Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новозаветные события в гимнографии



 

В Службе Пятидесятницы отражен ряд событий Нового Завета.

Неоднократно упоминаются обетования о Святом Духе, данные Спасителем в Его прощальной беседе с учениками. Чаще всего гимнографы говорят об обетованиях вообще. Например: «…дело бо скончав, дыханьем нужным, подав Духа Христос, якоже обещался»[51], «Якоже благоволи самовластно, необладанный исходить Дух от Отца, умудряя в языцех апостолы, печатлея живоносное слово Отчесильное, сообразное, егоже Спас рече»[52], «Делом, якоже древле оучеником обещал еси, Утешителя Духа пославый Христе»[53]. Но так же встречаются тексты, практически полностью соответствующие словам Евангелия: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14,16). «…Аз же яко Мене, Утешителя иного, Духа Моего же и Отча послю…»[54]. Блаженный Феофилакт так толкует эти строки: «…Я умилостивлю за Вас Отца и примирю Его с Вами… Он пошлет Вам Духа… Его пришествие не таково, как Мое, оно не на время только, но и продолжится до века; Он не оставит Вас и по смерти Вашей, но пребудет с вами и прославит Вас».[55]

О том, что Дух Святой исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа: «Утешитель, Которого Я пошлю Вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит…» (Ин. 15, 26). Эти Евангельские слова отражены во многих песнопениях Пятидесятницы: «Дух от Отца исходяй»[56], «Всесвятый Душе, исходяй из Отца…»[57], «Духа Святаго, от Отца исходящего»[58], «Дух Святый Бог, … от Безначального отца, происходяй»[59], «… яко всех Содетеля, из Отца исходяща»[60]. Догматическое содержание выражения «из Отца Исходящего», будет рассмотрено ниже.

Прямая параллель с Прощальной Беседой Господа прослеживается так же в молитве «Царю Небесный» — стихире на стиховне службы Пятидесятницы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…»[61]. В этой стихире отражены слова Спасителя: «Когда же придет Он, Дух истины…»(Ин 16, 13).

Не прямую цитату из прощальной беседы, но художественное осмысление обетования Господа встречаем во втором каноне утрени Пятидесятницы Иоанном Араклийским воспевается: «…разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем вышнем престоле соседя Излию Духа, …благодать независтную»[62].

Гимнографы упоминают и о событиях Вознесения, о словах Спасителя, сказанных ученикам на горе Елеонской: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1, 8). «Юже низпослати обещал еси учеником Твоим Христе с высоты силу, исполнивый, посылаеши Святаго Твоего Духа, показавый нам, яко ты еси истина, и на Тя оуповающии Блаже, воистину не посрамляются».[63] Что означают эти слова? Бл. Феофилакт так объясняет их: «Слова эти объясняют некоторым образом сошествие и излияние Святаго Духа, почему же объявляет им то, о чем они не спрашивали, именно примите силу? Потому, что Он есть Учитель; призвание же учителя − учить не тому, чего хочет ученик, но тому, что полезно знать».[64]

Достаточно много песнопений посвящено событиям сошествия Святаго Духа, описанным в книге Деяний Святых Апостолов. Гимнографы иногда прямо ссылаются на слова Святаго Евангелиста Луки: «…якоже Богоглаголивый Лука повествует, глаголет бо: собранным ученикам Христовым, бысть шум, якоже носиму дыханию бури и исполни Духом, идеже бяху седяще и вси начаша глаголати странными глаголы, странными учении…».[65]

В песнопениях есть упоминание о том, что сошествие Святаго Духа произошло в третий час. «Ибо теперь третий час дня» (Деян. 2, 15). «Тебе Духа Оутешителя верно восхвалим, со священными и Божественными апостолы: в третий бо час, якоже обеща, Тебе от Отца светов посла Христос»[66].

Святой Евангелист Лука говорит о том, что сошествие Святаго Духа произошло в виде огненных языков: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». (Деян. 2, 3). «Предобещание исполнивый, Твоего Утешителя, яко во огненных языцех послал еси миру»[67], «Огнеобразными языки огнем небеса оукрасившего и озаривший мир чувственный»[68]. «Для чего Он явился в виде языков? – пишет Григорий Палама, — для того, чтобы показать Свое сродство с Божественным Словом, ибо у слова нет ничего родственнее языка; а вместе с тем и для благодати учения, ибо учитель Христов нуждается в благодатном языке. Почему Он явился в огненных языках? – Не только по единосущию Духа со Отцем и Сыном (ибо Бог наш есть огнь, поядающий злое), но и по причине двоякого действия апостольской проповеди, которая может вместе – благодетельствовать и наказывать».[69] Разумеется, огонь, посредством которого явил Себя Святой Дух, был нетварным, несозданным. По этой причине святой евангелист не говорит «языки огненные», а «языки, как бы огненные». «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 3).

Гимнографы, следуя евангелисту Луке, отмечают, что разделяющиеся огненные языки явились и почили на главах апостолов: «Знамения Божества носяй, апостолом во огни Дух разделися», [Дух, нося все признаки Божества, сегодня разделился во огне апостолам][70]. Блаженный Феофилакт так объясняет это событие: «…разделились, дабы ты узнал, что посланная Утешителем сила одна и та же говорит, как бы огненные, что бы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе. Итак, не просто был ветер, не просто был огонь, но Дух Святой остался и начал обитать в них, потому что выражение «почить» есть знак прочного и постоянного пребывания».[71] Митрополит Иерофей (Влахос) в труде «Господские Праздники» пишет: «То, что эти огненные языки почили на главах апостолов, указывает на господское достоинство и единство Божия Духа». [72] Речь идет не о какой-то тварной энергии, но о нетварной энергии Божества. Поэтому, пишет митрополит, языки приводятся как бы восседающими, это есть образ царской славы. Хотя энергия Святого Духа разделяется, но в то же время она пребывает единой. Святой Дух находится и действует «нераздельно делимый и во всех участвующий, по образу солнечного луча», то есть по подобию того, как люди не разделяют солнечный луч от солнечной энергии. Приобщаясь причастия Тела и Крови Христа, мы причащаемся не какой-то части Тела Господа, но целого Его Тела. На Божественной Литургии иерей провозглашает: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый».

Следующая тема, освещаемая гимнографами − это дар языков. «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4). «…Зрящее оужасахуся оужасом: слышаху бо я вещающая иными странными языки, якоже Дух подаваше им»[73], «Святаго Духа нашествие, апостолы Твоя исполнившее, иными языки глаголати оустрои»[74]. «Языками инородных обновил еси Христе, Твоя оученики, да теми Тя проповедят…» [Иностранными языками Ты, Христе, обновил Твоих учеников, чтобы они проповедовали Тебя…][75], «Знамения Божества носяй, апостолом во огни Дух разделися, и странными языки являшеся, яко Отеческая божественная сила, грядущая есть, самоповелительная» [Дух, нося все признаки Божества, сегодня разделился во огне апостолам и явился в чуждых языках, так как эта грядущая Отчая Божественная Сила самовластна].[76]

«Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на родном, и, что особенно чудно, стали говорить, не учившись,− пишет святитель Григорий Богослов в «Слове на Пятидесятницу». − Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (1Кор. 14, 21; Ис. 28, 11). Далее Святитель Григорий объясняет, почему «Каждый слышал их, говорящих его наречием» (Деян. 2, 6). «Остановись здесь ненадолго и подумай, как разделить речь. Ибо в выражении есть обоюдность, устраняемая знаком препинания. Так ли слышали каждый на своем наречии, что, так сказать, глас исходил один, а слышны были многие гласы, по причине такого сотрясения в воздухе, или, яснее скажу, из одного гласа происходили многие? Или, остановившись на слове слышал, слова говорящих своими гласами, отнести должно к последующему, чтобы получился смысл: произносящих гласы, которые были свои для слушающих, а это значит, гласы иноязычные. С последним я более согласен, потому что первое было бы чудом, которое относилось бы больше к слушающим, нежели к говорящим, а последнее относится прямо к говорящим, которых и укоряют, что они пьяны, из чего видно, что по действию Духа сами они чудодействовали в произнесении гласов».[77]

Впоследствии дар языков (глоссолалия) был сообщен сотнику Корнилию и его домашним, когда во время проповеди Петра на них сошел Святой Дух (Деян. 10, 44-46). Ученики Иоанна Крестителя получили дар языков после возложения на них рук ап. Павлом (Деян. 19, 6). Этот духовный дар имел широкое распространение в Древней Церкви. Ап. Павел обладал этим даром, но предостерегал от злоупотребления им (1Кор. 14, 10). Дар языков обнаруживался только в богослужебных собраниях (см.1Кор. 14,4-16). Его следует рассматривать именно в этой плоскости, но не как сверхъестественные переводческие способности. Иначе зачем бы нужен был ап. Петру греческий переводчик Марк?[78]

Проф.литургики М. Скабалланович считал, что глоссолалия была стихийной попыткой создания вселенского богослужебного языка: «Это метаязык первохристианства, который превосходил языки отдельных народов и возможно был синтетическим языком, а не только свидетельством экстатического возбуждения и молитвенным даром»[79]. Следы этого метаязыка остались в современной литургической жизни. Таковы, например, возгласы: «Премудрость!» — (греч. Σοφια), указывающий на особенную важность момента. «Аминь» — (евр. «Да будет») и в особенности: Аллилуйя(евр. «хвалите Бога»).[80] «Кроме «аминь», это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом. От него веет поэтому духом глоссолалической таинственности...»[81].

Первые слушатели апостолов воспринимали глоссолалию как внезапное устранение разделяющих человечество языковых и национальных границ. Но это был лишь вторичный эффект, пророчески указующий на будущее благодатное единение человечества во Вселенской Церкви, о чем говорится в кондаке праздника «…егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва». «Дух Господний, обнимающий Собою человечество в его народах и языках и носящий в Себе силу объединения их, произвел во внутреннейших основах души мгновенное устранение наиболее разделяющих человечество национальных граней языка, символически предуказывая этим будущее благодатное единение человечества»[82]. Дар языков был дан для объединения народов, поэтому у разделённых расколом коринфян и глоссолалия вырождалась, становилась непонятной для слушателей и нуждалась в особом даре истолкования (См. 1 Кор. 12, 10-30)[83].

В гимнографии Пятидесятницы встречаются упоминания о том, что апостолы, говорящие многими языками, были приняты за пьяных. «А иные, насмехаясь, говорили: они опились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Гимнограф подчеркивает, что слушавшие не поняли смысла слов пророка Иоиля (Иоиль 2, 28), о которых было сказано выше: «Гласа пророковещательного не разумевшее, глаголаху безумнии виносотворенное пианство, речи яко странны слышаша апостолов: благочестивии же Тебе вопием божественно: Благодетелю всех благословен еси» [Безумные, не уразумев пророковещательного голоса, когда услышали необычайныя речи апостолов, говорили что это винное опьянение; мы же, благочестивые, божественно взываем Тебе; благословен Ты Обожитель всего][84].

Приход Святого Духа в сердце человека называется Святыми Отцами Церкви «трезвенным опьянением» (св. Дионисий Ареопагит). Относительно подобных состояний св. Исаак Сирин говорит, что в такой момент все силы человека погружаются «в глубокое опъянение» от великой радости и веселья, но сам он пребывает «трезвенным» потому что при этом не теряет ни чувства, ни разума.[85]

Св. Никодим Святогорец говорит, что существует три вида опьянения. Первый — это являющееся причиной многих бед, опьянение вызванное вином вещественным. Вторым является опьянение, вызванное страстями. Именно это опьянение имел ввиду пророк Илия, когда говорил: «Они, опьяневшие не от вина» (Ис. 28, 1). И в другом месте, обращаясь к Иерусалиму, он же говорит: «Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина» (Ис. 51, 21).

Наконец, третьим видом опьянения является опьянения, вызываемое Святым Духом. Его мы встречаем у матери пророка Самуила, так сильно молившейся в Храме. Ее молитва была разумной и находилась на такой ступени, что сын священника Илии посчитал ее пьяной и даже хотел прогнать из Храма. Но та ответила ему, что она не пьяна, а просто изливает свое сердце перед Господом (1 Цар. 1, 14−15). «Этому третьему виду опьянения подверглись и апостолы в день Пятидесятницы, приняв Духа Святого. Их сердце открылось во всю ширь, они глубже познали Христа, стали членами Его прославленного Тела, в них зародилась огромная любовь и чаяние ко Христу, и всё это, согласно толкованию Святых Отцов, нашло свое выражение в их молитве».[86]

В песнопениях праздника встречается упоминание именно об этом даре Духа Святаго, которым открывается знание Бога и которое неверующим представляется всего лишь опьянением. «Ветующим Божественная величия апостолом, Дух действо непщевашеся пианство неверствующим, имже Троица познавается, един Бог отец наших» - [Когда апостолы вещали о великих делах Божиих, неверующим представлялось опьянением действие Духа, Коим открывается Троица – единый Бог отцев наших].[87] «Огнь Утешителев… ученики прсвети, и сия неботаинники показа»[88].

Выводы первой главы

Напомним еще раз основные мысли гимнографов, взятые из Священного Писания. В гимнографии праздника содержатся неоднократные указания на то, что событие Пятидесятницы было исполнением как пророческих обетований, так и обещания, произнесенные самим Спасителем. Но при этом указаний на конкретные пророчества гимнографы практически не дают. Исключение составляет упоминание пророчества Иоиля о даровании Святого Духа всякой плоти.

Гимнографы говорят о том, что пророчества произносились действием сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы того же Святого Духа, который действовал в ветхозаветных пророках.

В службах Пятидесятницы упоминается ряд прообразов схождения Святаго Духа. Это дарование Синайского Законодательства, смешение языков во время строительства Вавилонской башни и вознесение пророка Илии на огненной колеснице.

Часто встречаются тексты, практически полностью соответствующие словам Евангелия о послании Святаго Духа во время Прощальной беседы Господа со своими учениками. Гимнографы упоминают и о событиях Вознесения, о словах Спасителя, сказанных ученикам на горе Елеонской, где Господь обещает ученикам, что после событий Пятидесятницы, они получат силу свидетельствовать о Спасителе «до края земли»[89].

В песнопениях есть упоминание о том, что сошествие Святаго Духа произошло в третий час. Святой Дух сошел на апостолов в виде разделяющихся огненных языков, которые почили на главах каждого из апостолов, после этого апостолы, исполнившись Духа Святаго, начали вещать на иностранных языках, причем каждый из присутствовавших слышал свое наречие. Состояние апостолов напоминало поведение нетрезвых людей, и иудеи заподозрили их в пьянстве. Это было трезвенное опьянение благодатью Святаго Духа. Их сердце открылось во всю ширь, они глубже познали Христа, стали членами Его прославленного Тела.

Таким образом, в гимнографии службы новозаветное повествование о сошествии Святого Духа отражено практически полностью. Гимнографы чаще всего дословно повторяют тексты Писания в поэтической обработке, иногда привнося в них догматическое содержание.

Что же касается ветхозаветных текстов, то они все упоминаются в свете Нового Завета, в тесной связи с обетованиями Спасителя о даровании Святого Духа и самим этим событием. В толкованиях на библейские события, гимнографы, постоянно подчеркивая мысль о том, действие Святого Духа в мире началось не в день Пятидесятницы, а гораздо раньше, задолго до Боговоплощения.

 


Глава 2. Догматическое содержание песнопений Пятидесятницы

 


О Боге в Едином Существе

О Богопознании

В гимнографии праздника встречается тема Богопознания. Из Догматического Богословия известно, что Бог не познаваем по Своей Сущности, но познаваем по Своим энергиям. В одном из тропарей праздничного канона есть упоминание об одной из сторон этого положения − о непознаваемости Бога по сущности. Гимнограф выражает это словом «неприкосновенное»: «…в лицех бо видеша трегубых Существо Истинное, Неприкосновенное, Безлетное, Единое: возсия бо свет благодать Духа»[90]. «Неприкосновенное» означает - неприступное, недоступное И. Златоуст в своем сочинении против аномеев писал: «Неприступный, обозначает то, что не допускает и начала исследования, к чему никто не может приблизиться»[91]. Именно об этой неприступности, непостижимости Бога писал святой Апостол Павел: «Единый, имеющий бессмертие. Который обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16).

О Свойствах Божиих

Гимнографы упоминают и о некоторых апофатических свойствах Божиих. Апофатические свойства, как известно, не определяют Сущности Бога, т. к. они не отвечают на вопрос: что же есть Бог по Существу? Эти «свойства» говорят лишь о том, что Божество превыше всевозможных ограничений и определений, но не сообщают какого-либо положительного знания о Божественной Сущности. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что о Боге нельзя сказать, что Он есть по Существу, ибо даже сущности тварей для нас непостижимы, поэтому в рассуждении о Боге гораздо правильнее идти путем не утверждений, а путем апофатическим — «...через отрицание всего. Ибо Он не есть что-либо из числа вещей существующих, не потому, чтобы вовсе не существовал, но потому, что превыше всего существующего, превыше даже самого бытия»[92].

Из апофатических свойств в песнопениях праздниках упоминается свойство вечности. Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. Гимнографы выражают это свойство словом «безлетный» «…Существо истинное, неприкосновенное, безлетное,….»[93]. «Безлетный» по-церковнославянски это не имеющий ни начала, ни конца бытию своему, вечный безконечный.[94]

Гимнографы говорят и о некоторых катафатических свойствах. Эти свойства обусловлены тем, что Бог есть духовно разумное Существо, или Личность. Они отражают не Сущность Божию, а Его энергии (действия) «не естество Его, но то, что относится к естеству»[95]. В песнопениях говориться о Свете и Святости. «Cвет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух…»[96], Бяше исходен от Нерожденна Света, Всесильный сияющий Свет, егоже сыном Отеческия власти, ныне являет срасленное озарение»[97].

Слова «Святый», «Свет» обозначают, то что Бог, будучи чистым от греха, «любит» в тварях добро. В Своих стремлениях Он определяется и руководствуется представлениями о высочайшем добре. Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава. Апостол Иоанн Богослов в 1 Ин. 1, 5 говорит, что «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы», «...святы будьте, ибо свят Я» (Лев. 19, 2) «...праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43). Бога как Свет созерцали многие православные подвижники. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Бог есть свет, и те, кто получили Его, как свет Его получили, потому что шествует перед Ним впереди Его свет Его славы и без света невозможно Ему явиться и не видевший свет Его и Его не видели, потому что Он есть свет»[98].

О Боге, троичном в Лицах

 

Догмат о Святой Троице

В праздничных песнопениях неоднократно встречаются указание на догмат о Пресвятой Троице. Этот догмат занимает исключительное место в системе христианского вероучения, так как на нем основываются другие важнейшие догматы: о сотворении мира, человека, о спасении и освящении, учение о Таинствах, в целом все Христианское вероучение и нравоучение.[99] В исповедании тройческой тайны, по мысли Св. Иоанна Дамаскина, состоит совершенство богословия и истинное благочестие[100]. «Для греческих отцев учение о Святой Троице и было областью собственно богословия»[101]. Вера в Троицу отличает христианство от других монотеистических религий. Напомним, что термин «Троица» введено во второй половине второго века Св. Феофилом Антиохийским.

Догмат о Святой Троице звучит так: Бог есть Един по Существу и Троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная»[102]. Для раскрытия этого догмата гимнографы пользуются различными выражениями: «Трисветлое Существо»[103], «естество тривещанное светлое»[104], «в Лицех бо видеша трегубых Существо… единое»[105], «присносущное естество же и простое[106], триипостасное».[107]

В гимнографии праздника встречаются указания не только на Троичнось Божества, но и называются каждое из Лиц Пресвятой Троицы: «Троицу песнословим Единосущную Отца и Сына и Святаго Духа»[108], «Приидите, людие Триипостасному Божеству поклонимся Сыну во Отце со Святым Духом»[109] и многие другие.

Гимнографы неоднократно использую термин «единосущный». «Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело»[110]. «Единосущие Лиц Пресв. Троицы св. Иоанн Дамаскин определяет, как «тождество воли, действий, силы и движения»[111]. Гимнографы практически дословно повторяют это догматическое определение: «Едину власть и Божество едино, и силу, едино начало и царство святыя Троицы мудрствующе поем»[112], «Едина сила, едино Существо, едино Божество»[113].

Святая Троица, — по словам св. Иоанна Дамаскина, — не складывается из трех несовершенных существ, как складывается дом из камня, дерева и железа. По отношению к дому камень, дерево и железо несовершенны, и взятые отдельно не есть дом. В Троице Каждая Ипостась есть Бог и все вместе Они есть Тот же Самый Бог, потому что Сущность Трех Совершенных — едина [114]. Ипостаси Троицы «соединяются, не сливаясь, но совокупно друг с другом соприбывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, не существуют один вне другого, не разделяются, в сущности. Божество нераздельно в раздельном, подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг к другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, смешение света, и слияние».[115]

О нераздельной сущности всех трех лиц Пресвятой Троицы, говориться в следующем тропаре: «Нераздельное естество православно богословим Бога Отца безначального, тояжде власти Слова и Духа…» - [Православно богословствуем о нераздельной природе - Бог Отце безначальном, Слове и Духе той - же власти…][116]. Понятие нераздельности, по свидетельсту прп. Иоанна Дамаскина, опровергает «Ариево разделение». Арий, как известно, уничижал Божественное достоинство Сына Божия, называя его высшей тварью, через которую Бог Отец сотворил весь мир. А по учению Церкви, отраженному в этом песнопении, Лица Пресвятой Троицы соприбывают без смешения и слияния не разделяются в своей сущности.

Чтобы засвидетельствовать единосущие Лиц святой Троицы, гимнографы используют слова «простый» − несложный, на части неделимый, «таково есть Божие Существо».[117] «Троичную убо раздели зря благодать…три ипостаси, почитати в простоте власти…Сын, Отец и Дух…[Троичною Он отделил благодатию, имея в виду указать три Ипостаси для почитания Их простоты Их власти …][118].

О Божественном достоинстве и равенстве Лиц Святой Троицы

В песнопениях говорится также о равночестности Лиц Пресвятой Троицы: «Воспеваем Тя Безначального Отца и Собезначального Сына и Соприсносущного и Пресвяаго Духа…».[119] Бог Сын назван Собезначальным, Святый Дух Соприсносущным, «Собезначальный» − в отношении к Богу Сыну означает «вместе с Отцем и Св. Духом не имеющий начала», «Соприсносущный» значит «совечный». т. е. пребывающие, по существу.[120] Это имя прилагается к каждому Лицу Пресвятой Троицы.

Иногда гимнографы говорят о равночестности только двух Лиц Пресвятой Троицы − Отца и Сына, или Отца и Святаго Духа.

«Царю царей, яковый от яковаго Един Слове произшедший от Отца безвиновнаго», «Яковый от Яковаго».[121] Яковый − это значит «столь великий», «единый», «столь великий от столь великого». Этим словом выражается совершенное равенство, или Единосущие Сына со Отцем.[122] Равночестность Сына с Отцом может выражаться прямым именованием Слова Богом, а также указанием на его вечность: «…Тя проповедят безсмертнаго Слова и Бога…».[123] Бог Слово назван «всеначальным»[124]. В переводе Скабаллановича «всеначальное» означает «всевластное», то есть правящий всем, Вседержитель.[125]

Особенно много, в текстах указаний на Божественное достоинство Духа Святаго. Это и понятно, поскольку сошествие Святого Духа является главным событием праздника. В ряде песнопений Пятидесятницы Святой Дух прямо назван Богом: «Бог истинный Утешитель…»,[126] «Иже вся Содержай, и всех Сый Господь…»[127], «Господь животворящ есть Дух».[128] «Дух Святый…Бог и Боготворяй».[129]

Из многочисленных свидетельств о Божестве Святого Духа в гимнографии Пятидесятницы можно выделить, а) подтверждающие учение Церкви о том, что Дух Святой есть не безличная Божественная сила, а Лицо Святой Троицы, и б) утверждающие Его единосущие и равное Божественное достоинство с первым и вторым Лицами Святой Троицы.

а) К свидетельствам первого рода — что Дух Святой есть носитель личного начала можно отнести песнопения, отражающие слова ап. Павла о Святом Духе как о Лице, свободно раздающем различные дарования (веры, знания, языков, различения духов и др.): Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11). «Божественный Душе Святый, иже всем разделяй дарования, и вся творяй волею...»,[130] «Господь животворящ есть Дух, самодвижен, самовластен, разделяя, якоже хощет даров раздаяния, самовладычен, самоповелителен, безначален…»,[131] «Якоже благоволи самовластно, необладанный исходить Дух …» [Как благоизволил самовластно нисходить неподвластный Дух].[132]

Для указания на то, что Святой Дух является не безличной силой, а Самостоятельной Личностью, гимнографы в этих песнопениях используют термины «самодвижен, самоповелителен, самовластен, необладанный». «Самодвижимый» означает «что-то, производящий по собственному побуждению»,[133] по аналогии с этим, можно считать, что «самоповелительный» означает повелевающий Сам Себе. «Самовластный − переводится, как самодержавный, добровольный, непринужденный».[134] «Необладанный» переводится, как «неподвластный».

Б) Единосущие и равенство Святого Духа с Другими Лицами Святой Троицы доказывается через:

· прямое именование Духа единосущным,

· указание на равенство власти, чести, силы с Другими Лицами,

· присвоение Ему свойств Божественной природы: Благости, Вечности, Света, Жизни, Творца и др.,

Единосущие, как уже говорилось, означает, что «Отец, Сын и Дух Святой суть три самостоятельных Божественных лица, обладающие всеми Божественными совершенствами…Они имеют нераздельное Божеское естество…, имеют едину силу, волю, власть и славу»[135]

Указание на единосущие с Другими Лицами встречаем в следующих песнопениях: «Днесь Дух Твой Всесильный Владыко, от Отца посылается, Тебе Единосущный»,[136] «Дух Всесвятый, Отцу Единосущен и Слову…»,[137] «Се к нам Оутешителя иного низпослал еси, единосущна Тебе Слове, и Отцу Твоему сопрестольна»,[138] «…Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Оутешителю, слава Тебе».[139] Дух Святый Бог, сраслен («соестественный», «единосущный»[140]) и сопрестолен Отцу и Слову»[141]. Здесь же мы встречаем указание на единство власти, выражаемом словом Cопрестольный»- совместно участвующий в престоле, или в верховной власти.[142]

Понятиями «равномощный» и «единомощный» выражается единство силы: «Равномощного Твоего Духа апостолам истинно послал еси»,[143] Единомощный же и Сосущественный.[144] «Равномощный» и «единомощный» означают «равносильный», «имеющий равную власть и силу.[145]

В песнопениях говорится о таких свойствах Божественной природы как Свет, Жизнь, Благость, Премудрость, Правда: «Дух Святый… Свет и Живот, живый Источник умный… благий, правый, умный», «Дух Святый Бог… Свет пресовершенный от Света просиявый».[146] Это катафатические свойства Божии. Эта группа имен означает вечные силы и действия Бога. В Самом Боге эти свойства сливаются и находятся во внутреннем и нераздельнем единстве. В Боге нет зазора между природой и свойствами, Он есть Cвет, Жизнь, Благость, Премудрость. Это не есть естество Его, но то, что относится к естеству. Это есть то, по чему познается Бог, его энергии.[147]

«Свет, это понятие, тесно связанное со свойством Святости. Божественная святость проявляет себя в мире, как свет Божества»[148]. Некоторые Святые при жизни удостаивались видения Божественного света. «Мы свидетельствуем, − пишет прп. Симеон Новый Богослов, что Бог есть Свет, и те, кто получил его, как Свет Его получили, потому что шествует перед Ним впереди Свет Его славы…».[149]

Правда Божия, является следствием Святости, Бог Свят и требует Святости или совершенства от своего творения, для достижения Святости Бог дает нравственный закон исполнение закона награждается, нарушения наказываются. Трактуется, как щедрая милость, превозносящаяся над судом, которая животворит и освящает человека Божественною благодатью. Бог требует исполнения Своих установлений. Он любит правду и ненавидит беззаконие. Правда Божия это прежде всего Божественная милость, благодать спасения, нисходящая с неба на всех верующих, независимо от дел закона.[150]

Премудрость Божия состоит в совершенном знании наилучших целей и наилучших средств, и в способности и умении прилагать последнии к первым».[151]

Будучи Всеблаженным, Бог открывает Себя существом благим и милующим, дарит тварям столько благ, сколько им нужно для блаженства. Благость побудила Бога создать мир, и все промыслительное действие Бога есть проявления Его благости.[152]

Святой Дух назван «зданнодетелем»,[153] то есть Творцем («зданнодетелен» означает «Творец вещей»,[154]) «всех Содетелем»[155]. Творец есть тоже катафатическое свойство Божие, характеризующее отношение Бога к миру и человеку.

Именуя Святого Духа Жизнью, гимнографы, по всей вероятности, имеют в виду свойство Самобытности, под этим свойством понимается, что Бог не зависит не от какого другого бытия, но причину и необходимые условия Своего бытия Имеет в Самом Себе.[156] Самобытность относят к апофатическим свойствам Божиим. Эти свойства характеризуют совершенство Божественной природы и бытия. Эти свойства получаются путем отрицания недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию.[157] Свойство Самобытности подразумевается и в термине «несозданный»: «Дух от недр Отчих происшедший, несозданный, зданнодетелен …».[158]

Среди песнопений догматического содержания особо следует отметить песнопение, в котором собраны воедино многообразные указания на Божество Духа. «Дух Cвятый бе оубо присно, и есть, и будет: ниже начинаем, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляем: живот, и животворяй, Свет и Света податель, Cамоблагий, Источник Благостыни; имже Отец познавается и Сын прославляется …», [Дух Святой всегда был и будет не начинаясь, не кончаясь, но поставляемый всегда со Отцем и Сыном, Он животворящий, Им Отец узнается, и Сын прославляется].[159]

В этом песнопении Божество Святаго Духа доказывается несколькими путями:

· через упоминание о Его вечности «бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаем, ниже престаяй»

· через указание на равночестность (Единосущие) «счинен и счисляем», поставляемый вместе с Отцом и Сыном, причисляемый к Ним.[160]

· Святому Духу присваиваются катафатические свойства Божии Свет и Благость: «Свет и Света Податель, Cамоблагий, Источник Благостыни».

· Слово «Cамоблагий» содержит также указание на свойство самобытности. Самобытность означает, что «Бог есть причина Самого Себя».[161] Можно предположить, что словом «самоблагий» выражается понятие о том, что причину благости Дух имеет в Себе Самом, она не дается Ему извне, более того, Он Сам является подателем благости: «самоблагий и источник благостыни». В таком же смысле Святый Дух назван Жизнью и Источником жизни, Светом и Подателем света: «живот, и животворяй, Свет и света Податель». Он обладает всеми свойствами Божественной Природы. По мысли святителя Афанасия Великого, Бог всегда был Троицей, в Которой нет ничего тварного или возникшего во времени, поэтому Дух Святой есть Лицо Божественное.[162] «Изначальная вера Церкви в Божество Святого Духа нашла выражение в древних вероизложениях, например, в символе святителя Григория Чудотворца; в литургической практике; в церковных песнопениях и, наконец, в писаниях древних отцов и учителей Церкви».[163]

Ипостасные свойства Божественных Лиц

В гимнографии праздника есть упоминания о различении ипостасных свойств Пресвятой Троицы. Что такое ипостасные свойства? Это свойства, присущие только Одному Лицу Троицы. Все три Лица Пресвятой Троицы обладают единой Божественной природой, но отличаюся личными (ипостасными) свойствами: «Отцу и Сыну Духа Всесвятаго соединяя Божеством, разделяя свойствы».[164]

Отличительное свойство Первой Ипостаси — нерожденность — состоит в том, что Отец не происходит ни от какого другого начала. По этому признаку, пишет святитель Василий Великий, Он познается как Личность.[165] Отец имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26). Таким образом, Отец есть некое средоточие Божественной жизни. Святитель Григорий Палама учит, что «Отец — Единственная Причина, и Корень, и Источник в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества»[166]. «Воспеваем Тя, Безначального Отца»,[167] «Произшедый от Отца Безвиновнаго…».[168] «Безвиновный — не имеющий посторонней причины бытия своего, безначальный, самосущный (ирмос 4 на Пятидесятнице)».[169] Таким образом эта стихира говорит об ипостасном свойстве Бога Отца − нерожденности.

Далее в тексте службы Пятидесятницы упоминается об ипостасном свойстве Бога Сына. Этим свойством является рождаемость: «…Воспеваем Тя, безначальнаго Отца, и Собезначального Сына»,[170] «Отец бо безлетно роди Сына».[171] «Собезначальный» в отношении ко Иисусу Христу означает ипостасное свойство Сына − совечность, «… от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8, 25). Слово «Собезначальный» трактуется, в применении к Сыну, который вместе со Отцем и Св. Духом не имеет начала».[172]

Ипостасным свойством рождаемости определяется образ предвечного бытия Бога Сына. Исповедуя, что Сын рождается «прежде всех веков», мы, по словам святого Иоанна Дамаскина, показываем, что Его рождение — безвременно и безначально…Он был присно со Отцом … из Которого рождается вечно. Отец никогда не существовал, когда не было Сына... Отец без Сына не назывался бы Отцом. В Своем рождении Сын неразлучен с Родителем. Он всегда пребывает в недре Отчем (Ин. 1, 18). Отец — в Сыне, и Сын — в Отце (Ин. 10, 38).[173] На вопрос ариан, когда родился Сын, святой Григорий Богослов отвечал: «Прежде самого «когда». Если выразиться несколько смелее: тогда же, как и Отец. А когда Отец? Никогда не было, чтобы не был Отец. А также никогда не было, чтоб не был Сын и не был Дух Святой».[174]

В праздничных песнопениях есть слова об ипостасных свойствах Святаго Духа. «Дух от Отца Исходяй и Сыном верным нам явлейся»,[175] «Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый…».[176] Личное свойство Святого Духа состоит в том, что Он не рождается, а исходит от Отца. «Здесь другой образ бытия, так же непостижимый и недоведомый, как и рождение Сына» — пишет святой Иоанн Дамаскин.[177] Как и рождение Второй Ипостаси, исхождение Святого Духа совершается предвечно, нескончаемо и бесстрастно, без отделения от Отца и Сына. «Три Божественных Ипостаси нераздельны, как солнце и исходящие от него луч и сияние. Они одинаково вечны».[178]

В гимнографии упоминается, что Святой Дух исходит через Сына. «Духа Святаго, от Отца исходящего, и в Сыне прославляемого, имже и носятся и держаться вся, и животом содержаться, и живут и пребывают и спасаются…»,[179] «Ты бо река Божества, из Отца Сыном Происходящий».[180] Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый…» [Всесвятый Дух, исходящий из Отца и через Сына ...].[181] Здесь ясно говориться, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына. Через Сына Он лишь подается. Как известно, католические богословы утверждают, что Святой Дух исходит и от Сына (филиокве). Но это вовсе не означает, что Он исходит от Сына, как утверждают католики (филиокве). По учению Православной Церкви недопустимо смешивать жизнь Святой Троицы в Самой Себе и Ее действие в мире. Встречающееся у некоторых св. Отцов выражение «чрез Сына» в большинстве случаев относится к явлениям Святого Духа в мире, к действиям Св. Троицы, а не к жизни Бога в Самом Себе. Св. Максим Исповедник (в VII в.), желая защитить западных, тем и оправдывал их, что они словами «от Сына» имеют в виду указать, что Дух Святой «чрез Сына подается твари, является, посылается», но — не то, что Дух Святой имеет от Него бытие. О ниспослании Духа Сыном Божиим говорится в словах: «Его же Я пошлю вам от Отца».Смешивая тексты Священного Писания, говорящие об «нисхождении» и о «ниспослании», римские богословы переносят понятие о промыслительных отношениях в самую глубину бытийных отношений Лиц Святой Троицы.[182]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь