Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неопозитивизм. М. Шпик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн



 

Позитивизм (лат. Positives - положительный) возник во Франции. Его родоначальником был философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Так в своем развитии внутри философского знания впервые возникло и оформилось антифилософское течение. Его главным принципом стало утверждение: «Каждая наука - сама себе философия».

Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше якобы не нуждаются в философской теории и методологии. Прогресс естественных наук и обществознания (в первую очередь социологии) будто бы лишил философию ее традиционных функций и предмета. Этот расхожий тезис распространяется на Западе уже свыше полутора столетий.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основных этапа.

Первый этап восходит к 30-40 гг. ХIХ в. и связан с возникновением и оформлением позитивизма О. Конта и его последователей Д. Милля и Г. Спенсера.

Второй этап представляли в 70-80-е гг. ХIХ в. Э. Мах, Р. Авенариус. Это позитивизм эмпириокритиков.

Третий этап характеризуется деятельностью так называемого Венского кружка, куда входили в 20-е гг. ХХ в. М. Шпик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, О. Нейрат. В 30-40-е гг. произошло объединение членов кружка с родственными группами в Великобритании и США. Это и есть неопозитивизм.

Четвертый этап

Сложился в 50-70-е гг. на основе критики прежних позитивистских концепций. Возникает постпозитивизм. Его ведущий и наиболее известный представитель - К. Поппер.

Таким образом, два этапа в развитии позитивизма относятся к ХIХ в. и два - к ХХ в. кратко рассмотрим содержание и особенности неопозитивизма.

Основателем Венского кружка (появился в 1922г.) философов и ученых стал М. Шпик (1882-1936), который возглавил кафедру философии индуктивных наук Венского университета (после Маха). Он был физиком и философом. Свои идеи в области логического позитивизма или эмпиризма он изложил в таких работах, как «Всеобщая теория познания» (1918), «Позитивизм и реализм» (1932), получивших широкий отклик в философских и научных кругах. Кружок поддерживал связи со многими выдающимися учеными: математиками, физиками, включая А. Энштейна и М. Планка. В 1938 г. Венский кружок распался в связи с приходом к власти нацистов и отъездом его членов в Великобританию и США.

Наиболее существенным вкладом Шпика в теорию познания на Западе считают то, что он первым сформулировал принцип верифицируемости или верификации (лат. verus - истинный и facio - делаю). В соответствии с ним эмпирическое подтверждение (проверка) теоретических положений науки осуществляется путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, экспериментальными данными и показаниями органов чувств человека. Верификация была признана одним из основных понятий логического позитивизма; ее автор считал это поворотным моментом в философии.

Последнее утверждение нельзя признать справедливым и правильным по двум причинам:

Во-первых, задолго до Шпика, в 1845 г. К. Маркс сформулировал принцип, согласно которому критерием истины выступает практика.

Во-вторых, верификация предполагает, что истина может быть установлена исключительно эмпирическим путем, посредством фактов. Однако философия и наука свидетельствуют, что не все проблемы поддаются эмпирическому решению. Сама практика - понятие значительно более широкое и емкое, чем опыт, эксперимент.

Активным членом Венского кружка являлся философ, логик Р. Карнап (1891-1970). Ему принадлежит ряд работ неопозитивистского содержания: «Логический синтаксис языка» (1934), «Исследования по семантике» (1942-1947), «Значение и необходимость» (1947), «Введение в символическую логику» (1954). Работал Венском, Пражском университетах, после эмиграции В США - в Калифорнийском университете.

Карнап как позитивист отрицал общетеоретическую и методологическую функции философии, наделял ими логические процедуры науки, использующие возможности математической логики. Ограничивал опыт человеческими ощущениями и представлениями. Выступал с позиций конвенционализма (лат. convention - договор, соглашение), полагая, что понятия науки могут быть произвольно приняты (или отвергнуты) в результате договоренности между учеными и специалистами.

Концепция конвенционализма в той или иной форме стала присущей не только собственно позитивистским теориям, но и прагматизму, операционализму (лат. operatio - действие). Последнее субъективно-идеалистическое течение было основано П Бриджменом - американским физиком и философом, лауреатом Нобелевской премии (1946), который в 30-е гг. сотрудничал с учеными Венского кружка.

Карнап рассматривал логику науки в качестве логического синтаксиса или формальной лексики научных исследований и с точки зрения семантики, когда анализируется смысловой язык науки. Семантический подход философ использовал с целью построенияединой системы формальной логики. Он занимался также изучением знаковых систем (семиотикой).

Проблемы логики языка науки были предметом теоретических изысканий и Л. Витгенштейна (1889-1951). Будучи одним из основателей аналитической философии, которая призвана была совершенствовать ее понятийный аппарат, он доказывал необходимость отказа от философских суждений, носивших общетеоретический, мировоззренческий характер. К ним относились и философские универсалии, известные со времен Платона. Законы, категории философии, даже целые ее разделы, как этика и эстетика, были отвергнуты как умозрительные и бессодержательные. Все это неопозитивисту представлялось излишним, ненужным для развития современной науки. Его «Логико-философский трактат» (1921) ориентировал на постепенную трансформацию философского знания в общенаучное и частнонаучное, а категориального аппарата философии - в язык препарированной математической логики. Иначе философские категории теряют свой научный смысл и статус.

В этом плане Витгенштейн, развивая концепцию логического атомизма, выдвинутую в работах 1914-1918 гг. Б. Расселом, утверждал, что мир есть совокупность атомарных фактов, не связанных друг с другом. Соответственно, всякое знание - совокупность атомарных предложений, отличающихся своей дискретностью (лат. discretus - прерывистый, состоящий из отдельных частей) и единичностью. Философии в подобной совокупности не находилось места.

Логический атомизм привел ученого, в конечном счете, к крайней форме субъективного идеализма - солипсизму, по которому объективный мир существует лишь в сознании индивида. Свои взгляды логик обобщил в работе «Философскиеисследования» (1953). Они были развиты в трудах «Кембриджской школы» семантической философии. Ее содержание - полный отказ от философских «псевдопроблем» через ревизию, терапию ее традиционного языка.

Постпозитивизм. К. Поппер

Австриец по происхождению, еврей по национальности английский философ, логик и социолог К Поппер (1902-1994) основное содержание своей философии определял как критический рационализм. Она им рассматривалась как антитеза неопозитивизма, однако при этом сохраняла общую позитивистскую направленность.

Поппер - автор многих философских и научных работ. Живя в 1937-1945 гг в Новой Зеландии, где он работал в университете г. Крайсчера, он написал изданные у нас на русском языке труды: «Нищета историцизма» (1944), «Открытое общество и его враги» в 2-х томах (1945). Более 25 лет трудился в Лондонской школе экономики и политических наук. В столице Великобритании вышла его книга «Логика научного исследования» (1959), труд «Предположение и опровержение» (1963), в Оксфорде - «Объективное знание) (1972), в Берлине в соавторстве с Дж. Экклзом - «Личность и ее мозг» (1977). Автор опубликовал значительное количество статей в философских журналах ряда западноевропейских стран и США.

Поппер создал свою философскую («попперианскую») школу, в которую входили в разные годы многие западные исследователи. Подъем попперианства в 60-70-е гг. сменился впоследствии его глубоким внутренним кризисом и распадом, расширением повсеместной критики основных положений основателя этой философской школы.

Воззрения Поппера на взаимоотношения философии (метафизики), логики и науки претерпели за всю его долгую жизнь определенную эволюцию, но сохранили общую приверженность некоторым главным логико- методологическим принципам.

Прежде всего, это касается понимания философии, ее предмета и метода. Исследователь признавал, что философские идеи оказали «величайшее влияние» на развитие науки - от Фалеса до Ньютона, Фарадея и Эйнштейна. В то же время он полагал, что нет вообще «такой вещи, как некая сущность философии, которую можно было бы выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения». Такой позитивистский подход открывал путь к лишению философского знания объективных оснований, самостоятельных функций. Это относится к философской методологии. «Нет метода, специфичного только для философии».

Поппер выступил против использования в эмпирических науках так называемых индуктивных методов. Он утверждал, что попытка обосновать принцип индукции, в обоснование которого, как известно, внес выдающийся вклад Ф. Бэкон, с необходимостью терпит крушение. Более того, она приводит к регрессу. В противовес индуктивной логике была выдвинута логическая теория дедуктивного метода проверки или как воззрение, согласно которому гипотезу можно проверить только эмпирически и только после того, как она была выдвинута. Справедливо критикуя индуктивный метод как односторонний, Поппер впадал в другую крайность, абсолютизируя роль дедукции в познании.

В поисках объективного критерия истинности знания английский философ выразил несогласие с исходным принципом логического позитивизма - критерием верифицируемости, выдвинутым в Венском кружке, в качестве его альтернативы был выдвинут другой принцип - фальсификации (опровержимости). Он предполагает, что научная информация об окружающем мире является лишь тогда истинной, когда она способна прийти в столкновение с опытом и может быть в результате систематической проверки опровергнута. С помощью фальсификации Поппер намеривался решить проблему демаркации или границ научного познания, которая была поставлена Э. Кантом.

Обобщая, Поппер так характеризовал эмпирическую науку и ее теорию познания: «В той степени, в которой научное высказывание говорит о реальности, оно должно быть фальсифицируемо, а в той степени, в которой оно не фальсифицируемо, оно не говорит о реальности». Исходя из этого, вся гносеология философа может быть квалифицирована как фальсификационизм. в свою очередь последний вместе с антииндуктивизмом составил систему взглядов критического рационализма Поппера.

Данная система трактовалась ее автором как концепция научной рациональности, направленная против иррационализма. Ее целью и объектом считался рост научного знания, постигаемого на основе методологических правил (конвенций), своеобразной игры интеллекта при ограниченном до предела использовании собственно философской теории и методологии. Принижение их за счет абсолютизации возможностей и роли внефилософского научного познания привело критический рационализм к глубокому кризису и отходу от автора большинства его учеников и последователей.

Осознавая слабость своей теории научной рациональности, построенной на началах критицизма и фальсификации, Поппер выдвинул положение о «трех мирах». Оно было призвано повысить философский статус его работ, в нем теория познания дополнялась онтологическими тезисами. МИР 1 трактовался как совокупность физических состояний и объектов; МИР 2 - как состояние человеческого сознания, ментальности; МИР 3 - как объективное содержание мышления, идей науки и культуры. Последние существуют лишь как продукты бытия. Подобное смешение начал материального и идеального, объективного и субъективного только усилило эклектизм постпозитивистских утверждений философа.

Имманентные противоречия присущи и его социальным взглядам, что особенно заметно в историософии и философии политики. Поппер справедливо подверг критике позицию социальных философов, которые возвеличивали роль истории великих наций, классов, вождей, идей и рассматривали индивида «как пешку, как не слишком важный инструмент общего поступательного движения человечества». Отвергая подобный «историцизм», он развенчал «чары Платона» и «лжепророков: Гегеля, Маркса и других оракулов». В то же время он в своих социально-исторических исследованиях игнорировал очевидные исторические реальности, рассматривая их как казусы сознания. Поппер писал: «Капитализм», «социализм», «коммунизм» - все это идеологические словечки, имеющие смысл для многих людей и не имеющие никакой связи с реальным миром».

В русле этого течения развивали свои научные и философские воззрения также П. Фейерабенд, Р. Рорти, Д. Армстронг, М. Уайт и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь