Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ветхозаветные пророчества и прообразы



пятидесятница гимнография священный

Ветхозаветные тексты являются основой значительного числа праздничных песнопений. Так, в гимнографии праздника содержатся неоднократные указания на то, что событие Пятидесятницы было исполнением пророчеств. «Во пророцех возвестил еси нам путь спасения…», «так убо проповедаша вси пророцы…»[18], «Законом древле проповеданное и пророки исполнися…бо Духа днесь всем верным благодать излияся»[19]. «Cе пророческая исполняются проречения…яко Бог Утешитель, ныне излияся апостолом богатно…»[20], «Глаголавый во пророцех иногда Утешителю»[21]. Но при этом указаний на конкретные пророчества гимнографы практически не дают. Единственное исключение – это пророчество Иоиля, вторая паремия праздничной великой вечерни: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил.2:28-29, 32). «Божественное учение возгреме видяй видения божественный Иоиль, Богоначальнейшего, имже излию, рек, якоже Слова, Духа моего свозопиющим: естество тривещанное светлое, благословен еси»[22], «От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси»[23].

«Бог обещает Духа в такой полноте, в какой идет дождь на сухую землю. Обещает излить не на отдельные личности − пророков и царей, как было ранее, а на всякого человека, всякую плоть, то вся природа человеческая будет потрясена», поясняет это пророчество свт. Григорий Богослов.[24]

Сошествие Святого Духа на Апостолов неоднократно называется исполнением обещания. «Праздник… сей есть Пятидесятница, обещания исполнение и предложение…»[25], «Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение» [Будем праздновать Пятидесятницу, пришествие Духа предоставление обещанного, исполнение надежды][26]. Здесь имеются в виду, как пророческие обетования, так и обетования, произнесенные самим Спасителем (о которых подробнее будет сказано ниже). «Святой Дух, пишет свт. Григорий, обетован сперва Иоилем, который говорит: и будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, то есть верующую, на сынов ваших и на дочерей, и так далее (Иоил. 2,28; Деян. 2,17), а впоследствии − Иисусом Христом, Который Сам прославляет Духа, и прославляется Духом, так же как прославляет Отца и прославляется Отцом».[27]

Гимнографы говорят о том, что ветхозаветные пророчества произносились действием Святого Духа, что о Его сошествии возвещал ветхозаветный закон: «Во пророцех глаголавый, и законом проповеданный, Бог истинный Утешитель, познавается днесь» [Прежде говоривший через пророков и возвещенный законом открывается сегодня][28], «Глаголати языки пророк будущая научи Дух древле Всесвятый…»[29].

Святой Дух действовал и в Ветхом Завете — в пророках. Посредством Его силы пророки видели бесплотное Слово и пророчествовали о Слове воплощенном, то есть об Иисусе Христе. Известно, что ветхозаветные откровения Бога являлись откровениями Второго Лица Пресвятой Троицы − бесплотного Бога − Слова. «Поскольку же явление Слова не происходит независимо от Святого Духа, то бесплотное Слово являл пророкам именно Святой Дух. Через Него открывалось и свершение грядущих таинств. Святой Дух находил на пророков, и те пророчествовали о будущих благах».[30]

Указания на действие Св. Духа в ветхозаветных пророках гимнографы сопоставляют с Его действием в Новом Завете. Глаголати языки пророк будущая научи Дух древле Всесвятый: языки же премудрых апостол вещает величия Божия во гласе дыхания бурнейша, ныне существеннее спребывай».[31] «Иже древле закон начертавый Моисею, Новаго Завета веления, и закон благодати излагает ясно, во апостольских сердцах написав, Божественный Оутешитель нашед, яко человеколюбец».[32]

О действии Святого Духа на протяжении всей истории тварного мира, и в ветхозаветное, и новозаветное время пишет св. Григорий Богослов в «Слове на Пятидесятницу: «Дух Святой действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах, потом действовал в Отцах и в Пророках, после же этого действовал в учениках Христовых как показывает первое очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа, также после совершения домостроительства дуновение Христово, и наконец нынешнее разделение огненных языков, которое и празднуем. Но первое было не ясно, второе явственнее, а нынешнее совершеннее, ибо не действует уже, как прежде, но существенно присутствует…»[33]. Итак, в Ветхом Завете Святой Дух указывал людям преступление заповедей и открывал им тайну прихода Христа, тогда как в Завете Новом, в Церкви, Он соделывает людей сынами Божиими членами тела Христова − и ведёт их к обожению.

В службах Пятидесятницы упоминается несколько прообразов снисхождения Святаго Духа.

Первый прообраз ¾ дарование Синайского Законодательства. «Божественным покровен медленоязычный мраком, извитийствова богописанный закон: тину бо отряс очесе оумнаго, видит сущаго, и научается Духа разуму, хваля божественными песньми.» [Косноязычный Моисей, скрывшись в божественном мраке, изрек богописанный закон, ибо, стряхнув грязь с умственнаго ока, он видит Сущего и научается знанию Духа, прославляя Бога божественными песнями], [34] «…ныне от Сиона изыде закон, языкоогнеобразная Духа благодать» [ныне изшел от Сиона закон – благодать Духа в виде огненных языков].[35] «Моисей на горе сущаго огнем виде, но и Боговидцем и мудрым апостолом, Дух огнезрачно всходит ныне, аки явственно просвещая, якоже един Бог глаголавый тогда, и ныне в тождестве естества».[36]

Эти слова напоминают нам о том, что Ветхозаветная Пятидесятница является прообразом Новозаветной Пятидесятницы, что и на Синае, и в сионской горнице действовал один и тот же Святой Дух «един Бог глаголавый тогда, и ныне в тождестве естества».[37] В день иудейской Пятидесятницы Моисей принял закон Ветхого Завета, в день же христианской пятидесятницы ученики Христа приняли Святого Духа и на личном опыте пережили закон Нового Завета – закон Божьей благодати. В Ветхом Завете бесплотный Бог преподал закон на горе Синай, в Новом же Завете воскресший и уже воплощенный Господь Иисус Христос послал Святого Духа находившимся в иерусалимской горнице ученикам, и те стали членами Его прославленного Тела. Если в Пятидесятницу Ветхого Завета преподносились начатки от плодов урожая, то в «Пятидесятницу Нового Завета были преподнесены начатки от «разумных плодов» со сбора урожая, произведенного Самим Христом, то есть Богу были преподнесены апостолы».[38]

«Как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе (Исх. 19, 17 и далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый», ¾ пишет св. папа Лев Великий [39]. Эту же мысль находим у блаж. Феофилакта: «В какой день дан закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа. В день Пятидесятницы по еврейскому обычаю приносили новые плоды и разные лица сходились под одно небо в Иерусалим, в тот день начатки от всякого народа собрались ради благочестия.»[40]

В гимнографии есть указания и на то, что между откровением Бога на Синае и Божиим откровением в Иерусалимской горнице существует огромная разница. Гора Синай «вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх. 19, 18). К тому же, была дана заповедь под страхом смерти никому не приближаться к горе: «Всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти» (Исх. 19, 12).

По-другому все происходит в день сошествия Святого Духа в Сионской горнице. Гимнографы говорят о том, что страха теперь быть не должно: «Яко на некасаемую превосходящее гору, не боящеся огня страшаща, придите и станем на горе Сионской, во граде Живаго Бога» [Как вступающие на неосязаемую гору, не боясь устрашающего огня, придите станем на горе Сионской в городе живого Бога…][41], что ученики исполнились радостью и преобразились, из боязливых людей превратились в неустрашимых исповедников «дерзновение прияша прежде боящиеся»[42].

Еще один прообраз Пятидесятницы ¾ это смешение языков во время строительства Вавилонской башни. «И сошел Господь посмотреть город и башню…вот, один народ, и один у всех язык…и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11, 5:7). Гимнографы напоминают нам о причинах, «побудивших» Господа Бога произвести смешение языков. Строители объединились во зле, в гордости, решили превознестись до небес, они стали единодушными носителями богоборческих идей, строителями нового общества, новой цивилизации без Бога. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя…» (Быт 11, 4).

Cмешение языков, в результате которого произошло множество народов, был и наказанием, так как Господь лишил их первичной речи, и милостью, потому что в результате рассеяния произошло разобщение людей, объединенных Богоборческими идеями. [43]

Отъятие дара через века сопровождается возмещением дара. [44]

В богослужебных песнопениях разделению народов во время вавилонского столпотворения противопоставляется их соединение действием Святого Духа. «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше в соединение вся призавал» [Когда-то сошел, смешав народы Вышний: теперь же раздавая огненные языки, призвал всех к соединению…][45]. «Божественнаго Духа нашедшая сила, раздельшихся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественнее совокупи» [Низшедшая сила Духа божественно совокупила в одно созвучие разделенный в древности голос][46], «Языцы иногда размесишася дерзости ради столпотворения... Тамо осуди нечестивыя погрешением: зде просветил есть Христос рыбари Духом. Тогда упразднися безгласие к мучению: ныне обновляется согласие ко спасению душ наших.» [Некогда языки получили смешение из-за дерзости стилпотворения; ныне же языки умудрены из-за славы Боговедения. Там Христос осудил нечестивых за прегрешение; здесь Он просветил рыбаков Духом. Тогда упразднено безгласие в наказание; ныне обновляется согласие к спасению душ наших][47].

Человечество было изгнано из рая и человечество через Христа заново обретает рай уже как спасение. То же и райская речь – Господь отъял, но не навсегда, вернул, но нечто иное. Через века после Вавилона человечество испытало, то что было до Вавилона «глас един у всех» (Быт 11, 5-7). После Воскресения человечество получило полноту Богообщения небывалую, когда Бог отчетливо явился в Третьей Своей Ипостаси − Святом Духе. Тогда мы вспомнили и ощутили, чем был «глас един» до Вавилона. При этом народы не утратили многоязычия − многоязычие это дар Божий. Человечество явилось к Богообщению, которое превышает различие языков народов»[48].

Следующий прообраз – вознесение пророка Илии на огненной колеснице. Событие это подробно описано во 2 главе Четвертой книги Царств: «…вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2, 11). Из эпизода с чудом гимнографы берут образ огня. «Символ огня весьма соответствовал ревностному духу Илии, который жег (в смысле – обличал) подобно огню и слово его горело, как светильник», – говорит святитель Иоанн Златоуст[49]. И колесница, на которой был вознесен пророк, тоже была огненной. В этом песнотворцы видят указание на огненные языки, в виде которых св. Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы. «На палящей древле огненной колеснице, ревнитель и огнедохновенный радуяся носим, еже ныне возсиявше дохновение свыше апостолом являше…»[На пылающей огненной колеснице радостно вознесшийся в древности ревнитель и огнедохновенный являл ныне осияние свыше апостолов дуновение…].[50]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь