Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обновление апостолов в день Пятидесятницы



 

В гимнографии праздника значительное внимание уделено теме обновления учеников, действием Святаго Духа, что сделало их способными к проповеди Евангелия.

В чем именно видят гимнографы перерождение Апостолов?

Преже всего это обновление, исцеление ума. Исцелением ума от греха начинается перерождение человека, которое в конечном итоге соделывает его сосудом Духа Святаго: «Да исцелит убо смыслы от греха и се устрояше апостолов пречистый дом, в немже Единомощного же и Ссущественного ныне вселяется Духа Свет».[194]

«…чтоб светил фонарь, недостаточно чисто вымытых стекол, нужно, чтоб внутри его зажжена была свеча. Так сделал Господь с учениками Своими. Очистив из Истиною, Он оживил их Духом Святым, - и они соделались светом для человеков. До приятия Духа Святого апостолы не были способны научать человечество, хотя уже и были чисты. Такой ход должен совершиться с каждым христианином, христианином на самом деле, а не по одному имени: сперва очищение Истиною, а потом просвещение Духом».[195]

У апостолов это исцеление произошло мгновенно, это было необходимо для проповеди Евангелия, которая почти у всех из них увенчивалась мученической кончиной, в отличие остальных христиан, которым для исцеления ума необходим тщательный труд в стяжании благодати Духа Святаго посредством аскетического образа жизни и Иисусовой молитвы. Об этом подробнее будет сказано ниже, при рассмотрении действия Духа Святаго на каждого человека.

Дух Святый, обновляя разум апостолов, открывает им истинное знание о Боге, которое ранее было недоступно, делает их «неботаинниками», «всемудры и богословцы показа»,[196] дает им умение богословствовать, открывает догмат о Пресвятой Троицы Этот догмат понять человеческим умом невозможно. Человек без помощи Божией бессилен понять, каким образом Троица одновременно есть и Единица; как «одно и то же соединено и раздельно» или что это за необычайное «разделение соединенное» и «единение разделенное»[197]. По мысли святого Григория Нисского, человек, просвещаемый Святой Троицей, хотя и получает некоторое «скромное боговедение», не может, однако же, «уяснить словом этого неизреченной глубины таинства: как одно и то же числимо, и избегает счисления, и раздельным кажется, и заключается в единице»[198].

Дух Святый дает знание об этом догмате и возможность его проповедовать: «обновляет бо их Утешитель, в них обновляяся таинственным обновлением разума: иже странными гласы, и высокоглаголивыми проповедающе присносущное естество же и простое, триипостасное почитати, Благодетеля всех Бога». [199]

Святой Дух напоминает апостолам слова Христа, которые они когда-то слышали от Него: «Память Христос человекоспасительных словес, яже от Отца слышав апостолом рече, Дух устрояет языкоогненным видением, посаждая благословенно усвоенную».[200] Сбываются слова Христа: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит все, что Я сотворил вам» (Ин. 14, 26).

В одном из тропарей канона Пятидесятницы св. Иоанн Дамаскин использует выражение «познание Дух Отчерожденна Слова»[201], что значит: Святой Дух является познанием Бога Слова, от Отца рожденного. Святой Дух характеризуется как «познание» Слова, ибо Он открывает и являет людям Слово Божие, так как «без Духа Единородный Сын не мыслится» (св. Григорий Нисский). Помимо этого, апостол Павел говорит, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12, 3). Святой Дух именуется «познанием» Слова и потому, что Он научил апостолов и восстановил в их памяти все сказанное Христом. Им была явлена истина, что Христос есть истинный Сын и Слово Божие, а уже в последствии из общего учения было подтверждено единосущие и единославие Сына со Святым Духом (св. Никодим Святогорец).[202]

В гимнографии праздника есть указание на то, как в сердцах апостолов был написан Новозаветный закон Благодати: «закон благодати излагает ясно, во апостольских сердцах написав»[203]. Обещание такого закона имеется в текстах книги Пророка Иеремии: «…вложу закон Мой во внутренность их и на сердца их напишу их, и буду им Богом а они будут Моим народом» (Иерем 31, 31-34). Господь обещает людям, что наступят такие времена, когда закон будет написан не на мертвых каменных скрижалях, а на живом сердце человека[204]. Содержание закона, по толкованию Лопухина, тогда «войдет в самое внутренне существо человека и добрые дела будут совершаться самим человеком по доброму побуждению»[205].

Гимнографы особенно акцентируют внимание на том, что благодать Духа явила красноречивыми и премудрыми прежде неграмотных учеников: «невежди бо суще умудришася, божественная ветийствоваху»,[206] «некнижная мудрости научи, рыбари богословцы показа»,[207] «ветия бо изъяви безкнижныя, рыбари премудрыя».[208]

Действием Святого Духа апостолы избавляются от страха, получают дерзновение: «дерзновение прияша прежде боящиеся»[209] – «из боязливых людей они превратились в неустрашимых исповедников».[210]

Гимнографы сравнивают апостолов, обновившихся действием Святаго Духа, избавленных от страха, получивших возможность богословствовать и вооруженных знанием великой тайны Пресвятой Троицы, с обоюдоострыми мечами, посекающими на земле всякое зло и ведущими тварь по пути спасения, противопоставляют их «оружию лукавого»: «Небокованныя мечи, священныя ученики, священный Дух пришед соверши землю освятиша Богу Творцу, несвященныя посекше, яко исчезнути оружием лукаваго, и спастися душам нашим».[211]

Христос, обещавший Своим ученикам ниспослать Святого, дал им четкую заповедь: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Значение выражения «доколе не облечетесь силою свыше», по словам митрополита Иерофея Влахоса, по своей сути говорит о том, что они не просто примут Духа Святого, но что они в Него облекутся, как в какие-то духовные доспехи, для брани с врагом. Таким образом, в гимнографии фактически речь идёт не о простом просвещении разума св. апостолов, но о преображении всего их бытия. Не будет ни одной части тела, ни единого душевного порыва, которые бы остались неприкрытыми энергиями Святого Духа.[212]

В гимнографии говорится о переходе Божественной благодати от апостолов, на которых почили языки Духа, к остальным верным людям: «Ныне Утешительный Дух на всякую плоть излияхся: от апостольских бо ликов наченши, от тех по причастию верным благодать простре».[213] В этом отрывке речь идет о том, в день Пятидесятницы, апостолы были настолько изменены Святым Духом, что стали в состоянии передать другим верным людям, готовым принять те благодатные дары, которые были обещаны Спасителем, перед Его Возненсением.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь