Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О Боге в Его отношении к миру и человеку



 

Действие Святой Троицы в мире

В гимнографии Праздничной службы прослеживается тема действия Пресвятой Троицы в мире. Из догматического учения Церкви о единосущии лиц Пресвятой Троицы известно, что Божество обладает единым действием, вместе с этим «всякое действие, распространяющееся от Бога на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым» (свт. Григорий Нисский) или «из Отца, через Сына, в Духе Святом». Это святоотеческое выражение основано на словах Ап. Павла. «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (Рим. 11, 36). Отец, это источник действия, Сын − совершитель, Святой Дух − сила усвояющая и совершающая. [183]

В текстах службы можно найти указания на это положение, применительно к творению мира: «…Святый Боже, Вся соделавый Сыном, содейством Святаго Духа».[184]

Такой же порядок действия Святой Троицы в мире распространяется и на Богопознание. В Евангелии говориться о том, что Отец познается через Сына. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9), «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6), «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1, 18). Святой Дух преемствует в Домостроительстве Сыну, поэтому Христос учит, что Дух Истины от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, — есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет (Ин. 16, 14—15). Всеведение, конечно, свойственно всем Трем Лицам (Мф. 11, 27; 1 Кор. 2, 11), но Святой Дух в Откровении действует после Сына, поэтому Христос сказал, что Утешитель не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (Ин. 16, 13).[185]

Об этих ступенях Богопознания говориться в гимнографии праздника. Отец познается через Сына: «Cвятый Крепкий, Имже Отца познахом».[186] Святой Дух напоминает окончательно уясняет то, что было открыто Христом Своим ученикам: «Дух…умудряя во языцех апостолы, печатлея живоносное слово, отчесильное, сообразное, его же Спас рече».[187] Здесь гимнографы используют образ печати, которая прикладыватся к душам апостолов и запечатывает слова, которые произнес им Cпаситель.

Окончание домостроительства спасения. Основание Церкви

Праздничные песнопения говорят о Пятидесятнице как о празднике попраздненственном и конечном, заключительном в круге всех подвижных праздников, поскольку в день Пятидесятницы вспоминается завершение домостроительства нашего спасения. «Попразднственный верни, и конечный праздник празднуем светло, сей есть Пятидесятница… свет прииде Оутешителя и мир просвети»[188], «Пятидесятницу празднуем и Духа силу, и истинную радость, божественныя надежды совершение, и таинства еже от века явившагося нам».[189]

«Под домостроительством полагается совокупность благодатных действий Бога, как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, т.е. Искупление со всеми его предварительными действиями и со всеми его последствиями».[190] Праздник Пятидесятницы это начало последнего этапа в домостроительстве Божии, когда Святой Дух прилагает и усвояет людям спасительные плоды искупления, совершенного Сыном Божиим. Для этой цели основана Церковь. Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает в Церкви как Освятитель. «Вся подает Дух Святый… вeсь собирaетъ собор церковный».[191]

В гимнографии говориться о том, что Священная иерархия установлена Духом Святым, что именно Он поставляет на служение пастырей Церкви: «Вся подает Дух Святый... свящeнники совершaет»,[192] [«совершает», по переводу М. Скабалллановича «поставляет» священников].[193] Здесь можно видеть указание на апостольское преемство − передачу через священническое рукоположение благодатных даров Святого Духа, которые получила Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы.

Выводы второй главы

Песнопения Пятидесятницы содержат значительное число вероучительных положений.

В службе многократно встречаются указания на догмат о Пресвятой Троице, на Единосущие Лиц Святой Троицы и Их равночестность. Есть упоминания о равночестности только двух Лиц Пресвятой Троицы − Отца и Сына, или Отца и Святаго Духа. Говорится также о об ипостасных свойствах Лиц Святой Троицы.

В гимнографии встречаются положения учения о Боге в Самом Себе, в частности, упоминаются некоторые апофатические и катафатические Его свойства.

Однако наибольшее внимание в гимнографии праздника уделено подтверждению Божества Святаго Духа через присвоение Ему катафатических и апофатических свойств таких, как (Самобытность, Вечность, Свет, Благость и др.), а также через указание на Единосущие с Отцом и Сыном. Гимнографы подчеркивают, что Дух Святой есть носитель личного начала, говорят о Нем как о Лице, раздающем различные дарования (веры, знания, языков, различения духов и др.).

В гимнографии праздника отражена также тема Бога в Его отношении к миру. Упоминается действия Пресвятой Троицы в мире «от Отца через Сына в Духе» применительно к творению мира и богопознанию.

И последняя догматическая тема праздника − основание Церкви и священной иерархии, завершающий этап домостроительства, на котором Святой Дух усвояет человечеству спасительные плоды Искупления, совершенного Сыном Божиим, почему и сам праздник песнотворцы называют попраздненственным и конечным.

Таким образом, в гимнографии праздника отражены не все положения учения Церкви о Лицах Пресвятой Троицы, к примеру, практически отсутствуют песнопения о Божестве Сына. Тематика праздника обязывает к наибольшему вниманию к догматическому учению Церкви о Святом Духе, Его Божеству и действию в мире, а также догмату о Святой Троице в целом.

 


Глава 3. Нравственное перерождение человека действием Святаго Духа

 

Следующая тема гимнографии Пятидесятницы, есть тема духовного перерождения человека. Гимнографы изображают два направления обновляющего действия Святаго Духа, описывая, что произошло в Пятидесятницу с Апостолами и как Святой Дух исцеляет каждого человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь