Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Священное Писание в гимнографии Пятидесятницы



Введение

День Святой Пятидесятницы является важнейшим событием в истории человечества и одним из главных двунадесятых праздников, по торжеству уступая лишь Святой Пасхе и Рождеству Христову. «И понятно, почему − Настоящий праздник не в честь пр. Богородицы, не в честь даже одного Христа, а в честь всех Трех Лиц пресв. Троицы вместе, в честь единосущной, животворящей, нераздельной Троицы, в честь единого Бога в Троице поклоняемого».[1] В день Пятидесятницы впервые в истории человечества «явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы».[2] На вере в Триединого Бога основывается все христианское вероучение, догмат о Святой Троице объясняет все дело искупление грешного человека.[3] Праздник Пятидесятницы, по выражению церковного песнопения, есть праздник «попразднственный», «конечный»[4]. Он есть завершение всех великих праздников − от Благовещения до Пасхи и Вознесения. Этот праздник «есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа»[5]. Цель настоящей работы — выявить, как учение Церкви о событии Пятидесятницы отражено в гимнографии праздника. Предметом исследования является историко-богословское содержание песнопений. Источники исследования − тексты служб Пятидесятницы и попразднества. Задачи работы: выявить богословские идеи текстов службы, систематизировать и провести их анализ в соответствии со Священным Писанием, Библейской историей, догматическим и нравственным учением Православия. Анализу службы Пятидесятницы посвящены труды таких известных авторов, как проф. Михаил Скабалланович, Матвей Барсов, митрополит Иерофей Влахос и епископ Вениамин Милов. Наиболее подробный анализ праздника Пятидесятницы содержится в книге М. Скабаллановича «Христианские праздники: Пятидесятница». Книга состоит из нескольких разделов. В первых главах М. Скабалланович повествует о значении события Пятидесятницы, о сущности праздника, его отличия от других праздников, разъясняет, чем тайна Троичности Божества отличается от многобожества язычества, рассказывает о сошествии Духа Святаго на Апостолов, разъясняет значение этого события для последующей жизни Церкви, приводит историю развития чинопоследования этого праздника, анализирует некоторые песнопения с точки зрения их богословского и исторического содержания, поясняет значение и смысл выражений в греческом тексте службы Пятидесятницы, приводя с его параллельными переводами на современный русский язык. Матвей Барсов в книге «Деяния святых апостолов. Толкование и руководство к изучению», выделил основные темы гимнографии Пятидесятницы, подобрал к каждой теме цитаты из Нового Завета, из песнопений службы и святых отцов. Однако анализа богословского содержания, комментариев к праздничным песнопениям в указанной работе не содержится.В труде митрополита Иерофея (Влахоса) «Господские праздники» теме Пятидесятницы посвящено 25 страниц. Автор последовательно рассматривает евангельские события, сопутствующие сошествию Духа Святаго на апостолов, а так же уделяет значительное внимание раскрытию догмата о Пресвятой Троице. В своих комментариях автор опирается на творения святых отцов и смысл богослужебных песнопений. Особенности некоторых богослужебных текстов службы праздника Пятидесятницы рассматривает епископ Вениамин Милов в своем сочинении «Чтения по литургическому богословию», раздел «Учение о Боге Троичном в Лицах», который занимает 10 страниц. Епископ Вениамин в своем труде попытался объяснить, как учение о Пресвятой Троице описано в различных Богослужебных книгах и в числе прочих материалов использовал несколько песнопений Пятидесятницы. Новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем сделана попытка систематизации всех богословских идей праздничной гимнографии. В работе не только проводится анализ догматических и нравственных идей гимнографии, но и разбирается содержание праздничных песнопений в сопоставлении со Священным Писанием. Актуальность работы обусловлена тем, что в последнее время все возрастающее количество людей, находя свой оплот и чаяния в Православной Церкви, не имеют источников, обобщающих, в доступной форме благодатный молитвенный опыт отцов Церкви и затрудняются в понимании смысла праздничных песнопений.

Служба Пятидесятницы составлена известными византийскими песнотворцами – Романом Сладкопевцем, Косьмой Маюмским, Федором Начертанным, Иоанном Дамаскиным (Иоанном Арклийским) и византийским императором Львом VI Мудрым. Некоторые песнопения Пятидесятницы написаны на основании проповедей свт. Григория Богослова.

Св. Косьма, епископ Маиумский (†760), друг преп. Иоанна Дамаскина и его соученик, составил каноны почти на все двунадесятые праздники, каноны Страстной седмицы, песнь «Честнейшую херувим», принимал участие в составлении песнопений Октоиха. Монахиня Игнатия в книге «Церковные песнотворцы» пишет, что Косьма Маиумский по существу является систематизатором христианских догматов. Догматические истины открывались преподобному Косьме из личного молитвенного опыта живого общения с Пресвятой Троицей: «Его тревожат судьбы мира, лежащего во зле; он видит немощь человеческую и поэтому особенно отчетливо понимает, что дало людям пришествие Христово».[6] Однако таинство Святой Троицы св. Косьма освещает нечасто. Этой темы он касается преимущественно в канонах тех праздников, которые посвящены прославлению Святой Троицы канонах Богоявления, Преображения и Пятидесятницы. «Особой высоты и сосредоточенности достигает воспевание Святой Троицы Бога в каноне на Пятидесятницу». Причем именно в тех песнях, где прославление Святой Троицы достигает своей вершины, а именно (3-й, 6-й и 9-й), имеется всего по одному тропарю, поскольку «великое таинство нашей веры должно быть изложено, по мысли преподобного песнописца, предельно кратко и отчетливо»[7]. Монахиня Игнатия подчеркивает, что уставное требование многократного повторения тропарей праздничных канонов позволяет кратким и точным словам этого единственного тропаря особенно сильно воздействовать на душу молящегося. В каноне на Пятидесятницу св. Косьма излагает догматическое учение Церкви о Святой Троице и описывает Ее животворящее действие в мире, «обильно приобщающее всякую плоть ведения непостижимых тайн нашей веры»[8]. Второй канон праздника озаглавлен «Творение Кир Иоанна Арклийского». Считается, что это псевдоним преподобного Иоанна Дамаскина. М. Скабалланович в «Толковом Типиконе» и монахиня Игнатия в «Церковных песнотворцах» упоминают канон Пятидесятницы как творение преподобного Иоанна Дамаскина. Канон имеет называние «Божественным покровен». Святой песнописец изрекает слова Господа к ученикам, полные утешения и обещания не разлучаться с ними, пребывая постоянно в виде благодати своей Третьей Ипостаси: «…разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем вышнем престоле соседя, излию Духа, возсияти желающим благодать независтную».[9]

Св. Феофан Начертанный († 843 г.), исповедник, митрополит Никейский. Ему принадлежит свыше 100 канонов, в частности канон на Преполовение Пятидесятницы, канон в честь Св. Духа в понедельник, на второй день праздника Пятидесятницы. В последнем каноне св. Феофан описывает обстоятельства сошествия Духа Святаго на апостолов в Сионской горнице, а также в поэтической форме раскрывает православное догматическое учение о Святом Духе. Автор использует яркие образы Третьего Лица Святой Троицы: «Ты бо река Божества, из Отца Сыном Происходящий»[10], «благости пучина»[11], «Господь животворящ есть Дух, самодвижим, самовластен, разделяя якоже хощет даров раздаяния, самовладычен, самоповелителен, безначален…»[12] и др. В каноне есть и тексты нравственного содержания, говорящие об обновляющем действии Святого Духа: «светом Твоим Боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала»,[13] «причастники Твоея содевая святости, и Света Невечернего, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния»[14] и др.

Роман Сладкопевец († 556 г.), которому приписывается авторство около 1000 кондаков, известен как творец кондака праздника Пятидесятницы.

Перу Имп. Льва VI, Мудрого ( 916), автора евангельских стихир[15] принадлежит известная стихира на «Господи воззвах» службы Пятидесятницы «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», которая представляет собой как бы расширенный текст Трисвятого.

Свт. Григорий Богослов († 390). Крупнейший учитель «Золотого века патристики», мистик и духовидец, истинный мастер поэтического слова, который и в своей поэзии был прежде всего философом — богословом.[16] Церковные песнотворцы часто обращались к трудам св. Григория, наибольшее значение для гимнографии имели проповеди святителя. Некоторые песнопения есть прямые или слегка измененные цитаты из его слов на праздники и духовных гимнов. Так, в гимнографии Пятидесятницы используются строки из Слова св. Григория на этот праздник[17]: «Мы празднуем Пятидесятницу — пришествие Духа, совершение обетования, исполнение надежды!», которые легли в основу первой стихиры на «Господи воззвах». В том же слове выражение: «Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет, животворящий...», стало второй стихирой на хвалитех службы Пятидесятницы.

Для комментариев к идеям гимнографов в настоящей работе используются сочинения святых отцов и современных богословов. Это «Слово IV На Пятидесятницу» Григория Богослова, «Слово 1 на Пятидесятницу» св. Лева Великого, «О Фаворском Свете» свт. Григория Паламы, «Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина, «Аcкетические опыты» свт. Игнатия Брянчанинова, «Начертание христианского нравоучения» свт. Феофана Затворника, толкования Новый Завет блаж. Феофилакта Болгарского, труды по догматическому богословию митр. Макария Булгакова, свящ. О. Давыденкова, архимандритов Алипия и Исаии; «Господские праздники» митр. Иерофея Влахоса и др.

Перевод богослужебных текстов приводится по сочинению М. Скабаллановича «Христианские праздники. Пятидесятница» и Полному церковно-славянскому словарю Г. Дьяченко.

Работа состоит из Введения и трех основных глав. Оканчивается работа заключением, после которого указываются источники и литература.

Глава первая, библейско-историческая носит название: “Священное писание в гимнографии Пятидесятницы”, состоит из двух подглав: “Ветхозаветные пророчества и прообразы” и “Новозаветные события в гимнографии”.

Вторая глава, догматического характера, называется: “Новозаветные события Пятидесятницы”, состоит из трех подглав: “О Боге в Едином Существе”,” О Боге, троичном в лицах”, “О Боге и Его отношении к миру и человеку”.

Глава третья повествует о нравственном изменении человека и носит название: “Нравственное перерождение человека Святым Духом”. Имеет две подглавы:” Обновление апостолов в день Пятидесятницы” и “Благодатное действие Святаго Духа на людей”.

 



О Боге в Едином Существе

О Богопознании

В гимнографии праздника встречается тема Богопознания. Из Догматического Богословия известно, что Бог не познаваем по Своей Сущности, но познаваем по Своим энергиям. В одном из тропарей праздничного канона есть упоминание об одной из сторон этого положения − о непознаваемости Бога по сущности. Гимнограф выражает это словом «неприкосновенное»: «…в лицех бо видеша трегубых Существо Истинное, Неприкосновенное, Безлетное, Единое: возсия бо свет благодать Духа»[90]. «Неприкосновенное» означает - неприступное, недоступное И. Златоуст в своем сочинении против аномеев писал: «Неприступный, обозначает то, что не допускает и начала исследования, к чему никто не может приблизиться»[91]. Именно об этой неприступности, непостижимости Бога писал святой Апостол Павел: «Единый, имеющий бессмертие. Который обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16).

О Свойствах Божиих

Гимнографы упоминают и о некоторых апофатических свойствах Божиих. Апофатические свойства, как известно, не определяют Сущности Бога, т. к. они не отвечают на вопрос: что же есть Бог по Существу? Эти «свойства» говорят лишь о том, что Божество превыше всевозможных ограничений и определений, но не сообщают какого-либо положительного знания о Божественной Сущности. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что о Боге нельзя сказать, что Он есть по Существу, ибо даже сущности тварей для нас непостижимы, поэтому в рассуждении о Боге гораздо правильнее идти путем не утверждений, а путем апофатическим — «...через отрицание всего. Ибо Он не есть что-либо из числа вещей существующих, не потому, чтобы вовсе не существовал, но потому, что превыше всего существующего, превыше даже самого бытия»[92].

Из апофатических свойств в песнопениях праздниках упоминается свойство вечности. Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. Гимнографы выражают это свойство словом «безлетный» «…Существо истинное, неприкосновенное, безлетное,….»[93]. «Безлетный» по-церковнославянски это не имеющий ни начала, ни конца бытию своему, вечный безконечный.[94]

Гимнографы говорят и о некоторых катафатических свойствах. Эти свойства обусловлены тем, что Бог есть духовно разумное Существо, или Личность. Они отражают не Сущность Божию, а Его энергии (действия) «не естество Его, но то, что относится к естеству»[95]. В песнопениях говориться о Свете и Святости. «Cвет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух…»[96], Бяше исходен от Нерожденна Света, Всесильный сияющий Свет, егоже сыном Отеческия власти, ныне являет срасленное озарение»[97].

Слова «Святый», «Свет» обозначают, то что Бог, будучи чистым от греха, «любит» в тварях добро. В Своих стремлениях Он определяется и руководствуется представлениями о высочайшем добре. Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава. Апостол Иоанн Богослов в 1 Ин. 1, 5 говорит, что «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы», «...святы будьте, ибо свят Я» (Лев. 19, 2) «...праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). Бога как Свет созерцали многие православные подвижники. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Бог есть свет, и те, кто получили Его, как свет Его получили, потому что шествует перед Ним впереди Его свет Его славы и без света невозможно Ему явиться и не видевший свет Его и Его не видели, потому что Он есть свет»[98].

О Боге, троичном в Лицах

 

Догмат о Святой Троице

В праздничных песнопениях неоднократно встречаются указание на догмат о Пресвятой Троице. Этот догмат занимает исключительное место в системе христианского вероучения, так как на нем основываются другие важнейшие догматы: о сотворении мира, человека, о спасении и освящении, учение о Таинствах, в целом все Христианское вероучение и нравоучение.[99] В исповедании тройческой тайны, по мысли Св. Иоанна Дамаскина, состоит совершенство богословия и истинное благочестие[100]. «Для греческих отцев учение о Святой Троице и было областью собственно богословия»[101]. Вера в Троицу отличает христианство от других монотеистических религий. Напомним, что термин «Троица» введено во второй половине второго века Св. Феофилом Антиохийским.

Догмат о Святой Троице звучит так: Бог есть Един по Существу и Троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная»[102]. Для раскрытия этого догмата гимнографы пользуются различными выражениями: «Трисветлое Существо»[103], «естество тривещанное светлое»[104], «в Лицех бо видеша трегубых Существо… единое»[105], «присносущное естество же и простое[106], триипостасное».[107]

В гимнографии праздника встречаются указания не только на Троичнось Божества, но и называются каждое из Лиц Пресвятой Троицы: «Троицу песнословим Единосущную Отца и Сына и Святаго Духа»[108], «Приидите, людие Триипостасному Божеству поклонимся Сыну во Отце со Святым Духом»[109] и многие другие.

Гимнографы неоднократно использую термин «единосущный». «Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело»[110]. «Единосущие Лиц Пресв. Троицы св. Иоанн Дамаскин определяет, как «тождество воли, действий, силы и движения»[111]. Гимнографы практически дословно повторяют это догматическое определение: «Едину власть и Божество едино, и силу, едино начало и царство святыя Троицы мудрствующе поем»[112], «Едина сила, едино Существо, едино Божество»[113].

Святая Троица, — по словам св. Иоанна Дамаскина, — не складывается из трех несовершенных существ, как складывается дом из камня, дерева и железа. По отношению к дому камень, дерево и железо несовершенны, и взятые отдельно не есть дом. В Троице Каждая Ипостась есть Бог и все вместе Они есть Тот же Самый Бог, потому что Сущность Трех Совершенных — едина [114]. Ипостаси Троицы «соединяются, не сливаясь, но совокупно друг с другом соприбывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, не существуют один вне другого, не разделяются, в сущности. Божество нераздельно в раздельном, подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг к другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, смешение света, и слияние».[115]

О нераздельной сущности всех трех лиц Пресвятой Троицы, говориться в следующем тропаре: «Нераздельное естество православно богословим Бога Отца безначального, тояжде власти Слова и Духа…» - [Православно богословствуем о нераздельной природе - Бог Отце безначальном, Слове и Духе той - же власти…][116]. Понятие нераздельности, по свидетельсту прп. Иоанна Дамаскина, опровергает «Ариево разделение». Арий, как известно, уничижал Божественное достоинство Сына Божия, называя его высшей тварью, через которую Бог Отец сотворил весь мир. А по учению Церкви, отраженному в этом песнопении, Лица Пресвятой Троицы соприбывают без смешения и слияния не разделяются в своей сущности.

Чтобы засвидетельствовать единосущие Лиц святой Троицы, гимнографы используют слова «простый» − несложный, на части неделимый, «таково есть Божие Существо».[117] «Троичную убо раздели зря благодать…три ипостаси, почитати в простоте власти…Сын, Отец и Дух…[Троичною Он отделил благодатию, имея в виду указать три Ипостаси для почитания Их простоты Их власти …][118].

О Божественном достоинстве и равенстве Лиц Святой Троицы

В песнопениях говорится также о равночестности Лиц Пресвятой Троицы: «Воспеваем Тя Безначального Отца и Собезначального Сына и Соприсносущного и Пресвяаго Духа…».[119] Бог Сын назван Собезначальным, Святый Дух Соприсносущным, «Собезначальный» − в отношении к Богу Сыну означает «вместе с Отцем и Св. Духом не имеющий начала», «Соприсносущный» значит «совечный». т. е. пребывающие, по существу.[120] Это имя прилагается к каждому Лицу Пресвятой Троицы.

Иногда гимнографы говорят о равночестности только двух Лиц Пресвятой Троицы − Отца и Сына, или Отца и Святаго Духа.

«Царю царей, яковый от яковаго Един Слове произшедший от Отца безвиновнаго», «Яковый от Яковаго».[121] Яковый − это значит «столь великий», «единый», «столь великий от столь великого». Этим словом выражается совершенное равенство, или Единосущие Сына со Отцем.[122] Равночестность Сына с Отцом может выражаться прямым именованием Слова Богом, а также указанием на его вечность: «…Тя проповедят безсмертнаго Слова и Бога…».[123] Бог Слово назван «всеначальным»[124]. В переводе Скабаллановича «всеначальное» означает «всевластное», то есть правящий всем, Вседержитель.[125]

Особенно много, в текстах указаний на Божественное достоинство Духа Святаго. Это и понятно, поскольку сошествие Святого Духа является главным событием праздника. В ряде песнопений Пятидесятницы Святой Дух прямо назван Богом: «Бог истинный Утешитель…»,[126] «Иже вся Содержай, и всех Сый Господь…»[127], «Господь животворящ есть Дух».[128] «Дух Святый…Бог и Боготворяй».[129]

Из многочисленных свидетельств о Божестве Святого Духа в гимнографии Пятидесятницы можно выделить, а) подтверждающие учение Церкви о том, что Дух Святой есть не безличная Божественная сила, а Лицо Святой Троицы, и б) утверждающие Его единосущие и равное Божественное достоинство с первым и вторым Лицами Святой Троицы.

а) К свидетельствам первого рода — что Дух Святой есть носитель личного начала можно отнести песнопения, отражающие слова ап. Павла о Святом Духе как о Лице, свободно раздающем различные дарования (веры, знания, языков, различения духов и др.): Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11). «Божественный Душе Святый, иже всем разделяй дарования, и вся творяй волею...»,[130] «Господь животворящ есть Дух, самодвижен, самовластен, разделяя, якоже хощет даров раздаяния, самовладычен, самоповелителен, безначален…»,[131] «Якоже благоволи самовластно, необладанный исходить Дух …» [Как благоизволил самовластно нисходить неподвластный Дух].[132]

Для указания на то, что Святой Дух является не безличной силой, а Самостоятельной Личностью, гимнографы в этих песнопениях используют термины «самодвижен, самоповелителен, самовластен, необладанный». «Самодвижимый» означает «что-то, производящий по собственному побуждению»,[133] по аналогии с этим, можно считать, что «самоповелительный» означает повелевающий Сам Себе. «Самовластный − переводится, как самодержавный, добровольный, непринужденный».[134] «Необладанный» переводится, как «неподвластный».

Б) Единосущие и равенство Святого Духа с Другими Лицами Святой Троицы доказывается через:

· прямое именование Духа единосущным,

· указание на равенство власти, чести, силы с Другими Лицами,

· присвоение Ему свойств Божественной природы: Благости, Вечности, Света, Жизни, Творца и др.,

Единосущие, как уже говорилось, означает, что «Отец, Сын и Дух Святой суть три самостоятельных Божественных лица, обладающие всеми Божественными совершенствами…Они имеют нераздельное Божеское естество…, имеют едину силу, волю, власть и славу»[135]

Указание на единосущие с Другими Лицами встречаем в следующих песнопениях: «Днесь Дух Твой Всесильный Владыко, от Отца посылается, Тебе Единосущный»,[136] «Дух Всесвятый, Отцу Единосущен и Слову…»,[137] «Се к нам Оутешителя иного низпослал еси, единосущна Тебе Слове, и Отцу Твоему сопрестольна»,[138] «…Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Оутешителю, слава Тебе».[139] Дух Святый Бог, сраслен («соестественный», «единосущный»[140]) и сопрестолен Отцу и Слову»[141]. Здесь же мы встречаем указание на единство власти, выражаемом словом Cопрестольный»- совместно участвующий в престоле, или в верховной власти.[142]

Понятиями «равномощный» и «единомощный» выражается единство силы: «Равномощного Твоего Духа апостолам истинно послал еси»,[143] Единомощный же и Сосущественный.[144] «Равномощный» и «единомощный» означают «равносильный», «имеющий равную власть и силу.[145]

В песнопениях говорится о таких свойствах Божественной природы как Свет, Жизнь, Благость, Премудрость, Правда: «Дух Святый… Свет и Живот, живый Источник умный… благий, правый, умный», «Дух Святый Бог… Свет пресовершенный от Света просиявый».[146] Это катафатические свойства Божии. Эта группа имен означает вечные силы и действия Бога. В Самом Боге эти свойства сливаются и находятся во внутреннем и нераздельнем единстве. В Боге нет зазора между природой и свойствами, Он есть Cвет, Жизнь, Благость, Премудрость. Это не есть естество Его, но то, что относится к естеству. Это есть то, по чему познается Бог, его энергии.[147]

«Свет, это понятие, тесно связанное со свойством Святости. Божественная святость проявляет себя в мире, как свет Божества»[148]. Некоторые Святые при жизни удостаивались видения Божественного света. «Мы свидетельствуем, − пишет прп. Симеон Новый Богослов, что Бог есть Свет, и те, кто получил его, как Свет Его получили, потому что шествует перед Ним впереди Свет Его славы…».[149]

Правда Божия, является следствием Святости, Бог Свят и требует Святости или совершенства от своего творения, для достижения Святости Бог дает нравственный закон исполнение закона награждается, нарушения наказываются. Трактуется, как щедрая милость, превозносящаяся над судом, которая животворит и освящает человека Божественною благодатью. Бог требует исполнения Своих установлений. Он любит правду и ненавидит беззаконие. Правда Божия это прежде всего Божественная милость, благодать спасения, нисходящая с неба на всех верующих, независимо от дел закона.[150]

Премудрость Божия состоит в совершенном знании наилучших целей и наилучших средств, и в способности и умении прилагать последнии к первым».[151]

Будучи Всеблаженным, Бог открывает Себя существом благим и милующим, дарит тварям столько благ, сколько им нужно для блаженства. Благость побудила Бога создать мир, и все промыслительное действие Бога есть проявления Его благости.[152]

Святой Дух назван «зданнодетелем»,[153] то есть Творцем («зданнодетелен» означает «Творец вещей»,[154]) «всех Содетелем»[155]. Творец есть тоже катафатическое свойство Божие, характеризующее отношение Бога к миру и человеку.

Именуя Святого Духа Жизнью, гимнографы, по всей вероятности, имеют в виду свойство Самобытности, под этим свойством понимается, что Бог не зависит не от какого другого бытия, но причину и необходимые условия Своего бытия Имеет в Самом Себе.[156] Самобытность относят к апофатическим свойствам Божиим. Эти свойства характеризуют совершенство Божественной природы и бытия. Эти свойства получаются путем отрицания недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию.[157] Свойство Самобытности подразумевается и в термине «несозданный»: «Дух от недр Отчих происшедший, несозданный, зданнодетелен …».[158]

Среди песнопений догматического содержания особо следует отметить песнопение, в котором собраны воедино многообразные указания на Божество Духа. «Дух Cвятый бе оубо присно, и есть, и будет: ниже начинаем, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляем: живот, и животворяй, Свет и Света податель, Cамоблагий, Источник Благостыни; имже Отец познавается и Сын прославляется …», [Дух Святой всегда был и будет не начинаясь, не кончаясь, но поставляемый всегда со Отцем и Сыном, Он животворящий, Им Отец узнается, и Сын прославляется].[159]

В этом песнопении Божество Святаго Духа доказывается несколькими путями:

· через упоминание о Его вечности «бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаем, ниже престаяй»

· через указание на равночестность (Единосущие) «счинен и счисляем», поставляемый вместе с Отцом и Сыном, причисляемый к Ним.[160]

· Святому Духу присваиваются катафатические свойства Божии Свет и Благость: «Свет и Света Податель, Cамоблагий, Источник Благостыни».

· Слово «Cамоблагий» содержит также указание на свойство самобытности. Самобытность означает, что «Бог есть причина Самого Себя».[161] Можно предположить, что словом «самоблагий» выражается понятие о том, что причину благости Дух имеет в Себе Самом, она не дается Ему извне, более того, Он Сам является подателем благости: «самоблагий и источник благостыни». В таком же смысле Святый Дух назван Жизнью и Источником жизни, Светом и Подателем света: «живот, и животворяй, Свет и света Податель». Он обладает всеми свойствами Божественной Природы. По мысли святителя Афанасия Великого, Бог всегда был Троицей, в Которой нет ничего тварного или возникшего во времени, поэтому Дух Святой есть Лицо Божественное.[162] «Изначальная вера Церкви в Божество Святого Духа нашла выражение в древних вероизложениях, например, в символе святителя Григория Чудотворца; в литургической практике; в церковных песнопениях и, наконец, в писаниях древних отцов и учителей Церкви».[163]

Ипостасные свойства Божественных Лиц

В гимнографии праздника есть упоминания о различении ипостасных свойств Пресвятой Троицы. Что такое ипостасные свойства? Это свойства, присущие только Одному Лицу Троицы. Все три Лица Пресвятой Троицы обладают единой Божественной природой, но отличаюся личными (ипостасными) свойствами: «Отцу и Сыну Духа Всесвятаго соединяя Божеством, разделяя свойствы».[164]

Отличительное свойство Первой Ипостаси — нерожденность — состоит в том, что Отец не происходит ни от какого другого начала. По этому признаку, пишет святитель Василий Великий, Он познается как Личность.[165] Отец имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26). Таким образом, Отец есть некое средоточие Божественной жизни. Святитель Григорий Палама учит, что «Отец — Единственная Причина, и Корень, и Источник в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества»[166]. «Воспеваем Тя, Безначального Отца»,[167] «Произшедый от Отца Безвиновнаго…».[168] «Безвиновный — не имеющий посторонней причины бытия своего, безначальный, самосущный (ирмос 4 на Пятидесятнице)».[169] Таким образом эта стихира говорит об ипостасном свойстве Бога Отца − нерожденности.

Далее в тексте службы Пятидесятницы упоминается об ипостасном свойстве Бога Сына. Этим свойством является рождаемость: «…Воспеваем Тя, безначальнаго Отца, и Собезначального Сына»,[170] «Отец бо безлетно роди Сына».[171] «Собезначальный» в отношении ко Иисусу Христу означает ипостасное свойство Сына − совечность, «… от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8, 25). Слово «Собезначальный» трактуется, в применении к Сыну, который вместе со Отцем и Св. Духом не имеет начала».[172]

Ипостасным свойством рождаемости определяется образ предвечного бытия Бога Сына. Исповедуя, что Сын рождается «прежде всех веков», мы, по словам святого Иоанна Дамаскина, показываем, что Его рождение — безвременно и безначально…Он был присно со Отцом … из Которого рождается вечно. Отец никогда не существовал, когда не было Сына... Отец без Сына не назывался бы Отцом. В Своем рождении Сын неразлучен с Родителем. Он всегда пребывает в недре Отчем (Ин. 1, 18). Отец — в Сыне, и Сын — в Отце (Ин. 10, 38).[173] На вопрос ариан, когда родился Сын, святой Григорий Богослов отвечал: «Прежде самого «когда». Если выразиться несколько смелее: тогда же, как и Отец. А когда Отец? Никогда не было, чтобы не был Отец. А также никогда не было, чтоб не был Сын и не был Дух Святой».[174]

В праздничных песнопениях есть слова об ипостасных свойствах Святаго Духа. «Дух от Отца Исходяй и Сыном верным нам явлейся»,[175] «Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый…».[176] Личное свойство Святого Духа состоит в том, что Он не рождается, а исходит от Отца. «Здесь другой образ бытия, так же непостижимый и недоведомый, как и рождение Сына» — пишет святой Иоанн Дамаскин.[177] Как и рождение Второй Ипостаси, исхождение Святого Духа совершается предвечно, нескончаемо и бесстрастно, без отделения от Отца и Сына. «Три Божественных Ипостаси нераздельны, как солнце и исходящие от него луч и сияние. Они одинаково вечны».[178]

В гимнографии упоминается, что Святой Дух исходит через Сына. «Духа Святаго, от Отца исходящего, и в Сыне прославляемого, имже и носятся и держаться вся, и животом содержаться, и живут и пребывают и спасаются…»,[179] «Ты бо река Божества, из Отца Сыном Происходящий».[180] Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый…» [Всесвятый Дух, исходящий из Отца и через Сына ...].[181] Здесь ясно говориться, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына. Через Сына Он лишь подается. Как известно, католические богословы утверждают, что Святой Дух исходит и от Сына (филиокве). Но это вовсе не означает, что Он исходит от Сына, как утверждают католики (филиокве). По учению Православной Церкви недопустимо смешивать жизнь Святой Троицы в Самой Себе и Ее действие в мире. Встречающееся у некоторых св. Отцов выражение «чрез Сына» в большинстве случаев относится к явлениям Святого Духа в мире, к действиям Св. Троицы, а не к жизни Бога в Самом Себе. Св. Максим Исповедник (в VII в.), желая защитить западных, тем и оправдывал их, что они словами «от Сына» имеют в виду указать, что Дух Святой «чрез Сына подается твари, является, посылается», но — не то, что Дух Святой имеет от Него бытие. О ниспослании Духа Сыном Божиим говорится в словах: «Его же Я пошлю вам от Отца».Смешивая тексты Священного Писания, говорящие об «нисхождении» и о «ниспослании», римские богословы переносят понятие о промыслительных отношениях в самую глубину бытийных отношений Лиц Святой Троицы.[182]

 

Заключение

 

Данная работа была написана с целью исследования и систематизации историко-богословского содержания текстов службы праздника Пятидесятницы. Были проанализированы тексты служб Пятидесятницы и попраздненства. Для удобства исследования работа была разделена на три основные части: разбор песнопений с библейской тематикой, обзор представленного в гимнографии догматического учения Церкви, изложение нравственного содержания праздничных текстов. В результате проделанной работы выявлено, что новозаветное повествование о событии Пятидесятницы отражено с достаточной полнотой, упоминаются и осмысляются не только повествование о Сошествии Святого Духа из книги Деяний, но и обетования Спасителя об этом из Прощальной беседы. Гимнографы иногда дословно повторяют тексты Священного Писания Нового Завета, иногда приводят их в поэтической обработке или с привнесением в них догматического смысла.В Гимнографии постоянно подчеркивается мысль о том, что действие Святого Духа в мире началось не в день Пятидесятницы, а гораздо раньше, а также то, что в обоих Заветах действует Один и Тот же Дух. Встречаются многократные упоминания о том, что Пятидесятница явилась исполнением пророчеств, но из конкретных текстов ветхозаветных пророков упомянуто только пророчество Иоиля (Иол. 2, 23-32). Упомянуты прообразы Пятидесятницы: дарование Синайского законодательства, вавилонское столпотворение и смешение языков, вознесение порока Илии на огненной колеснице. Тексты праздничной службы, несмотря на обилие в них догматических положений, не отражают полного курса православного догматического Богословия. В песнопениях особо выделены две темы. Первая – это догматическое учение Церкви о Святом Духе: подтверждается Его Божество и личностное начало, описывается промыслительное действие Святого Духа, основание Церкви и священной иерархии, на котором Святой Дух усвояет человечеству спасительные плоды Искупления. Вторая тема – это учение о Боге, Троичном в Лицах. Имеются указания на догмат о Святой Троице, на Единосущие Лиц Святой Троицы и их равночестность, упоминанаются ипостасные свойствах Лиц Святой Троицы. В песнопениях имеются отдельные указания на апофатические и катафатические свойства Божии, некоторые положения учения о Богопознании и действии Святой Троицы в мире. Из апофатических свойств в песнопениях праздниках упоминается свойство вечности.

Гимнографы говорят и о некоторых катафатических свойствах. Эти свойства обусловлены тем, что Бог есть духовно разумное Существо, или Личность. В песнопениях говориться о Свете и Святости.

Тема Богопознания в гимнографии раскрывается утверждением, что Отец познается через Сына. А Святой Дух напоминает и окончательно уясняет то, что было открыто Христом Своим ученикам. Здесь гимнографы используют образ печати, которая прикладывается к душам апостолов и запечатывает слова, которые произнес им Cпаситель. Духовно-нравственная тематика представлена в гимнографии в двух аспектах: преображение Апостолов и действие Святого Духа на всех остальных людей. По объяснению гимнографов, апостолы получили благодатные дары Духа Святого сразу и во всей полноте, им сразу открылось то, что другими достигается длительным подвигом. Больше всего внимания песнотворцы уделяют преображению ума апостолов, что дало им возможность понять и усвоить непостижимый для человеческого ума догмат о Святой Троице. Остальным людям предстоит тяжелый путь для стяжания благодати. Значительное место в этом процессе песнотворцы уделяют очищению ума, в результате которого становиться возможным Богообщение. Гимнографы подчеркивают, что, хотя Святой Дух действует во всем тварном мире без исключения, однако каждый участвует в Его энергиях в соответствии со своей способностью принимать эту Божественную помощь. Это открывает путь к святости.

В настоящее время существует мало богословских работ, посвященных данной теме. Потребность же в таких исследованиях велика “На вопрос отцу Иоанну, откуда у него такая вера, он ответил: “От частого служения литургии и вседневного чтения Миней”, не Четьих-Миней, а богослужебных книг, служб нашим святым и нашим праздникам. Вот откуда такая вера!”.[257]

Значение проделанной работы обоснована важностью свидетельства литургического богословия для догматического учения Церкви. Cистематизация богословских, исторических и нравственных идей праздника Пятидесятницы имеет цель сакраментальную «быть» проводником благодати в мир к людям, ибо Триединый Бог трудами песнотворцев открывает себя умно-сердечному устремлению к нему верующей души. «И мы верим и надеемся, что сумеем познать и понять красоту наших богослужебных песнопений и что наши старинные и непонятные, на первый взгляд, книги станут нам ближе, станут источниками познания подлинного бытия о Господе и любви к Православию и нашему церковному искусству».[258]

Аминь.

 


Источники и литература

 

Основной источник

1.Пентикостерион [Триодь Цветная]. М.: Правило веры, 2003.

Вспомогательные источники

1. Григорий Богослов. Собрание творений: В 2 т. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. Т.1.

2. Григорий Палама, свт. О Фаворском свете. М. 2001.

3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т.2. М.: Паломник, 2001.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем святителя Игнатия, епископа. Кавказского / Сост. Игумен Марк (Лозинский). М.; СПБ, 1995.

5. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2002.

6. Лев Великий, папа Римский, св. Слово 1 на Пятидесятницу. М, 1999.

7. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002.

8. Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Апостол. В 3 кн. 2-е изд., испр. М., 2004.

9. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Св. Евангелие: В 4 кн. 2-е изд., испр. М., 2004.

10. Филарет (Дроздов), митр. Московский. Православный катехезис. М.: Изд-тво Сретенского монастыря, 2004.

11. Филарет (Дроздов), свт. Пространный катехезис. М., 2005.

Литература

1. Авдеенко Е.А. Чтения по Книге Бытия. [Б.м.]: РМГ Рекордз, 2005.

2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

3. Алымов В. Лекции по исторической литургике [Электронный ресурс] // Православие и современность. Информационно-аналитический порталСаратовской епархии Русской Православной Церкви [Web-сайт]. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html (20.03.2007).

4. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980.

5. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928.

6. Давыденков О., свящ. Догматическое Богословие: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2005. Дьяченко Г., свящ. Полный Церковно-Славянский Словарь: в 2х т. M., 1993.

7. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915.

8. Игнатия (Пузик), мон. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.

9. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002.

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002.

11. Макарий (Булгаков), митр. Православно-Догматическое Богословие. СПб. 1868.

12. Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004.

13. Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. М., 1999.

14. Матвей Барсов. Деяния святых апостолов. Толкование и руководство к изучению. М.: Лепта- Пресс, 2002.

Размещено на Allbest.ru

 


[1] Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916.,С. 38.

[2] Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике М.2002, С 306.

[3]Иоанн (Маслов), архим. Указ. соч., С. 306.

[4] Пятидесятница, седален по 1-й кафизме.

[5] Иоанн (Маслов), архим. Указ. соч. С. 306-307.

[6] Монахиня Игнатия “Церковные песнотворцы” - М.: С. 94-95.

[7] Монахиня Игнатия, указанный труд, С. 35.

[8] Там же, С. 35.

[9] Тропарь 1 песни Канона Пятидесятницы.

[10] Тропарь 6 песни канона Святому Духу.

[11] Тропарь 8 песни канона Пятидесятнице

[12] Тропарь 7 песни канона Святому Духу.

[13] Тропарь 6 песни канона Святому Духа

[14] Тропарь 6 песни канона Пятидесятнице

[15] См. М. Скабалланович. “Толковый Типикон” М.2004, С. 413.

[16] Восточные отцы IV века», М., 1992 г., С. 97

[17] См. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[18] Стихиры на “Господи Воззвах” Великой Вечерни Пятидесятницы

[19] Тропарь 1 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы

[20] Подобен четверток Утрени Пятидесятницы

[21] Подобен четверток утрени Пятидесятницы

[22] Тропарь 7 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы

[23] Тропарь 6 песни 1 Канона утрени Пятидесятницы

[24] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С.552.

[25] Седален по 1 кафизме. Утреня Пятидесятницы.

[26] Пятидесятница. Великая Вечерня. Стихира на Господи воззвах.

[27] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[28] Тропарь 4 песни 2 Канона Утрени Пятидесятницы.

[29] Тропарь 4 песни Канона Святому Духу.

[30] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[31] Тропарь 4 песни Канона Святому Духу в Неделю на повечерии

[32] Тропарь пятой песни канона Святому Духу

[33] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[34] Ирмос 1 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы.

[35] Ирмос 5 песни 2 Канона Утрени Пятидесятницы

[36] Стихиры на стиховне в четверток вечера Пятидесятницы.

[37] Стихиры на стиховне в четверток вечера Пятидесятницы.

[38] Cм. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002, С. 104.

[39] Св. Лев Великий. Слово 1 на Пятидесятницу. М., 1999

[40] Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916, С. 45

[41] Тропарь 8 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы.

[42] Седален по кафизме в четверток утрени.

[43] См. Е.А. Авдеенко. Чтения по Книге Бытия. РМГ Рекордз, 2005.

[44] См. Е.А. Авдеенко- указанный труд.

[45] Кондак Пятидесятницы

[46] Тропарь 3 песни 1 канона Пятидесятницы.

[47] Стихиры на стиховне службы Пятидесятницы

[48] См. Е.А. Авдеенко. Чтения по Книге Бытия. РМГ Рекордз, 2005.

[49] Цит. по: Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916., С. 57

[50] Тропарь 8 песни канона утрени службы Пятидесятницы.

[51] Тропарь 1 песни канона службы Пятидесятницы.

[52] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[53] Тропарь 1 песни Канона Пятидесятницы.

[54] Ирмос 2 песни канона утрени Пятидесятницы

[55] Толкование блж. Феофилакта Болгарского на Св. Евангелие В 4 Кн.− 2-е изд., испр. − М.:2004 С. 377.

[56] Тропарь 5 песня 1 канона утрени Пятидесятницы.

[57] Эксапостиллярий Пятидесятницы.

[58] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[59] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[60] Тропарь 4 песни канона Святому Духу.

[61] Cтихира на стиховне Пятидесятницы.

[62] Тропарь 1 песни 2 канона Пятидесятницы.

[63] Стихира на Господи Воззвах в понедельник

[64] Толкование блж. Феофилакта Болгарского на Апостол. В 3 Кн.− 2-е изд., испр. − М.:2004 С.. 29.

[65] Стихиры на хвалитех службы Пятидесятницы.

[66] Стихиры на стиховне пятницы вечера Попразднства.

[67] Cтихиры на стиховне в понедельник вечера.

[68] Cтихиры на Господи Воззвах вторник Попразднства.

[69] Св. Григорий Палама. О Фаворском свете. М., 2001.

[70] Тропари 4 песни 2 канона Пятидесятницы. 

[71] Толкование блж. Феофилакта Болгарского на Апостол. В 3 Кн.− 2-е изд., испр. − М.:2004 С. 42

[72] Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002 с. 55.

[73] Стихиры на Литии Пятидесятницы.

[74] Стихиры на стиховне службы Пятидесятницы.

[75] Стихиры на Господи Воззвах Пятидесятницы

[76] Тропарь 4 песни Канона Пятидесятницы.

[77] Григорий Богослов. Слово на Пятидесятницу. Творения: в 2т. Т.1. – М., 2000, С.155.

[78]Алымов В. Лекции по исторической литургике. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html

[79] М. Скабалланович. Толковый Типикон. М, 2004,С С. 34-41.

[80]Алымов В. Лекции по исторической литургике. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html

[81] М. Скабалланович. Толковый Типикон. М, 2004, С. 753

[82] М. Скабалланович. Толковый Типикон» М, 2004, С. 34

[83] Алымов В. Лекции по исторической литургике. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html

[84] Тропари 7 песни 2 канона Пятидесятницы

[85] Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002 С. 55.

[86] Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002 С. 56.

[87] Тропарь 7 песни 1 канона Пятидесятницы

[88] Cедален по 1 стихословию утрени Пятидесятницы.

[89] См. (Деян. 1, 8).  

[90] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[91] Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005 С. 76

[92]Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 С. 94.

[93] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[94] Г. Дьяченко. Полный Церковно − Славянский словарь, Т.1 С. 35.

[95] См. Св. Иоанна Дамаскин. Точное изложение Православной веры, М 2002, гл. IV

[96] Экзапостилларий утрени Пятидесятницы.

[97] Тропарь 3 песни 2 канона Пятидесятницы.

[98] Цитата по: Давыденко “Лекции по Догматическому Богословию 1и 2 С. 8

[99] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 С. 107.

[100] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, М 2002 С. 172.

[101] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 С. 107.

[102] Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005 С.. 107.

[103] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[104] Тропарь 7 песни 2 канона Пятидесятницы.

[105] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[106] «несложный, неделимый на части» см. Г. Дьяченко. ЦСЯ Словарь 1 том, С.. 515.

[107] Стихиры на стиховне вечер попразднства.

[108] Стихира на Господи воззвах Пятидесятницы.

[109] Указанная Стихира.

[110] Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005. С..148

[111] Олег (Давыденков), иерей. Указанное произведение С. 151.

[112] Тропарь 3 песни канона Святому Духу.

[113] Заключительная стихира на Господи Воззвах Великой вечерни.

[114] См. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2002. С. 172.

[115] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-151

[116] Тропарь 7 песни 1 канона Пятидесятницы.

[117] Григорий Дьяченко. Полный Церковно-Славянский Словарь в 2х томах− M., 1993.1 том, С. 515.

[118] Тропарь 7 песни 2 канона Пятидесятницы.

[119] Стихиры на Литии Пятидесятницы.

[120] См. Г. Дьяченко. Полный Церковнославянский Словарь 2 том. 1998.г. С. 639.

[121] Ирмос 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[122] См. Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 850.

[123] Cтихира на Господи Воззвах Великой Вечерни Пятидесятницы.

[124] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[125] Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916. С. 90.

[126] тропарь 4 песни 1 канона Пятидесятницы.

[127] Тропарь 5 песни канона Святому Духу.

[128] Тропарь 8 песни канона Святому Духу.

[129] Стихиры на Хвалитех Неделя Пятидесятницы

[130] Тропарь 1 песни канона Святому Духу.

[131] Тропарь 8 песни канона Святому Духу.

[132] Седален на Утрени Пятидесятницы.

[133] См. Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 571.

[134] См. Григорий Дьяченко. Указанное произведение, с., 571.

[135] Cм. Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005. ч. 1и 2. С. 148.

[136] Стихиры на стиховне вторник попразднства.

[137] Стихиры на стиховне в четверток попразднства

[138] Тропарь 8 песни канона Святому Духу.

[139] Cтихира на Господи Воззвах Великой Вечерней Службы Пятидесятницы.

[140] Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 653.

[141] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[142] Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 636.

[143] Ирмос 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[144] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[145] См. Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 168, 534.

[146] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[147] См. Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие. Курс лекций ч. I и II., М., 1997. С. 92-94.

[148]Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С.. 93.

[149] См. Симеон Новый Богослов. Слово 39. Цит. По: Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 206.

[150] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 96-98

[151] См. Макарий Архиепископ Харьковский. Православно - Догматическое Богословие. С-П., 1868 т. 1 С. 126

[152] О. Давыденков. Догматическое Богословие ч. I и II М.1997 С. 101-105.

[153] Тропарь 8 песни 2 канона пятидесятницы.

[154] Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.1. С. 199.

[155] Тропарь 4 песни канона Святому Духу.

[156] См. Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие. Курс лекций ч. I и II., М., 1997. С. 88.

[157] См. Иерей О. Давыденков. Указанное произведение С. 87.

[158] Тропарь 8 песни 2 канона Пятидесятницы.

[159] Стихира на хвалитех утрени Пятидесятницы.

[160] Скабалланович Служба Пятидесятницы С. 105.

[161] Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М. 1997. С.. 88.

[162] Архим. Петр (Л'Юлье). Цит. соч. С. 75.

[163] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С.. 18

[164] Седален утрени вторника Попраздненства

[165] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-151.

[166] Там же 150-151.

[167] Стихиры на Господи Воззвах Великой Вечерни.

[168] Ирмос 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[169] Г. Дьяченко. Полный Ц.С. Словарь М.1993. 1 том С. 34.

[170] Стихиры на Господи Воззвах Великой Вечерни.

[171] Заключительная стихира на господи воззвах, великой вечерни

[172] Г. Дьяченко. Полный Ц.С. Словарь М.1993. 2 том С. 626.

[173] См. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-15

[174] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Указанное сочинение С. 150-151

[175] Тропарь 5 песни 1 канона Пятидесятницы.

[176] Экзапостилларий утрени Пятидесятницы.

[177] Проф. Н.Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем

состоянии Варшава, 1928. С. 3—4.

[178] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-15

[179] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[180] Тропарь 6 песни канона Святому Духу.

[181] Эксапостилларий утрени Пятидесятницы.

[182] Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М.1997 С. 147.

[183] См. Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М. 1997. С. 152

[184] Стихира на Господи Воззвах Пятидесятницы

 

[186] Стихира на Господи Воззвах Пятидесятницы

[187] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[188] Седален утрени Пятидесятницы

[189] Стихиры вечера праздника

[190] Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М. 1997. С. 100

[191] Стихира на Господи Воззвах Службы Пятидесятницы.

[192] Указанная стихира.

[193] См. Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916. С. 60.

[194] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[195] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. М.: Правило веры, 2002. С.594-505. Письмо 64 (52).

[196] Стихира на стиховне в среду утрени.

[197] Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 171.

[198] Проф. С.Л.Епифанович. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. С. 45.

[199] Стихиры на Стиховне в Неделю вечера.

[200] Тропарь 8 песни второго Канона Пятидесятницы.

[201] Тропарь 6 песни второго Канона Пятидесятницы

[202] Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 45.

[203] Тропарь на славу 5 песни Канона Святому Духу.

[204] «Вы - письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях но на платяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3).

[205] Лопухин А.П. Толковая Библия. Дар 2006, Т.2 С. 49.

[206] Там же С. 49.

[207] Стихира на Господи Воззвах службы Пятидесятницы.

[208] Тропарь 3 песни 2 канона утрени Пятидесятницы.

[209] Седален по кафизме в четверток Утрени.

[210] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 47.

[211] Стихира на Господи Воззвах вторник Вечера.

[212] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 50.

[213] Стихира на стиховне в Неделю Вечера Пятидесятницы.

[214] “Воля, соизволение, намерение, замысел, совещание, благоразумие, мудрость, произволение, умысел” Г. Дьяченко. Полный Церковно -Славянский словарь т.2. С. 630.

[215] Тропарь 5 песни Канона Святому Духу.

[216] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С 52.

[217] Пятидесятница. Вечерня. Стихира на стиховне.

[218]См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С 55.

[219] Тропарь 1 песни Канона Святому Духу.

[220] Там же “на славу”.

[221] Г. Дьяченко “Полный Церковно-Славянский словарь М.1993, т. 2 С. 623, 757.

[222] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002. С.292.

[223] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002. С.292. .

[224] См. Св. И. Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.2. М., Паломник, 2001. С. 103-111.

[225] Тропарь на славу 6 песни Канона Святому Духу.

[226] Стихира на Господи Воззвах вечерня понедельника Попразднства.

[227] Стихиры на стиховне в Неделю вечера.

[228] Седален по Полиелее

[229] Тропарь третьей песни второго Канона Утрени Пятидесятницы.

[230] Тропарь 7 песни первого Канона Пятидесятницы

[231] Св. И. Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.2. М., Паломник, 2001. С.498.

[232] Тропарь 1 песни. Канон Святому Духу.

[233] Тропарь 3 песни 1 Канона Пятидесятницы.

[234] Тропарь 6 песни 1 Канона Пятидесятницы.

[235]Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002. С. 32.

[236] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 62.

[237] Тропарь 1 песни 2 Канона Пятидесятницы.

[238] Г. Дьяченко. Полный Церковно-Славянский Словарь М.1993, т. 1, С. 343.

[239] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 25.

[240] Тропарь 3 песни Канона Святому Духу.

[241] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002 С. З68

[242] Последний тропарь девятой песни канона Святому Духу.

[243] Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002 С. З72

[244] См. Св. Филарет, митр. Московский. Православный катехизис. М.: Изд-тво Сретенского монастыря. 2004. С.153.

[245] Стихиры на стиховне в среду вечера.

[246] Тропарь 1 песни 2 Канона Пятидесятницы.

[247] См. Г. Дьяченко. Полный Церковно−Славянский словарь. Т.2. Тера. М., 1998. С. 722.

[248] Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 216 (310,41). Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского сост. Игумен Марк (Лозинский). М.- СПб, 1995. С. 419-420.

[249] Тропарь 8 песни Канона Святому Духу.

[250] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. — М., 1999.— С. 21, 23

[251] Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс лекций: в 3-х ч.— М., изд-во ПСТБИ, 1997. — Ч.1-2, С.98.

[252] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. — М., 1999.— 25-26.

[253] Тропарь 4 песни Канона Святому Духу.

[254] См. Г. Дьяченко. Полный Церковно−Славянский словарь. Т.1. Тера. М., 1998. С. 53.

[255] Живов В. М. Указ. соч., статья «Святость».

[256] Тропарь 6 песни Канона Святому Духу.

[257] Арх.Киприан (Керн). Литургика. М., 2002. С.12

[258] Арх.Киприан (Керн). Литургика. М., 2002. С.12.



Введение

День Святой Пятидесятницы является важнейшим событием в истории человечества и одним из главных двунадесятых праздников, по торжеству уступая лишь Святой Пасхе и Рождеству Христову. «И понятно, почему − Настоящий праздник не в честь пр. Богородицы, не в честь даже одного Христа, а в честь всех Трех Лиц пресв. Троицы вместе, в честь единосущной, животворящей, нераздельной Троицы, в честь единого Бога в Троице поклоняемого».[1] В день Пятидесятницы впервые в истории человечества «явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы».[2] На вере в Триединого Бога основывается все христианское вероучение, догмат о Святой Троице объясняет все дело искупление грешного человека.[3] Праздник Пятидесятницы, по выражению церковного песнопения, есть праздник «попразднственный», «конечный»[4]. Он есть завершение всех великих праздников − от Благовещения до Пасхи и Вознесения. Этот праздник «есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа»[5]. Цель настоящей работы — выявить, как учение Церкви о событии Пятидесятницы отражено в гимнографии праздника. Предметом исследования является историко-богословское содержание песнопений. Источники исследования − тексты служб Пятидесятницы и попразднества. Задачи работы: выявить богословские идеи текстов службы, систематизировать и провести их анализ в соответствии со Священным Писанием, Библейской историей, догматическим и нравственным учением Православия. Анализу службы Пятидесятницы посвящены труды таких известных авторов, как проф. Михаил Скабалланович, Матвей Барсов, митрополит Иерофей Влахос и епископ Вениамин Милов. Наиболее подробный анализ праздника Пятидесятницы содержится в книге М. Скабаллановича «Христианские праздники: Пятидесятница». Книга состоит из нескольких разделов. В первых главах М. Скабалланович повествует о значении события Пятидесятницы, о сущности праздника, его отличия от других праздников, разъясняет, чем тайна Троичности Божества отличается от многобожества язычества, рассказывает о сошествии Духа Святаго на Апостолов, разъясняет значение этого события для последующей жизни Церкви, приводит историю развития чинопоследования этого праздника, анализирует некоторые песнопения с точки зрения их богословского и исторического содержания, поясняет значение и смысл выражений в греческом тексте службы Пятидесятницы, приводя с его параллельными переводами на современный русский язык. Матвей Барсов в книге «Деяния святых апостолов. Толкование и руководство к изучению», выделил основные темы гимнографии Пятидесятницы, подобрал к каждой теме цитаты из Нового Завета, из песнопений службы и святых отцов. Однако анализа богословского содержания, комментариев к праздничным песнопениям в указанной работе не содержится.В труде митрополита Иерофея (Влахоса) «Господские праздники» теме Пятидесятницы посвящено 25 страниц. Автор последовательно рассматривает евангельские события, сопутствующие сошествию Духа Святаго на апостолов, а так же уделяет значительное внимание раскрытию догмата о Пресвятой Троице. В своих комментариях автор опирается на творения святых отцов и смысл богослужебных песнопений. Особенности некоторых богослужебных текстов службы праздника Пятидесятницы рассматривает епископ Вениамин Милов в своем сочинении «Чтения по литургическому богословию», раздел «Учение о Боге Троичном в Лицах», который занимает 10 страниц. Епископ Вениамин в своем труде попытался объяснить, как учение о Пресвятой Троице описано в различных Богослужебных книгах и в числе прочих материалов использовал несколько песнопений Пятидесятницы. Новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем сделана попытка систематизации всех богословских идей праздничной гимнографии. В работе не только проводится анализ догматических и нравственных идей гимнографии, но и разбирается содержание праздничных песнопений в сопоставлении со Священным Писанием. Актуальность работы обусловлена тем, что в последнее время все возрастающее количество людей, находя свой оплот и чаяния в Православной Церкви, не имеют источников, обобщающих, в доступной форме благодатный молитвенный опыт отцов Церкви и затрудняются в понимании смысла праздничных песнопений.

Служба Пятидесятницы составлена известными византийскими песнотворцами – Романом Сладкопевцем, Косьмой Маюмским, Федором Начертанным, Иоанном Дамаскиным (Иоанном Арклийским) и византийским императором Львом VI Мудрым. Некоторые песнопения Пятидесятницы написаны на основании проповедей свт. Григория Богослова.

Св. Косьма, епископ Маиумский (†760), друг преп. Иоанна Дамаскина и его соученик, составил каноны почти на все двунадесятые праздники, каноны Страстной седмицы, песнь «Честнейшую херувим», принимал участие в составлении песнопений Октоиха. Монахиня Игнатия в книге «Церковные песнотворцы» пишет, что Косьма Маиумский по существу является систематизатором христианских догматов. Догматические истины открывались преподобному Косьме из личного молитвенного опыта живого общения с Пресвятой Троицей: «Его тревожат судьбы мира, лежащего во зле; он видит немощь человеческую и поэтому особенно отчетливо понимает, что дало людям пришествие Христово».[6] Однако таинство Святой Троицы св. Косьма освещает нечасто. Этой темы он касается преимущественно в канонах тех праздников, которые посвящены прославлению Святой Троицы канонах Богоявления, Преображения и Пятидесятницы. «Особой высоты и сосредоточенности достигает воспевание Святой Троицы Бога в каноне на Пятидесятницу». Причем именно в тех песнях, где прославление Святой Троицы достигает своей вершины, а именно (3-й, 6-й и 9-й), имеется всего по одному тропарю, поскольку «великое таинство нашей веры должно быть изложено, по мысли преподобного песнописца, предельно кратко и отчетливо»[7]. Монахиня Игнатия подчеркивает, что уставное требование многократного повторения тропарей праздничных канонов позволяет кратким и точным словам этого единственного тропаря особенно сильно воздействовать на душу молящегося. В каноне на Пятидесятницу св. Косьма излагает догматическое учение Церкви о Святой Троице и описывает Ее животворящее действие в мире, «обильно приобщающее всякую плоть ведения непостижимых тайн нашей веры»[8]. Второй канон праздника озаглавлен «Творение Кир Иоанна Арклийского». Считается, что это псевдоним преподобного Иоанна Дамаскина. М. Скабалланович в «Толковом Типиконе» и монахиня Игнатия в «Церковных песнотворцах» упоминают канон Пятидесятницы как творение преподобного Иоанна Дамаскина. Канон имеет называние «Божественным покровен». Святой песнописец изрекает слова Господа к ученикам, полные утешения и обещания не разлучаться с ними, пребывая постоянно в виде благодати своей Третьей Ипостаси: «…разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем вышнем престоле соседя, излию Духа, возсияти желающим благодать независтную».[9]

Св. Феофан Начертанный († 843 г.), исповедник, митрополит Никейский. Ему принадлежит свыше 100 канонов, в частности канон на Преполовение Пятидесятницы, канон в честь Св. Духа в понедельник, на второй день праздника Пятидесятницы. В последнем каноне св. Феофан описывает обстоятельства сошествия Духа Святаго на апостолов в Сионской горнице, а также в поэтической форме раскрывает православное догматическое учение о Святом Духе. Автор использует яркие образы Третьего Лица Святой Троицы: «Ты бо река Божества, из Отца Сыном Происходящий»[10], «благости пучина»[11], «Господь животворящ есть Дух, самодвижим, самовластен, разделяя якоже хощет даров раздаяния, самовладычен, самоповелителен, безначален…»[12] и др. В каноне есть и тексты нравственного содержания, говорящие об обновляющем действии Святого Духа: «светом Твоим Боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала»,[13] «причастники Твоея содевая святости, и Света Невечернего, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния»[14] и др.

Роман Сладкопевец († 556 г.), которому приписывается авторство около 1000 кондаков, известен как творец кондака праздника Пятидесятницы.

Перу Имп. Льва VI, Мудрого ( 916), автора евангельских стихир[15] принадлежит известная стихира на «Господи воззвах» службы Пятидесятницы «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», которая представляет собой как бы расширенный текст Трисвятого.

Свт. Григорий Богослов († 390). Крупнейший учитель «Золотого века патристики», мистик и духовидец, истинный мастер поэтического слова, который и в своей поэзии был прежде всего философом — богословом.[16] Церковные песнотворцы часто обращались к трудам св. Григория, наибольшее значение для гимнографии имели проповеди святителя. Некоторые песнопения есть прямые или слегка измененные цитаты из его слов на праздники и духовных гимнов. Так, в гимнографии Пятидесятницы используются строки из Слова св. Григория на этот праздник[17]: «Мы празднуем Пятидесятницу — пришествие Духа, совершение обетования, исполнение надежды!», которые легли в основу первой стихиры на «Господи воззвах». В том же слове выражение: «Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет, животворящий...», стало второй стихирой на хвалитех службы Пятидесятницы.

Для комментариев к идеям гимнографов в настоящей работе используются сочинения святых отцов и современных богословов. Это «Слово IV На Пятидесятницу» Григория Богослова, «Слово 1 на Пятидесятницу» св. Лева Великого, «О Фаворском Свете» свт. Григория Паламы, «Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина, «Аcкетические опыты» свт. Игнатия Брянчанинова, «Начертание христианского нравоучения» свт. Феофана Затворника, толкования Новый Завет блаж. Феофилакта Болгарского, труды по догматическому богословию митр. Макария Булгакова, свящ. О. Давыденкова, архимандритов Алипия и Исаии; «Господские праздники» митр. Иерофея Влахоса и др.

Перевод богослужебных текстов приводится по сочинению М. Скабаллановича «Христианские праздники. Пятидесятница» и Полному церковно-славянскому словарю Г. Дьяченко.

Работа состоит из Введения и трех основных глав. Оканчивается работа заключением, после которого указываются источники и литература.

Глава первая, библейско-историческая носит название: “Священное писание в гимнографии Пятидесятницы”, состоит из двух подглав: “Ветхозаветные пророчества и прообразы” и “Новозаветные события в гимнографии”.

Вторая глава, догматического характера, называется: “Новозаветные события Пятидесятницы”, состоит из трех подглав: “О Боге в Едином Существе”,” О Боге, троичном в лицах”, “О Боге и Его отношении к миру и человеку”.

Глава третья повествует о нравственном изменении человека и носит название: “Нравственное перерождение человека Святым Духом”. Имеет две подглавы:” Обновление апостолов в день Пятидесятницы” и “Благодатное действие Святаго Духа на людей”.

 



Священное Писание в гимнографии Пятидесятницы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.432 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь