Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Прагматизм. Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи



Отличительной чертой прагматизма является его сугубо американское происхождение. Это национальная американская философия. Родоначальник прагматизма - Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). Он был философом, логиком, математиком, естествоиспытателем, профессором в Балтиморе, Бостоне, Кембридже. Основатель семиотики (лат. semeion - знак) - науки, изучающей знаковые системы, включая формализованные языки, используемые учеными разных специальностей. Поскольку невозможно мыслить без знаков, сам мыслящий человек - знак. Таково основание познания.

Теоретическое объяснение нового философского метода, получившего название прагматизм, изложении Пирсом в его двух работах второй половины 70-х гг. ХIХ в. - «Как сделать ясными наши идеи» и «Фиксация веры». В 8-ми томном собрании сочинений философа они являются отправными для понимания типично американской концепции необходимости и важности практического успеха в жизнедеятельности человека. Значение, смысл понятий определяются не результатом формально-логического анализа внешнего объекта познания.

«Прагматическая максима» Пирса основана на том, что истинность объекта оценивается в прямой зависимости от процесса и результативности познавательной деятельности субъекта познания - человека, общества. «Мы достигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета». Введенный философом «принцип Пирса» включал два принципиальных момента:

значение идей заключается в последствиях их практического осуществления (1);

последние суть не что иное, как человеческие ощущения (2).

Тем самым автор данного принципа в теории познания занял позиции, сходные субъективному идеализму Дж. Беркли.

Дальнейшая эволюция прагматизма связана с философией У. Джемса (1842-1910) - американского психолога, физиолога и философа, профессора Гарвардского университета. Ему удалось превратить прагматизм в одно из ведущих течений начала ХХ в. тем, что он трактовал его как наиболее радикальную разновидность эмпиризма, к тому же как наименее критичную к философским течениям прошлого. Преимущества прагматизма философ видел в том, что он обращен к конкретным вещам и фактам, избегая абстракций, вербальных решений, априорных оснований, фальшивых принципов, замкнутых систем, ложных абсолютов.

Джемс противопоставлял такого рода эмпиризм рационализму. Более того, он отстаивал идеи примата первого над вторым: прагматизм «…обращает свой взор к будущему, рационализм глядит назад, на прошедшую вечность…». американский теоретик отрицал наличие объективной истины, полагая истинным то, что отвечает практически успешным действиям человека. В этом состояла сущность выдвинутого им «прагматического критерия». В соответствии с ним если окажется, например, что «…религиозные идеи имеют ценность для действительной жизни, то, с точки зрения прагматизма, они будут истинны в меру своей пригодности для этого…».

Таким образом, американский философ подходил к истине с позиций ее инструментальности и полезности для человека. Свобода, возможности людей должны превалировать над догматическими претензиями на окончательную истину. К тому же явления этого мира подлежат суду высшего закона: суд и исполнение приговора «…следуют непосредственно одно за другим и неразрывно между собой связаны…». Во всем этом просматривается субъективно-идеалистический и религиозно-мистический подход к таким вопросам, как опыт, познание, истина.

Непосредственный чувственный опыт, по Джемсу - единственная реальность, а психика человека - нескончаемый витальный поток сознания (stream of thought). В нем непрерывно сменяются унаследующие друг от друга мысли, психические состояния субъектов. Его учение об эмоциях явилось одним из источников современного бихевиоризма (англ. Behavior - поведение), который сводит познание к образованию у организма условных реакций.

Джемс большое внимание уделял проблемам человека, его нравственности, ценностным ориентациям. Он ставил вопрос об освобождении человека от тотального господства вещей, культа науки и техницизма, чтобы он мог выстоять в вековой борьбе света против тьмы, права против произвола, любви против зла. «Зло нужно выкинуть, выбросить за борт, через него нужно перешагнуть и принять участие в образовании такого мира, который забудет о самом его имени и месте…». Так в философии Джемса обнаруживаются гуманистические черты.

Качественно новые элементы внес в прагматизм Джон Дьюи (1859-1952) - влиятельный американский философ, социолог, педагог, основатель «Чикагской школы» прагматизма. Он разработал особую разновидность этого философского течения - инструментализм, или гуманистический натурализм. Как теоретик прагматизма известен такими работами, как «Реконструкция в философии» (1920), «Опыт и природа» (1925), «Логика: теория исследования» (1938), «Единство науки как социальная проблема» (1938), «Теория оценки» (1939), «Человеческие проблемы» (1946) и др.

Исследуя творчество Дьюи, в своем труде по истории западной философии Б. Рассел отмечал: «со строго философских позиций основное значение работ Дьюи - в его критике традиционного понятия «истины». Эта критика объединена им в теорию, названную «инструментализмом». В чем же состоит суть данной критики? Ее автор исходил из того, что истина в истории философии традиционно представляется как понятие статичное и окончательное, абсолютное и вечное. Между тем мышление - это эволюционный процесс и познание должно приспосабливаться к изменяющейся среде; познание отличается практичностью.

По Дьюи нельзя считать критерием истинности знания как в философии, так и в науке формально-логическую рациональность и непротиворечивость. Это спекулятивный, умозрительный подход, которому необходимо противопоставить целесообразность, заинтересованность и мотивированность действий, направленных на выяснение истины. В процессе мышления важно иметь «…предположение о том, что именно следует сделать для достижения данных целей, или образ действий…».

Философ считал все то, что относится к познавательной деятельности: цели, идеи, принципы, формы и методы, законы лишь «инструментами» (орудиями, ключами, планами действий), назначение которых - приспособление к внешней среде, достижение успеха в каждой конкретной ситуации. Отсюда и «инструментализм» как форма прагматизма. Она гуманистична, поскольку служит потребностям и интересам человека.

Таким образом, истинно то, что целесообразно и полезно, что приносит успех и преуспеяние. Объективной истины нет! Она не существует как таковая. Ее можно рассматривать только как нечто тождественное полезности. Таково последнее слово философии прагматизма в учении о познании, об истине.

Инструментализм Дьюи распространил и за пределы гносеологии, применив его к анализу проблем социальной философии. Так была создана инструментальная теория прогресса или мелиоризм. Причем, если в постижении истины важен и ценен, прежде всего, результат, то в мелиоризме главное - сам процесс исторического развития, не цель и смысл движения, а само это движение. С релятивистских позиций он разрабатывал также проблемы философской аксиологии (теории ценностей); в работе «Либерализм и социальное действие» (1935) критиковал тоталитаризм и отстаивал идеи демократии.

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм (англ. Behavior - поведение) - ведущее направление американской социальной психологии и философии в ХХ веке. Данное направление считает, что главным предметом как социальной психологии, так и антропологии в философии является не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Родоначальником бихевиоризма считается Э. Торндайк (1874-1949). Программа и термины были предложены в 1913 г. Дж. Уотсоном (1878-1958). Наибольшего развития бихевиоризм достиг в 20-е гг. ХХ в. В эти годы идеи и методология бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединенные в США в качестве «бихевиориональных наук», т. е. изучающих поведение.

В 30-е гг. ХХ в. возникло течение необихевиоризма (Э. Толмен (1886-1959), К. Халл (1884-1952).). Пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул - реакция», они ввели в нее опосредованное звено - «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь