Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функция термина «понятие» в познании действительности у Эрнста Кассирера



 

Вторая глава посвящена проблемам двум основным проблемам:

рассмотрению функции термина «понятие» как систематизации отношениях, возникающих между различными предметами действительности, в частности понятиями и закономерностями окружающей реальности, в связи с которыми, выстраиваются логические ряды понятий.

проблеме познания действительности, как реальности, в которой существуют законы и закономерности, связи между понятиями о предметах и самими предметами, которые в совокупности образуют целостную картину мира;

В проблеме познания действительности стоит отметить несколько существенных моментов, которые помогают определить само сущностное значение проблемы действительности и единства образа мира:

стоит отметить, что в процессе познания, мышление вырабатывает, как понятия о предметах самой рассматриваемой сознанием действительности, так и предметы «имеющие лишь идеальное бытие; все высказываемые нами о них свойства вытекают исключительно из законов их первоначального построения».

учитывая, что понятие «есть лишь копия данного; оно означает лишь известные черты, находящиеся в восприятии, как таковом», то следует учитывать, что под восприятием подразумевается не только чувственное, но и теоретическое представление. Под теоретическим представлением следует понимать представление о том предмете или понятие, которое «невозможно непосредственно реализовать в области чувственного».

Термин «понятие» является важнейшим структурным элементом познания действительности. В процессе познания происходит накопление опыта о предметах действительности, их состояниях и отношениях в которые они включены. Однако следует отметить, что существует различие «между мышлением и бытием, между субъектом и объектом познания». Под данным предположением Кассирер понимает различие между «внутренним» и «внешним», «представлением» и «предметом». Главная идея этого рассуждения состоит в том что, в процессе познания у нас возникает сначала ощущение предмета, затем целостное восприятие этого предмета, на основании которого мышление конструирует понятие (как представление о предмете), на основании которого сознание выводит определенное суждение о предмете, его признаках и свойствах, которыми он обладает в момент восприятия. Но так как действительность не является статичной, то вещи изменяют свои свойства и отношения, в результате чего прежние суждения об этих вещах ограничиваются определенным кругом условий. Таким образом, Кассирер говорит об объективности и субъективности знания, причем знание, которое являющееся объективным находится в мире «чистых форм»; если знание объявлено субъективным, то оно выпадает из этого мира «чистых форм», т.е. более не принадлежит к области понятий естественных наук. В процессе рассуждения автор утверждает, что: «... одно и то же содержание опыта может называться и субъективным и объективным, смотря по тому, в отношении к каким логическим точкам исхода оно берется. Чувственное восприятие по сравнению с галлюцинацией и сновидением представляет собою настоящий тип объективности, между тем как это же самое чувственное восприятие, если взять мерилом схему точной физики, может превратиться в явление, выражающее уже не самостоятельное свойство «вещей», а лишь субъективное состояние наблюдателя. В действительности же здесь всегда дело идет об отношении, существующем между сравнительно более узким и сравнительно более широким кругом опыта, между сравнительно зависимыми и сравнительно независимыми суждениями.». На основании этого рассуждения выдвигается предположение, что определения выстраиваются в «... ряд величин (Wertfolge), нарастающий согласно определенному правилу.». Так происходит мысленное упорядочивание, являющееся существенной чертой всякого познания. Но стоит внести уточнение, что при построении понятийного ряда неокантианцы «… опираются на теорию числа Дедекинда, который, по мнению Кассирера, среди математиков наиболее близко подошел к пониманию числа как мысленной конструкции». Акт логического дополнения, согласно мнению Кассирера, выполняет прием преобразования и обогащения, данных чувственного опыта на основании этого требования. В конечном итоге познание действительности представляет собой непрерывное движение от первой ступени объективации данных чувственного опыта до завершения в научной форме.

В процессе познания действительности у познающего субъекта накапливаются опытные данные, которые в последующем образуют целостную систему взаимоотношений, в процессе которых определяется ценность знания о предмете действительности. Но так как действительность не является неподвижной, то, следовательно, и представления о ней, дающиеся в содержании каждого отдельного понятия могут изменяться в процессе изучения свойств и взаимоотношений между объектами действительности. Кассирер утверждает, что следует учитывать данные уже существующего опыта и сопоставлять их с новыми данными, получаемыми в процессе познания для определения объективности понятия, т. е. его соответствия или несоответствия не только чувственным данным, но и действительности. Анализ данных опыта позволяет выделить его объективные и субъективные стороны, затем проводится анализ их взаимоотношения: каждое опытное высказывание определяет границы своей истинности указывая на определенную точку зрения и ограниченность условий, при которых оно будет истинным.

Таким образом, Кассирер делает вывод, что «... логическое дифференцирование содержаний опыта и их включение в расчлененную систему зависимостей и образует настоящее ядро понятия действительности.». Научный эксперимент позволяет говорить о данных чувственного опыта в соответствии с тем, что подводит все под определенную точку зрения, с которой он их рассматривает и этим сообщает им значение, которым они не обладали в простом чувственном переживании. Кроме того, следует отметить, что в процессе познания данные, передаваемые сознанию чувственным опытом, не просто передаются через мышление сознанию, но обрабатываются, т. е. «видимый» предмет действительности получает сначала абстрактное определение. После определения этого предмета через понятие, мышление представляет набор идеальных понятий о «вещи», находящейся в нашем восприятии, что вызывает ряд представлений об отдельных субъективных и объективных свойствах и отношениях предмета. В результате Кассирер делает вывод, что: «Характерное преимущество эксперимента заключается в том, что здесь в действительности одним разом захватываются тысячи соединений. Ограниченный круг фактов, который один только и доступен нам чувственно, расширяется перед духовным взором до размеров закономерной, естественной связи явлений вообще. Пределы непосредственного показания момента преступаются по всем направлениям; вместо этого выступает мысль об общезначимом порядке, порядке, который равномерно обладает значимостью, как в самом малом, так и в самом большом, и который, поэтому, возможно снова реконструировать, исходя из отдельной точки. Лишь благодаря этому обогащению своего непосредственного содержания, содержание восприятия превращается в содержание физики и вместе с этим в «объективно действительное» содержание.». Далее философ говорит, о том, что сначала казалось изолированным, выступает теперь вместе и взаимно указывает друг на друга; то, что раньше казалось простым, проявляет теперь внутреннею полноту и многообразие, поскольку исходя из него можно достигнуть в непрерывном движении и согласно вполне определенным правилам все новых и новых данных опыта. Связывая отдельные содержания определенными отношениями, мы, говорит Кассирер, сообщаем им ту прочность, которая составляет отличительную черту эмпирической предметности.

Кассирер в заключении говорит о представлении, как о понятии которое, «... указывает на стоящий позади него предмет». Здесь Кассирер обращается к «знаку», как образу «веши» о которой мы имеем понятие, а следовательно и представление в тот момент, когда мы воспроизводим в своем мышлении понятие предмета, хотя в данный момент мы не воспринимаем его посредством ощущений. Знак дает нам некоторое указание на абстрактный предмет, в то время как мы познаем отношения в которых существует данный предмет в действительности. Так же знак может обозначать некоторые свойства присущие предметам действительности в определенной ситуации, причем следует отметить, что в такое понятие-обозначение, как самого предмета, так и свойств (либо отношений в которые вступает) предмет, может носить абстрактный характер, т. е. он будет представляться самим субъектом и иметь значение лишь для самого субъекта.

В процессе познания человек приобретает опыт, который основывается на отношениях, которые обнаруживаются между вещами, их свойствами и функциями при анализе результатов познания. В процессе рассуждения Кассирер говорит: «Возникает закономерный вопрос о том, что представляют ли отношения составную часть бытия или они являются только созданиями мысли; раскрывается ли в них природа вещей или они являются лишь общими формами выражения нашего сознания и, следовательно, значимы лишь для последнего и для круга его содержания? ». Решение этого вопроса, по мнению Кассирера, следует искать в общезначимых функциональных формах рационального и эмпирического познания. Эти формы самостоятельно образуют единую систему условий, и лишь в отношении к этой системе получают разумный смысл все высказывания о предмете, об объекте и субъекте, о «Я». Объективность всегда заключена в строгие рамки числа и величины, постоянства и изменчивости, причинности и взаимодействия, т.е. по мнению Кассирера, «... все эти определения представляют собой лишь последние инварианты самого опыта и, следовательно, всякой действительности, которую можно констатировать в нем и через него».

Результатом этого рассуждения об отношениях возникающих между вещами, можно сказать, что они под руководством опыта помогают проследить возникновение особых объектов и явлений. Но следует учесть, что теория познания, которую рассматривает в своей работе Эрнст Кассирер, должна в первую очередь объяснить принципы образования понятий о предметах не только действительности, которая воспринимается посредством ощущений, но и образование понятий о предметах изучаемых естественными науками и в частности математикой. Исходя из этого следует отметить, что если мы рассматриваем теорию образования понятий как основной инструмент нашего познания действительности, то мы с логической необходимостью приходим к тому, что помимо представлений о предметах, их свойствах и структурных связей, которые даются с помощью понятия, нужно исследовать так же и отношения, в которые включен тот или иной предмет. В обыденном познании все сводится к простому рассмотрению предметной действительности, накоплению опытных данных и общего анализа их структуры, конструируемыми мышлением представлениями с существующей действительностью. В научном же познании предметы не всегда существуют в действительности, а лишь представляют собой совокупность абстрактных представлений, законов и закономерностей, которые структурированы и имеют значение лишь в определенной реальности чистых форм, т. е. не существует возможности проверки истинности понятия о предмете, при попытке анализа с помощью научного эксперимента. Для подобных предметов, изучаемых естественными науками есть особая категория отношений. Тот предмет нашего мышления, понятие о котором лежит ту сторону всякого мышления и всего мыслимого, т. е. предмет понятие о котором еще в процессе мышления само себя доказало и привело к новым плодотворным выводам, является действительной формой мышления. Лишь способ доказательства того или иного утверждения создает отличие различных ступеней познания от эмпирического до рационального.

Проанализировав работы самого Э. Кассирера и критиков, можно сказать, что основной задачей было продемонстрировать основные принципы образования теории познания в естественных науках, структуру и функции термина «понятие» в познании действительности. Так же проанализировать саму теорию образования понятий, как структурный компонент теории познания в естественных науках в философии Э. Кассирера.

Если говорить о самом термине «понятие», то он выполняет функцию основного структурного элемента в теории познания для естественных наук, и в частности для математики и проблемного поля исследований ее вопросов, в результате работы, над решением которых у Кассирера появился интерес провести исследование и «определить саму функцию понятия и свести ее к ее предпосылкам». К тому же сам термин довольно легко встраивается в систему существующих научных представлений и не противоречит, а лишь все более и более подтверждает существующие научные теории и законы. Но для самого автора работы «Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции», главным является то, что его теория подтверждает исследования и выводы, которые получились в результате его занятий по философии математики. В своих исследованиях Кассирер стремиться к предельному определению сущности и функции вещей не только действительности, но и понятий, теорий, законов и их структуру в области естественных наук.

В ходе научно-исследовательской работы над проблемами, которые были поставлены во введении, можно сделать вывод, что Кассирер вводит термин «понятие» и занимается разработкой теории образования понятий в естественных науках, для исключения из существующей в науке теории познания различных аспектов (к которым автор относит сенсуализм, психологизм и т.д.), которые, по его мнению «искажают чистое содержание самого понятия», но в тоже время немецкий мыслитель приходит к мысли, что существование «основной формы понятия, для которой в логике не имеется ясного наименования и признания», ведет «на путь нового анализа самих принципов образования понятия».

Результатом этой работы является новый образ термина «понятие», с новыми более точными функциями этого термина и вариативность его применения в естественных науках. Кроме того, в процессе исследования понятия Кассирер выделяет знака, и понимает под знаком мысленное обозначение предмета. При этом следует учесть, что в отличии от более позднего понятия «символа-знака-образа», понятие «знак» является представлением о предмете действительности либо об изучаемом объекте, но в отличии от символа, знак обладает лишь тем смыслом, который изначально вкладывается в него понятием о предмете, а не значением, который этот предмет имеет для познающего субъекта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь