Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экзистенциализм. К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю



 

Философия существования или экзитенциализм (от позднелат. Exixtentia - существование) выступила в ХХ в. одной из самых распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс ее возникновения и оформления растянулся на несколько десятилетий. Это были 20 - 50-е гг. ХХ в.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь ХIХ в. К ним относятся:

религиозно-мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855);

иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900);

интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941);

феноменологические концепции.

Близкие к экзистенциализму были позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией или человеческим существованием. Главные свойства или модусы этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия и катаклизмы). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны (1914-1918), крупным представителем этого течения был К. Ясперс (1883-1969). По образованию - медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937 г. был удален фашистами из Гейдельбергского университета, где он занимал должность профессора, за свои демократические убеждения. Основные философские труды: трехтомник «Философия», «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», «Об истине», «Философская вера», «Смысл и назначение истории» и др.

Ясперс рассматривал ставшую уже традиционной, но и поныне актуальную проблему соотношения философии и науки. Философия раскрывает внутренний смысл научной деятельности, способствует преодолению в ней узости, доктринерства и догматизма. Философия устанавливает истину, а не пресловутую «научную точность». Наука питает философию результатами своих исследовании, данными опыта и теоретическими открытиями. К особенностям научного знания, отличного от философского, было отнесено то, что наука познает не само бытие, а отдельные вещи; наука не обладает способностью направлять жизнь, устанавливать ценности и решать проблемы человека; экзистенция науки основана на импульсах, а не на поисках собственного смысла.

Поисками смыслов, прояснением экзистенции занимается именно философия. Она позволяет преодолеть ограниченность анонимного научного рационализма, игнорирующего мораль и религию, и иррационализма, который ориентируется на чувства и опьянен витальностью (замысловатость, лишенный простоты). Даже науки о человеке (например, психология) изучают его наряду с другими предметами, выводя экзистенцию «за скобки». Философская истина укоренена в индивиде, единичной экзистенции. Человек уникален и истина уникальна: Я - моя истина.

Поясняя экзистенцию, философия, по Ясперсу, одновременно устанавливает ее историчность. Все имеет свое начало, свой подъем и конец. Ничто не вечно, все истощается и угасает, экзистенция - тоже. Человечество в целом есть жизненный процесс. И оно «растет, достигает расцвета, стареет и умирает… Из аморфного материала, близкого к природе человечества, формируются культуры как исторические образования, которым свойственны закономерность развития, жизненные фазы, начало и конец» ничто не может оставаться самим собой. Об этом свидетельствует все сущее: разорванное бытие, господство раздора, повсеместность противоречий, сама экзистенциальная структура человека, который не способен реализовать свою собственную сущность совершенным образом.

Крупный мыслитель ХХ в. М. Хайдеггер (1889-1976) - один из основоположников немецкого экзистенциализма. Одновременно он был привержен и феноменологии, будучи учеником ее основателя в Германии Э Гуссерля. Поскольку философа более всего занимал фундаментальный вопрос о бытии, который он исследовал всю свою жизнь, его следует отнести и к наиболее известным специалистам в области онтологии, т. е. учения о сущем.

Немецкое издание произведений Хайдеггера включает около 100 томов. Среди опубликованных им ранних работ можно выделить в первую очередь «Бытие и время» (1927), а также» Что такое метафизика? », «О сущности основания», «Кант и проблема метафизики». В годы нацизма он написал «Учение Платона об истине», «Сущность истины». После окончания войны были созданы «Неторные тропы», «Введение в метафизику», «Что такое философия? », «Путь к языку» и др.

Коренную проблему экзистенциальности человека философ рассматривал через призму отношения «истины бытия к существу человека». Для уяснения сути вопроса вводится понятие «присутствие» или здесь - бытие, наличное бытие. В метафизике это понятие или имя употребляют для того, что «называют также экзистенция, действительность, реальность и объективность».

Он полагал, что «присутствие» это и опыт места, местности истины бытия и его осознание. Экзистирует, существуя, обладая сознанием, только человек, а не скала, не дерево, не лошадь, не ангел и не Бог.

«Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном». Способ Dasein (присутствие) - экзистенция, в которой воплощается природа и сущность человека.

Философия существования (экзистенциализм) Хайдеггера предполагала включение человека в его общественную среду, определенную историческую эпоху. Сущностный образ эпохи дает философия своим истолкованием сущего и пониманием истины. К сущностным характеристикам Нового времени он отнес пять явлений: науку: машинную технику; искусство как выражение жизни человека; культуру как реализацию верховных ценностей; обезбоживание, когда «боги улетучились. Возникшая пустота заменяется историческим и психологическим исследованием мифа».

Хайдеггер указывал на «бытие - в мире» как интерпретацию экзистенции, основополагающую черту человечного человека. Однако бытие бросило сущего человека в «заботу». Следовательно, мир «есть просвет бытия, в который человек вступает своим брошенным существом». Субъективное бытие человека оказывается одиноким, неустроенным.

Экзистенцию человека невозможно понять вне философии, а ее саму - без человека. Мы в своем философствовании не удостоверены. Философия по своей внутренней природе не обладает этим свойством, «коль скоро она человеческое дело. Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Ее истина есть, по существу, истина человеческого присутствия. Истина философствования укоренена в судьбе человеческого присутствия. А это присутствие сбывается в свободе». Так учение о бытии вывело Хайдеггера на теорию познания, авторскую концепцию истины, а через нее - к трактовке свободы человека как фундаментального признака его экзистенции.

Сама она выступает как неподлинная, когда человек поглощается массой, по-своему, анонимно представляющей его индивидуальность. Когда у человека имеется свобода выбора он ее реализует. Есть, однако, одна возможность, игнорировать которую не дано ни одному живому существу, включая человека. Она становится необходимостью и это - смерть. Ее осознание исторично и конкретно. Когда человек оказывается в пограничной ситуации между жизнью и смертью и осознает последнюю, невозможность дальнейшего существования, он обретает свое подлинное бытие. Человек становится свободным от другого выбора перед лицом собственной смерти. Бытие - к - смерти выступает как одна из основных форм подлинной экзистенции.

Хайдеггер в своем главном труде «Бытие и время» подчеркивал, что субстанция человека «есть не дух как синтез души и тела, но экзистенция». А неподлинность индивидуального человеческого существования он детерминировал наличием в обществе мрачного «господства других».

Данное господство он выразил в анонимной форме посредством выдвижения обобщенной фигуры «Man» (Человек), которая устанавливает собственную диктатуру над индивидами, подавляя их свободу, волю и т. п. Хайдеггер писал, что «Man» не есть «ни тот, ни этот, ни оно само, и не единственный и ни сумма других». По существу, этот образ - слепок с реальной жизни, подлинных отношений людей в тоталитрном и авторитарном государстве.

Во Франции оригинальным представителем экзистенциализма в ХХ в. явился Ж.-П. Сартр (1905-1980) - философ, писатель, искусствовед, общественный деятель. Известен своими романами, пьесами, очерками, памфлетами. Автор ряда философских работ: «Бытие и Ничто», «Воображение», «Эскиз по теории эмоций», «Феноменологическая психология воображения», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Критика диалектического разума» и др.

Присущий экзистенциальной философии антропологизм получил у Сартра специфическое обоснование и развитие. Ставшее традиционным определение экзистенциализма как «философии субъекта» применимо к взглядам французского мыслителя, может быть, в большей степени, чем других известных представителей данного учения. Наш исходный пункт, писал философ - «это субъективность индивида».

Он чрезвычайно остро, даже болезненно реагировал на порожденное буржуазной индустриальной цивилизацией отторжению массы людей от общества и государства, их растущее отчуждение от культуры. Серийное машинное производство породило всеобщую стандартизацию и усредненность, а «священный принцип» частной собственности создал «частичного индивида», плененного вещами. Поэтому экзистенциальная антропология направляется против закабаляющего человека вещизма.

Для этого потребовалось преодолеть философские основы последнего, которые усматривались в позитивистском толковании человека как части природы или вещи, наделенной мыслью. Одновременно французский экзистенциалист строил свою антропологическую версию на критике тех идеалистических трактовок, которые сводили бытие к мышлению, абсолютизировали дух и его определения.

Тем самым следование экзистенции привело Сартра к созданию идеи и оформлению ее в теоретическую концепцию, согласно которой человек должен быть в центре философских исследований а его свобода, внутренний субъективный мир - главный предмет экзистенциального учения. Отвергая упреки «слева» и «справа» о том, что экзистенциалисты указывают на темные стороны человеческой жизни (все гнусное, низкое, липкое и т. п.) и ущербность психологии личности (отчаяние, одиночество, страх, тревога и т. п.), он формулировал исходные принципы и особенности философии существования.

Противопоставляя ее материализму, который ведет к рассмотрению людей как предметов, философ писал, что экзистенциализм - «единственная теория», придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект… мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства».

Отличая экзистенциализм от рационалистических воззрений, в том числе Декарта с его «Я мыслю, следовательно, существую», Сартр вносит в эту максиму существенную новеллу. Он подчеркивает, что мы постигаем себя перед лицом другого и другой так же достоверен для нас, как мы сами. Таким образом, человек, постигающий себя через cogito, «непосредственно обнаруживает вместе с тем и всех других, и притом - как условие своего собственного существования». Развивая эту мысль о межличностных отношениях как факторе самовыражения и самопознания людей, он отмечал, что другой человек необходим для моего существования так же, как и для моего самопознания. Обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу. Таким образом, «открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие».

Данному тезису придается в экзистенциализме особенно большое значение. Концептуально это формулируется так: «Существование предшествует сущности». Разъясняя его, Сартр констатировал: «Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется». Человек становится таким, каким он по свободному выбору сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Вот суть субъективности, таков первый принцип экзистенциализма. Определяя себя, будучи ответственным за свою судьбу, человек ответствен и за всех людей. Но он не может выйти за пределы человеческой субъективности. В этом глубинный смысл экзистенциализма.

Видным представителем французского атеистического экзитенциализма был А. Камю (1913-1960) - философ, писатель, драматург и актер, участник Движения сопротивления фашизму, лауреат Нобелевской премии (1957). Погиб в автомобильной катастрофе. Автор философских работ «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» и др.; антифашистского романа-притчи «Чума», повестей, пьес; публицистики в 3 книгах.

Путь Камю к экзистенциализму лежал через занятия философией после окончания лицея во Французском Алжире, результатом чего явилось написание работы «О соотношении эллинизма и христианства в трудах Плотина и Августина». Развернулась и его литературная и театральная деятельность. Несомненно сказались и бурные общественно-политические события 30-40 гг. ХХ в.: приход к власти фашистов в Италии и нацистов в Германии; гражданская война в Испании (в ней Камю занял активную антифранкистскую сторону); оккупация немцами Парижа; Вторая мировая война; ожесточенная борьба политических партий в послевоенной Франции; антиколониальные движения и революции; начавшаяся «холодная война». Камю придерживался в основном левых и левоцентристских позиций.

Как философ и деятель культуры он испытывал глубокое разочарование в том, как развивается история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами людей. Его социальный пессимизм существенно отразился на трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся к человеку, его экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго определила направление творчества философа и писателя. Нередко она сопровождалась отходом от ставших традиционными канонов философии существования.

Уже осенью 1940 г. в Лионе, когда началась работа над первым крупным философским трудом «Миф о Сизифе», Камю изложил свое понимание человеческого бытия таким образом: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Все остальное автору книги представлялось второстепенным: какие измерения имеет мир, сколькими категориями руководствуется разум. Названную им проблему он рассматривал в рамках рассуждений о смысле жизни в условиях господствующего в мире абсурда и ежедневной омерзительной скуки, безотрадного существования.

«Сам по себе мир просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать». Абсурд в равной мере зависит от человека и от мира. Пока что это единственная связь между ними. Он скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть. И в этом состоянии абсурда нужно жить. Критически относясь к тезису С. Кьеркегора о том, что человека от пустоты и отчаяния спасает сознание, Камю негативно высказывался и о самой философии существования, как она сложилась к началу 40-х гг. «Я решусь назвать экзистенциальный подход философским самоубийством». Это движение мысли, которым она «отрицает самое себя и стремится преодолеть себя с помощью того, что ее отрицает. Отрицание и есть бог экзистенциализма. Точнее единственной опорой этого бога является отрицание человеческого разума».

Человек разучился надеяться. Ад настоящего сделался наконец его царством. Завтрашнего дня нет. И отныне «это стало основанием моей свободы… Исходная тема экзистенциальной философии сохраняет всю свою значимость. Пробуждение сознания, бегство от сновидений повседневности - таковы первые ступени абсурдной свободы».

Если в данной работе «Миф о Сизифе» Камю все экзистенциальные проблемы (как он их понимал) развивал вокруг идей самоубийства, абсурда и обусловленного этим поведения абсурдного человека с адекватной свободой, то в книге «Бунтующий человек» в центре философского анализа - бунт личности. Выводя из своего философского кредо - человеческого абсурда - три следствия: бунт, свободу и страсть, писатель сопрягает их в нечто целое, единое. Человек прибегает к бунту из-за того, что вокруг него творятся убийства, несправедливость, беззакония, готовятся и ведутся бесконечные войны, государственный террор. Трагедия философии состоит в том, что она все это пророчествует и оправдывает. Бунтующий человек всему, что его окружает, говорит, наконец, «нет». Это реакция раба, всю жизнь повиновавшегося «господским распоряжениям».

В книге рассматриваются метафизический, исторический бунты с их многочисленными проявлениями. «Метафизический бунт - это восстание человека против своего удела и против всего мироздания. Этот бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели человека и Вселенной».

Исторический бунт зримо выражен в революциях с их стремлением реализовать свободу. Без нее несправедливость представлялась бунтарям немыслимой. Однако приходит время, когда справедливость требует временного отказа от свободы. «И тогда революция завершается большим или малым террором». Бунт охватывает и искусство, так как революционеры и реформаторы изгоняют красоту, враждебны искусству, устраивают над ним судилище. Так было в революционной Франции и России. Искусство «приобщает нас к истокам бунта в той мере, в какой оно наделяет формой ценности, неуловимые в потоке вечного становления…».

Философский труд венчает то, с чего он начинался. Нам нужно расстаться с эпохой. В очистительном бунте наконец-то рождается подлинный человек. «Тетива натянута, лук скрипит, напряжение все сильней - и прямая жесткая стрела уже готова устремиться в свободный полет».

Таким был своеобразный, до предела социологизированный и идеологизированный экзистенциализм Камю, развившего в ХХ в. многие идеи иррационализма, волюнтаризма и нигилизма своего известного предшественника, ставшего изгоем цивилизации, философа-бунтаря Ф. Ницше.

Мировоззренческие взгляды экзистенциалистов получили разную оценку со стороны других западных философских школ, в центре которых - изучение человека. В 70-80-е гг. влияние экзистенциализма как самостоятельного философского течения стало заметно ослабевать, уступая место другим направлениям западной социальной мысли.

 

Персонализм. Э. Мунье

 

Это философское течение своими корнями уходит в этику античной эпохи, философию эпохи Возрождения, учение о монадах Г. Лейбница. Его питали идеи западноевропейского просвещения и либерализм Нового времени.

В США основателем персонализма (лат. Persona - личность, особа) был Б. Боун (1847-1910), а ведущими его представителями явились Р. Флюеллинг (1871-1960) и Э. Брайтмен (1884-1953). В Англии персоналистические взгляды развивали Х. Керр (1857-1931 и др. в Германии - В. Штерн (1871-1938). Во Франции - Э. Мунье (1905-1950).

Социальный философ, католик Э. Мунье издал по проблемам человека и связанным с ним вопросов (демократия, власть, государство, национальные, религиозные отношения) ряд работ: «Манифест персонализма», «Свобода под условием», «Введение в экзистенциализм», «Маленький страх двадцатого века», «Персонализм».

Оформление персонализма было непосредственно связано с выходом в свет журнала «Эспри» в 1932г. Основанный Мунье журнал «Дух» объединил группу интеллигенции разной общественной и политической ориентации, пытавшейся выход из глубокого мирового кризиса 1929-1933 гг. и связанных с ним серьезных социальных и духовных потрясений. Французская группа интеллектуалов поставила в центр своих исследований именно личность, ее универсум. Персонализм Мунье отличался среди других национальных школ и в среде своих коллег особым своеобразием.

Данная разновидность персонализма базировалась на основательном фундаменте предшествующих учений о человеке - от Сократа, христианства, Канта до Ясперса и русских писателей и мыслителей: Достоевского, Толстого, Бердяева. Однако концепция человека у Мунье не дублировала эти учения.

Центральная проблема персонализма - существование свободных и творческих личностей. Личность - это то в каждом человеке, что не может рассматриваться как объект. Нельзя человека ставить в один ряд с камнями, деревьями. Личность - единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри. Являясь повсюду, она нигде не дана заранее. Личность есть «живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями, которая реализуется и познается в действии, каким является опыт персонализации.

Мунье считал спиритуалистическими (лат. Spiritualis - духовный) концепции, делящие человека на две независимые части: материальную и духовную. Он перечеркнул эту схему. Персонализм противоположен спиритуализму. человек - тело и дух, он весь - тело и весь - дух. Об этом свидетельствует материализм, нерушимый союз души и тела - ось христианства. Действуют противоположные тенденции - постоянная тенденция к деперсонализация и движение персонализации.

Между людьми существуют различные коммуникативные связи и у них должно быть что-то общее. Вызывает отвращение мысль о неизменности человеческой природы; человек неисчерпаем. Но нельзя впадать и в другую крайность, отрицая какую бы то ни было сущность или структуру человека. «Если бы человек был таким, каким сам себя сделал, то не было бы ни человека вообще, ни истории, ни человеческой общности». Одна из ключевых идей персонализма - мысль о единстве человечества, существующего в пространстве и времени. С этим связаны идеи равенства и справедливости.

Положение человека в обществе крайне противоречиво, что наглядно проявляется в его взаимоотношениях с внешними условиями существования. «Окруженный со всех сторон продуктами собственной деятельности, современный человек, как никогда ранее, лишен возможности управлять средой своего обитания». Этим объясняется популярность учений об абсурдности мира и одиночестве человека, свидетельствующие об упадке и бессилии нашего времени, его закате.

Указав на это обстоятельство, Мунье развил концепцию «вовлечения», предусматривающую сохранения равновесия человека, его удержание от эгоцентризма и нарциссизма (самовлюбленности). Согласно этой концепции человек осуществляется тогда, когда он не теряет связи с семьей, классом, эпохой, в которой он живет. Формула вовлечения: «Я» - здесь - теперь - среди людей - со своим прошлым. Следует пересмотреть понятие ответственности человека перед собой и обществом. Это должно бьыть способом его существования в раздробленном и порабощенном мире. Радость бытия и трагизм существования связаны друг с другом неразрывно.

Вовлечение охватывает и такие области, как познание и воспитание. И здесь оно противостоит самоизоляции человека, «чистоте» его эгоистического, индивидуализированного бытия. Такое понимание «чистоты» может нанести урон духовной жизни. В центре внимания тогда оказывается самосохранение субъекта в процессе его деятельности, верность себе, а не свобода и творчество.

Происходит разложение классического представления о человеке. Такое представление повсюду вызывает дикую злобу. Театр, литература, живопись ожесточаются против человеческого существа. Одни заняты разоблачением разума и во всем разумном видят абсурд; другие искажают чувства; третьи не видят ничего вокруг кроме враждующих рас; четвертые - ничего кроме классовой борьбы. А философы приходят к заключению, что у человека «нет сущности, как нет и природы. Человек - это пребывающее в движении ничто, которое строит мир в соответствии с иллюзиями».

Дистанцируясь от таких антигуманных трактовок человеческого бытия, Мунье рассматривал комплекс противоречивых проблем, относящихся к философской антропологии. Среди них проблемы культуры, отчуждения человека, духовность, коллективизм, свобода и необходимость, высшие ценности личности, семья, межэтнические отношения, религия.

Большое внимание Мунье уделял анализу борьбы вокруг идей персонализма. Однако он не увековечивал созданное им учение. «Придет время, когда слово «персонализм» забудется, поскольку не нужно будет привлекать внимание к тому, что станет привычным для человека»

Заслугой французского персонализма явилось то, что он в учении о человеке нашел хотя и не бесспорную во всем, но свою собственную систему взглядов, выделяя или противопоставляя себя в отношении экзистенциализма, марксизма, а также различных рационалистических, анархистских, сциентических и технико-индустриалистских концепций в области философской антропологии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь