Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выпускная квалификационная работа. Теория познания в естественных и гуманитарных науках в философии Э



Выпускная квалификационная работа

Теория познания в естественных и гуманитарных науках в философии Э. Кассирера

 

Волгоград, 2010


Введение

Актуальность темы исследования связана с неоднозначностью развития философского знания на рубеже XIX - первой половине XX веков. Одной из задач, поставленных перед философией данного периода, неклассической наукой, являлась задача создания теории познания, которая бы позволила верифицировать и систематизировать знания не только в естественных, но и в только появлявшихся гуманитарных науках. Представитель Марбургской школы неокантианства Эрнст Кассирер в процессе своего творчества исследовал как проблемы обоснования естественнонаучного, так и гуманитарного знания.

В первый период Кассирер изучает вопросы, связанные с проблематикой Марбургской школы, в частности его, интересует проблема научного познания в естественных и математических науках.

В этот период мыслитель проводил исследования исходя из кантовской проблемы «исследования возможностей опыта», т.е. критической установки и трансцендентального метода, и сделал предметом своего анализа научное познание. Кассирер полагал, что построенная Кантом в первоначальном варианте «Критики чистого разума» (образца 1781, где внимание было уделено трансцендентальной аналитики субъективной дедукции), система познания, не является чем-то конечным для сознания (которое может пониматься как мышление), познающего окружающую действительность, и потому пришел к выводу, что: «Система познания не допускает ни одного «формального» определения, которое бы не сказывалось затем на всей совокупности проблем познания и их решений». Результатом исследований, связанных с данной тематикой является работа «Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции».

В этой работе Кассирер обращает внимание на сложность и неоднозначность проблемы познания окружающего мира. По мнению А. В. Иванова: «...в период с 1902 по 1920 годы... немецкий философ был ориентирован в первую очередь на исследование «жизни» идей в суверенном и замкнутом царстве рационального Духа... и делает акцент на чистой логике становления и развития теоретической мысли...». Можно отметить, что результатом работы «Познание и действительность», стала переориентация философских взглядов мыслителя: от анализа абстрактно-методологических проблем, направленных на исследование вопросов теории познания для естественно-математических наук (в русле неокантианства), к достаточно гибкому мировоззрению и свободному философскому самоопределению. Один из исследователей творчества Кассирера, М.Е. Соболева, пишет: «Кто рассматривает философию Кассирера как продукт Марбургской школы неокантианства, может понять происхождение Кассирера, однако он вряд ли сможет понять его развитие».

Во второй период творчества интересы Кассирера значительно выходят за границы позиций Марбургской школы и направлены на вопросы связанные с разработкой теории познания для гуманитарных наук. «Философия символических форм» является результатом работы над проблематикой избранной философом в этот период, но в тоже время признается как главная работа всего творчества в целом.

Кассирер рассматривает каждую из гуманитарных наук, как элемент, принадлежащий и подчиняющийся культуре, но также выполняющий функцию её созидания. Автор «Философии символических форм» упоминает, что: «Необходимо показать, как каждая из этих возможностей формирования выполняет собственную задачу в созидании духа, подчиняясь соответствующим специфическим законам. Из занятий этой проблемой вырос план общей теории форм выражения духа…».

Можно добавить, что мир культуры - это не вещественный, а личностный мир. Это один из базовых принципов для построения философии культуры у Э. Кассирера. При этом исследуется вопрос о влиянии идей философии культуры на формирование философской антропологии, раскрывающей функцию «символических форм»: рефлексия культуры через язык, искусство, религию, науку, как составляющих фаз этого процесса; раскрывает символическую функцию как творческо-порождающую часть человеческой деятельности, в которой инвариантность «внутренней формы» (данное понятие Кассирер перенимает у В. Гумбольдта) соотносится с исторической изменчивостью стиля, а так же трактовкой человека Кассирером, как «существа символического» («animal symbolicum»).

Так же на основании исследовательских работ и научных трудов, посвященных второму периоду творчества Э. Кассирера, существует точка зрения, что философ воспринял и критически переработал ряд идей Гегеля (в частности был отмечен глубокий анализ и детальная переработка идей представленных в «Феноменологии духа»).

В поздний период философа переключается на проблемы связанные с изучением человека и мира его культуры - работа «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры».

В качестве объекта исследования была выбрана философия Эрнста Кассирера, представителя марбургской школы неокантианства. В его работах рассматриваются различные проблемы - от поиска логических оснований научного знания через исследование структуры и функций символических форм, к проблеме изучения деятельности человека. В трудах отечественных и зарубежных исследователей рассматривались различные аспекты творчества этого мыслителя, однако вопрос о теории познания в естественных и гуманитарных науках в философии Эрнста Кассирера рассматривается впервые.

Предметом исследования является историко-философский аспект теории познания в естественных и гуманитарных науках в философии Эрнста Кассирера.

Степень разработанности проблемы. В отечественной исследовательской литературе работы были посвящены двум главным аспектам творчества неокантианцев марбургского направления - теории познания и культуре.

Если говорить об исследованиях, связанных с изучением вопросов теории познания в неокантианстве марбургской школы, то необходимо отметить следующих авторов: П.П. Гайденко; А.В. Иванов; К.Ф. Гетманн и другие. Перечисленные авторы по разному подходили к изучению творчества Э. Кассирера: если одни авторы в своих работах рассматривали творчество философа, как непрерывную творческую эволюцию, то другие говорят о кардинальной смене воззрений философа и рассматривают работы периодов по отдельности. Подчеркивая основательность и значительные достижения перечисленных авторов, необходимо отметить, что в основном интерес исследований был направлен на рассмотрение марбургского периода творчества Кассирера.

Если же говорить о втором периоде творчества и «Философии символических форм», то интерес исследователей направлен на проблемы связанные с изучением трактовки символа и наук о культуре, в то время как вопрос о предпосылках и причинах изменения исследовательских взглядов Кассирера в отечественной научно-исследовательской литературе, остается открыт.

Однако существующий ряд статей, исследовательских работ и монографий, связанных с вопросом о роли и месте символа в философии Э. Кассирера является важным для данного исследования. Вот некоторые из них: «Философия культуры Э. Кассирера» А.А. Кравченко; «Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э. Кассирера» Б.А. Фохт и другие.

Перечисленные авторы в своих исследовательских взглядах исходили из разных аспектов проблематики философии Кассирера: если одни рассматривали «Философию символических форм», как результат сложной творческой эволюции философа, то другие освещали в своих работах, лишь отдельные части данного произведения, либо изучали истоки и развитие взглядов второго периода творчества на примере сравнительного анализа с концепциями представителей других течений философии.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключалась в анализе теории познания в естественных и гуманитарных науках в философии Кассирера.

Были сформулированы следующие задачи:

. Выделить и уточнить теоретические исток марбургской школы, а именно трансцендентальный (критический) метод И. Канта, рассматриваемый в рамках данного направления неокантианства преимущественно в отношении проблем познания в естественно-математических науках и выявления логики научного знания.

. Выявить и описать основные идеи теории познания Кассирера в её разделах:

а) В разделе, посвященном проблемам изучения естественных наук на примере анализа теории образования понятий в естественных науках, изложенных философом в работе «Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции»;

б) В разделе, посвященном проблемам изучения гуманитарных наук на примере анализа проблемы символа в философии культуры, изложенной мыслителем в «Философии символических форм».

. Исследовать методы, применяемые Кассирером при разработке двух разделов теории познания: для естественных наук, со структурным термином «понятие» и для гуманитарных наук, со структурным термином «символ». Кроме того следует выявить и обозначить круг проблем для решения которых теория познания для естественных наук была недостаточна и стало необходимо создание отдельной теории познания, которая раскрывает иные познавательные аспекты мышления.

Методология исследования. В работе используются историко-философские методы - логический и исторический подходы. При интерпретации текстов используются герменевтика, аналогия, культурологический анализ и метод моделирования целостного образа философских воззрений Эрнста Кассирера, через выявление базовых оснований и теоретических установок его философских трудов. Теоретической основой и источниками дипломной работы являются работы самого Кассира; труды Канта, Когена, а так же научные работы, статьи и доклады, посвященные анализу их творчества; работы современных отечественных и зарубежных мыслителей, посвященные деятельности неокантианства, Марбургской школы и творчеству Кассирера.

Положения, выносимые на защиту:

В качестве идейных источников теории познания Эрнста Кассирера следует рассматривать не только идеи Марбургской школы неокантианства (в особенности ее основателя Германа Когена), но и Канта. Если для первого периода характерна «марбуржская» проблематика, то «Философия символических форм» представляется как полемика с Кантом и его идеей относительно «… математики, естествознания …наук, основы которых заложены прочно…».

В основе теории познания в естественных и гуманитарных науках в философии Э. Кассирера лежат два термина: «понятие» и «символ».

Выявить логику развития философских взглядов Э. Кассирера в процессе создания теории познания для естественных и гуманитарных наук.

Проанализировать логику взаимоотношений между теорией познания для естественных наук (с её основным структурным элементом «понятие») и теории познания для гуманитарных наук (с её основным структурным элементом «символ»), а так же модель взаимоотношений терминов «понятие» и «символ» в контексте теории познания в философии Кассирера.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цель и задачи, а также намечаются способы их решения.

В первой главе анализируются предпосылки возникновения научного знания. Здесь кратко рассматриваются общие принципы становления классического естествознания и теория познания И. Канта, как предпосылки возникновения математического естественнонаучного знания в Марбургской школе неокантианства. Так же кратко будут рассмотрены основные идеи основателя Марбургской школы неокантианства - Германа Когена.

Во второй главе выявляется и подробно анализируется термин «понятие» и теория познания в естественных науках. Рассматривается структура естественных наука, их основные положения, представленные в контексте работы «Познание и действительность», где Кассирер рассматривает математические, физические, химические законы и теории, как модели системы познания и выходит на проблемы термина «символ» и необходимости построения теории для гуманитарных наук.

В третьей главе выявляются и подробно анализируются термин «символ» и теория познания в гуманитарных науках. Рассматривается структура гуманитарных наук, представленных в контексте работы «Философия символических форм», где Кассирер анализирует проблемы языка, мифологического мышления и феноменологии познания и выходит на проблему осмысления общей теории познания, как философии культуры.

В заключении представляются обобщенные выводы каждого главы и результаты всей работы в целом, намечаются возможные пути будущих исследовательских проектов.


Заключение

Проанализировав работы самого Э. Кассирера и критиков, можно сказать, что основной задачей было продемонстрировать основные истоки и предпосылки возникновения теории познания в естественных и гуманитарных науках в философии Эрнста Кассирера.

В качестве идейных предпосылок теории познания Кассирера в первой главе была кратко рассмотрена эволюция принципов математического и естественнонаучного знания, представленные в философии Бэкона, Миля, Декарта, Ньютона и в особенности теория познания и трансцендентальный метод Канта, а так же их интерпретация основателем Марбургской школы - Германом Когеном.

Во второй главе были рассмотрены принципы образования термина «понятие» и методика построения теории познания в естественных науках, предложенные Кассирером в работе «Познание и действительность».

В третьей главе была рассмотрена методика построения теории познания в гуманитарных науках и принципы образования термина «символ», а так же приведены примеры «символических форм» и исторические формы мышления.

В качестве итога работы можно сказать, что для Кассирера в его теории познания в естественных и гуманитарных науках фундаментальными являются:

Проблема построения объективного и всеобщего теоретического знания. Именно с этой целью им были написаны работы «Познание и действительность» и «Философия символических форм»;

Важным для общей теории познания немецкого мыслителя являются два основополагающих структурных элемента - термины «понятие» и «символ». При это изначально понятие рассматривается как основной структурный элемент естественных (математических) наук, а символ имеет двоякую функцию. Так для теории познания в гуманитарных науках он является структурным элементом, значение которого определяется контекстом той символической формы, в рамках которой он используется; но в тоже время он является структурным элементом культуры, в рамках которой теория познания в естественных науках и теория познания в гуманитарных науках превращаются в общую теорию познания.

Поэтому философия представителя марбургской школы неокантианства Эрнста Кассирера находится в поле исследовательской деятельности различных специалистов, а так же представляет интерес для начинающих исследователей. Творческая деятельность Кассирера мало освещалась в отечественной исследовательской литературе в XX веке по идеологическим причинам, в то время как на Западе проблемы, затронутые в работах Кассирера изучены более подробно. Поэтому выявление её проблематики является одним из первых шагов при масштабном и целостном рассмотрении этого неординарного мыслителя.


Список использованной литературы

 

1. Бронтвейн К.М. Символическая модель культуры в философии неокантианства: автореф. дис. канд. филос. наук / К.М. Бронтвейн. - М., 1998.

2. Бэкон Ф. Новый Органон. / Ред. А. Дворцов. - М.: Государственное соц.-эконом. издательство, 1938. - 259 с.

.   Верен Д.Ф. Кант, Гегель и Кассирер. Происхождение философии символических форм / Д. Ф. Верен // Эрнст Кассирер. Жизнь и учение Канта. СПб.: 1997. - С. 405 - 420.

.   Гайденко П.П. Анализ математических предпосылок научного знания в неокантианстве марбургской школы. // Зотов А.Ф. Концепции науки в буржуазной философии и социологии: вторая половина XIX - XX веков. - М.: Наука, 1973. - С. 73 -132.

.   Гайденко П.П. Неокантианская концепция научного знания (Коген, Наторп, Кассирер). // Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. Раздел IV. С. 347-416.

.   Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы. // Кант и кантианцы: Крит. очерки одной философской традиции. Отв. ред. А. С. Богомолов. М.: Наука, 1978.С. 210-254.

.   Гетманн К.Ф. От познания к действию. Прагматические тенденции в немецкой философии первых десятилетий XX века // Логос. - 1989. - № 1. - С. 19 - 45.

.   Гудимова С.А. Кассирер Э. Миф как форма созерцания // Культурология. - 2004. - № 4. - С. 20 - 26.

.   Гудимова С.А. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. - 2005. - № 2. - С. 126 - 131.

.   Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. яз. под ред. и с предисл. д. филол. наук проф. Г.В. Рамишвили. М.: ПРОГРЕСС, 1984. - С 301 - 302.

.   Демидова М.В. Теория человека Э. Кассирера // Власть. - М., 2007. - № 1. - С. 88-91.

.   Демидова М.В. Человек как «animal symbolicum» в философии культуры Э. Кассирера: историко-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук / М.В. Демидова. - Саратов, 2007.

.   Длугач Т.Б. Логическое обоснование научного мышления в Марбургской школе неокантианства // Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции. Отв. Ред. А.С. Богомолов. - М.: Наука, 1978. - С. 155 - 209.

.   Дмитриевская И. В. Принцип системности в философии И. Канта. // Кантовский сборник: межвуз. тем. сб. науч. трудов. Вып. 12. / Отв. ред. Л.А. Калинников; Калинингр. ун-т. - Калининград: Изд-во Калинингр. университета, 1987. - С. 44 - 56.

.   Жучков В.А. Система кантовской философии и ее трансформация в неокантианстве. // Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции. Отв. Ред. А.С. Богомолов. - М.: Наука, 1978. - С. 10-96.

.   Забулионите А.-К. И. Трансцендентальное истолкование типологизации в «Философии символических форм» Э. Кассирера. / А.-К. И. Забулионите // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6.Философия, политология, социология, психология и право. - 2008. Вып. 4. - С. 277 - 288.

.   Зотов А.Ф. Гл. III. Неокантианство и методологические вопросы естествознания. // А. Ф. Зотов. Буржуазная «философия науки»: становление, принципы, тенденции. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 72 - 112.

.   Иванов, А.В. Философская судьба Э. Кассирера / А.В. Иванов // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 1990. - № 2. - С. 44-58.

.   Кант И. Критика чистого разума. / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; Примеч. Ц.Г. Арзаканяна. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 736 с.

.   Эрнст Кассирер. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. / СПб.: Издательство «Алетейя» (СПб), 1996. - 456 с.

.   Кассирер, Эрнст. Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 272 с.

.   Кассирер, Эрнст. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 280 с.

.   Кассирер, Эрнст. Философия символических форм. Том 3. Феноменология познания. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 398 с.

.   Книжник, О.В. Давосская дискуссия между Э. Кассирером и М. Хайдеггером: символическая и экзистенциональная трактовки проблемы бытия // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - №2. - С. 54 - 62.

.   Коген, Г. Трансцендентальный метод / Г. Коген; пер. с нем. и предисл. В.Н. Белова // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - № 5. - С. 68-81.

.   Кравченко А.А. Философия культуры Э. Кассирера // Кант и кантианцы: Критические очерки одной философской традиции. Отв. ред. Богомолов А.С. М.: Наука, 1978. - С. 254-285.

.   Лосев А.Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассирера / А.Ф. Лосев // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 730-758.

.   Малинкин А.Н. Эрнст Кассирер. / А.Н. Малинкин // Кассирер Эрнст. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - С. 724-729.

.   Медведев В.И. Философия языка Э. Кассирера // Философские науки. - 1988.- № 3. - С. 60 - 67.

.   Мельникова Ю. А. Теория символа у А. Лосева и Э. Кассирера: о возможности преемственности // Отв. ред. Б.Г. Могильницкий. Методологические и историографические вопросы исторической науки: Сб. статей. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - Вып. 27. - С. 63 - 71.

.   Передвигина Т.М. Символ в теории познания А. Бергсона и Э. Кассирера // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. -2007. Вып. 6. - С. 39-41.

.   Петриковская Е.С. Человек и мир в философии символизма / < http: //www.philosof.onu.edu.ua/elb/articles/petrikovska/atc_4.htm/> 22 ‎ апреля ‎ 2010‎ г., ‏ ‎ 20: 51: 24.

.   Порус В.Н. Исаак Ньютон. / В.Н. Порус. Новая философская энциклопедия: В 4 Т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ. - науч. фонд; - М.: Мысль, 2001. Т. 3. - С. 112-114.

.   Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: Мысль, 1975. - 237 с.

.   Свасьян К.А. Проблема человека в философии Э. Кассирера / < http: //anthropology.rchgi.spb.ru/kassirer/kassirer_i1.htm/> 20 мая 2010 г., 17: 45: 50.

.   Семенов В.Е. Эрнст Кассирер: трансцендентальное обоснование культуры // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - 2008. - № 4.(июль-август). - С. 15 - 21.

.   Соболева, М.Е. Система и метод в философии символических форм Э. Кассирера / М.Е. Соболева // Вопросы философии. - 2000. - № 2. - С. 87 - 100.

.   Фохт Б.А. Понятие символической формы и проблема значения в философии языка, Э. Кассирера. // Вопросы философии. № 9. 1998. С. 150-174.

.   Шилова С.А. Концепт языка как формы a priori символического в философии Э. Кассирера // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2008. - № 2 (15). - С. 159 - 165.

Выпускная квалификационная работа


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь