Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Каббала продолжала развиваться и после написания Пятикнижия Моше. В период между Первым и Вторым Храмом началось изучение Каббалы в организованных группах каббалистов.
Со времени разрушения Второго Храма и до наших дней историю Каббалы можно разделить на три периода развития: 1.Первый период относится к третьему веку нашей эры. В это время раби Шимон бар Йохай (РАШБ"И), ученик раби Акивы, записывает книгу "Зоар". Раби Шимон получил от раби Акивы полномочия передать Каббалу последующим поколениям. Он слыл среди своих современников знатоком как явной, так и тайной Торы. После того как раби Акива был заточен в тюрьму, раби Шимон со своим сыном Элазаром бежал в деревню Пекиин, на севере страны, где в течение 13 лет они скрывались в пещере. Он вышел из пещеры с книгой "Зоар" и с готовой системой преподавания Каббалы передачи знания о духовном мире. К этому моменту он постиг все 125 ступеней, которые в состоянии постичь человек за время своей земной жизни. "Зоар" написан особым образом: иносказательно и на арамейском языке. Арамейский язык это "изнанка иврита", его скрытая часть. Раби Шимон диктовал, а его ученик, раби Аба, обладающий особым даром излагать скрыто, так, чтобы поняли определенного типа души, письменно излагал материал. Затем книга "Зоар" была спрятана в пещере около Цфата. По прошествии нескольких столетий она была найдена жившими поблизости арабами. Арабы обрадовались найденной бумаге, которая была тогда дефицитным товаром, и стали использовать ее как оберточный материал на рынке. Один из цфатских мудрецов, купив в один прекрасный день на рынке рыбу, к своему удивлению обнаружил, что рыба завернута в бесценный документ. Он тотчас же скупил у арабов все остававшиеся бумаги и собрал их в одну книгу. Это и есть та книга Зоар, дошедшая до нас. Столетиями книгу Зоар изучали тайно, маленькими каббалистическими группами. Первым издал ее рав Моше де Леон, живший в XIII веке. 2.Второй период это период АР"И (16 век). До времени АР"И Каббала изучалась тайно, небольшими группами. АР"И провозгласил, призвал к массовому изучению Каббалы. АР"И рав Ицхак Лурия, родился в 1534 г. в Иерусалиме. В юном возрасте потерял отца и вместе с матерью переселился в Египет. Он вырос в доме своего дяди и изучал Тору у знаменитого рава Давида бен Шломо ибн Замры (РАДБА"За) и у рава Бецалеля Ашкенази. АР"И был великим знатоком Торы. В 1570 г. АР"И переезжает в Цфат. Несмотря на свою молодость, он сразу же начинает преподавать Каббалу. Цфатские мудрецы, оценив его знания, учатся у него. В течение полутора лет, сколько и существовала школа АР"И в Цфате, его ученик рав Хаим Виталь записывает все изучаемое. АР"И оставил нам основополагающую систему обучения Каббале, годную для всех. Пользуясь его методикой, каждый человек, изучающий Каббалу, может прийти к цели творения. АР"И скончался пятого ава 1572 г. в возрасте 38 лет. Согласно его воле, все его труды были спрятаны, с тем, чтобы раскрыться в том поколении, которое будет уже достойно этого. В лице АР"И мы встречаемся с явлением, характерным для вестников нового периода преподавания каббалы: они провозглашают начало новой эпохи и показывают самую подходящую для современного поколения технику, а с другой стараются скрыть свои труды, чтобы тот, кому они предназначены в будущем, сам открыл их. Причина этого в том, что процесс изменения требует соблюдения двух условий: подходящего времени и соответствующего уровня зрелости душ, чтобы необходимость в новом методе обучения исходила от самих душ. Великие каббалисты раскрывают новую систему обучения, преподают ее, однако их современники не в состоянии оценить весь масштаб внесенных ими изменений. Поэтому зачастую они предпочитают спрятать или даже сжечь свои труды. Известно, что Бааль аСулам сжег существенную часть своих произведений. Это особое раскрытие в нашем мире высшего, когда знания предаются бумаге, которую затем сжигают. То, что хоть раз раскрылось в материальном виде, оказывает влияние на будущее и облегчает свое вторичное раскрытие. В книге "Шаар аГильгулим" приводятся предсмертные слова АР"И о том, что он завещает заниматься Каббалой только одному из всех учеников, Хаиму Виталю, заниматься тайно, одному. Хаим Виталь записал после смерти АР"И все, им услышанное, даже не систематизируя. Часть бумаг, 600 страниц, он спрятал, часть завещал похоронить с собой, а часть оставил в наследство своему сыну. Из спрятанных 600 в последующем поколении его ученик, рав Цемах собрал книгу "Древо Жизни" и другие книги. Из извлеченных из могилы листов собрали серию книг "Восемь врат". Затем рав Цемах извлек из могилы и остальные записи Хаима Виталя. Во времена АР"И изучение книги "Зоар" в группах только начиналось. Затем в течение двухсот лет продолжался период активного изучения "Зоара", появилось множество каббалистов в Польше и России. С середины прошлого столетия интерес к Каббале угасает, занятия Каббалой почти полностью прекращаются. Рав Й. Ашлаг пишет об этом в "Предисловии к книге "Зоар" и указывает на это как на причину всех бед прошлого и нашего столетий. 3.Третий период - это методика рава Йегуды Ашлага. Она максимально подходит типу душ нашего поколения. Рав Й. Ашлаг, или "Бааль аСулам", как его называют по имени составленного им комментария "Сулам" на книгу "Зоар", родился в 1885 году в польском городе Лодзь. В молодости он приобрел глубокие познания в явной Торе и какое-то время был судьей и авторитетом по еврейскому праву в Варшаве. В 1921 году он со всей семьей репатриировался в Израиль. Некоторое время был раввином иерусалимского района Гиват Шауль. Уже тогда начал разрабатывать свое учение, но к комментарию на "Зоар" приступил лишь в 1943 году, когда катастрофа европейского еврейства близилась к завершению. В это время мир еще не знал об уничтожении евреев, но Бааль аСулам уже чувствовал высшую необходимость в преподавании и распространении Каббалы в нашем поколении, чтобы она дошла до каждого человека. В "Предисловии к книге "Зоар" он пишет: "Из всего великолепия остались осколки. На уцелевших возложена задача исправить причину всех несчастий, каждый из нас, уцелевших, должен с этого момента всею своею душой укреплять внутреннюю часть Торы". Бааль аСулам закончил комментарий к "Зоару" в 1953 году. Он скончался в 1954 году и похоронен на кладбище "Ар аМенухот" в Иерусалиме. Старший сын Бааль аСулама, рав Барух Ашлаг (РАБА"Ш) был продолжателем дела отца. Его книги построены на четких указаниях отца. Это в определенной степени облегчает понимание комментариев, оставленных нам Бааль аСуламом. Рав Барух родился в Варшаве в 1907 году. В 1922 году прибыл в Иерусалим вместе с отцом. Только после того как он женился, отец позволил ему заниматься, а затем и вести группу новых учеников. После кончины отца он взял на себя его дело дальнейшего распространения Каббалы. Несмотря на свою уникальность в мире, рав Барух вел скромный образ жизни, работал сапожником, строительным рабочим, служащим. Внешняя сторона его жизни не отличалась от жизни других людей, но все свободное время он уделял изучению и преподаванию. Рав Барух умер в 1991 году. Методика, разработанная Бааль аСуламом, подходит каждому, а та лестница ("сулам"), постепенного познания высшего мира, которую он построил своими произведениями, гарантирует каждому в течение 35 лет прийти к познанию высшего мира. Смысл обучения в том, чтобы пробудить в нас желание познать высший мир, а затем и познать его. Известно, что все три великих каббалиста это одна душа, один раз явившаяся в этот мир как раби Шимон, второй раз как АР"И, в третьем обороте воплотившаяся в раби Йеуду Ашлага. Всякий раз, когда наступало время открыть больше, когда современное поколение было к этому готово, эта душа спускалась и давала миру новую систему, подходящую для данного поколения. Раби Шимон был одним из самых великих людей своего поколения. Он изложил и объяснил более 3000 тем в Талмуде. Эти объяснения были опубликованы и дошли до наших дней. Однако книга "Зоар" после ее написания исчезла. Это связано с тем, что природа тайной части Торы такова, что она может быть раскрыта только в подходящее время, когда подходящие души приходят в наш мир. Так и "Зоар" раскрывается нам со временем. Каждое следующее поколение готово к раскрытию "Зоара" больше предыдущего. То, что было написано во времена раби Шимона бар Йохая и затем скрыто, впервые раскрылось во времена рава Моше де Лион, и продолжилось во времена АР"И, который первым стал трактовать "Зоар" языком Каббалы. Эти произведения так же были скрыты и раскрылись по частям, когда пришло их время. Наше поколение удостоилось комментария "Сулам", позволяющего каждому изучать Каббалу и достичь своего исправления уже сегодня. В каждом поколении "Зоар" говорит нам все больше. Он все больше раскрывается и с каждым годом становится понятнее и ближе нисходящим в наш мир душам.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы