он типичный английский буржуа начала XVIII в. Он не брезгует ни плантаторством, ни работорговлей, он готов отправиться на край света ради жажды обогащения. Он бережлив и практичен, старательно копит материальные ценности. Даже отношения с Богом он строит по принципу делового договора, в котором добро и зло с бухгалтерской точностью уравновешивают друг друга. Как и подобает буржуа-пуританину, он охотно обращается к Библии и Богу в трудные минуты. Но его религиозность носит умеренный характер. Он не уповает на благость провидения, а полагается на опыт и здравый смысл. Своим романом Дефо подчеркивает благородную цивилизаторскую миссию английской буржуазии. Он идеализирует образ Робинзона, тот хотя и превращает дикаря Пятницу в покорного слугу, но обращается с ним мягко и гуманно. Таким образом, он преподает урок европейским колонизаторам и работорговцам, учит гуманности, осуждает варварские методы покорения диких племен. Герой Дефо – ученик просветительской философии XVIII в. Он космополит, он представляет испанцам равные права с англичанами в своей колонии, он исповедует веротерпимость, уважает человеческое достоинство. История робинзоновой колонии в романе звучит как беллетристическое переложение трактатов Локка о правлении. Локк в своих философских трудах часто использовал тему изолированного от общества острова. Руссо называл роман Дефо «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и отводил ему почетное место в библиотеке своего юного героя («Эмиль, или о воспитании» 1762). Эта бесхитростная история о том, как Робинзон построил свою хижину, обжег первый кувшин, выращивал хлеб, приручал коз – вот уже в течении трех столетий волнует читателей всех возрастов. Необыкновенный успех романа побудил автора написать продолжение истории Робинзона. Так появились «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (1719), «Серьезные размышления Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720). В них он описывает путешествие героя в Индию, Китай, Сибирь. Он посещает свой остров и завершает устройство «идеальной» колонии. В этих романах Дефо пытается объяснить глубинное, аллегорическое содержание предыдущих частей. Робинзон подробно излагает свои этические, религиозно-философские и литературные взгляды. И по идейному содержанию, и по художественному исполнению обе части заметно уступают первой. Последующее творчество Дефо чрезвычайно разнообразно по своей жанровой природе: - авантюрные романы, продолжающие традиции авантюрного жанра: «Молль Флендерс» (1722), «Полковник Джек» (1722), «Роксана» (1724); - морской приключенческий роман: «Капитан Синглтон» (1720); - роман-дневник: «Дневник чумного города» (1722); - романы-мемуары, представляющие отдаленный прообраз исторического романа: «Мемуары кавалера» (1720), «Мемуары английского офицера, капитана Джоржа Карлтона» (1728). Все романы Дефо написаны в форме мемуаров, дневников или автобиографий. Необыкновенный дар перевоплощения позволяет писателю выступать от имени вора, проститутки, пирата. Почти все его герои – преступники, сироты и подкидыши, не помнящие родства. Они ведут отчаянную борьбу за существование, не гнушаясь никакими средствами. Дефо прослеживает их жизненный путь с младенчества до старости, раскрывает влияние среды на характер и судьбу персонажа и приходит к выводу, что истинным виновником их преступлений является общество. В историю литературы Дефо вошел как создатель первых образцов эпоса частной жизни, как зачинатель просветительского реалистического романа. Он первым сумел увидеть героя своего времени в купце и бродяге Робинзоне, дать верный портрет человека века, одержимого духом предпринимательства и практической жизнедеятельности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы