Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Благодатное действие Святаго Духа на всех людей



 

В гимнографии праздника последовательно описывается следствия благодатного воздействия Духа Святаго на обычных людей. Иногда гимнографы одновременно говорят о многообразности этого действия: «О Душе Премудрости и страха Божия, истины, совета[214] и разума, мир подавай»[215], иногда о каждом действии отдельно.

Например, говорится о необходимости очищения человека, которое совершается Духом Святым. В праздник Пятидесятницы, мы молимся, чтобы с нами произошло то же чудесное перерождение, как в случае с апостолами.

Святой Василий Великий, анализируя события Пятидесятницы как путь человека к Богопознанию, говорит, что с принятием даров Святого Духа, прежде всего мы обращаемся к Подателю, то есть к Святому Духу. «Затем мы постигаем посылающего, то есть Сына, и лишь только потом наше мышление возводится к источнику и причине всех благ, которыми является Отец»[216].

Эта мысли прослеживается в стихире Пятидесятницы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде cый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».[217] Здесь отражен порядок восхождения человека к Богопознанию. Святым духом сердце человека очищается, познает Христа и затем возводят к Отцу.[218] Дух Святый очищает от скверны и нечиcтоты, вселяясь во всех нас, соделовая нас Своим Храмом.

Говоря об очищении человека действием Духа Святаго, гимнографы Пятидесятницы значительное место в этом процессе уделяют очищению ума: «моего смысла яко Благ скверну исчистив, святости Твоея покажи исполнена»,[219] «Ум мой умерщвленный оживотворив, Твоим действом».[220]

Для того, чтобы стал понятнее смысл тропарей, находим в словаре, толкование слова «смысл». «Смысленно» толкуется − «со смыслом», т.е. разумно, значит, «смысл» - это разум.[221] Разум (ум) в православной антропологии – это наивысшая познавательная способность человека, которая действует на уровне духа (на уровне души познавательная сила проявляется в деятельности рассудка). «Предмет познаний разума, пишет свт. Феофан Затворник, − есть верховное Существо — Бог, с бесконечными Своими совершенствами, и Божественный вечный порядок вещей… Все это предметы сокровенные, таинственные, и разум в истинном своем виде есть созерцатель таинств Божества, духа и мира вещественного»[222].

Гимнографы называют ум человека «умерщвленным». Умерщвление ума человека произошло в результате грехопадения. Ум потерял способность понимать вещи духовные, потерял истинную мудрость: «не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети…» (1Кор 2, 14).

Православная аскетика большое значение придает контролю за направлением движения ума. Ведь если ум, обратившись к вещественным предметам, устремится к ним и будет осквернен этими помышлениями, то он заболеет и в дальнейшем заразит своей болезнью все силы души. «Именно ум овладевает душою и, пострадав первым, в дальнейшем оскверняет ее и увлекает за собою целиком: «...душа уклоняется к той вещи, к которой по какой-либо человеческой страсти приобретет склонность ум» (Св. Никита Стифат. Φιλοκαλία T.Γ'. Σ330, ιζ')».[223]

Ум поражен грехом, лишен силы действовать самовластно. Влияние греха постоянно отвлекает ум от Бога, вечности. Ум насилуется развлечением, забывает грехи свои, начинает находить в себе достоинства, теряет память смертную, способность к молитве. Ум увлекает за собой душу, душа плодит в уме нелепые помыслы. Отравленная ядом самообольщения вечной смерти, ввергнутым в нее грехом, душа, вместилище страстей, ищет отрады и не находит ее. Ум и душа составляя единое духовное существо, в то же время рассечены надвое и действуют противоположно.[224] Так характеризует свт. Игнатий состояние падения, в котором пребывает ум и душа человека. Очистившись, человек начинает явственно видеть тление, мерзость, греховную поврежденность, становится способным воспевать Божество, видеть во всем промысел Божий.

Дух Святой очищает ум и человек исполняется святости, становится сосудом Святаго Духа. После ощищения человека Духом Святым, он становится достойным осияния Божественной благодатью и способен отражать свет нетварный, как заркало, отражающее свет солнечный. Смысл этого гимнографы передают в тропаре канона Святому Духу: «Спаси Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое, и очисти от всякия скверны, яко благоутробен, и покажи достойны Твоего осияния, и светом Твоим Боговиднейшим сотвори я нескверна зерцала…».[225]

Итогом очищения становиться возможным истинное Богообщение. «Предобещание Исполнивый, Твоего Утешителяяко во огненных языцех Послал еси миру, всех грехи Божественным огнем слияти, и дати нам еже к нему общение истинное, верно благословящим Его».[226]

Вера, по мысли гимнографов, рождается в сердце человека, когда оно просвещается действием Святого Духа:. «прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную», «темже сердцы умно просвещаеми, в вере утвердившеся Святым Духом».[227] В последней цитате говориться о том, что Святой Дух умно просвещает cердце. Возможно гимнограф имеет в виду положение Православной антропологии о том, что источником мысли человека является сердце: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19).

Одним из благодатных действий Духа Святаго, по мнению гимнографов Пятидесятницы, является просвещение, открытие людям ранее недоступных знаний. В службе говорится о просвещении Духом Святым не только апостолов, но всего мира, бесчисленного множества людей. «Свет прииде Утешителя и мир просвети»[228], «от глубокия нощи изимающая люди безчисленны, блистанием Духа».[229]

В гимнографии речь идет о том, что Благодать Духа Святаго открывает ведение тайны Пресвятой Троицы: «Духа действо, имже Троица познавается».[230]

В догматах, – пишет свт. Игнатий, – Богословие, преподанное Самим Богом…. Когда ум, еще не очищенный покаянием, еще блуждающий в области и мраке падения, еще не просвещенный и не водимый Духом Святым, дерзнет сам собою, собственными болезненными силами, из мрака гордыни, рассуждать о Боге: тогда он непременно впадет в заблуждение… О Боге мы можем знать только то, что Он по великому милосердию открыл нам»[231]. В песнопениях Пятидесятницы не раз говорится о том, что именно благодать Святого Духа дает правильное знание о Боге. «Божественный Душе Святый… вдохни ми светоносное Твое дарование, яко да славлю тя Отцу и Сыну совокупляемо».[232] «Божественного Духа нашедшая Сила, ведением Троицы вразумляющи верныя»,[233] «Исполнишася всяческая Твоего ведения Господи».[234] «Преподобный Петр Дамаскин ссылается на высказывание Василия Великого, что Бог, найдя сердце человека чистым от мирских дел и занятий, «пишет Свои догматы, как на чистой скрижали» (Св. Петр Дамаскин. Φιλοκαλία T.Г'. Σ68, Στ. 29-33). Таким образом, можно говорить о «догматическом сознании» человека, чье сердце достаточно очищено. Человек на собственном опыте познает церковные догматы, поскольку Бог живет в его сердце.[235]

По словам В. Лосского, тайна Пресвятой Троицы, открытая Церкви, «есть не только основа, но и высшая цель богословия, ибо, по мысли Евагрия Понтийского, которую разовьет впоследствии святой Максим Исповедник, познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — это значит войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа, то есть войти и в Божественную жизнь: в саму жизнь Пресвятой Троицы».[236]

В каноне праздника говорится: «Излию Духа, возсияти желающим благодать независтную».[237] «Независтный» с церковно-славянского языка переводится как «обильный», «независтность» – это целость, полнота неповрежденность, безукоризненость (Тит 2,7).[238] То есть, на человеческий род благодать изливается обильно, во всей полноте и целосности. Но изливается она так только желающим возсияти, то есть, желающих преображения, обожения своего естества благодатью Святого Духа. На них она изливает обильно, их она просвещает и открывает им ранее недоступные знания посредством восстановления целостности и неповрежденности природы, восстанавливает полноту Богообщения.

Здесь прослеживается мысль о том, что Святой Дух действует во всем создании и во всех людях без исключения, однако каждый человек участвует в Его энергиях в соответствии со своей способностью принимать. Митр. Иерофей Влахос ссылается на слова св. Максима Исповедника о том, что любой дар приобретается святыми не по своей природной силе, а по силе Божией. Святой Дух не подает мудрости не имущим разума, способного вмещать в себя эту мудрость; не подает познания, если нет силы разума; не подает веры, если нет извещения разума о будущем; не дает дар исцелений без естественного человеколюбия. Это означает, что святые принимают дар богословия, дар познания и дар исцеления лишь в том случае, если в них существует, по слову митрополита Иерофея Влахоса, «принимающий орган», способный принять и вместить этот дар. Это происходит не только с дарами богословия, но со всеми остальными дарами, которые даются от Бога в соответствии с духовным состоянием каждого человека.[239]

В гимнографии праздника есть слова о том, что Святой дух учит людей непрестанно молиться. «Дух Святый непрестанно учит вопити: Свят еси Господи».[240] Здесь можно сказать, что человеку в падшем состоянии дар молитвы не дается без труда, этот дар нужно стяжать постоянным понуждением себя к молитве. Человек может вычитывать тексты из молитвослова, при определенном навыке можно даже заставить себя вычитывать их с сердечным чувством. Но далее, по мере очищения ума, открывается действие Пресвятого Духа. По учению Церкви дар непрестанной молитвы есть дар Святаго Духа. «Признаком действия в человеке Святого Духа и присутствия в нем этого дара является разумная молитва»[241]. О факте принятия этого дара в день Пятидесятницы как раз и говориться в стихире Пятидесятницы.

Без благодатной силы Духа Святаго, по мнению гимнографов, человек не в силах справиться с искушениями. «Спаси от искушения Утешителю, Бога мудрствующая тя, и славословящия Твое причистое бытие».[242] В этой стихире гимнографы обращаются к Единому Богу, через Его третью ипостась Утешителя, Божество Которой открылось ученикам Спасителя в Пятидесятницу. «В день Пятидесятницы апостолы осознали истину, что Святой Дух является отдельной Ипостасью, а не просто божественной энергией».[243] Понятно, что это относится не только к апостолам, но и ко всем людям. Мы просим Святого Духа избавить от искушений по аналогии с прошением молитвы «Отче наш», понимая, что Дух Святый действует на завершающем этапе Богопознания, как Божество, равное Сыну, Который научил нас молитве «Отче Наш»(Мф 6, 7− 13). Как известно, в молитве Господней под наименованием искушения следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая вероятность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Спасение от искушений подразумевает просьбу о том, чтобы Господь не допустил нас до искушений, а если это искушение необходимо нам для спасения, то чтобы Он не оставил нас совершенно в искушении и не попустил падения. [244]

Благодатная сила Святаго Духа, по выражению гимнографов подает мир и всему миру: «несказанный Утешителю, мир мирови Твоему даруй»,[245] и каждому человеку: «тихообразно совершает сердце».[246] Скабалланович выражение «тихообразно совершает сердце» переводит как «умиротворяет сердце» , в церковнославянском словаре слово «тихообразно» переводится «спокойно, кротко»[247], «совершаю» - усовершаю, привожу в порядок. Гимнограф, видимо, имеет в виду мир, который превыше всякого ума, о котором писал Апостол: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:7) Мир, который есть состояние радости и безмятежности, насыщающее сердце каждого очистившегося от греха человека, тихой радостию. «Могуществен мир, истекающий от действия Святаго Духа. … От лица его бежат страсти; от действия его ум и сердце переселяются на небо. Человек примиряется всему в Боге…. Мир Христов… выводит христианина из-под власти плоти и крови… уничтожает насильственное влияние демонов на душу и тело, вводит в христианина свойства Христовы, кротость, смирение, благость. Душа, ощутив эти свойства, начинает вкушать чудный покой – залог и начало вечнаго покоя праведных в селениях вечнаго блаженства».[248]

Итогом или вершиной дарованией СвятагоДуха в гимнографии праздника Пятидесятницы является святость. «Святый Душе происходяй от Бога, Святость всем подаждь в тя верующим: Свят бо, и подателен человеком Святости, Ты еси».[249]

Слово «святость» в Ветхом Завете связано с семитским корнем «кодеш» — «выделить, очистить», «объявить чем-то неприкосновенным»[250]. Для библейского образа мыслей характерно приписывать свойства святости и всему, что так или иначе причастно Богу[251]. Так, Израиль, избранный, выделенный среди других народов и очищенный, должен быть свят, то есть, обособлен от других народов и посвящен Богу. Устанавливая ветхозаветный культ, Бог выделил и освятил для Себя место (землю, храм), определенные группы людей (священники, левиты, назареи, пророки), предметы (приношения, одежды), время (субботы, юбилейные годы, праздники). [252]

В Новом Завете понятие святости меняется. «Боготворя, яко освящая»,[253] - говорится о действии Святого Духа. «Боготворитися» значит «делаться причастным Божеству»[254]. Для человека теперь открывается возможность восстановления его поврежденной грехом природы, преображения ее под действием благодати, обо́жения. «Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми»[255]. Обожение совершается действием Святого Духа, Который делает человека причастником Своей Святости: «причастники Твоея содевая Святости и Света невечерняго, и Божественныя жизни».[256]

Выводы третьей главы

В гимнографии праздника последовательно описывается многообразность следствия благодатного воздействия Духа Святаго на апостолов в день Пятидесятницы и обычных людей. Определяется, что это действие различно. Разница в том, что апостолы получили благодатные дары Духа Святого сразу и во всей полноте, обычным же людям предстоит трудный путь по «стяжанию благодати», путем аскетического подвига в повседневной жизни. В песнопениях прямо говориться о необходимости очищения человека, для принятия этих даров, которое совершается Духом Святым. В праздник Пятидесятницы, мы молимся, чтобы с нами произошло то же чудесное перерождение, как в случае с апостолами.

В текстах Пятидесятницы значительное место в этом процессе уделяют очищению ума. Гимнографы называют ум человека «умерщвленным». Умерщвление ума человека произошло в результате грехопадения. Ум потерял способность понимать вещи духовные, потерял истинную мудрость.

Дух Святой очищает ум и человек исполняется святости, становится сосудом Святаго Духа. После ощищения человека Духом Святым, он становится достойным осияния Божественной благодатью и способен отражать свет нетварный, как заркало, отражающее свет солнечный.

Итогом очищения становиться возможным истинное Богообщение. Одним из благодатных действий Духа Святаго, по мнению гимнографов Пятидесятницы, является просвещение, открытие людям ранее недоступных знаний. В службе говорится о просвещении Духом Святым не только апостолов, но всего мира, бесчисленного множества людей.

Прослеживается мысль о том, что Святой Дух действует во всем тварном мире и во всех людях без исключения, однако каждый человек участвует в Его энергиях в соответствии со своей способностью принимать эту Божественную помощь.

В гимнографии праздника есть слова о том, что Святой дух учит людей непрестанно молиться. Без благодатной силы Духа Святаго, по мнению гимнографов, человек не в силах справиться с искушениями. Сила Святаго Духа, по выражению гимнографов подает мир и всему миру. Итогом или вершиной дарованией СвятагоДуха является святость.



Заключение

 

Данная работа была написана с целью исследования и систематизации историко-богословского содержания текстов службы праздника Пятидесятницы. Были проанализированы тексты служб Пятидесятницы и попраздненства. Для удобства исследования работа была разделена на три основные части: разбор песнопений с библейской тематикой, обзор представленного в гимнографии догматического учения Церкви, изложение нравственного содержания праздничных текстов. В результате проделанной работы выявлено, что новозаветное повествование о событии Пятидесятницы отражено с достаточной полнотой, упоминаются и осмысляются не только повествование о Сошествии Святого Духа из книги Деяний, но и обетования Спасителя об этом из Прощальной беседы. Гимнографы иногда дословно повторяют тексты Священного Писания Нового Завета, иногда приводят их в поэтической обработке или с привнесением в них догматического смысла.В Гимнографии постоянно подчеркивается мысль о том, что действие Святого Духа в мире началось не в день Пятидесятницы, а гораздо раньше, а также то, что в обоих Заветах действует Один и Тот же Дух. Встречаются многократные упоминания о том, что Пятидесятница явилась исполнением пророчеств, но из конкретных текстов ветхозаветных пророков упомянуто только пророчество Иоиля (Иол. 2, 23-32). Упомянуты прообразы Пятидесятницы: дарование Синайского законодательства, вавилонское столпотворение и смешение языков, вознесение порока Илии на огненной колеснице. Тексты праздничной службы, несмотря на обилие в них догматических положений, не отражают полного курса православного догматического Богословия. В песнопениях особо выделены две темы. Первая – это догматическое учение Церкви о Святом Духе: подтверждается Его Божество и личностное начало, описывается промыслительное действие Святого Духа, основание Церкви и священной иерархии, на котором Святой Дух усвояет человечеству спасительные плоды Искупления. Вторая тема – это учение о Боге, Троичном в Лицах. Имеются указания на догмат о Святой Троице, на Единосущие Лиц Святой Троицы и их равночестность, упоминанаются ипостасные свойствах Лиц Святой Троицы. В песнопениях имеются отдельные указания на апофатические и катафатические свойства Божии, некоторые положения учения о Богопознании и действии Святой Троицы в мире. Из апофатических свойств в песнопениях праздниках упоминается свойство вечности.

Гимнографы говорят и о некоторых катафатических свойствах. Эти свойства обусловлены тем, что Бог есть духовно разумное Существо, или Личность. В песнопениях говориться о Свете и Святости.

Тема Богопознания в гимнографии раскрывается утверждением, что Отец познается через Сына. А Святой Дух напоминает и окончательно уясняет то, что было открыто Христом Своим ученикам. Здесь гимнографы используют образ печати, которая прикладывается к душам апостолов и запечатывает слова, которые произнес им Cпаситель. Духовно-нравственная тематика представлена в гимнографии в двух аспектах: преображение Апостолов и действие Святого Духа на всех остальных людей. По объяснению гимнографов, апостолы получили благодатные дары Духа Святого сразу и во всей полноте, им сразу открылось то, что другими достигается длительным подвигом. Больше всего внимания песнотворцы уделяют преображению ума апостолов, что дало им возможность понять и усвоить непостижимый для человеческого ума догмат о Святой Троице. Остальным людям предстоит тяжелый путь для стяжания благодати. Значительное место в этом процессе песнотворцы уделяют очищению ума, в результате которого становиться возможным Богообщение. Гимнографы подчеркивают, что, хотя Святой Дух действует во всем тварном мире без исключения, однако каждый участвует в Его энергиях в соответствии со своей способностью принимать эту Божественную помощь. Это открывает путь к святости.

В настоящее время существует мало богословских работ, посвященных данной теме. Потребность же в таких исследованиях велика “На вопрос отцу Иоанну, откуда у него такая вера, он ответил: “От частого служения литургии и вседневного чтения Миней”, не Четьих-Миней, а богослужебных книг, служб нашим святым и нашим праздникам. Вот откуда такая вера!”.[257]

Значение проделанной работы обоснована важностью свидетельства литургического богословия для догматического учения Церкви. Cистематизация богословских, исторических и нравственных идей праздника Пятидесятницы имеет цель сакраментальную «быть» проводником благодати в мир к людям, ибо Триединый Бог трудами песнотворцев открывает себя умно-сердечному устремлению к нему верующей души. «И мы верим и надеемся, что сумеем познать и понять красоту наших богослужебных песнопений и что наши старинные и непонятные, на первый взгляд, книги станут нам ближе, станут источниками познания подлинного бытия о Господе и любви к Православию и нашему церковному искусству».[258]

Аминь.

 


Источники и литература

 

Основной источник

1.Пентикостерион [Триодь Цветная]. М.: Правило веры, 2003.

Вспомогательные источники

1. Григорий Богослов. Собрание творений: В 2 т. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. Т.1.

2. Григорий Палама, свт. О Фаворском свете. М. 2001.

3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т.2. М.: Паломник, 2001.

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем святителя Игнатия, епископа. Кавказского / Сост. Игумен Марк (Лозинский). М.; СПБ, 1995.

5. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2002.

6. Лев Великий, папа Римский, св. Слово 1 на Пятидесятницу. М, 1999.

7. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002.

8. Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Апостол. В 3 кн. 2-е изд., испр. М., 2004.

9. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Св. Евангелие: В 4 кн. 2-е изд., испр. М., 2004.

10. Филарет (Дроздов), митр. Московский. Православный катехезис. М.: Изд-тво Сретенского монастыря, 2004.

11. Филарет (Дроздов), свт. Пространный катехезис. М., 2005.

Литература

1. Авдеенко Е.А. Чтения по Книге Бытия. [Б.м.]: РМГ Рекордз, 2005.

2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

3. Алымов В. Лекции по исторической литургике [Электронный ресурс] // Православие и современность. Информационно-аналитический порталСаратовской епархии Русской Православной Церкви [Web-сайт]. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html (20.03.2007).

4. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980.

5. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928.

6. Давыденков О., свящ. Догматическое Богословие: Курс лекций. М.: ПСТГУ, 2005. Дьяченко Г., свящ. Полный Церковно-Славянский Словарь: в 2х т. M., 1993.

7. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915.

8. Игнатия (Пузик), мон. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.

9. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002.

10. Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002.

11. Макарий (Булгаков), митр. Православно-Догматическое Богословие. СПб. 1868.

12. Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004.

13. Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. М., 1999.

14. Матвей Барсов. Деяния святых апостолов. Толкование и руководство к изучению. М.: Лепта- Пресс, 2002.

Размещено на Allbest.ru

 


[1] Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916.,С. 38.

[2] Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике М.2002, С 306.

[3]Иоанн (Маслов), архим. Указ. соч., С. 306.

[4] Пятидесятница, седален по 1-й кафизме.

[5] Иоанн (Маслов), архим. Указ. соч. С. 306-307.

[6] Монахиня Игнатия “Церковные песнотворцы” - М.: С. 94-95.

[7] Монахиня Игнатия, указанный труд, С. 35.

[8] Там же, С. 35.

[9] Тропарь 1 песни Канона Пятидесятницы.

[10] Тропарь 6 песни канона Святому Духу.

[11] Тропарь 8 песни канона Пятидесятнице

[12] Тропарь 7 песни канона Святому Духу.

[13] Тропарь 6 песни канона Святому Духа

[14] Тропарь 6 песни канона Пятидесятнице

[15] См. М. Скабалланович. “Толковый Типикон” М.2004, С. 413.

[16] Восточные отцы IV века», М., 1992 г., С. 97

[17] См. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[18] Стихиры на “Господи Воззвах” Великой Вечерни Пятидесятницы

[19] Тропарь 1 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы

[20] Подобен четверток Утрени Пятидесятницы

[21] Подобен четверток утрени Пятидесятницы

[22] Тропарь 7 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы

[23] Тропарь 6 песни 1 Канона утрени Пятидесятницы

[24] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С.552.

[25] Седален по 1 кафизме. Утреня Пятидесятницы.

[26] Пятидесятница. Великая Вечерня. Стихира на Господи воззвах.

[27] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[28] Тропарь 4 песни 2 Канона Утрени Пятидесятницы.

[29] Тропарь 4 песни Канона Святому Духу.

[30] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[31] Тропарь 4 песни Канона Святому Духу в Неделю на повечерии

[32] Тропарь пятой песни канона Святому Духу

[33] Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, С. 697-710.

[34] Ирмос 1 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы.

[35] Ирмос 5 песни 2 Канона Утрени Пятидесятницы

[36] Стихиры на стиховне в четверток вечера Пятидесятницы.

[37] Стихиры на стиховне в четверток вечера Пятидесятницы.

[38] Cм. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002, С. 104.

[39] Св. Лев Великий. Слово 1 на Пятидесятницу. М., 1999

[40] Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916, С. 45

[41] Тропарь 8 песни 1 Канона Утрени Пятидесятницы.

[42] Седален по кафизме в четверток утрени.

[43] См. Е.А. Авдеенко. Чтения по Книге Бытия. РМГ Рекордз, 2005.

[44] См. Е.А. Авдеенко- указанный труд.

[45] Кондак Пятидесятницы

[46] Тропарь 3 песни 1 канона Пятидесятницы.

[47] Стихиры на стиховне службы Пятидесятницы

[48] См. Е.А. Авдеенко. Чтения по Книге Бытия. РМГ Рекордз, 2005.

[49] Цит. по: Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916., С. 57

[50] Тропарь 8 песни канона утрени службы Пятидесятницы.

[51] Тропарь 1 песни канона службы Пятидесятницы.

[52] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[53] Тропарь 1 песни Канона Пятидесятницы.

[54] Ирмос 2 песни канона утрени Пятидесятницы

[55] Толкование блж. Феофилакта Болгарского на Св. Евангелие В 4 Кн.− 2-е изд., испр. − М.:2004 С. 377.

[56] Тропарь 5 песня 1 канона утрени Пятидесятницы.

[57] Эксапостиллярий Пятидесятницы.

[58] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[59] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[60] Тропарь 4 песни канона Святому Духу.

[61] Cтихира на стиховне Пятидесятницы.

[62] Тропарь 1 песни 2 канона Пятидесятницы.

[63] Стихира на Господи Воззвах в понедельник

[64] Толкование блж. Феофилакта Болгарского на Апостол. В 3 Кн.− 2-е изд., испр. − М.:2004 С.. 29.

[65] Стихиры на хвалитех службы Пятидесятницы.

[66] Стихиры на стиховне пятницы вечера Попразднства.

[67] Cтихиры на стиховне в понедельник вечера.

[68] Cтихиры на Господи Воззвах вторник Попразднства.

[69] Св. Григорий Палама. О Фаворском свете. М., 2001.

[70] Тропари 4 песни 2 канона Пятидесятницы. 

[71] Толкование блж. Феофилакта Болгарского на Апостол. В 3 Кн.− 2-е изд., испр. − М.:2004 С. 42

[72] Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002 с. 55.

[73] Стихиры на Литии Пятидесятницы.

[74] Стихиры на стиховне службы Пятидесятницы.

[75] Стихиры на Господи Воззвах Пятидесятницы

[76] Тропарь 4 песни Канона Пятидесятницы.

[77] Григорий Богослов. Слово на Пятидесятницу. Творения: в 2т. Т.1. – М., 2000, С.155.

[78]Алымов В. Лекции по исторической литургике. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html

[79] М. Скабалланович. Толковый Типикон. М, 2004,С С. 34-41.

[80]Алымов В. Лекции по исторической литургике. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html

[81] М. Скабалланович. Толковый Типикон. М, 2004, С. 753

[82] М. Скабалланович. Толковый Типикон» М, 2004, С. 34

[83] Алымов В. Лекции по исторической литургике. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html

[84] Тропари 7 песни 2 канона Пятидесятницы

[85] Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002 С. 55.

[86] Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002 С. 56.

[87] Тропарь 7 песни 1 канона Пятидесятницы

[88] Cедален по 1 стихословию утрени Пятидесятницы.

[89] См. (Деян. 1, 8).  

[90] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[91] Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005 С. 76

[92]Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000 С. 94.

[93] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[94] Г. Дьяченко. Полный Церковно − Славянский словарь, Т.1 С. 35.

[95] См. Св. Иоанна Дамаскин. Точное изложение Православной веры, М 2002, гл. IV

[96] Экзапостилларий утрени Пятидесятницы.

[97] Тропарь 3 песни 2 канона Пятидесятницы.

[98] Цитата по: Давыденко “Лекции по Догматическому Богословию 1и 2 С. 8

[99] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 С. 107.

[100] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, М 2002 С. 172.

[101] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994 С. 107.

[102] Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005 С.. 107.

[103] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[104] Тропарь 7 песни 2 канона Пятидесятницы.

[105] Тропарь 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[106] «несложный, неделимый на части» см. Г. Дьяченко. ЦСЯ Словарь 1 том, С.. 515.

[107] Стихиры на стиховне вечер попразднства.

[108] Стихира на Господи воззвах Пятидесятницы.

[109] Указанная Стихира.

[110] Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005. С..148

[111] Олег (Давыденков), иерей. Указанное произведение С. 151.

[112] Тропарь 3 песни канона Святому Духу.

[113] Заключительная стихира на Господи Воззвах Великой вечерни.

[114] См. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2002. С. 172.

[115] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-151

[116] Тропарь 7 песни 1 канона Пятидесятницы.

[117] Григорий Дьяченко. Полный Церковно-Славянский Словарь в 2х томах− M., 1993.1 том, С. 515.

[118] Тропарь 7 песни 2 канона Пятидесятницы.

[119] Стихиры на Литии Пятидесятницы.

[120] См. Г. Дьяченко. Полный Церковнославянский Словарь 2 том. 1998.г. С. 639.

[121] Ирмос 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[122] См. Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 850.

[123] Cтихира на Господи Воззвах Великой Вечерни Пятидесятницы.

[124] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[125] Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916. С. 90.

[126] тропарь 4 песни 1 канона Пятидесятницы.

[127] Тропарь 5 песни канона Святому Духу.

[128] Тропарь 8 песни канона Святому Духу.

[129] Стихиры на Хвалитех Неделя Пятидесятницы

[130] Тропарь 1 песни канона Святому Духу.

[131] Тропарь 8 песни канона Святому Духу.

[132] Седален на Утрени Пятидесятницы.

[133] См. Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 571.

[134] См. Григорий Дьяченко. Указанное произведение, с., 571.

[135] Cм. Олег (Давыденков), иерей. Догматическое богословие. М., ПСТГУ, 2005. ч. 1и 2. С. 148.

[136] Стихиры на стиховне вторник попразднства.

[137] Стихиры на стиховне в четверток попразднства

[138] Тропарь 8 песни канона Святому Духу.

[139] Cтихира на Господи Воззвах Великой Вечерней Службы Пятидесятницы.

[140] Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 653.

[141] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[142] Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 636.

[143] Ирмос 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[144] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[145] См. Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.2. С. 168, 534.

[146] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[147] См. Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие. Курс лекций ч. I и II., М., 1997. С. 92-94.

[148]Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С.. 93.

[149] См. Симеон Новый Богослов. Слово 39. Цит. По: Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 206.

[150] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 96-98

[151] См. Макарий Архиепископ Харьковский. Православно - Догматическое Богословие. С-П., 1868 т. 1 С. 126

[152] О. Давыденков. Догматическое Богословие ч. I и II М.1997 С. 101-105.

[153] Тропарь 8 песни 2 канона пятидесятницы.

[154] Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М 1998 т.1. С. 199.

[155] Тропарь 4 песни канона Святому Духу.

[156] См. Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие. Курс лекций ч. I и II., М., 1997. С. 88.

[157] См. Иерей О. Давыденков. Указанное произведение С. 87.

[158] Тропарь 8 песни 2 канона Пятидесятницы.

[159] Стихира на хвалитех утрени Пятидесятницы.

[160] Скабалланович Служба Пятидесятницы С. 105.

[161] Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М. 1997. С.. 88.

[162] Архим. Петр (Л'Юлье). Цит. соч. С. 75.

[163] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С.. 18

[164] Седален утрени вторника Попраздненства

[165] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-151.

[166] Там же 150-151.

[167] Стихиры на Господи Воззвах Великой Вечерни.

[168] Ирмос 4 песни 2 канона Пятидесятницы.

[169] Г. Дьяченко. Полный Ц.С. Словарь М.1993. 1 том С. 34.

[170] Стихиры на Господи Воззвах Великой Вечерни.

[171] Заключительная стихира на господи воззвах, великой вечерни

[172] Г. Дьяченко. Полный Ц.С. Словарь М.1993. 2 том С. 626.

[173] См. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-15

[174] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Указанное сочинение С. 150-151

[175] Тропарь 5 песни 1 канона Пятидесятницы.

[176] Экзапостилларий утрени Пятидесятницы.

[177] Проф. Н.Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем

состоянии Варшава, 1928. С. 3—4.

[178] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 150-15

[179] Стихиры на стиховне в среду попразднства.

[180] Тропарь 6 песни канона Святому Духу.

[181] Эксапостилларий утрени Пятидесятницы.

[182] Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М.1997 С. 147.

[183] См. Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М. 1997. С. 152

[184] Стихира на Господи Воззвах Пятидесятницы

 

[186] Стихира на Господи Воззвах Пятидесятницы

[187] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[188] Седален утрени Пятидесятницы

[189] Стихиры вечера праздника

[190] Иерей О. Давыденков. Догматическое Богословие Курс лекций ч. I и II М. 1997. С. 100

[191] Стихира на Господи Воззвах Службы Пятидесятницы.

[192] Указанная стихира.

[193] См. Скабалланович М. Христианские праздники: Пятидесятница. Киев, 1916. С. 60.

[194] Тропарь 5 песни 2 канона Пятидесятницы.

[195] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. М.: Правило веры, 2002. С.594-505. Письмо 64 (52).

[196] Стихира на стиховне в среду утрени.

[197] Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 171.

[198] Проф. С.Л.Епифанович. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. С. 45.

[199] Стихиры на Стиховне в Неделю вечера.

[200] Тропарь 8 песни второго Канона Пятидесятницы.

[201] Тропарь 6 песни второго Канона Пятидесятницы

[202] Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 45.

[203] Тропарь на славу 5 песни Канона Святому Духу.

[204] «Вы - письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях но на платяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3).

[205] Лопухин А.П. Толковая Библия. Дар 2006, Т.2 С. 49.

[206] Там же С. 49.

[207] Стихира на Господи Воззвах службы Пятидесятницы.

[208] Тропарь 3 песни 2 канона утрени Пятидесятницы.

[209] Седален по кафизме в четверток Утрени.

[210] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 47.

[211] Стихира на Господи Воззвах вторник Вечера.

[212] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 50.

[213] Стихира на стиховне в Неделю Вечера Пятидесятницы.

[214] “Воля, соизволение, намерение, замысел, совещание, благоразумие, мудрость, произволение, умысел” Г. Дьяченко. Полный Церковно -Славянский словарь т.2. С. 630.

[215] Тропарь 5 песни Канона Святому Духу.

[216] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С 52.

[217] Пятидесятница. Вечерня. Стихира на стиховне.

[218]См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С 55.

[219] Тропарь 1 песни Канона Святому Духу.

[220] Там же “на славу”.

[221] Г. Дьяченко “Полный Церковно-Славянский словарь М.1993, т. 2 С. 623, 757.

[222] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002. С.292.

[223] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта, 2002. С.292. .

[224] См. Св. И. Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.2. М., Паломник, 2001. С. 103-111.

[225] Тропарь на славу 6 песни Канона Святому Духу.

[226] Стихира на Господи Воззвах вечерня понедельника Попразднства.

[227] Стихиры на стиховне в Неделю вечера.

[228] Седален по Полиелее

[229] Тропарь третьей песни второго Канона Утрени Пятидесятницы.

[230] Тропарь 7 песни первого Канона Пятидесятницы

[231] Св. И. Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.2. М., Паломник, 2001. С.498.

[232] Тропарь 1 песни. Канон Святому Духу.

[233] Тропарь 3 песни 1 Канона Пятидесятницы.

[234] Тропарь 6 песни 1 Канона Пятидесятницы.

[235]Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь, 2002. С. 32.

[236] Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов). Догматическое богословие, курс лекций. Изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 62.

[237] Тропарь 1 песни 2 Канона Пятидесятницы.

[238] Г. Дьяченко. Полный Церковно-Славянский Словарь М.1993, т. 1, С. 343.

[239] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002. С. 25.

[240] Тропарь 3 песни Канона Святому Духу.

[241] См. Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002 С. З68

[242] Последний тропарь девятой песни канона Святому Духу.

[243] Иерофей Влахос, митр. Пятидесятница. Господские праздники. Симферополь 2002 С. З72

[244] См. Св. Филарет, митр. Московский. Православный катехизис. М.: Изд-тво Сретенского монастыря. 2004. С.153.

[245] Стихиры на стиховне в среду вечера.

[246] Тропарь 1 песни 2 Канона Пятидесятницы.

[247] См. Г. Дьяченко. Полный Церковно−Славянский словарь. Т.2. Тера. М., 1998. С. 722.

[248] Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 216 (310,41). Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского сост. Игумен Марк (Лозинский). М.- СПб, 1995. С. 419-420.

[249] Тропарь 8 песни Канона Святому Духу.

[250] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. — М., 1999.— С. 21, 23

[251] Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс лекций: в 3-х ч.— М., изд-во ПСТБИ, 1997. — Ч.1-2, С.98.

[252] Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси: Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. — М., 1999.— 25-26.

[253] Тропарь 4 песни Канона Святому Духу.

[254] См. Г. Дьяченко. Полный Церковно−Славянский словарь. Т.1. Тера. М., 1998. С. 53.

[255] Живов В. М. Указ. соч., статья «Святость».

[256] Тропарь 6 песни Канона Святому Духу.

[257] Арх.Киприан (Керн). Литургика. М., 2002. С.12

[258] Арх.Киприан (Керн). Литургика. М., 2002. С.12.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.246 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь