Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Проблема возникновения мифологии Осириса



Содержание

Введение

Глава 1. Проблема возникновения мифологии Осириса

§1. Проблема датировки древнейших упоминаний об Осирисе

§2. Обретение Осирисом Хорова Ока как первичный сюжет осирического мифа

§3. Условия и причины происхождение бога Осириса

§ 4. Формирование мифа об Осирисе в " Текстах пирамид"

Глава 2. Мифологии Осириса в " Текстах саркофагов"

§1. Представления о загробном мире в эпоху Старого царства и их развитие в Первый переходный период

§2. Появление " Текстов саркофагов" и демократизация загробного культа

§3. Загробный мир в " Текстах саркофагов" и бог Осирис

§4. Миф об Осирисе в " Текстах саркофагов"

Глава III. Этические аспекты религии Осириса в Среднем Царстве

§1. Представление о миропорядке в Старом Царстве и Первом переходном периоде. Возникновение идей загробного суда

§2. Проникновение идеи загробного суда в Царство мертвых

Заключение

Список литературы


Введение

 

Данная работа посвящена выяснению происхождения, роли и функций бога Осириса в религиозных представлениях древних египтян на основании " Текстов саркофагов", религиозного источника XXII-XVIII вв. до н.э. Осирис, его жена Исида и сын Гор являются одними из самых важных и колоритных фигур египетского пантеона, а миф о них в определённый период занимает центральное место во всей религиозной системе, а следовательно, и всей культурной жизни египтян.

Проблема происхождения и сущности бога Осириса издавна привлекала к себе внимание египтологов. Однако до дешифровки египетской иероглифики Ж.-Ф. Шампольоном основой знаний европейцев о древнеегипетской цивилизации были источники на классических языках, создававшиеся вплоть до эпохи раннего средневековья античными авторами. В интерпретации греческих философов до нас впервые дошёл и миф об Осирисе. В эпоху древности только античные авторы попытались дать обобщающее описание основных древнеегипетских мифологических сюжетов, что в рамках собственно египетской религиозной традиции считалось ненужным и ни разу не было сделано. Естественно, что при изучении описаний, сделанных греко-римскими авторами, встает вопрос об искажениях специфики египетского мировоззрения и религии, которые неизбежно возникали в процессе восприятия и объяснения древнеегипетской культуры и религии.

Необходимость нашего исследования заключается в том, что при обилии упоминаний Осириса в позднее время, информация о ранних этапах его мифологии и распространения его культа крайне скудна, а суть образа этого бога, обстоятельства и даже время его появления до сих пор в полной мере не прояснены и являются предметом споров египтологов.

мифология осирис текст саркофаг

" Тексты саркофагов" , основной источник по изучению египетской религии Среднего царства, представляют большую ценность, так как именно в период его появления культ Осириса получает наибольшее распространение и начинает играть главную роль как в заупокойных верованиях египтян, так и во всей религиозной системе в целом. " Тексты саркофагов" - это магические формулы-изречения для обеспечения бессмертия и благополучия в загробной жизни. Частично " Тексты саркофагов" содержат запись погребального ритуала (т.е. совокупности обрядов, разыгрывающихся мифологических сюжетов, произносящихся соответствующих формул), чтобы сделать его постоянно повторяющимся, действующим вечно. Они предназначались для покойного, который, читая их, воспроизводил записанный в них ритуал и тем самым подтверждал своё существование. Основные источники были найдены при раскопках гробниц некрополей важнейших номов, таких как Саккара (Мемфис), Асьют (13 верхнеегипетский ном), Рифе (11 верхнеегипетский ном), Бени-Хасана (16 верхнеегипетский ном), Эль-Берше (15 верхнеегипетский ном), Меира (14 верхнеегипетский ном), а также в фиванском регионе.

Большинство изречений " Текстов саркофагов" (но не без исключений) располагаются на внутренних стенках саркофагах, в тот период представляющих деревянные прямоугольные ящики, также они встречаются и на стенах могил, на статуях, покрытиях саркофагов на папирусах и даже на заупокойных масках. Конечно, нет ни одного саркофага или какого-либо другого манускрипта текста саркофага, содержащего все 1185 изречения

Тексты изречений написаны иероглификой или иератикой и расположены вертикальными колонками. Каждая колонка начинается с формулы dd mdw (" говорение магических слов" ). Иногда колонка раздваивается к низу, что обусловлено либо предложением использовать нескольких вариантов продолжения, принадлежащих к разному времени, либо просто свидетельствует о нехватке места.

Изречение часто начинается с названия, написанного красной краской, но иногда оно, напротив, расположено в конце текста. Часто вместе с названием написано руководство для его использования. Однако связь между содержанием и названием не всегда ясна для понимания.

" Тексты саркофагов" принято относить к периоду правления XII дин. - XIII дин. (XX - XVIII вв. до н. э). Но составляющие их изречения весьма гетерогенны по месту и времени возникновения, что отразилось в их разнообразном и даже противоречивом содержании. " Тексты Саркофагов" - результат теологического творчества жрецов времени Первого переходного периода и Среднего царства, богатейший и далеко еще не исследованный источник египетской религии, мифологии и заупокойных воззрений.

" Тексты саркофагов" считаются продолжением " Текстов пирамид" и занимают промежуточную позицию между указанным источником и " Книгой мертвых". Тексты трех источников переписывались много раз и в более поздние периоды, " Тексты пирамид" даже снова приобрели большую популярность. " Тексты саркофагов" также были запечатлены и в более поздние периоды, однако, эти надписи более поздних уже не имели ничего общего с уникальным жанром, который был свойственен им в Среднее царство. Несколько папирусов, содержащих изречения" Текстов саркофагов", которые были включены как главы в издание де Бука, являются предвестниками " Книги мертвых".

Работа над изданием " Текстов саркофагов" была начата в чикагском Восточном институте в 1922 году по инициативе Дж. Брэстеда. Тексты саркофагов впервые были изданы в семи томах с привлечением голландского учёного де Бука и других специалисты, последний из томов вышел после уже смерти де Бука - в 1961 году. В издание де Бука вошли написанные на саркофагах оригинальные (т.е. нигде более не встречавшиеся) тексты, а также тексты, известные науки по спискам Книги мёртвых, сохранившимся на папирусах Нового царства. Те заклинания саркофагов Среднего царства, которые встречаются в составе Текстов пирамид, были исключены потому, что, по мнению издателей, " они образуют отдельный корпус текстов, инородное тело очевидно отличное от остальных заклинаний" . Предполагалось издать их позже, но со смертью А. де Бука работа над изданием " Текстов саркофагов" остановилась.

В 2001 году в Восточном институте было принято решение завершить работу по изданию саркофажных текстов. Используя фотографические и рукописные материалы из архива Восточного института, а также некоторые ранее не публиковавшиеся саркофаги из раскопок музея Метрополитен в Лиште, Дж.П. Ален подготовил восьмой завершающий том. Новая книга Дж. Алена завершает публикацию саркофагов, включённых в Egyptian Coffin Project, и даёт возможность исследовать весь сохранившийся на них текстовый материал.

Полный перевод " Текстов саркофагов" на английский язык был выполнен Р. Фолкнером, а на французский - П. Боргэ. Существует также более ранний перевод Л. Спеллера в двух томах, но использовать его можно с лишь с большой осторожностью. На русский язык пока были переведены лишь отдельные изречения, очень немногочисленные.

В стандартном семитомном издании группировка изречений была сделана в соответствии с их тематикой. Таким образом, все изречения были разделены на семь основных групп и распределены между семью томами. Тома I и II содержат заклинаний, упоминающие бога Шу и изречения, имеющие дело с местной мифологией древних городов. III том почти полностью заполнен заклинаниями относящимися к жертвоприношениям. IV том содержит, большую группы " заклинаний превращения", а также значительную часть ранней версии Книги Мертвых (заклинание 335), а V том включает в себя, по крайней мере, две когерентных группы: одна состоит из " заклинаний парома", а другая связана с htp-областью. VI том частично посвящен " заклинаниям защиты" от демонов и опасных богов, а также редко встречающимся заклинаниям, связанным различными темами. VII том содержит указания по продвижению в загробном мире, известные как " Книга Двух путей".

Стандартное издание не учитывает важные особенности - такие как местоположение заклинаний на самих саркофагах и распространенность некоторых заклинаний в отдельных городах. Однако если заклинания изучаются с исторической точки зрения, такие особенности не должны игнорироваться.

К тому же тематическое расположение изречений по различных томам, весьма субъективно в условиях, когда смысл многих изречений до сих пор остается неясным.

Как было уже указано, " Тексты саркофагов" входят в единый комплекс с двумя другими памятниками заупокойной литературы: " Текстами пирамид" и " Книгой мертвых".

Так как " Тексты саркофагов" включили в себя множество изречений из " Текстов пирамид" , а " Книга мертвых", в свою очередь, включила в себя множество изречений, принадлежащих " Текстам саркофагов", именно на эти два источника нам следует обратить свое внимание в первую очередь.

Тем более, что " Тексты пирамид" - это древнейший памятник, в котором были обнаружены первые следы мифа об Осирисе. " Тексты пирамид" представляют собой религиозные тексты, предназначенные для заупокойного культа царей, высеченные на внутренних стенах пирамид царя V династии Униса и царей VI династии (Атоти, Пепи I, Меренра и Пепи II) в Саккара. Эти тексты были переведены и опубликованы в 1882-1883 годах французским египтологом Гастоном Масперо в парижском журнале " Сборник исследований, относящихся к египетской филологии и археологии", а затем переизданы им в отдельном виде под заголовком " Надписи пирамид в Саккаре" в Париже в 1894 году.

В 1908-1910 годах Курт Зете подготовил новое издание " Текстов пирамид" в виде двух больших томов. В 1922 году он издал два дополнительных тома. Издание К. Зете признается египтологами как стандартный, и все дальнейшие исследования строятся на его основе.

Позднее, в промежуток между 1920 и 1936 годами Г. Жакье обнаружил в некрополе Саккара аналогичные тексты в пирамидах Уджебтен, Нейт и Апуити, жен царя Пепи II, относящиеся к шестой династии, и тексты в пирамиде Иби, относящейся к седьмой династии.

Все " Тексты пирамид" содержат множество упоминаний Осириса и других богов осирического круга. Если надписи в пирамиде Униса еще связаны с образом бога Ра, то последующие тексты все более концентрируются вокруг образа Осириса (магическое уподобление мертвого царя воскресшему Осирису). В " Текстах пирамид" довольно часто мифологические образы и ситуации трудно или вовсе невозможно истолковать, поскольку данный памятник не содержит ясных, определенных и устойчивых воззрений на загробный мир. Несомненно, центральный миф в " Текстах пирамид" - это столкновение Хора и Сета, борьба за Око Хора. Примечательно, что именно на этой стадии Осирис входит в миф, поскольку с ним отождествляется царь, причем Сет становится врагом не только Хора, но и Осириса. Для нас могут быть весьма информативными и полезными те отрывки из Текстов пирамид, где говорится о месте и обстоятельствах смерти Осириса, о поисках его тела, его оплакивании и воскрешении, а также зачатия Исидой Хора, и суда над Сетом.

" Книга мертвых" представляет собою также заупокойные тексты, принадлежащие к Новому Царству. Эти тексты передавались покойному в основном в записях на папирусах, реже записывались на стенках гробничных комнат. Они также являются весьма значительным и информативным источником сюжетов, связанных с мифом об Осирисе.

По сфере применения и по своему характеру " Книга мертвых" почти не отличается от " Текстов саркофагов". Разделение этих изречений на два сборника оправдано лишь для определения реальных границ датировки всех памятников, но рассмотрение их независимо друг от друга ошибочно и неправомерно по внутренним причинам. Следует подчеркнуть, что " главы" " Книги Мертвых" не могли быть созданы позже " Текстов саркофагов", так как ее тексты аналогичны, им в своем большинстве. Это очень хорошо характеризует египетскую " Книгу мертвых". Она ни в коей мере не " книга" и уж тем более не " Библия египтян", как ее ранее было принято называть. Это такой же сборник изречений, как и прочие " книги". Объем и структура разных экземпляров " Книги мертвых" отличаются друг от друга, все ее содержание направлено на пользу умершему в загробном мире, преобладает речь от первого лица.

Помимо " Текстов саркофагов" и " Текстов пирамид" в предложенном исследовании использовались данные и других письменных источников Среднего царства. Среди них и литературные тексты: сказки (" Сказка о красноречивом поселянине" ), поучения (" Поучение пятого гераклеопольского государя царевичу Хети, будущему царю Мерикара" ), пророчества (" Пророчество Неферти"; " Речение Ипувера" ), мифы и заупокойные тексты.

В данной работе использовались также античные источники, при исследовании которых следует учитывать специфику древнего метода " цитирования" первоисточников. Поскольку в античности не существовало понятия плагиата, весь текст мог быть спокойно списан с текста информатора, причем без упоминания имени последнего. Встречаются ссылки на вымышленных авторов, чтобы придать своим рассуждениям больший вес, нередко источники цитируются через вторые-третьи руки. Следует учитывать и временной фактор: античные авторы, например, могли зафиксировать феномен, который существовал в их эпоху, но не прослеживался в древности. Точно так же обстоит дело и с локальными вариантами традиции: здесь все зависело от того, кто был информатором, и насколько эта информация была искажена или сохранилась в относительно неповрежденном виде.

Упоминание об Осирисе встречаются у Геродота Галикарнасского (ок. 480 - после 430-х гг. до н.э.). Он хорошо знал миф об Осирисе и связанные с ним ритуалы, поскольку сохранил во второй книге своей " Истории" некоторые упоминания об этом. Геродот был осведомлен о царствовании династий богов. Побывав в Египте, он уже застал развитую традицию отождествления Осириса, Исиды, Сета и Хора с греческими Дионисом, Деметрой, Тифоном и Аполлоном. Кроме того, Геродот упоминает о празднествах в честь Исиды в Бусирисе и " мистериях" Осириса в Саисе.

Обращение Плутарха  к мифу о великих египетских богах представляется не случайным; следует принять во внимание постоянный интерес писателя к религиозно-философским проблемам. Возможно, что это связано с особым влиянием на него со стороны его любимого учителя, философа-академика Аммония, египтянина по происхождению, К тому же на родине Плутарха, в Херонее Беотийской, культа Исиды и Осириса был весьма распространен. Непосредственным толчком к написанию послужило, может быть, посвящение Плутарха в сан дельфийского жреца на закате его жизни, где-то во втором десятилетии II в. н.э.

Рассказ Плутарха является единственным дошедшим до нас связным изложением мифа об Осирисе. Хотя он и не является точным отражение египетского мифа, и не даёт полного представления о роли Осириса и богов осирического круга в египетской религиозной системе.

Преобладающей ориентации Плутарха на древнюю египетскую традицию при воссоздании мифа и отдельных деталей культа противостоит характер тех глав, в которых разворачивается богословская интерпретация сказаний и священных реалий. Здесь писатель приступает к делу с позиций издревле присущего грекам религиозного синкретизма. В целом, можно сказать, что Плутарх даёт греческую, стойко-платоническую интерпретацию мифа с заметной гносеологической окраской.

Историографический обзор проблемы уместно начать с исследований, посвященных " Текстам саркофагов". Как мы уже отмечали, одним из первых ТС был перевод Л. Спеллера в двух томах. Полный комментированный перевод " Текстов Саркофагов" на английский язык был выполнен Р. Фолкнером в трехтомной монографии. Каждое изречение было сопровождено короткими примечаниями (смысловыми и филологическими), с указанием предыдущих исследований. В последнем томе автор указал на некоторые особенности филологии " Текстов Саркофагов".

Немецкий египтолог В. Шенкель в своей монографии выдвинул несколько гипотезы, касающихся происхождения и редакции " Текстов Саркофагов".В. Шенкель не связывает происхождение " Тексты Саркофагов" с Гераклеопольским движением, так как такового, по мнению автора, никогда не существовало. Редакция " Текстов Саркофагов" продолжает религиозную традицию " Текстов пирамид". Причиной возникновения рассматриваемого источника послужило столкновением новой фиванской традиции со старой мемфисской. В заключении Шенкель приходит к выводу о том, что в изречениях " Текстов Саркофагов" отразились религиозные представления XII дин.

Х. Вильямс, голландец по происхождению, работающий ныне в бельгийском университете города Лёвен, является одним из крупнейших современных специалистов как по текстам, так и по типологии саркофагов Среднего Царства. В 1988 г. он опубликовал монографию " Ковчеги жизни", представляющую собой обобщающий труд по типологии саркофагов. До Виллемса обобщающих работ по типологии саркофагов не было, и предложенная им система ныне принята большинством египтологов. В монографии, помимо формирования типологии, были решены еще две важные задачи: во-первых, в ней был составлен полный перечень всех известных к тому моменту саркофагов Среднего Царства, как содержащих декор на внутренних поверхностях стенок, так и не имевших такого декора; во-вторых, в ней было собрано и сведено в обобщающие таблицы большое количество информации по саркофагам, происходящим из всех основных среднеегипетских центров, в том числе вся доступная информация об археологических контекстах, датировках и именах владельцев этих памятников (вплоть до генеалогических древ правящих семейств в отдельных крупных центрах). Список источников, составленный Виллемсом, на сегодняшний день является самым полным из опубликованных.

Предложенная им типология саркофагов Среднего Царства основывается на декоре внешних и внутренних стенок. В результате проведенной работы, Х. Виллемс смог выявить определенные этапы эволюции тех культовых программ, которым подчинялось оформление саркофагов Среднего Царства. Так, выяснилось, что в ранний период оформление саркофагов концентрировалось вокруг двух тем: жертвенный ритуал и ритуал приношения сакральных предметов, а ко времени Сенусерта I акцент сместился на церемонии, проводившиеся в день погребения. С середины XII династии во фризе объектов наблюдается усиление роли церемониальных объектов и ритуалов, связанных с очищением. Кроме того, в этих фризах появляется значительное число предметов, связанных с царским ритуалом, - фиксируется активный процесс узурпации царских инсигний, причем памятники, на которых это заметно, появляются много времени спустя после I Переходного периода и задолго до II Переходного периода. Судя по всему, сближение частного погребального ритуала с царским имело не столько политическую, сколько культовую подоплеку: сближение с царским ритуалом, по-видимому, обеспечивало большую эффективность частных заупокойных ритуалов, целью которых было воскрешение мертвого в качестве Осириса.

Касательно самих " Текстов саркофагов" Виллемс приходит к следующему выводу: судя по всему, традиция записи заупокойных заклинаний на внутренних стенках гробов Среднего Царства восходит к концу I Переходного периода и складывается изначально в районе Мемфиса, хотя отдельные элементы декоративной программы саркофагов Среднего Царства встречаются уже на памятниках конца Старого Царства. Распространение этой традиции произошло на территории Верхнего Египта раньше, чем на территории Нижнего, причем количество памятников, содержащих подобные тексты, резко увеличивается после объединения страны, т.е. с концом I Переходного периода. При этом между саркофагами, происходящими из Фив и Саккары, наблюдается любопытная дифференциация: фиванские саркофаги содержат почти исключительно тексты, относящиеся к корпусу Текстов саркофагов, тогда как саркофаги из Саккары поначалу содержат исключительно Тексты пирамид. Виллемс даже допускает предположение, что на заре Среднего Царства Тексты пирамид были " северными текстами", а Тексты саркофагов - " южными".

Практически одновременно с исследованием Виллемса была закончена и обобщающая работа по типологии саркофагов Г Лапа. В ней автор рассматривает появление различных типов саркофагов VI-VIII дин. на основе хронологических и географических критериев в совокупности с текстами саркофагов и изображениями. Он выделяет четыре типа:

) нижнеегипетский, появившийся в Старом царстве и преобладавший в основном в Асьюте;

) Верхнеегипетский тип, юг Асьюта. Автор считает, что нет прямой связи между этим типом саркофагов и саркофагами Гизы, эпохи Старого Царства;

) Асьютский тип. Занимает промежуточное положение между двумя предыдущими. Встречается только в Асьюте и его окрестностях.4) стиль XII династии. Автор предполагает, что поскольку этот тип был найден также в Лиште, он мог использоваться и в других местах. В заключение автор приводит краткий обзор текстов саркофагов.

Ряд работ посвящен отдельным изречениям Текстов Саркофагов. Для нашей работы важно учесть статью Дж. Занде, посвященная 365-366 изречениям Текстов Саркофагов. Рассматриваемые заклинания предназначались для того, чтобы умерший был хорошо встречен в загробной жизни. Автор переводит и анализирует заклинания в связи с поставленными задачами: вхождение умершего в небесный мир Нут (363), воссоединение с богом Ра и божественным соколом (364), отправление в Царство Осириса (365) и возвышение в космос в соединении с Нут и Акер, что связывало культ Солнца с культом Осириса воедино (366).

Монографических исследований, специально посвященных мифологии Осириса в Старом и Среднем царстве, пока не создано. Одной из важнейших общих работ по мифологии Осириса нужно признать книгу Гриффита. Монография открывается главой, посвященной анализу изречений об Осирисе " Текстов пирамид". Автор считает, что Осирис произошел от бога мертвых, шакала. В дальнейшем его идентификация с умершим царем привела к антропоморфизму образа. Также он связывает Осириса и Исиду с небесными телами, звездами Орионом и Сотис. Во второй главе Гриффит рассматривает типичный осирический обряд " отверзания уст". На взгляд автора, он являлся средством передачи жизни и энергии и был кульминационным моментом обряда бальзамирования. Осирическая концепция жизни после смерти была телесной, и представляла собою продолжение жизни, а не воскрешение. В третьей главе рассматривается образ Осириса как мертвого царя. Гриффит предполагает, что имя бога Осириса произошло от египетского wsr, что первоначально значило " могущественный". Культ бога мертвого царя появился в Верхнем Египте, в заупокойных верованиях Абидоса. В четвертой главе автор указывает, что, хотя Осирис был связан с водой и растительностью, нет достаточных оснований считать, что он произошел от бога Нила и растительности. Автор считает, что даже в своем раннем развитии Осирис не связывался с этими божествами.

Центральному положению в мифе Осирис, по мнению Гриффита, обязан патриархальному устройству общества. Брак брата и сестры - Осириса и Исиды - не отражает социальную практику, но является навязчивым элементом в генеалогической структуре мифа. Убийство Сета Гриффит рассматривает как принесение в жертву тотемного животного побежденного племени.

Одновременно с книгой Гриффита появилась монография немецкого египтолога Э. Отто. Один из ее разделов посвящен происхождению Осириса. В ней последовательно описаны истоки культа Осириса в Абидосе, в некрополе царей Египта, его " демократизация" и эволюции в течение Первого переходного периода, приведшая к расцвету культа в Среднем Царстве.

Другой немецкой монографией, подробно рассмотревшей осирические представления, стала монография Г. Кееса, посвященная заупокойным верованиям египтян с древности до Среднего Царства включительно. В данной работе рассмотрено появление бога Осириса и эволюция осирических представлений до Среднего Царства, связанная со смешением царских и народных представлений о потустороннем мире. Монография основана преимущественно на ТП и ТС.

В отечественной египтологии пока отсутствуют даже статьи о ранних этапах развития осирических верований. В нескольких главах книги М.А. Коростовцева " Религия Древнего Египта"  автор касается представлений о загробном мире и религии Осириса, делает краткий обзор заупокойной литературе. Одна из глав данной работы посвящена возникновению представления о загробном суде в Среднем Царстве. Коростовцев обращает внимание на появлении в Первый переходный период скептицизма по отношению к заупокойным верованиям Старого царства. Пустоту, образованную скептицизмом и было призвано заполнить Осирическое учение. С популяризацией в Среднем Царстве культа Осириса связано первое проникновение этических моментов в учение о загробной жизни. За два десятка лет до этого монография, касающейся мифологии египтян в целом и осирического мифа в частности, была написана советским египтологом М. Матье. Автор считает, что корнями своими миф об Осирисе уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил. Наряду с чертами культа умирающего и воскресающего бога производящих сил природы в осирическом мифе и во всей связанной с ним обрядностью не менее ярко выступают и черты умершего царя. Матье связывает их с пережитками тотемистических представлений, концентрировавшихся некогда с особой силою вокруг вождя племени, включающих его ритуальное убийство.

Совсем недавно А.О. Большаков в своих статьях опроверг догадки о появлении Осириса ранее конца правления V - начала VI династии. В монографии " Человек и его двойник", посвященной египетской категории " ка", Большаков высказал предположение, что изначально Осирис был богом зрения. Но материал " Текстов саркофагов" им практически не рассматривается.

С учетом сказанного, объектом предлагаемого исследования станет древнеегипетская религия времени Первого переходного периода и Среднего царства.

Предмет исследования: представления об Осирисе и богах осирического круга, отразившиеся в " Текстах Саркофагах".

Цель исследования:

Выявить и реконструировать важнейшие мифологемы Осириса и богов осирического круга, упоминаемые в " Текстах саркофагов", определить их место в египетской религии Среднего царства.

Основополагающим в работе является широко понимаемый принцип историзма, согласно которому каждый объект должен рассматриваться в условиях его исторического бытия, во всем объеме присущих ему свойств и существенных для его понимания взаимосвязей. " Принцип историзма, - подчеркивал Д.С. Лихачев, - состоит в том, что всякое явление рассматривается в его происхождении, росте и образовании, в аспекте движения, а само движение - в обусловивших его причинах и связях с окружающим - как часть более общего целого" .

Помимо неразрывно связанных с этим историко-генетического и системного метода исследования, в работе применятся культурно-семиотический подход, предполагающий " апелляцию к внутренней точке зрения самих участников исторического процесса: значимым признается то, что является значимым с их точки зрения. Речь идет, таким образом, о реконструкции тех субъективных мотивов, которые оказываются непосредственным импульсом для тех или иных действий (так или иначе определяющих ход событий) … Такой подход предполагает… реконструкцию системы представлений, обусловливающих как восприятие тех или иных событий, так и реакцию на эти события" .

Применение к ранним этапам мифологии Осириса реконструктивного подхода определяется спецификой источников, обычно не дающих исчерпывающих и при этом бесспорно достоверных ответов на наши вопросы. Подобно сказанному Т. Якобсеном применительно к Месопотамии, египтолог вместо поисков " того, в чем свидетельства заставляют нас убедиться”, вынужден искать " то, что свидетельства делают рационально приемлемым для нашего убеждения" .

Очень важна для нашего исследования и так называемая " гипотеза нетождества" древнеегипетского и современного сознания. Приходится считаться с тем, что присущий древнему египтянину " экран понятий", структурировавший восприятие им внешнего мира, принципиально отличен от привычного нам, а его постижение пока дается с большим трудом. Для уточнения специфически египетского содержания понятий и терминов, для обретения " фоновых знаний" необходимых для адекватного понимания источников во многих случаях пришлось проводить специальные исследования.


Заключение

 

Первые упоминания бога Осириса приходятся в конце V - начало VI манефоновских царских династий. Этот период, вероятно, и нужно считать временем возникновения мифологемы Осириса. Изначально Осирис появляется как персонифицированная абстракция зрения, а его первичной функцией было обеспечение умершего жертвоприношениями, для чего было необходимо сделать его зрячим и наделить внутренним светом. Зрение играло огромную роль в заупокойных верованиях египтян. Оно являлось необходимым условием посмертного существования, " оживания" в ином мире, на что собственно и был направлен весь культ. Таким образом, мифологический сюжет передачи Осирису Хорова Ока является принципиальным в египетской мифологии.

В конце V - начале VI династии миф об Осирисе, как божественная история, еще не существовал. Однако именно в это время складывается его основа: так, уже в самой древней из рассматриваемых пирамид, фигурируют все основные боги осирического круга, с установленными между ними родственными связями. В " Текстах пирамид" формируются также и несколько мифологических мотивов, позднее превратившихся в стройный сюжет - это восстановление тела Осириса и принятие им Хорова Ока.

В " Текстах саркофагов" мифология Осириса получает свое дальнейшее развитие. На основании данного источника, отразившего все основные сюжеты осирического мифа, можно говорить о зарождении мифа об Осирисе в эпоху Среднего царства. Тем не менее, несмотря на обширное количество деталей, содержащихся в " Текстах саркофагов" и соответствующих более поздним версиям мифа об Осирисе, сам миф не был зафиксирован в рассматриваемом источнике как законченная история о жизни и смерти бога Осириса. И только в Новое царство на папирусах и стелах появляются более цельные эпизоды из жизни Осириса, которые можно считать мифами.

В эпоху Старого Царства, возможно, не существовало и представления об общем загробном мире, куда направлялись все умершие. Среди знатных слоев населения Египта было распространено представления о двух качественно различных мирах, в которых мыслилось дальнейшее существования. С одной стороны, мир к3, созданный для Двойника человека. С другой стороны - мир b 3, загадочный мир богов и духов, куда отправлялась душа умершего. Оба эти мира имели точку соприкосновения с миром людей, находящуюся в гробнице.

Первый переходный период стал переломным моментом в представлениях египтян о посмертной жизни человека. Причиной этому послужил как духовные, так и социально-экономические изменения в Египте в эпоху нестабильной государственной власти. В Первый переходный период, обозначившийся общим экономическим обеднением страны, междоусобицами номархов, народными восстаниями и крахом когда-то надежной государственной системы, стала очевидной вся наивность надежды на вечное проведение заупокойного культа и сохранность погребальных памятников. Это вело к смещению основной тяжести культа в подземную часть погребения. Таким образом, два мира египетской гробницы, соответствующие двум ее частям (верхней и нижней) постепенно сливаются воедино, с доминированием мира b3.

В результате рожденный мир обладал двумя основными особенностями. Первая заключалась в том, что это был общий для всех умерших мир, из чего следовало его представление в качестве некой модели египетского государства, фантастической изнанки человеческого мира. Второй особенностью, естественно вытекающей из первой, было наличие в этом мире царя, подобного земному. В силу своей светоносной природы царем потустороннего мира становится бог Осирис. Таким образом, Египет теряет свой оптимистичный взгляд на потусторонний мир, свойственный Древнему Царству. Новый, пугающий мир, населенный как богами, так и демонами, получил свое отображение в " Текстах саркофагов".

С крушением Старого Царства в Египте постепенно начинают утверждаться новые ценности, основу которых составляло представление о правильном устройстве мира, прототип христианского понятия справедливости. Смуты Первого переходного периода мешали усмотреть такой порядок в окружающей человека реальности, поэтому его искали в ином, потустороннем мире. Это послужило отправной точкой к появлению Загробного суда в царстве Осириса.

Загробный суд в эпоху Среднего царства еще не представляет собою торжество этических норм. Изречения " Текстов саркофагов" полны различной магии и хитростей, которые должны были защищать человека в ином мире, в некоторых изречениях говорится о возможности солгать на суде, дабы обрести спасение, что явно противоречит этическим представлениям. Тем не менее, важно учитывать, что в эпоху Среднего царства появляется представление о существовании в ином мире суда, на котором с умершего спросят: праведно ли он жил и совершал ли благие деяния. Это имеет большое значение и является первым шагом египтян к современным представлению о морали.


Список литературы

 

Египетские источники.

1.  Тексты саркофагов // Buck A. de. The Egyptian Coffin Texts. Chicago, 1935-1961. Vol. I-VII; Allen J. P. The Egyptian Coffin Texts. Chicago, 2006. Vol VIII; The Ancient Egyptian Coffin Texts. Warminster, 1973-1978. Vol. I-III; Barguet P. Les textes des sarcophages egyptiens du Moyen Empire. Paris. 1985.

2. Гимн Осирису // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С.267-270.

.   Исида и Гор в болотах // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С.249-252

.   Исида и семь скорпионов // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С.245-247.

.   Книга Мертвых // Вопросы истории 1994.2005. №8-9

.   Победа Гора // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С. 280-295.

.   Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара // История Древнего Востока. Тексты и документы. М. 2002.

.   Плач Исиды и Нефтиды. // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С. 242-245.

.   Пророчество Неферти. // История Древнего Востока. Тексты и документы. - М. 2002.

.   Речение Ипувера // История Древнего Востока. Тексты и документы. - М. 2002.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь