Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Механицизм и производство как замена творчества в Новое Время



 

Новое время, начавшееся в XVII веке, стало эпохой утверждения в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой развития науки и техники. Под влиянием точных наук в философии утвердился механицизм. В рамках такого типа мировоззрения природа стала рассматриваться как огромный механизм, а человек - как инициативный и деятельный работник. Поэтому такие слова как «производство», «преобразование» стали синонимами понятию «творчество».

Основной темой для философии Нового времени стала тема познания. Один из представителей данной эпохи - Френсис Бэкон - в своей выдающейся работе «Новый органон» дал новое видение цели и предназначения науки, поскольку считал, что наука не может служить только во имя обоснования Бога или быть знанием ради знания. Конечной целью ее является изобретение, открытие, то есть созидание, но в механистическом ключе. Отсюда мы можем сказать, что творчество приобрело качественно новую оболочку, стало рационалистичным. В Новое время на троне восседала наука, и благо, польза, стали для нее тем же, чем красота является для искусства - верной спутницей.

Заявив, что чувства дают нам неточные и ненадежные знания, Рене Декарт предпринимает попытку не рассматривать их в качестве фундамента знания и обратиться к разуму. Философ с большим упорством пытается докопаться до истины, которая может быть только там, где она видна ясно и отчетливо. Никаких абстракций, никаких возможностей - только факты, упорядоченность, смысл. Порождение нового только в контексте порождения нового знания. Поэтому творчество как категория, имеющая в своей основе нечто иррациональное, базирующаяся на символичном, не принимается им во внимание.

Однако, в отличие от Бэкона, Декарт говорит о творчестве более конкретно, когда ему приходится ввести априорную идею Бога-творца. Но философ сомневается в качестве наличия такой бесконечной, творящей мир сущности и спрашивает, не должны ли мы тогда считать себя творцами, как подобные «главному» Творцу? А значит, не должны ли мы поверить в безграничные возможности человека к творению? Но позже Декарт опровергает сам себя, говоря о том, что человеческому разуму не доступны все без исключения истины, ибо человек наделен разумом человеческим, а не божественным. Тем не менее, философ видит Бога как некий гарант своей созидательной способности, утверждая, что Бог не может обманывать. Гарантия от Создателя состоит также в том, что Он препятствует содержанию разрушительного принципа в своем творении. Отсюда можно сказать о том, что Декарт все-таки допускает некую иррациональность, идущую от Бога, и созидательная способность в человеке следует с необходимостью.

Философия Спинозы, а значит и его идеи, которые мы могли бы принять за творчество, сильно отличаются от рационалистических идей, рассмотренных нами ранее, поскольку рационализм этого философа граничит с мистицизмом. На наш взгляд, все основные идеи этики и познания Спинозы можно подытожить одной фразой - чувствовать и видеть все в Боге. Но все по порядку.

Спиноза говорит о страстях, берущих свое начало из влечения, которое отличается некоторым постоянством. Это влечение, как правило, сопровождается конкретной идеей, а значит участником этого «действа» является и сознание. Спиноза различает влечение в умственной сфере и называет его волей, и влечение в телесной, положительный модус которого - радость, отрицательный - печаль. Философ утверждает, что страсти не берутся из человеческих слабостей и недостатков. Поэтому необходимо понимать поступки других людей, а не осуждать и порицать их. Отсюда Спиноза говорит о том, что познание есть освобождение от страстей и основа добродетели.

Чтобы лучше понять связь познания и страстей призовем на помощь самого Спинозу, который говорит в своей «Этике»: «Аффект, который есть страсть, перестает быть страстью, как только мы составим о нем ясную и отчетливую идею» [57, с. 302]. Отсюда можно заключить, что творчество Спиноза вполне мог понимать, как процесс освобождения от страстей. Ведь как это похоже на процесс творчества! Ибо как только человек, снедаемый «муками творчества» находит, наконец, в своем уме способ выражения своей задумки, то страсти, съедающие его изнутри, та творческая агония, наконец, прекращает кипеть и начинается плавное течение творческого процесса, непосредственное созидание, свобода.

Однако вслед за своими предшественниками Спиноза говорит о том, что истинная сила, которая может возвеличить человека, освободить его - есть познание, познание рациональное. «Сила души определяется одним познанием» [57, с. 315]. Душа активна только в процессе познания и, наоборот, когда ее целиком захватывают страсти - происходит только видимость внутренней активности. На самом же деле, душа, окутанная страстями, пассивна.

Также косвенную идею творчества у Спинозы можно выделить при анализе его интеллектуальной интуиции, которая есть восприятие всего, что исходит от Бога. В этой форме познание, разумеется, несет радость и возвеличивает человека максимально, поскольку связано с Всевышним. Такая интеллектуальная любовь вечна и, как уже указывалось выше, дарит блаженство. «Если радость состоит в переходе к большему совершенству, то блаженство, конечно, должно состоять в том, что душа одарена самим совершенством» [57, с. 325].

Любовь к Богу, по Спинозе, есть добродетель и чем больше душа наслаждается этой любовью, тем больше она познает, тем сильнее человек может одолевать аффекты и приблизиться к идеалу мудреца, понимание которого у Спинозы перекликается с античными стоиками. А подавляя аффекты и страсти самостоятельно, человек наслаждается не столько радостью этой «победы», сколько благодатью Бога. Поэтому, творчеством здесь можно считать достижение этого блаженства, как некого чистого акта. Эту мысль подтверждает тот факт, что, по Спинозе, блаженство, основанное на любви к Богу, переходит обратно в Бога, а значит человек и Бог связаны одной нитью - любовью. Из этих переменных - познание, единение Бога и человека, становление человека на пути мудреца, в результате познания, уравненное знаком любовь, - создается формула творчества по Спинозе.

Разумеется, отсюда нельзя сделать вывод о том, что Спиноза до конца остается на рационалистических позициях. Подтвердить идею любви человека к Богу и Бога к человеку лучше словами самого Спинозы: «Бог, поскольку он любит самого себя, и любит людей, и, следовательно, что любовь Бога к людям и интеллектуальная любовь души к Богу одно и то же» [57, с. 326].

Интересен взгляд на творчество другого представителя Нового Времени - Блеза Паскаля. Как и его предшественники в рассматриваемой эпохе, он не говорит о творчестве явно и тоже выделяет познание, с достижением истины в конце, в качестве прерогативы, но его идеи имеют и некоторое новаторство.

По Паскалю, человек разрывается между животным бытием и обожествлением себя. Философ объявляет человека ничтожным, но от животных человека отличает факт, который его одновременно и возвеличивает - человек способен мыслить. «Человек - всего лишь тростник» [48, с. 43]- замечает философ, но добавляет, что «все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас» [48, с. 43]. В этом контексте можно впервые сказать о категории творчества у Паскаля. Хотя сам философ творчество в таком ключе и не рассматривает, но творчество всегда понималось как нечто одухотворяющее, возрождающее человека, дающее ему значимость. Как мы уже выяснили выше, такой функцией Паскаль считал мышление, что в нашем контексте, можно считать синонимом творчества.

В бесконечных исканиях смысла жизни люди страдают и, осознав тщетность своих поисков, некоторые находят решение - развлечение. Паскаль не дает точного определения развлечения, поскольку понимает это весьма широко: развлечением у него оказывается и болтовня, и стремление к чинам, и физические упражнения, и карты и творчество в художественном смысле. «Вне всякого сомнения, человек сотворен для того, чтобы думать: это и его главное достоинство, и главное дело всей жизни» [48, с. 37], а люди думают только «о том, как бы поплясать, побряцать на лютне, спеть песенку, сочинить стишки» [48, с. 37]. Больше всего достается театральному искусству: «но из всех развлечений, придуманных в миру, особенно следует опасаться театра. Людские страсти показаны там столь изящно и столь натурально, что взбудораживают и порождают их в наших собственных сердцах» [48, с. 36]. Поэтому, можно сказать, что творчество в традиционном смысле, как и его продукты, Паскаль категорически не приемлет, ввиду его отвлечения от истины.

К тому же, Паскаль называет развлечение бегством от себя и говорит, что это слабое утешение, так как, во-первых, на самом деле развлечения дают только временное счастье, а во-вторых, увеличивают ничтожность человека: развлекаясь, человек отвлекается, позволяет себя увлечь и оказывается, таким образом, сбитым с пути. Душа теряет все возможности к выздоровлению, поскольку развлечения поворачивают фокус от познания. А значит, происходит отказ от истин, которые люди могли бы приобрести. То есть человек как бы сам себя закапывает. Из этой пучины есть только один путь - вера.

Если творчество у Паскаля и можно выделить, рассматривая его философию совсем уж под микроскопом, то точно можно сказать, что философ не рассматривал человека в качестве творца, как, например, Декарт. За подобное рассмотрение Паскаль критиковал последнего. Непростительным также, по Паскалю, было со стороны Декарта считать Бога каким-то инженером, который удалился, закончив свою работу. Бог присутствует всегда: в объятиях Спасителя оказывается отчаявшийся человек.

На наш взгляд, можно сказать о творчестве еще в одном смысле. Речь идет о творчестве, как способности отказаться от развлечений и мирской мишуры и повернуться в сторону Бога. Это требует усилий. Это - большой путь, характеризующийся становлением себя самого, и пройти его может не каждый, потому что люди склонны идти по легкому пути и выбирать праздность, а не смирение. Не таким же является истинно творческий путь? Но сам Паскаль в таком ключе творчество не рассматривал.

Таким образом, философское понимание творчества в учениях нового времени не выражается явно. Если предыдущая эпоха только и говорила, что о творчестве, то, видимо, в наступившую эпоху философы хотели заняться другой проблематикой и нашли себя в проблеме познания.

Новое время ознаменовалось, помимо поиска истины, стремлением приспособить познание для человека, отыскать способы, улучшающие производство, преобразующие природу. В этом контексте понимается и творчество. Никакой иррациональности, никаких абстракций - только конкретика, смысл, четкая структура, анализ. Порождение нового рассматривалось как порождение нового знания. Такое понимание было характерно для многих представителей эпохи Нового Времени. Говоря о творчестве, Декарт называл его необходимым для человека, скажем, врожденной способностью, поскольку ее в человека вкладывал сам Бог.

У Спинозы мы выделяем три пути понимания творчества. Во-первых, это познание, как единственная и истинная сила, способная возвеличить человека. Во-вторых, творчество как путь избавления от страстей. В-третьих, как благодать от слияния с Богом, блаженство единения с ним, которое человек находит, избавившись от страдания. То есть все эти три пути понимания имеют один источник - творчество. В таком контексте эти три пути можно назвать иначе тремя видами творческого процесса, так как они, как и виды познания, одновременно и исходят из этого процесса, и являются им.

Блез Паскаль утверждал, что разум человеческий ограничен, воля его порочна, и сам человек по существу ничтожен. Осознавая эту ничтожность, человек скитается в поисках смысла. Пытаясь сбежать от себя, он кидается в пучину страстей, находя в них развлечение, и окончательно теряет дорогу к своему возрождению. Развлечения, хоть и дают счастье, но лишь временно, а потому такое счастье иллюзорно. Под развлечениями Паскаль понимает все, что не относится к способности мыслить, в которой заключено и достоинство, и цель, и призвание человека, а значит творчество, по Паскалю, есть главным образом создание себя самого и созидание этого идет только через тренировку разума, в увеличении разумности, которая идет только по пути мышления.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь