Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понимание творчества в эпоху античности



 

Античная эпоха, по истине, являлась великой, ибо вклад ее в развитие всего последующего мира огромен. Древняя Греция является колыбелью современного мира. Культура, наука, этика - все, включая философию, какой мы имеем ее сейчас, имеет истоки в великой античной эпохе. Находясь в первой половине XXI века и обращая взгляд в прошлое, мы можем заметить, что ни одна человеческая жизнь не проходит без творчества. Объем этого понятия захватывает многие сферы человеческой деятельности. Здесь нам могут вроде бы резонно возразить, что представители технических профессий и люди, не имеющие дел с искусством в своей бытовой жизни, о творчестве не задумываются. Но что каждый из нас понимает под словом «творчество»?

В «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова, читаем: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям» [59, с. 554]. То есть в этом определении автор выделяет принципиальную новизну творческого процесса, выражающейся в создании новой культурной реальности. Этот факт новизны творческой деятельности отмечают и другие исследователи. Так, В.Ф. Берков в «Новейшем философском словаре» говорит, что творчество есть «конструктивная деятельность по созданию нового» [46, с. 701], П.П. Гайденко называет творчеством «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [56].

Таким образом, философов вполне устраивает определение творчества, как порождение нового. Что же здесь интересного? Возникает вопрос, на который мало кто мог бы дать полноценный ответ: какого именного нового? Что должно быть этим новым?

Обычно, понимают под «новым» все, что дает нам искусство - то есть материальные ценности или духовные, с неизбежностью становящиеся материальными (великие идеи, заключенные в книгу). Так, над умами властвует определение творчества как процесса, порождающего в итоге картину или симфонию.

Обратившись к философии Ницше, которая привлекла нас своей удивительной смесью рационального и иррационального начал, своей необычностью и свежестью идей, мы заметили, что он выделяет несколько видов творчества. Так, мы заинтересовались смыслом самого понятия творчества, и поскольку немецкий философ обращался в своей философии творчества к античным истокам, нам показалось необходимым рассмотреть понятие творчества в античную эпоху. Еще до начала нашего анализа можно сказать, что неразумно считать, будто Ницше подчерпнул свои идеи из одной лишь античности, а потому нам представляется вполне разумным рассмотреть, как изменялось понятие творчество и в других философских эпохах, предшествующих немецкому мыслителю.

Но что было источником самой античности? А источником был миф. Если позволяется возможным сказать такое, то сам миф был своеобразным первоначалом.

Для нас, изучающих понятие творчества, звенит первый колокольчик, ибо сам миф, а именно его порождение можно рассматривать как творчество. Отсюда же берет начало трактовка творчества, в первую очередь, в онтологическом смысле. В первых строках выдающейся работы Куна «Мифы и легенды Древней Греции» читаем: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги» [32, с. 4]. То есть сам миф начинался с вопроса о бытии, а значит, творчество началось, когда человек попытался ответить на вопрос «откуда все произошло? » и сделал себя создателем мифа.

Однако, на стадии зарождения философии конкретно анализ понятия «творчество» не проводился. Сами творцы искусства вообще понимали творчество не то что даже в обычном для нас смысле (к примеру, как художественное творчество), но вообще ставили творчество, как вид искусства, на один уровень с обычными для человека действиями: то есть писать картину ничем не лучше и не хуже возделывания огорода.

Поэтому, вдохновленные богами, первые поэты, как представители такого (художественного) понимания творчества, не представляют для нас большого интереса. Но вот онтологический смысл у творчества первых поэтов присутствует. Опирается он, естественно, на миф. Гесиод в своей «Теогонии» в 120 песне говорит:

 

«Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду» [14, с. 4].

 

Таким образом, боги, как части универсума, определяли собой мир и космос в целом. В таком ключе, творчество, возникшее как попытка ответить на вопрос о происхождении мира, породило миф. Теогония выступила как космогония, и первые, фантастические, порожденные мифами объяснения универсума, возникшего из хаоса, пошли дальше, - положив основу для построения космологии философской.

Итак, делая предварительный вывод, отметим, что в эпоху античности творчество, в момент своего зарождения приобретает онтологический смысл, выступает на первой ступени как процесс порождения мифа. Как мы отметили сначала и убедились впоследствии, конкретно на рассмотрение творчества взоры античных мыслителей обращены не были, и выделенные нами смыслы творчества улавливаются лишь при анализе мифа, первых поэтов. Далее рассмотрение творчества встречается у Платона, Аристотеля, которые пытаются дать первый анализ понятию как таковому. Нам кажется, что концепция творчества у Платона рассмотрена наиболее обстоятельно и подробно, поэтому на ней мы, в качестве примера античного понимания творчества, и остановимся.

Определения творчества в диалогах Платона встречаются неоднократно. Как правило, как и другие античные мыслители, он не анализирует интересующее нас понятие специально, а вводит его по необходимости, в связи с изложением своих представлений о творении человека, мироздания вообще, о специфике искусства. Необходимо обратить внимание на то, что творчество, по Платону, носит универсальный характер и проявляется всякий раз, когда нечто обретает бытие. Так, Сократ в диалоге «Пир» соглашается с мнением «мантинеянки Диотимы, женщины очень сведущей» [51, с. 130], утверждающей: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами» [51, с. 135].

Свое понимание творчества Платон строит на основании уже разработанных им концепций. В частности, он связывает творчество с концепцией Единого. Более того, Единое как абсолют абсолютов, выступает у философа как высший принцип творчества. Единое творит как свою собственную структуру, так и структуру иного, противостоящего ему. Как мы помним, у Платона само Единое - сверхсущностно, трансцендентно, оказывается за пределами бытия и небытия. И Единое выступает изначальным источником творчества.

Так Платон приходит к предельному обобщению понимания творчества. Утверждение творчества необходимым условием существования Единого, а значит и его имманентного атрибута, с необходимостью ведет к представлению об изначальной бытийственности исходного творческого акта, импульса. В то же время, все реальные субъекты и субстраты творчества являются по отношению к нему вторичными, и становятся порождениями его последующей эманации. Заметим попутно, что впоследствии неоплатоники (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл) активно ухватятся за эту идею Платона и будут ее развивать, представляя все мироздание как результат эманации единого и восхождения человеческой души - двух составов творчества, стремительно несущихся навстречу друг другу.

Утверждение о том, что творчество не несет в себе исходных предпосылок, подталкивает Платона к вопросу о смысле творчества. Здесь расходятся в разные стороны идея созидания и эволюции. Исходя из платоновского учения, ни при каких обстоятельствах нельзя сказать о том, что философ считал такие механизмы, как выживание и приспособление, в качестве обуславливающих развитие.

Чтобы «запустить» процесс творчества, необходим смысл. Тот корневой стержень, который определил бы впоследствии его творческую направленность. Необходимость смысла в творчестве касается любых его видов: от зарождения универсума до выпекания хлеба. Именно наличие смысла позволяет сделать результат наиболее эффективным. При таком положении дел представляется разумным вопрос - не выделял ли Платон смысл в качестве предпосылки самого творчества? Прямого ответа философ нам не дает, но безусловным является тот факт, что смысл выделялся им в качестве необходимого атрибута творчества. (Смысл есть всегда, даже если нам кажется, что его нет - так бы, наверное, сказал сам Платон.)

Кроме того, следует учесть, что Платон говорил о конкретном смысле, а именно - о благе. Сама категория «благо» имеет здесь не столько аксеологическую, сколько метафизическую нагруженность, ибо является одновременно и причиной, и целью творчества. Понятие деятельности и созидания носят вполне целесообразный характер, указывая на необходимость результата. Исходя из этой точки зрения, человек может быть реальным творцом (разумеется, при соблюдении условий: если благими являются его намерения и цели, к которым он стремится, а также мотивы и средства по достижению этих целей). Что же касается смысла творчества мироздания, то он заключается в его совершенствовании.

Характер человеческой деятельности у Платона не однозначен: так как смысл находится в ней самой, то, в зависимости от ее специфики и условий, в которых она проистекает, она может как приниматься, так и отвергаться. Из этого «внутреннего смысла» философ выходит на идею свободы творчества, говорит о свободном выборе вариантов действий, как в созидательном, практическом, так и в мыслительном плане. Человек свободен в выборе своего пути, в следовании своему началу, в своих стремлениях. Конечно, правильный выбор играет решающее значение, но он не должен быть обусловлен внешне.

По Платону, каждый человек обладает творческим потенциалом, «..все люди беременны как телесно, так и духовно» [51, с. 137] и рождением «детей» является творчество. Любовь же у Платона выступает истоком порождения нового, она есть «стремление родить и произвести на свет в прекрасном» [51, с. 137]. На основании этого Платон создает первую классификацию видов творчества: физическое, художественное, техническое, научное, общественно-политическое. Все эти виды объединяет тот факт, что плодотворность каждого определяется рождением прекрасного. Интересно, что по Платону, на вершине этой иерархии творчества оказывается творчество государственных деятелей.

Кроме того, философ выдвигает и ступени самосовершенствования человека, которое представляется Платону как эротическое восхождение по ступеням творчества: любовь к прекрасному телу, красоте души, к наукам и, высшая ступень, - овладение чистой идеей красоты.

В диалоге «Федр» Платон говорит о существовании в человеке врожденного начала - к наслаждениям, и приобретенного - к благу. Неизбежность их борьбы, по мнению философа, определяет динамику человеческого творчества.

Философию творчества Платона завершает его концепция художественного творчества, плавно переходящая в эстетику и отраженная, прежде всего, в диалогах «Ион», «Федр», «Пир», «Государство». Эстетика философа изучена наиболее полно и широко, поэтому нет смысла останавливаться на ней.

Получается, что понятие творчества у Платона двояко. С одной стороны, это разворачивание Единого во Многое с целью совершенствования мироздания. С другой, творчество - это достижение блага. Здесь нам могут возразить, что мы дали слишком размытое определение творчества, но это определение мы сможем уточнить только в зависимости от того, какое именно творчество (по платоновской классификации) мы рассматриваем.

Таким образом, древнегреческие концепции творчества в качестве чего-то целостного и законченного не встречаются. Анализируя общий исток для мыслителей того времени, можно выделить миф, но при рассмотрении мифа можно сказать, что создание его было самым первым творческим процессом. То есть творчество, как нечто иррациональное, возникает, тем не менее, из рационального начала, поскольку имеет отношению к порождению реальности, в которой жил древний грек. Миф, как первая ступень творчества был направлен на все те предметы и явления, к которым обращался человек античности: на этику, эстетику, космос, себя самого.

Следует подчеркнуть, что сами античные мыслители не выделяли творчество явно, а если и обращали на него свой взор, то рассматривали его, главным образом, как художественное творчество. Даже в таком ключе творчество не выделялось из общей, привычной деятельности (создавать статую все равно, что печь хлеб, так что о возвышенной роли творчества речи не шло).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь