Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структурализм. Клод Леви-Стросс



 

Структурализм возник в 60-е гг. ХХ в. и сразу же вызвал острые идеологические дискуссии, связанных с абсолютизацией некоторых конкретно-научных положений структурализма, с попытками противопоставления структурного метода материализму.

Структурализм - течение в философии и в гуманитарном знании, связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов симеотики, формализации и математизации в лингвистике, этнографии, истории, философии и др. Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами системы; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии (греч. Synchronos - одновременный - состояние и изучение объекта с точки зрения соотношения между составными частями, сосуществующих в один период времени) над диахронией ( греч. dia - через, сквозь; chronos - время - историческое развитие тех или иных систем).

Клод Леви-Стросс - один из основных представителей французского структурализма. Основополагающая 2-х томная работа - «Жан-Жак Руссо - основатель гуманитарных наук» (1999).

Основной вопрос, рассматриваемый Леви-Строссом - социальная структура человека. Основные компоненты социальной структуры человека - социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические - находятся в органической взаимосвязи, определяя целостность человека (синхрония).

Леви-Стросс, оценивая взаимосвязь социального и природного пишет: «Если с появлением общества действительно происходит тройной переход от природы к культуре, от чувственного к рациональному, от животного к человеческому, то человеку уже в естественном состоянии необходимо приписать существующую способность, которая побуждает его преодолеть эти препятствия. Способность эта одновременно природна и культурна, чувственна и рациональна, животна и человечна и переходит из одного плана в другой лишь при условии осознания…».

Суть концепции Леви-Стросса в обнаружении единства физических, физиологических, психологических, социальных и духовных закономерностей, и в этом смысле он провозглашает необходимость редукции культуры к природе. Теория нового гуманизма, не знающего сословных и расовых ограничений, в основе своей имеет идею «сверхрационализма», предполагающего единство чувственного и рационального, опирающегося на «логику чувственных качеств» как прообраз современной науки.

В этой позиции ученого, сформировавшейся в результате глубоких этнографических, культурно-антропологических и сруктурно-лингвистических исследований, выделяются два важнейших постулата.

Во-первых, история обществ мыслится конкретно как последовательно сменяющихся во времени социальных состояний. В индустриальном обществе человек стремится производить и потреблять как можно больше информации, в «примитивном» - люди ограничиваются воспроизводством простых и скудных условий существования.

Во-вторых, человека «нового» и «древнего» объединяют всеобщие законы культуры, функционирования человеческого разума, социума в целом.

Эти постулаты помогают построить более или менее достоверную версию понимания взаимосвязи природного и социально-культурного в структуре современного человека.

Биолого-генетические свойства человека - относительно самостоятельная система в иерархии различных уровней структуры личности. Она образует своего рода фундамент, от качества которого зависит и прочность всего здания, и специфика, прочность «лестницы оснований» психологических, социальных качеств, надстраивающихся над ним. Несущие конструкции, взаимосвязи свойств человека также определяются качеством фундамента.

Или другая метафора - сравнение человека с деревом. Если загнивает корневая система, растение погибает.

Призыв Леви-Стросса вернуться культуре к природе в этом смысле чрезвычайно актуален. Ибо биолого-генетические характеристики человека это как раз то основание, фундамент, корни, от которых зависит судьба человека.

 

Сциентизм

 

Сциентизм (лат. scientia - знание, наука) - философское мировоззренческое течение, в основе которого лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Распространение с Нового времени рационализма как признания разума основой познания и поведения людей, приоритетной по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям), ведет к постепенному нарастанию трудностей внутри воспроизводства духовной жизни. В ней наука единолично заняла лидирующее место, все более энергично отодвигая искусство, и нравственность. Внутри же научной жизни важнейшей характеристикой становится производительность (а не «теоретичность»). Ради развития производительности науки (как ее «короткой» эффективности) в ней развивается специализация.

«Только мощный скачок в развитии производительных сил, обеспечиваемый капитализмом, подводит общество… к новому перелому - смене труда наукой в качестве доминирующего источника общественных богатств… А если наука шаг за шагом, но неизбежно, станет главным источником общественных богатств, а значит, займет доминирующее место в общественной жизни, устраняя из нее все несуразицы и тормозящие прогресс социальные несправедливости, трудно представить, что такая наука не подвергнет критическому анализу все стороны общественной жизни с целью нахождения наиболее верного и надежного пути общественного прогресса…». (И. Ставинский «Капитализм сегодня и капитализм завтра. 1996. США) - типичный современный сциентический взгляд на роль науки.

Все более существенное влияние тенденции дифференциации знания приводит к тому, что частное знание рассматривается как точное, а общее - как неточное.

Сила знания используется как производительная, конструирующая и производящая новую социальную реальность - материальную и виртуальную, медленно, но верно рационализм как стилистическая доминанта духовной жизни превращается в сциентизм - что по сути означает следующую - крайнюю - стадию сужения возможности субъектов социокультурного процесса видеть, адекватно отражать действительность.

Сциентизм можно определить как духовную слепоту, т. е. неспособность воспроизводить связность мира человеческих дел, отложенный эффект действий. На этом этапе научной жизни проявляются наиболее опасные тенденции развития человеческого знания.

«Обедненный, ущербный образ научного познания - это тот сциентический «идеал», который под видом превознесения науки сам же отрицает…ее человеко-воспитательное, субъективно-образующее значение…» (Ханс Дитер Зиммерман).

В современных условиях, когда «интервал» между теорией и практикой все сокращается, свобода творчества становится все более рискованной с точки зрения сохранения общества. Не случайно Э. Фромм пишет о «неосознанной некрофилии технической цивилизации», при которой расцветает цифровой вндализм. «Отсюда тезис: никто в такой степени не повлиял на оглупление людей в ХIХ и ХХ вв, как стан интеллектуалов. Все идеологические влияния ХХ в. пробовали уничтожить то, что было достигнуто в период Просвещения в веке ХVIII». В гонке за точным (точечным, «здесь и сейчас») знанием преодолевается, исключается из научной жизни знание неточное (общее, «всегда и везде»).

В ситуации осознания сциентизма как вызова в качестве ответа формируется новое отношение к научной жизни как к заново открывающейся диалоговой системе. Пределом точности в естественных науках является идентификация (а = а). в гуманитарных науках точность - преодоление чуждости чужого без превращения его в чисто свое. Точные науки - монополистическая система знаний. Гуманитарные науки - диалогичны и полилогичны.

На рубеже ХХ и ХХI вв. западноевропейская и североамериканская философская мысль обнаружила тенденцию к дальнейшей плюрализации своего внутреннего содержания и к растущему многообразию принятых методологических принципов. Провозглашенный в конце ХIХ в. Ф. Ницше «опыт переоценки всех ценностей» спустя столетие опять возник в качестве кардинальной проблемы как философии, так и всего гуманитарного знания, обществоведения. Современная цивилизация остро нуждается в разработке целостной концепции своего восходящего устойчивого развития в третьем тысячелетии.


 

Литература

1. Бохеньский Ю. Герменевтика. Гуманизм. Демократия. Психоанализ. экзистенция..// Сто суеверий. Краткий философский словарь. Пер.с польск. М., 1993.

2. Великие мыслители Запада. Пер.с англ. М., 1998.

.   Гуссерль. Э.«Философия, как строгая наука» М., 1911.

.   Гуссерль. Э.«Идеи чистой феноменологии» М., 1994.

.   Джемс В Прагматизм. Популярные лекции по философии. Пер. с англ. СПб. 1993.

.   Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // сборник Сумерки богов. М., 1990.

.   Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

.   Леви-Стресс Клод. Жан-Жак Руссо-основатель гуманитарных наук. М., 2000.

.   Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. // Проблема человека в западной философии. Сб. М., 1988.

.   Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. Пер. с англ. М., 1994.

.   Мунье Э. Персонализм. Пер. с фр. М., 1992.

.   Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2000 - 2002.

.   Поппер К. Логика научного исследования. //Логика и рост научного знания. Избр. Работы. Пер. с англ. М., 1983.

.   Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 2-х томах. Пер. с англ. Новосибирск. 1994.

.   Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. Пер. с итал. СПб. 1994 - 1997.

.   Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // сборник. Сумерки богов. М., 1990.

.   Фрейд З. Собрание сочинений в 3-х томах. Новосибирск. 1990.

.   Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

.   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998.

.   Хайдеггер М. Основные понятия метафизики; что такое метафизика? // Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.

.   Юнг К. Г. Структура души. // Проблемы души нашего времени. Пер.с нем. М., 1996.

.   Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1991.

.   Stavinskij J. Capitalism today and capitalism tomorrow. N.Y., 1996.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь