Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творчество как основа философии Фридриха Ницше



Творчество как основа философии Фридриха Ницше

 

 

Специальность:

Дизайн пространственной среды

Группа: 3-АД-42

Руководитель: Сотников А.О.

 

 

Санкт-Петербург 2013


Содержание

 

Введение

Глава 1. Философские смыслы творчества

Понимание творчества в эпоху античности

Творчество как постижение истины и путь к Богу в Средневековье

Культ творчества в эпоху Возрождения

Механицизм и производство как замена творчества в Новое Время

Глава 2. Специфика понимания творчества в философии Ф. Ницше

Дионисийское начало как основа понятия творчества в философии Ф. Ницше

Особенности взаимосвязи понятия «сверхчеловек» с понятием «творчество»

Влияние концепции «вечного возвращения» на понимание творчества

Список литературы

 


Введение

 

Актуальность темы. Проблема творчества является одной из самых старых, традиционных в философии. Это одна из так называемых «вечных» проблем. Причиной этого может быть то, что вопрос творчества возник одновременно с моментом зарождения самой философии, когда человек проявил первый интерес к бытию, к вопросу о происхождении мира, себя самого. Но отсюда берет начало и главная беда понимания творчества: первые философы, поставившие первые онтологические вопросы, даже косвенно не коснулись проблематики творчества. В этом как будто проклятие творчества и поэтому не удивительно, что на протяжении последующей истории философской мысли, многие выдающиеся ее представители предпринимали попытку осмыслить суть творческого процесса. В итоге, изучая этот вопрос более или менее глубоко и подробно, мыслители находили каждый свои ответы на вопрос о смысле творчества.

Творчество можно считать одной из главных особенностей человека. Способность творить проявляется у человека с детства и входит в состав показателей роста и развития ребенка, поскольку именно творческая деятельность активизирует личность. Более того, творческий процесс сопровождает человека всю его жизнь и здесь мы имеем в виду, как конкретного индивида, так и человека вообще. Творчество - это сфера, в которую погружена каждая личность. Когда мы впервые появляемся на свет, воздух начинает окружать нас повсюду, мы являемся в мир, как в некое пространство и пребываем в нем до тех пор, пока не остановится наше сердце. Подобным образом можно считать и творчество, поскольку оно - есть необходимое условие человеческого существования, и являет собой еще один мир, в котором мы можем погрузиться. Правда, в этом случае по собственной воле. В любом случае, именно творчество, понимаемое как процесс создания нового, делает человека таким существом, которое изменяет свое настоящее, ввиду своей обращенности в будущее.

Творчество изучается многими науками, соответственно, существует многообразие творческих видов, но нас интересует философский аспект понимания творчества. Поскольку философия никогда не зациклена на одной-двух концепциях и никогда не называют какую-либо идею ведущей и, так или иначе, обращает свои взоры к другим наукам, то наш узкий круг рассмотрения проблемы творчества тут же расширяется до небывалых размеров.

Однако исследование нужно было с чего-то начать, поэтому мы решили рассмотреть философские смыслы творчества с колыбели западноевропейской философии - эпохи античности. Понятно, что в рамках данной работы не представляется возможным охватить все существующие философские трактовки творчества, а потому мы обратили внимание только на некоторых представителей той или иной философской эпохи.

Однако тщательный анализ философских систем рассмотренных нами мыслителей показывает, что понятие творчества редко ставилось в фокус рассмотрения и по большей части либо пребывает на периферии, либо вообще не берется во внимание. Автор данного исследования считает, что более глубокое понимание творчества, его природы, смысла, дал миру немецкий философ, которому посвящено данное исследование. Фридрих Ницше, о котором идет речь, дал миру не только полную и гармоничную концепцию творчества, но также искусно связал ее с прочими своими философскими размышлениями, что впоследствии стало трудно обозначить границы перехода между его идеями. Тем не менее, подробное рассмотрение библиографии, посвященной непосредственно философии Фридриха Ницше, позволяет сделать вывод о том, что исследователи не занимаются подробно ницшеанской трактовкой творчества, уделяя куда больше внимания другим его идеям. В связи с этим актуальность темы представляется нам очевидной.

Степень разработанности проблемы. В определенной степени недостаток аналитических работ по ницшеанской трактовке творчества можно восполнить, обратившись к текстам, написанным о таких идеях философа, как вечное возвращение, дионисийское начало, о концепции сверхчеловека. По мнению автора исследования, именно с этими идеями наиболее тесно связана ницшеанская концепция творчества. Так, в ряду таких исследователей наиболее успешными являются В. Иванов (работа о дионисийском начале), Мартин Хайдеггер и Жиль Делез, позволили нам глубже рассмотреть идею о вечном возвращении, статья В.М Бакусева о Заратустре и работы Б. Маркова, К.А. Свасьяна помогли при изучении концепции сверхчеловека. Ницшеанскому идеалу личности посвящена статья Б. Пойзнера, Н.Я. Абрамовича. В исследовании жизни Ницше автора Р. Дж. Холлингдейла, немецкий философ показан как настоящий борец, прилагающий огромные усилия ради преодоления застоя, догматизма сознания и морали. Кроме того, исследованию творчества Фридриха Ницше посвящены работы А. Данто, С.Л. Франка, К. Ясперса, Л.З. Немировской и многих других авторов. В свою очередь, работы В.Ф. Асмуса, А.Н. Чанышева и А.Ф. Лосева оказали нам помощь при изучении творчества в различные философские эпохи. Однако более всего в исследовании нам помог сам Фридрих Ницше, особенно, такие его работы, как «Так говорил Заратутсра», «Веселая наука», «Ecce homo» и, наиболее посвященная творчеству, - «Рождение трагедии из духа музыки». Кроме того, важную роль в исследовании сыграли различные философские словари, которые, называя творчество процессом создания нового, глубоко тронули автора данной работы, что и послужило отправным пунктом данной работы.

При изучении работ, посвященных философии Фридриха Ницше, складывается впечатление, что мыслитель был крайне резок в своих суждениях и впадал в крайности при создании концепций. К примеру, интересным является одновременное утверждение радости дионисийского начала и вместе с тем страдания, которое оно несет впоследствии. Подобных примеров у Ницше можно найти множество и поэтому может показаться, что философ во многом сам себе противоречил. Однако при более детальном изучении его идей, становится заметно, что даже самые, казалось бы, противоречивые идеи, представляют собой единую, прочную силу, поскольку взаимодополняют друг друга. Разбирая более детально философскую систему немецкого мыслителя, автор данной работы пришел к мнению, что, с одной стороны, идея творчества не только связана с другими концепциями философа, но является связующим звеном всей ницшеанской системы. С другой стороны, главный принцип творения жизни, стоящий в основании всей философской системы Ницше, прямым образом обусловил и создание его творческой концепции.

Несмотря на внушительное количество работ, посвященных творчеству Ницше, фигура которого продолжает привлекать исследователей, перечисленные выше идеи до сих пор не получили развернутого философского комментария. Наш интерес к трудам немецкого философа заключается не только в том, чтобы дать очередное определение творчества. Речь идет также о том, чтобы воспользовавшись выделенными в процессе исследования идеями, поставить их на прочный фундамент, который дают прочие концепции Ницше, с тем, чтобы выявить новизну и масштабность ницшеанского понимания творчества. Поскольку, именно в философии Ницше трактовка понятия «творчество» не только обретает наибольшую полноту, но и обретает те особенные черты, которые позволяют ей оставаться актуальной и в наше время.

Цель и задачи исследования. Исходя из всего вышесказанного, можно обозначить цель исследования: выявить философское содержание понятия творчества в философии Ницше.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть философские смыслы творчества, в эпохах, предшествующих Ницше;

установить, как соотносится концепция творчества с другими идеями немецкого философа;

выделить основные философские смыслы творчества по Фридриху Ницше;

истолковать специфику именно ницшеанского понимания творчества.

Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования взято понятие творчества. Предметом исследования является интерпретация данного понятия в философии Фридриха Ницше.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования использовались ведущие идеи, представленные в философии Ф. Ницше и делающие возможным анализ понятия творчества. Во-первых, это концепция вечного возвращения, заключающаяся в неизбежном, вечном повторении всего существующего и призывающая к творческому существованию. Во-вторых, это идея сверхчеловека как высшего человека, истинного гения, творца жизни, идеал которого еще никем и никогда не был достигнут. Также наш взгляд обращен к ницшеанской концепции дионисийского начала, суть которой в том, что в человеке заложена огромная первичная потенциальная сила и энергия, высвобождение которой знаменует собой свободу. Дионисийское начало стихийно и иррационально по своей природе, и только в нем, по Ницще, может осуществляться истинное творчество.

При проведении исследования были использованы историко-философский, герменевтический, системно-структурный и общелогический методы (анализ, синтез), метод индукции. Для достижения поставленной цели эти методы являются наиболее адекватными, так как помогают рассмотреть понятие творчества наиболее полно и многоаспектно.

Положения, выносимые на защиту:

В эпохи, предшествующие Ницше, творчество имело различные уровни рассмотрения (онтологический, гносеологический, художественный, религиозный), и, как правило, исследователи данного понятия, руководствуясь своими философскими установками, останавливались на выделении какого-то одного аспекта творчества в качестве приоритетного.

Принципиальной новым является рассмотрение Фридрихом Ницше творчества как целостного жизненного феномена: философ не рассматривал творчество в свете одной тенденции, но выделил онтологически-экзистенциальный аспект понимания творчества, включенный в общий контекст жизни человека.

Фундаментальным основанием творчества, по Ницше, является дионисийское начало как заложенное в человеке «зерно», прорастание которого знаменует собой проявление активности человека, высвобождение энергии, обуславливающей творческий процесс.

Понятие творчества у Ницше неразрывно связано с идеей сверхчеловека и вечного возвращения. Идея о бесконечном повторении всего существующего усиливает внимание человека к творческому переживанию любых ситуаций и способствует становлению истинно творческого гения - сверхчеловека.

Помимо утверждения жизни, у Ницше выделяются еще три смысловых элемента творчества, также вытекающих из дионисийского начала. В качестве первого элемента выступает игра, которая, по Ницше, есть самый яркий символ иррационального начала и ухода от рациональных трактовок реальности. Вторым смысловым элементом творчества у Ницше является созидание, идущее от разрушения. Здесь, по мнению философа, все предельно просто: прежде чем создать, нужно полностью разрушить старое как изжившее себя и мешающее проявлению истинной жизненной силы. Третий смысловой элемент творчества - страдание, поскольку без него, согласно Фридриху Ницше, творчество немыслимо: творческий процесс не может быть одной лишь радостью, творец не может быть все время весел. Крайность радости творческого гения, выражающая дионисийское начало, доходит до буйства, крайности тоски и печали выливается в страдание, в настоящие муки.

 


Список литературы

 

1. Абдулхаеров И. Герой не нашего времени [Электронный ресурс]: Ежедневная электронная газета «Утро» / Режим доступа: http: //www.nietzsche.ru/biograf/analiz/hero. - Загл. с экрана.

. Абрамович Н.Я. Человек будущего. Очерк философской утопии Ф.Ницше / Н.Я. Абрамович. - СПб.: Прометей, 1906. - 98 с.

. Аквинский Ф. Учение о душе / Ф. Аквинский. - Спб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

. Асмус В. Платон. / В. Асмус. - М.: Мысль, 1969. - 247 с.

. Бакусев В.М. «Заратустра» или «Залатуштра? » Автор, герой и его прототип в «Also sprach Zarathustra» Ф. Ницше / В.М. Бакусев. // Вопросы философии / Рос. акад. наук. - М.: Наука, 2006. - №9. - с. 144-155.

. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. - Изд-во Русского Христианского Гуманитарного ин-та, 1997. - 464 с.

. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Берк. - М.: Искусство, 1979. - 237 с.

. Бугера В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше / Е.В. Бугера. - М.: КомКнига, 2005. - 164 с.

. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / Ф. Бэкон. - М.: Мысль, 1978. - 575 с.

. Виндельбад В. От Канта до Ницше. / В. Виндельбанд. - М.: Канон-пресс, 1998. - 494 с.

. Винник Н.В. Система искусств у Платона / Н.В. Винник // Материалы Шестой научной конференции преподавателей и студентов: 3-4 марта 2005 г. - Новосибирск, 2005. - С. 40-45.

. Античная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. П.П. Гайденко. - М.:, 2008. - 896 с.

. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше: Жизнеописание. М.: Сов. Писатель, 1991. - 336 с.

. Гесиод. Полное собрание текстов / Гесиод. - М.: Лабиринт, 2001. - 256 с.

. Голосовкер Я.Э. - Избранное. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 499 с.

. Гусейнов А.А. История этических учений / А.А. Гусейнов. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.

. Данто А. Ницше как философ / А. Данто. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 279 с.

. Декарт Р. Сочинения в 2 т. / Р. Декарт; вступ. ст. В.В. Соколов. - М.: Мысль, 1994. − Т. 1-2.

. Делез Ж. Ницше. / Ж. Делез. - Спб.: Аксиома, Кольна, 1997. - 186 с.

. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики / Г.В. Драч. - М.: Гардарики, 2003. - 318 с.

. Жильсон Э. Избранное: в 2 т. Т. 1: Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского / Э. Жильсон. - М., СПб.: Университетская книга, 1999. - 496 с.

. Иванов В. Дионис и прадионисийство / В. Иванов. - СПб.: Алетейа, 2000. - 343 с.

. Иодль Ф. История этики в новой философии. От Античности до конца восемнадцатого столетия. / Ф. Иодль. - М.: Либроком, 2011. - 370 с.

. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). 3-е изд. / под ред. Н.В. Мотрошилова. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000. - 480 с.

. Койнонова Г.Н. проблема творчества в философии Платона / Г.Н. Койнонова // Актуальные проблемы социальной философии: - Сб. статей Всеросс. науч.- практ конф. - Томск: изд-во ТПУ, 2006. - С. 138-140

. Кант И. Критика практического разума / И. Кант. - СПб.: Наука, 2007. - 528 с.

. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. - М.: Искусство, 1994. - 369 с.

. Койнова Г.Н. Социокультурные и культурно-антропологические основания творчества в коммуникативной парадигме исследования: дис. … кандидат культурологии: 20.06.08 / Г.Н. Койнова; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2008. - 18 с.

. Кузанский Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 320 с.

. Кузанский Н. Игра в шар [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.agnuz.info/tl_files/library/books/de_ludo_globi1/mark.htm. - Загл. с экрана.

. Кузанский Н. О предположениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.agnuz.info/tl_files/library/books/o_predpolojeniyah. - Загл. с экрана.

. Кун Н. Мифы и легенды Древней Греции / Н. Кун. - М.: Аст, 2008. - 544с.

. Фишер К. История новой философии: Фрэнсис Бэкон / К. Фишер. - М.: Аст, 2011. - 544 с.

. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.

. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Аст, Фолио, 2000. - 624 с.

. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1993. - 962 с.

. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. - 624 с.

. Лосев А.Ф., Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

. Марков Б. Человек, государство и Бог в философии Фридриха Ницше / Борис Марков. - СПб.: Русский остров: Владимир Даль, 2005. - 787 с.

. Мусский И.А. Сто великих мыслителей / И.А. Мусский. - М.: Искусство 2000. - 688 с.

. Немировская Л.З. Ницше. Мораль «по ту сторону добра и зла» / Л.З. Немировская. - М.: Знание, 1991. - 270 с.

. Ницше Фридрих Вильгельм. Ницше неизвестный и неожиданный: научное издание / Фридрих Вильгельм Ницше. - Симферополь: Реноме, 2003. - 525 с.

. Ницше и современная западная мысль: сб. ст. / под ред. В. Каплуна. - СПб.: Европ. Ун-т; М.: Пет. Сад, 2003 - 587 с.

. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1997. - 829 с.

. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1997. - 834 с.

. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

. Ориген. О началах / Ориген. - Спб.: Амфора, 2007. - 458 с.

. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль. - М.: Аст, 2011. - 236 с.

. Платон и его эпоха / Под ред. Ф.Х. Кессиди. - М.: Наука, 1979. - 318 с.

. Платон. Государство. Законы. Политик. / Предисл. Е.И. Темнова. - М.: Мысль, 1998. - 798 с.

. Платон. Сочинения: 3 т. Т. 2 / Платон; Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Вступит. Статья А.Ф. Лосева. − М.: Мысль, 1970. - 611 с.

. Пойзнер Б. Проблема образования и ницшевский идеал самосозидающей личности / Пойзнер Б., Захарова Э. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 29-33.

. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М.: Аст, 2010. - 831 с.

. Селли Дж. Пессимизм. История и критика / Дж. Селли. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 360 с.

. Свасьян К.А. Ницше или Как становятся Богом (Две вариации на одну судьбу) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.nietzsche.ru/biograf/analiz/svasian. - Загл. с экрана.

. Советский философский словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //terme.ru/dictionary/804/word/tvorchestvo. - Загл. с экрана.

. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза. - Мн.: Харвест, М.: Аст, 2001. - 336 с.

. Философия Канта и современность / Под общ. ред. Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1974. - 469 с.

. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 720 с.

. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений / вступ. ст, комментарии В.П. Гайденко. - Изд-во Ин-та философии РАН, 2001. - 207 с.

. Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему [Электронный ресурс]: Электронная библиотека «Вехи» / Режим доступа: http: //www.vehi.net/frank/etika.html - Загл. с экрана.

. Хайдеггер Мартин. Европейский нигилизм / Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и вступления. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

. Холлингдейл Р.Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души / Р. Дж. Холлингдейл. - М.: Центрполиграф, 2004. - 384 с.

. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 1981. - 374 с.

. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2011. - 608 с.

. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр; Пер. с нем; Худ обл. М.В. Драко. Мн.: Попурри, 1998. - 688 с.

. Юнгер Фридрих Георг. Ницше / Юнгер Фридрих Георг - М.: Праксис, 2001. - 253 с.

. Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона / В.А. Яковлев // Вопросы философии. - 2003. - №6. - С. 142-154.

. Яковлев В.А. Философия жизни на пороге XXI века: Новые смыслы / Л.В. Суркова, В.А. Яковлев // Вестник Московского ун-та. - 2000. - №6. - С. 101-119.

. Яковлев В.А. О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма / Л.В. Суркова, В.А. Яковлев // Вестник Московского ун-та. - 1998. - №3. - С. 51-68.

. Ясперс К. Ницше и христианство / Карл Ясперс. - М.: Моск. филос. фонд; «Медиум», 1994. - 115 с.

Творчество как основа философии Фридриха Ницше

 

 

Специальность:

Дизайн пространственной среды

Группа: 3-АД-42

Руководитель: Сотников А.О.

 

 

Санкт-Петербург 2013


Содержание

 

Введение

Глава 1. Философские смыслы творчества

Понимание творчества в эпоху античности

Творчество как постижение истины и путь к Богу в Средневековье

Культ творчества в эпоху Возрождения

Механицизм и производство как замена творчества в Новое Время

Глава 2. Специфика понимания творчества в философии Ф. Ницше

Дионисийское начало как основа понятия творчества в философии Ф. Ницше

Особенности взаимосвязи понятия «сверхчеловек» с понятием «творчество»

Влияние концепции «вечного возвращения» на понимание творчества

Список литературы

 


Введение

 

Актуальность темы. Проблема творчества является одной из самых старых, традиционных в философии. Это одна из так называемых «вечных» проблем. Причиной этого может быть то, что вопрос творчества возник одновременно с моментом зарождения самой философии, когда человек проявил первый интерес к бытию, к вопросу о происхождении мира, себя самого. Но отсюда берет начало и главная беда понимания творчества: первые философы, поставившие первые онтологические вопросы, даже косвенно не коснулись проблематики творчества. В этом как будто проклятие творчества и поэтому не удивительно, что на протяжении последующей истории философской мысли, многие выдающиеся ее представители предпринимали попытку осмыслить суть творческого процесса. В итоге, изучая этот вопрос более или менее глубоко и подробно, мыслители находили каждый свои ответы на вопрос о смысле творчества.

Творчество можно считать одной из главных особенностей человека. Способность творить проявляется у человека с детства и входит в состав показателей роста и развития ребенка, поскольку именно творческая деятельность активизирует личность. Более того, творческий процесс сопровождает человека всю его жизнь и здесь мы имеем в виду, как конкретного индивида, так и человека вообще. Творчество - это сфера, в которую погружена каждая личность. Когда мы впервые появляемся на свет, воздух начинает окружать нас повсюду, мы являемся в мир, как в некое пространство и пребываем в нем до тех пор, пока не остановится наше сердце. Подобным образом можно считать и творчество, поскольку оно - есть необходимое условие человеческого существования, и являет собой еще один мир, в котором мы можем погрузиться. Правда, в этом случае по собственной воле. В любом случае, именно творчество, понимаемое как процесс создания нового, делает человека таким существом, которое изменяет свое настоящее, ввиду своей обращенности в будущее.

Творчество изучается многими науками, соответственно, существует многообразие творческих видов, но нас интересует философский аспект понимания творчества. Поскольку философия никогда не зациклена на одной-двух концепциях и никогда не называют какую-либо идею ведущей и, так или иначе, обращает свои взоры к другим наукам, то наш узкий круг рассмотрения проблемы творчества тут же расширяется до небывалых размеров.

Однако исследование нужно было с чего-то начать, поэтому мы решили рассмотреть философские смыслы творчества с колыбели западноевропейской философии - эпохи античности. Понятно, что в рамках данной работы не представляется возможным охватить все существующие философские трактовки творчества, а потому мы обратили внимание только на некоторых представителей той или иной философской эпохи.

Однако тщательный анализ философских систем рассмотренных нами мыслителей показывает, что понятие творчества редко ставилось в фокус рассмотрения и по большей части либо пребывает на периферии, либо вообще не берется во внимание. Автор данного исследования считает, что более глубокое понимание творчества, его природы, смысла, дал миру немецкий философ, которому посвящено данное исследование. Фридрих Ницше, о котором идет речь, дал миру не только полную и гармоничную концепцию творчества, но также искусно связал ее с прочими своими философскими размышлениями, что впоследствии стало трудно обозначить границы перехода между его идеями. Тем не менее, подробное рассмотрение библиографии, посвященной непосредственно философии Фридриха Ницше, позволяет сделать вывод о том, что исследователи не занимаются подробно ницшеанской трактовкой творчества, уделяя куда больше внимания другим его идеям. В связи с этим актуальность темы представляется нам очевидной.

Степень разработанности проблемы. В определенной степени недостаток аналитических работ по ницшеанской трактовке творчества можно восполнить, обратившись к текстам, написанным о таких идеях философа, как вечное возвращение, дионисийское начало, о концепции сверхчеловека. По мнению автора исследования, именно с этими идеями наиболее тесно связана ницшеанская концепция творчества. Так, в ряду таких исследователей наиболее успешными являются В. Иванов (работа о дионисийском начале), Мартин Хайдеггер и Жиль Делез, позволили нам глубже рассмотреть идею о вечном возвращении, статья В.М Бакусева о Заратустре и работы Б. Маркова, К.А. Свасьяна помогли при изучении концепции сверхчеловека. Ницшеанскому идеалу личности посвящена статья Б. Пойзнера, Н.Я. Абрамовича. В исследовании жизни Ницше автора Р. Дж. Холлингдейла, немецкий философ показан как настоящий борец, прилагающий огромные усилия ради преодоления застоя, догматизма сознания и морали. Кроме того, исследованию творчества Фридриха Ницше посвящены работы А. Данто, С.Л. Франка, К. Ясперса, Л.З. Немировской и многих других авторов. В свою очередь, работы В.Ф. Асмуса, А.Н. Чанышева и А.Ф. Лосева оказали нам помощь при изучении творчества в различные философские эпохи. Однако более всего в исследовании нам помог сам Фридрих Ницше, особенно, такие его работы, как «Так говорил Заратутсра», «Веселая наука», «Ecce homo» и, наиболее посвященная творчеству, - «Рождение трагедии из духа музыки». Кроме того, важную роль в исследовании сыграли различные философские словари, которые, называя творчество процессом создания нового, глубоко тронули автора данной работы, что и послужило отправным пунктом данной работы.

При изучении работ, посвященных философии Фридриха Ницше, складывается впечатление, что мыслитель был крайне резок в своих суждениях и впадал в крайности при создании концепций. К примеру, интересным является одновременное утверждение радости дионисийского начала и вместе с тем страдания, которое оно несет впоследствии. Подобных примеров у Ницше можно найти множество и поэтому может показаться, что философ во многом сам себе противоречил. Однако при более детальном изучении его идей, становится заметно, что даже самые, казалось бы, противоречивые идеи, представляют собой единую, прочную силу, поскольку взаимодополняют друг друга. Разбирая более детально философскую систему немецкого мыслителя, автор данной работы пришел к мнению, что, с одной стороны, идея творчества не только связана с другими концепциями философа, но является связующим звеном всей ницшеанской системы. С другой стороны, главный принцип творения жизни, стоящий в основании всей философской системы Ницше, прямым образом обусловил и создание его творческой концепции.

Несмотря на внушительное количество работ, посвященных творчеству Ницше, фигура которого продолжает привлекать исследователей, перечисленные выше идеи до сих пор не получили развернутого философского комментария. Наш интерес к трудам немецкого философа заключается не только в том, чтобы дать очередное определение творчества. Речь идет также о том, чтобы воспользовавшись выделенными в процессе исследования идеями, поставить их на прочный фундамент, который дают прочие концепции Ницше, с тем, чтобы выявить новизну и масштабность ницшеанского понимания творчества. Поскольку, именно в философии Ницше трактовка понятия «творчество» не только обретает наибольшую полноту, но и обретает те особенные черты, которые позволяют ей оставаться актуальной и в наше время.

Цель и задачи исследования. Исходя из всего вышесказанного, можно обозначить цель исследования: выявить философское содержание понятия творчества в философии Ницше.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть философские смыслы творчества, в эпохах, предшествующих Ницше;

установить, как соотносится концепция творчества с другими идеями немецкого философа;

выделить основные философские смыслы творчества по Фридриху Ницше;

истолковать специфику именно ницшеанского понимания творчества.

Предмет и объект исследования. В качестве объекта исследования взято понятие творчества. Предметом исследования является интерпретация данного понятия в философии Фридриха Ницше.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования использовались ведущие идеи, представленные в философии Ф. Ницше и делающие возможным анализ понятия творчества. Во-первых, это концепция вечного возвращения, заключающаяся в неизбежном, вечном повторении всего существующего и призывающая к творческому существованию. Во-вторых, это идея сверхчеловека как высшего человека, истинного гения, творца жизни, идеал которого еще никем и никогда не был достигнут. Также наш взгляд обращен к ницшеанской концепции дионисийского начала, суть которой в том, что в человеке заложена огромная первичная потенциальная сила и энергия, высвобождение которой знаменует собой свободу. Дионисийское начало стихийно и иррационально по своей природе, и только в нем, по Ницще, может осуществляться истинное творчество.

При проведении исследования были использованы историко-философский, герменевтический, системно-структурный и общелогический методы (анализ, синтез), метод индукции. Для достижения поставленной цели эти методы являются наиболее адекватными, так как помогают рассмотреть понятие творчества наиболее полно и многоаспектно.

Положения, выносимые на защиту:

В эпохи, предшествующие Ницше, творчество имело различные уровни рассмотрения (онтологический, гносеологический, художественный, религиозный), и, как правило, исследователи данного понятия, руководствуясь своими философскими установками, останавливались на выделении какого-то одного аспекта творчества в качестве приоритетного.

Принципиальной новым является рассмотрение Фридрихом Ницше творчества как целостного жизненного феномена: философ не рассматривал творчество в свете одной тенденции, но выделил онтологически-экзистенциальный аспект понимания творчества, включенный в общий контекст жизни человека.

Фундаментальным основанием творчества, по Ницше, является дионисийское начало как заложенное в человеке «зерно», прорастание которого знаменует собой проявление активности человека, высвобождение энергии, обуславливающей творческий процесс.

Понятие творчества у Ницше неразрывно связано с идеей сверхчеловека и вечного возвращения. Идея о бесконечном повторении всего существующего усиливает внимание человека к творческому переживанию любых ситуаций и способствует становлению истинно творческого гения - сверхчеловека.

Помимо утверждения жизни, у Ницше выделяются еще три смысловых элемента творчества, также вытекающих из дионисийского начала. В качестве первого элемента выступает игра, которая, по Ницше, есть самый яркий символ иррационального начала и ухода от рациональных трактовок реальности. Вторым смысловым элементом творчества у Ницше является созидание, идущее от разрушения. Здесь, по мнению философа, все предельно просто: прежде чем создать, нужно полностью разрушить старое как изжившее себя и мешающее проявлению истинной жизненной силы. Третий смысловой элемент творчества - страдание, поскольку без него, согласно Фридриху Ницше, творчество немыслимо: творческий процесс не может быть одной лишь радостью, творец не может быть все время весел. Крайность радости творческого гения, выражающая дионисийское начало, доходит до буйства, крайности тоски и печали выливается в страдание, в настоящие муки.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь