Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творчество художника-портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в 1735 году на Украине. В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого. В этом году начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, замечательном сооружении, выстроенном по проекту знаменитого русского зодчего Растрелли. Для руководства работами из Петербурга приехал А.П. Антропов. Встреча с ним оказалась решающей для будущего Левицкого. Он становится его учеником. Проходит некоторое время, и в 1756 году Антропов покидает Киев. Через несколько лет появляется в Петербурге и Левицкий. Нет ни одного живописца в 18 веке, произведения которого с такой полнотой, убедительностью и достоверностью донесли бы до нас внутренний и внешний облик людей той эпохи. В 1769 году был написан портрет архитектора А.Ф. Кокоринова. Годом позже Левицкий получил за него звание академика. Произведение Это свидетельствует о том, что автор портрета - вполне сложившийся, блестящий мастер живописи. Легко и свободно поставил он свою модель. Широким жестом указывает Кокоринов на план здания Академии художеств, постройка которого явилась делом его жизни. Кокоринов был сыном провинциального архитектора. Представлен же он в позе, которая принята была живописцами того времени для изображения высших сановников государства. Но эта поза в данном случае говорит не столько о сложившейся с течением времени некоторой близости изображенного человека к кругу вельможной знати, сколько о чувстве сознания собственного достоинства, которым проникнут образ русского зодчег о, о понимании им своего выдающегося значения. Но есть в этом превосходном портрете одна черта, которая ясно говорит, что художник только начал свой путь восхождения к вершинам портретного искусства. Лицо Кокоринова мало выразительно, и содержание его образа раскрывают по преимуществу жест, поза, аксессуары.
1770 годом помечен следующий, выдающийся, портрет работы Левицкого. Это - изображение Н.А. Сеземова. Он был крепостным Шереметевых, предприимчивым откупщиком, нажившим очень большие средства и пожертвовавшим 20 000 рублей на Московский воспитательный дом. В связи с этим фактом и был заказан данный портрет, замечательный тем, что здесь изображен человек, весь облик которого так непохож на обычных героев портретной живописи 18 века. Но и этому коренастому, бородатому человеку, одетому в исконно русское платье, художник сообщил некоторые такие черты в позе, которые заставляют вспомнить торжественные официальные портреты той поры.
Особенно замечателен среди ранних работ мастера портрет знаменитого французского философа Д. Дидро, приезжавшего в Петербург в 1773 году и тогда же написанного художником. В этом портрете Левицкому удалось с необычайной проникновенностью передать образ человека высокого интеллекта. Философ представлен без парика, в домашнем халате. Все внимание зрителя привлечено к его голове. Выразительный овал лица, умный, высокий лоб. Если портреты Кокоринова и Сеземова не лишены черт парадности, то изображение Дидро относится к иному типу портретов, тому типу, который принято называть интимным, или камерным. В 1773 году Левицкому было поручено исполнить серию портретов воспитанниц Смольного института, сугубо привилегированного учебного заведения, находившегося под особым покровительством Екатерины II. С 1773 по 1776 год художник создает ряд больших портретов, изображающих смолянок в театральных костюмах и с музыкальными инструментами.
Параллельно со «Смолянками» Левицкий пишет в том же, 1773 году интереснейший портрет П.А. Демидова. В этом произведении полностью использованы традиции парадного портрета: здесь и фигура в торжественной позе во весь рост, и массивные колонны второго плана, и драпировка из тяжелого бархата. В соответствии с этой традицией в портрете много атрибутов, долженствующих раскрыть особенности, присущие представленному человеку. Но как смело и своеобразно Левицкий придал им интимный характер! Демидов изображен не в парике, а в домашнем колпаке, не в нарядном кафтане со звездами, орденами и лентами, а в халате. На столе размещены не бумаги, перья и другие предметы, которые должны рассказать о положении изображенного человека в государственной жизни страны, а вещи, характеризующие Демидова как страстного любителя садоводства. Особенно замечательно лицо Демидова. Оно удивительно по своей психологической выразительности. Смотря на это лицо, веришь, что изображен человек, у которого незаурядный ум и широта натуры сочетались с ничем не прикрашенным самодурством.
Портрет священника ( 1779) считается изображением отца художника. Правда, к этому времени он уже умер. Поэтому нельзя с безусловностью утверждать, что этот холст действительно является его портретом. Однако весь характер произведения заставляет верить, что здесь представлен человек, действительно интимно близкий живописцу. Изборожденный морщинами лоб, усталые старческие глаза, глубокий и внутренне значительный взгляд - все это передано художником с большой наблюдательностью. С какой-то особенной ласковостью изображает он убеленную сединами голову. Замечательна энергичная живопись портрета с широким использованием светотени, погружающей во мрак одни части изображения и делающей другие ярко освещенными.
Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) – русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода. Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко. В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым. Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I - пахарь и Екатерина II - сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств. В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту. Он некоторое время он живет в доме Н. А. Львова, знакомится с его друзьями - Г.Р.Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II. В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы. В числе его работ - великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина - Трощинского и огромный портрет Фет - Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея - слияние человека с природой. Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.
Боровиковский занимался и религиозной живописью, в период с 1804 по1811гг, участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»). Благовещение
В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. В последние годы жизни, Боровиковский активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Умер Боровиковский 6 апреля 1825 г. в Петербурге.
Щедрин Семен Федорович (1745-1804) - родоначальник русской пейзажной живописи. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы. Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 г. поступил в АХ, в 1765 г. получил золотую медаль и уехал пенсионером за границу - сначала в Париж, потом в Рим. В Париже он копировал и изучал чужие произведения, много писал с натуры - вероятно, под влиянием просветительской идеи искать красоту не только в классических образцах, но и в окружающей действительности. В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных " поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года. Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии . Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: -" кулисы" -деревья - на первом плане (в коричневатых тонах); - архитектура среди природы - на втором, центральном (в зеленых тонах); - дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм.
Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824) - первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе " живописи цветов и плодов", затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям. В Венеции Алексеев изучает знаменитых пейзажистов, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу " российского Каналетто" и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Среди его работ 1790-х гг. особенно известны " Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и " Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи. В 1800-х гг. Алексеев - уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы " Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", " Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", " Вид Казанского собора в Петербурге", " Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости". Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
Русское искусство перв. пол. XIX в. Основные тенденции в художественной жизни столетия. Общественный подъём в России после победы в Отечественной войне 1812 года. Высокий классицизм в архитектуре. Монументально-декоративная скульптура в синтезе с зодчеством. Романтизм в русской художественной культуре. Развитие портрета, пейзажа. Академическая живопись. Историческая картина. Историческая и батальная живопись, развитие портрета и жанра бытовых сиен. Расцвет национального пейзажа. Сильв Щедрин. Искусство России, как органическая часть новоевропейского художественного процесса. Классицизм — ведущий стиль первых десятилетий XIX века. Архитекторы «русского ампира» А. Н. Воронихин (Казанский собор), А. Д. Захаров (реконструкция Адмиралтейства), Ж. Тома де Томон (Биржа). Скульптура как неотъемлемая часть архитектурных сооружений. Памятники С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского и др. Деятельность К. И. Росси. Ансамблевый характер его архитектурных проектов: Михайловский дворец (Русский музей), Дворцовая площадь с аркой Главного штаба, Александринский театр с Театральной улицей и площадями. Тенденции к регулярной застройке российских городов. Новое эмоционально-романтическое содержание в произведениях О. А. Кипренского. Задушевная лирика портретов В. А. Тропинина. Поэзия крестьянской жизни в картинах А. Г. Венецианова. Творчество К. П. Брюллова. Создание картины «Последний день Помпеи» и последовавший за ним триумф русской живописи. Идейный замысел произведения А. А. Иванова «Явление Христа народу». Подготовительные этюды и зарисовки. Усиление эклектических черт в русской архитектуре, формирование позднего «романтического классицизма». О. Монферран (Исаакиевскнй собор. Александровская колонна в Петербурге). «Исторический романтизм» в зодчестве К. А. Тона (Храм Христа-Спасителя, Большой Кремлевский дворец в Москве). Сосуществование классики и романтики в русской скульптуре. И. П. Мартос «Памятник К. Минину и Д. Пожарскому» на Красной плошали в Москве. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы