Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психоанализ. З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм



 

В специальной литературе под психоанализом (греч. Psyche - душа) понимается психологическое учение о бессознательных психических процессах и мотивациях. Родоначальником психоанализа стал австрийский ученый и врач, невропатолог и психиатр З. Фрейд (1856-1939).

Основные работы ученого: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность цивилизацией» (1929) и др. Спасаясь от нацистского террора в отношении евреев, Фрейд бежал в Великобританию, где вскоре умер от раковой болезни. Разрабатывая общую и специальную теорию и методы психоанализа Фрейд сосредоточился прежде всего на выяснении природы человеческой психики. В ее структуре он на основе теоретических исследований и экспериментальных наблюдений выделял три области, взаимосвязанных между собой: бессознательное, предсознательное и сознание. Область бессознательного, считал ученый, представляет собой глубинную внутреннюю основу психики, определяющим образом влияющую на подсознание и сознание людей, импульсы и мотивы их поведения. В психической системе бессознательного (Unbewusste) рождаются неврозы, возникают подспудные влечения, желания, комплексы инстинктивного характера.

По другой терминологии, психический аппарат человека представляет Оно с двумя врожденными инстинктами. Первый из них - половой инстинкт, или сексуальное влечение - Libido. Фрейд, подчеркивая его природный характер, писал: «Либидо, совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище».

Данный инстинкт, эрос, выражает волю человека к жизни и любви; это инстинкт жизнеутверждения, продолжения рода. Ему противостоит другой инстинкт - разрушения и смерти, или танатос, в котором концентрируется зло, агрессивное в человеке. Это начало древние римляне выражали тезисом «Homo homini lupus est» - «Человек человеку волк».

В пирамиде психики Оно лежит в ее основе как нечто бессознательное и инстинктивное, а на вершине - Я или Эго и сверх-Я (супер-Эго). В последнем выражены требования к индивиду (появляется на пятом году жизни) со стороны родителей, воспитателей, общества в целом. На индивида (Я) воздействуют, таким образом, противоположные силы. Инстинктивные силы Оно возбуждают и требуют удовлетворения инстинктов, а социальные силы (сверх-Я) стремятся направить эти инстинкты в общественно безопасное, цивилизованное русло.

Отсюда огромное значение воспитания людей, их социализации (вхождения в общество), начиная с детского возраста, когда появляется и усиливается действие «эдипова комплекса» - инстинктивного эротического влечения детей и подростков к родителям противоположного пола.

Когда воспитание не достигает своей цели - сдерживание врожденных инстинктов, их сублимации, когда не срабатывает внутренняя и внешняя «цензура» (контроль) над поведением индивидов, тогда могут появиться и даже стать неизбежными тяжелые неврозы, разрушающие психику человека. Это относится в первую очередь к половым инстинктам, эротике, где воспитание ограничено определенными естественными преградами. «И подверженности воспитательным воздействиям молодой личности, как правило, приходит конец, когда ее сексуальные потребности окончательно просыпаются».

Особенностью учения психоанализа является то, что оно не ограничивалось изучением психических (прежде всего бессознательных) процессов, относящихся к отдельным людям (включая такое влечение, как нарциссизм). Ученый распространял свои выводы в данной области на общество в целом, его историю, на такие социальные явления, как культура, религия, мораль, война, экстраполяция угнетающих индивида инстинктов на общественную жизнь приводила Фрейда и фрейдизм к таким обобщениям и выводам, которые обусловили неправомерную психологизацию многих социальных явлений и процессов, придания им роли объектов невропатологии.

Получалось, что в обществе невозможно отказаться «ниот метода принуждения к культурной работе, ни от принципа господства меньшинства над массой, так как масса ленива и инертна, не любит отказываться от влечений». говоря коротко, широко распространены два человеческих свойства: именно то, что «люди ленивы и что всякие убеждения бессильны против их страстей».

Фрейд подчеркивал роль науки в жизни общества и в научной работе выделял ряд моментов, которые считал решающими для ее понимания. К ним он относил то, что наша природная организация (психический аппарат) сформировалась в целях познания внешнего мира и сама она есть составная часть того мира, который мы исследуем. Исходя из этого, Фрейд полагал, что мы полностью очертим весь круг задач науки, когда будет учтено своеобразие нашей природной организации и все то, что на нее воздействовало. Его точка зрения состояла в том, что проблема устройства мира «без отношения к психическому аппарату нашего восприятия представляет собой чистую абстракцию, не имеющую практического интереса».

Фрейдистское учение оказало значительное влияние не только на развитие современной психиатрии и психологии, но и на другие направления общественной мысли, включая философское учение о человеке. На основе этого учения получил развитие неофрейдизм (К. Юнг, Э. Фромм и др.); оно нашло отражение в искусстве, культуре, творческой деятельности таких писателей, как У. Фолкнер, Т. Драйзер, С. Цвейг, известного итальянского кинорежиссера Ф. Феллини и др.

Психоаналитические взгляды Фрейда по-разному были восприняты психологами и философами. Некоторые из тех, кто вначале его активно поддерживал, впоследствии отошли от ортодоксального фрейдизма, сформулировали свои собственные оригинальные психологические концепции. Это относится к швейцарскому философу и психиатру К.Юнг (1875-1961) - одному из признанных основателей так называемой глубинной психологии (Tiefenpsychologie). В целом она продолжает и развивает фрейдовскую идею о фундаментальной роли бессознательного в психике человека. Однако уже к 1913 г. у Юнга сложится отличный от Фрейда взгляд на то, что является определяющим в структуре бессознательного. Таковым могут выступать не обязательно половые влечения, либидо, но и другие факторы, составляющие в совокупности всю глубинную психическую энергию.

Юнг - автор значительных работ в области «аналитической психологии». В 1915 - 1928 гг. было предпринято и в 1938 г. завершено зарубежное 3-х томное издание трудов автора на русском языке. На Западе неполное собрание сочинений ученого составило 20 томов.

Юнг ввел в научный оборот новые понятия, среди которых одним из основных является «коллективное бессознательное». Это вотчина различных представлений, но не индивидуальной, общечеловеческой и даже общеживотной психики. Непосредственным проявлением коллективного бессознательного выступают мифологические мотивы и образы. Оно является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, - эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации. «Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют - архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Особенно это касается религиозных представлений, а также научных, философских и моральных понятий. Их можно рассматривать как варианты древних представлений. Функция сознания заключается здесь в том, чтобы с помощью разума узнавать мир внешнего и творчески переводить мир внутренний во внешнее.

Коллективное бессознательное проявляется у массы людей как нечто над личное и сверхличное, благодаря чему образуется общее бессознательное содержание душевной жизни, которое конкретизируется инвалидами с присущими им комплексами.

Юнг дал им соответствующую характеристику. Опыт показывает, что комплексы всегда являются причиной либо следствием конфликта. Им присущи шок, потрясения, неловкости, несовместимости, больные точки. Они всегда содержат «воспоминания, желания, опасения, обязанности, необходимости или мысли, от которых никак не удается отделаться, а потому они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь». В то же время комплексы - центр или узловой пункт душевной жизни, без которых она была бы чревата застоем. Первая форма комплекса - родительский.

К этому вопросу ученый возвращался во многих своих работах, с позиций аналитической психологии исследовал особенности комплексов человека, осуществлял сравнение психологических типов. Так, он сопоставлял данные типы, выводимые в психоанализе З. Фрейда и в «индивидуальной психологии» А. Адлера (1870-1937). Для фрейдизма характерна установка на центробежное движение. Человек ищет удовлетворения и счастья в мире объектов. Психология Адлера, напротив, главную роль отводит центростремительному движению. Оно властно утверждает первенствующее значение субъекта, который стремится к освобождению от подавляющего гнета жизни.

По существу речь шла о принципиально разных психологических типах людей, что проявляется в их различном внешнем поведении. Юнг не выступил арбитром между учителем и бывшим учеником. Он философски рассудил, что будущему предстоит трудная задача. А именно - «выработать психологию, которая считалась бы с обоими психологическими типами».

Свою собственную точку зрения Юнг изложил, руководствуясь позицией, которая отличалась от пансексуализма фрейдистской психологии. Он полагал, что либидо не должно трактоваться как основной инстинкт, с которым человек не в состоянии справится. Аналитическая психология призвана решить существенную задачу «обессилить через распутывание те занятые либидо комплексы, которые стоят препятствием к целесообразной жизни».

Школа неофрейдизма представлена в целом и в научных трудах э. Фромма (1900-1980). Он был энциклопедически образованным философом, социологом, психологом, политологом, этиком, религиоведом, деятелем культуры. Фромм - ученик Фрейда, ставший одним из классиков неофрейдизма. Родился в еврейской семье во Франкфурте, получил социологическое образование в Гейдельбергском университете (Германия). С приходом к власти нацистов в 1933г. эмигрировал в США. С 1949-1974 гг. работал в Мексике, основав там психоаналитический институт. Автор двух десятков книг, среди которых «Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Психоанализ современного общества» (1955), «Здоровое общество» (1955), «Образ человека у Маркса» (1961), «Неподчинение как психологическая и моральная проблема» (1963), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).

Выделяя в многогранной научном творчестве Фромма неофрейдистскую проблематику, следует указать на то, что для него в значительно меньшей степени присуща биологизация человеческой природы. Он рассматривал ее преимущественно с социальных позиций, обосновал смещение центра психоаналитического анализа от бессознательных инстинктов индивида к проблематике социальных неврозов, исследованию паталогии цивилизованных сообществ. В основу такого исследования была положена идея о том, что здоровым является общество, соответствующее потребностям человека.

Фромм выяснил, что объективно является потребностями человека, поскольку для него субъективно даже наиболее патологические цели могут восприниматься как самые желанные. Задача состоит в том, чтобы продолжить рассмотрение роли общества в становлении человека. При этом предстоит исследовать «как благотворное влияние общественной жизни на человеческое развитие, так и периодически возникающие конфликты между природой человека и обществом, а также последствия этих конфликтов, особенно в современном обществе».

При изучении человека, его внутреннего духовного мира Фромм преодолел фрейдистское толкование доминирующего влияния либидозных влечений на личную и социальную жизнь человека, биологизированных в своей изначальной основе. На человека, его поведение влияют различные факторы: как биологические, так и социально значимые - экономические, политические, духовные, которые необходимо рассматривать в определенном единстве, комплексно.

Одновременно Фромм подверг резкой критике поверхностные экзистенциально-психоаналитические взгляды, заимствованные у Сартра или Хайдеггера как некие «эрзацы» теории Фрейда. Человеку реально присущи «синдром распада», который побуждает его разрушать ради разрушения и ненавидеть ради ненависти, и «синдром роста». Он состоит из любви к живому, к человеку и независимости. По мнению философа, лишь у немногих людей один из этих двух синдромов получил полное развитие. Однако нет сомнения, что «каждый человек движется в определенном, избранном им направлении: к живому или мертвому, к добру или злу.

Своего рода итогом научной деятельности в области реформирования системы фрейдовского психоанализа стал фундаментальный труд «Анатомия человеческой деструктивности». В нем содержится глубокое философское осмысление разрушительных процессов, зла, которые преследуют человеческое существование на различных уровнях - от индивида до мирового сообщества.

Казалось бы, что изучение темного, «дионисийского» начала в жизни человека и человечества могло бы обескуражить исследователя, повергнуть его в отчаяние и уныние. Однако Фромм остался и здесь верен принципам гуманистического радикализма, который призван вскрыть корни бед человека и освободить его из плена иллюзий.

Он заявил о необходимости радикальных перемен - и не только в экономических и политических структурах, но и в наших личностных и поведенческих структурах, т. е. во всей системе ценностных ориентаций человека. «Радикальный критический разум лишь тогда бывает плодотворным, когда он выступает в единстве с бесценным человеческим даром, имя которому - любовь к жизни».

 

Герменевтика. Х.-Г. Гадамер

 

Издавна герменевтику (греч. Hermeno - разъяснять) определяют как искусство и теорию истолкования или инерпретации текстов. Традиционно в ней выделяют объективную сторону, связанную с исторически сложившимися вариантами и традициями в трактовке грамматического значения слов, и субъективную сторону, обусловленную целями и подходами тех людей, которые интерпретируют соответствующие тексты. Речь может идти об исторических, научных, религиозных и других устных высказываниях и письменных материалах.

Герменевтика ХХ в., сохраняя общую преемственность с древнегреческими (эллинистическими) традициями, явилась непосредственным продолжением взглядов на это изучение, выраженное немецкими философами Ф. Шлейермахером (1768-1834) и В. Дильтеем (1833-1911). В работе последнего «Введение в науки о духе» (1883) и особенно «Возникновение герменевтики» (1900) учение об истолковании текстов рассматривалось как своего рода посредник между философией и историческими науками. Его цель - служить методом познания общественных явлений, исходя из субъективных представлений о них исследователя (исторического деятеля, ученого). Тем самым выхолащивалось объективное содержание текстов и за философией, психологией, герменевтикой признавались лишь функции духа, т. е. истолкования социальной действительности вне ее внешних детерминаций.

В ХХ в. была продолжена и развита эволюция герменевтической философии в лоне экзистенциализма (его онтологической составляющей) Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.). одним из признаныхоснователей современной герменевтики считается Х.-Г. Гадамер (1900-2005). будучи большим почитателем Гегеля, учеником Хайдеггера, он сформулировал ее главные онтологические, гносеологические и методологические принципы, указал на важнейшие герменевтические нормы и правила, складывающиеся исторически и получившие новый философский и научный статус в наше время. Ему принадлежит большая заслуга в наметившемся стремлении преодолеть затянувшуюся на целое столетие тенденцию развития крайности иррационалистической философии, начиная с «философии жизни» Бергсона и Ницше. Громадный пргресс науки в ХХ в. потребовал адекватной реакции со стороны философии, и герменевтика в итоге своими средствами и возможностями ответила на сциентистский вызов.(Герменевтика: история и современность. (Критические очерки). М., 1985.)

В известном смысле философия всегда герменевтична, поскольку ее функцией является диалектическое сопоставление различных точек зрения, оценок, мнений, то или иное истолкование текстов в процессе диалога и полилога. Не случайно в герменевтике языку отводится центральное место. Еще Шпейермахер утверждал, что единственной предпосылкой герменевтики является язык. Дильтей разрабатывал проблемы языка в своих «науках о духе». Гадамер подчеркивал, что герменевтическая проблема состоит не в правильном пользовании языком, а в истинном взаимопонимании по тому или иному поводу, осуществляемому в среде языка. Это - универсальная среда герменевтического опыта. В ней осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование.

Существенно необходимым Гадамер считал выяснение соотношения философии и науки, выделяя в нем ряд аспектов. Философия не рассматривает научное исследование как самоцель, а делает проблемой, наряду с сбственно философской постановкой вопроса, также условия и границы науки во «всеобщности человеческой жизни». В современную эпоху наука все больше проникает в общественную практику. При этом она может осуществлять свою социальную функцию соответствующим образом лишь тогда, когда не скрывает своих границ и условности своего поля деятельности. В век, когда до суеверия верят в науку, все это должна прояснить именно философия. Вот почему внимание к истине и методу имеет непреходящую актуальность.

Из того, что было отмечено, Гадамер сделал вывод, что философская герменевтика преодолевает одностороннюю ориентировку на факт науки. Он также заметил, что и сама герменевтика занимает соответствующее место в теории науки; полагал важным, перешагнув ограниченный горизонт интересов научно-теоретического учения о методе, примирить философию и науку.

Необходимо, чтобы герменевтика выступала как самосознание человека в современную эпоху науки. Целесообразно утверждение независимости того познавательного вклада, который относится к практике. Гадамер высказывал убеждение, что философия «поможет нам отгородиться от технического самосознания научных понятий Нового времени». Этому, считал он, способствует масштабность философских вопросов, которые окружают герменевтическую проблематику.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь