Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представление о миропорядке в Старом Царстве и Первом переходном периоде. Возникновение идей загробного суда



 

Прежде чем начать исследование этических представлений Среднего царства и их отражение в появлении загробного суда необходимо обратиться к представлениям египтян об устройстве миропорядка.

Основополагающим понятием египетского представления о мировом порядке являлась категория " маат". Слово " маат" (женского рода) передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения, той формы, которую оно должно было обрести по мысли Бога-Творца.

Категория маат возникает со времен появления египетского государством и подразумевает под собой моральный принцип, распространяющий " справедливость", ранее действовавшую в узких пределах родовой группы, на все племена, регионы, народы и социальные подразделения общества, на весь космос. Маат - одновременно и мораль, и религия, потому что земное государство царя мыслится как одна из провинций всекосмического государства верховного бога. Маат обосновывает необходимость государства, так как во всех древневосточных идеологиях царь выступает как защитник слабого от произвола сильного, как гарант права, как посредник между людьми и богами. Особенность же древнеегипетской идеологии заключается в том, что царь, помимо всего этого, гарантирует своим подданным и загробное существование, добиться которого, оставаясь вне государственной службы, просто невозможно.

Совокупным воплощением маат была Долина с её поразительно благоприятной экологией и свойственной Старому царству экономической и социально-политической стабильностью. Исследователи, отрицающие веру египтян в " божественность" царя, нередко подчеркивают, что староегипетские тексты почти не упоминают о таких его свершениях, которые показались бы современному человеку " сверхъестественными", " чудесными". Но в действительности, для древних египтян бесспорным доказательством " божественного", " чудесного" могущества царей, а значит, и " легитимности" каждого из них, была сама Долина. В IV-III тысячелетиях до н.э. Нил казался единственной на земле не пересыхающей рекой, а " оживляемые" им прибрежные " черные" земли (Kmt) - единственным местом, изначально пригодным для земледелия, оседлости и всяческого благоустройства. Простиравшиеся вокруг раскаленные пески и нагорья свидетельствовали, что остальная суша является, по существу, " Пустыней (xAst)", где за редкими исключениями " цивилизованное" существование невозможно. Долина представлялась уникальнейшим феноменом мироздания - самым замечательным " чудом" и " волшебством", когда-либо явленным человечеству. Постоянным же существованием и возобновлением этого чуда люди были обязаны " солнечному" дару царя, управлявшего богами посредством ритуалов.

По представлению древних египтян, мир был основан богами по принципу маат, то есть по справедливости, по правде. Именно этот принцип придавал миру и всему происходящему в нем осмысленность. Однако египетскому мышлению, как и всякому древнему мышлению, было присуще представление о " золотом веке", миновавшем в прошлом. Сознание древнего человека, в отличие от сознания современного человека, было направлено в прошлое, а не в будущее. Чем более отдаленным было прошлое, тем, следовательно, оно, по мнению египтян, было ближе ко времени сотворения мира, сакральному времени. А именно сакральное считалась истинным и осмысленным.

Таким образом, в представлениях древних египтян, время, когда в мире царила маат, было временем, когда Солнечный бог был властителем над богами и людьми, жившими на земле бок о бок. Но оно миновало, когда боги удалились на небо, и мир оказался брошенным на произвол истории. Об этом сохранился миф, высеченный в гробницах фараонов Сети I и Рамсеса III в Долине царей, на западном берегу Нила около Фив. В мифе содержится история, о том, как люди замыслили злые дела. Узнав об этом Верховный Бог разгневался и пожелал истребить людей, направив против них свое Око в образе богине Хатхор. Однако вскоре Ра пожалел людей и усмирил рассвирепевшую богиню, а сам отправился на небо.

Отклонения от первоначально задуманного смысла обнаруживают себя в болезни, смерти, бедности, несправедливости, лжи, разбое, насилие, войне и т.д. Все это изъяны миропорядка, по-египетски исефет, произошедшие в результате утраты первоначального смысла, когда мир впал в состояния беспорядка. Теперь все силы древнего народа были направлены на то, чтобы обрести первоначальную полноту смысла и воплотить ее в действие. Это действие и было прерогативой царя. Таким образом, только царская власть, подобие божьей власти, должна была противостоять постоянной угрозе утраты смысла. Частично царь делегировал эти свои полномочия другим лицам: жрецам и чиновникам. Последние, естественно, не обладали божественными качествами царя и их властные полномочия, основывались не на принципе справедливости, а на законе и прецеденте. Для чиновника закон и справедливость могли сливаться воедино.

Царь являлся воплощением бога на земле, участвовал во всех значимых ритуалах и устраивал жертвоприношения богам. Для утверждения маат царь должен был выполнять два обязательных действа: вершить суд между людьми и умиротворять богов.? Таким образом, творить Маат означало оказывать влияние и на мир людей (вершить суд) и на мир богов (умилостивлять), что, в свою очередь, выражалось в жертвоприношениях богам и кормлении умерших предков. Можно сказать, что категория Маат пронизывала всю религиозную и обыденную жизнь, а царь являлся главным ее вершителем.

В " Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара", составленного в форме трактата о царской власти, одним из важных советов, даваемых отцом наследнику является именно " творить маат", что должно обеспечить как благополучие страны, так и добрую память о государе, обеспечивавшую ему благополучную жизнь в мире мертвых: " Твори маат, и ты будешь долго прибывать на земле". Далее, в поучении следует более подробное объяснение, что творить Маат, в сущности, значит угождать богам и быть справедливым к подданным: " оснасти свое место кладбищенское праведностью и свершением маат; она - то, на что опираются их (людей) сердца, а лепешка праведного сердцем принимается (богом охотнее), чем жертвенный бык злодея. Твори для бога и он сделает для тебя то же дарами, освежающими жертвенники и резьбой (по камню); это значит, будут приглашать (к жертвенным яствам) и твое имя. Бог умеет заботиться о творящем для него" .

При этом царь, как и Бог-творец, обладал двумя божественными силами: Сиа, что значило " Понимание", и Ху, означающее " Действенное слово". Сиа помогало царю постичь первозданную полноту смысла и запечатлеть ее в своем сердце, а Ху давало его словам силу мгновенно претворятся в действительность.

" Полнота", которую должна была обеспечить маат, подразумевает изобилие земных плодов и их справедливое распределение. О первом заботятся боги, о втором - царь. Все вместе образует систему взаимообмена. Культ, собственно, состоит в том, что царь подносит богам, а прежде всего Солнечному богу, маат.

Потрясения, вызванные бедствиями Первого переходного, периода породили среди египтян представление о нарушении первичного справедливого мироустройства. Причину этого нарушения египтяне видели в сбоях в системе ритуальной коммуникации, ответственность за которые лежала, в конечном счете, на царе. Таким образом, представление, каждый царь имеет достаточно силы и могущества, чтобы влиять на богов и обеспечивать благополучие государства, ушло в прошлое. Теперь каждый государь должен был проявлять особое благочестие по отношению к богам, чтобы те услышали его и вняли. Так связь между царем и богом теперь требовала особого усилия и подтверждения в виде особого расположения бога к царю, что должно было проявляться в благополучии страны.

То, как египтяне восприняли бедствия, происходящих в стране, отразилось в двух текстах, относящихся к Среднему царству: в " Речении Ипувера" и " Пророчестве Неферти".

В пророчестве Неферти написано: " День будет начинаться преступлением; страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе" . Согласно " Речению Ипувера", всё в мире поменяло свои места на противоположные, мир утратил свой прежний порядок, установленный богами - маат: " Воистину: чужеземной землей стала страна. Номы (разгромлены). Варвары извне пришли в Египет. Воистину: достигнуто…Нет (больше) нигде египтян. Воистину: золото, ляпис-лазури, серебро, малахит, сердолик, камень ибхет и… (висят) на шее рабынь. Благородные женщины (скитаются) по стране. Владычицы дома говорят: " О, если бы мы имели что поесть". Воистину: не… благородные женщины. Тела их страдают от лохмотьев, сердца их разрываются, когда они спрашивают о здоровье (того), кто их сам спрашивал о здоровье" . Акцент в данном произведении сделан именно на том, что устройство мира стало противоположным божественному устройству, даже Египет теперь стал " чужеземной" землей. Подобный же " перевернутый" мир описывает и " Пророчество Неферти": " Я показываю тебе владельца, потерявшего свое имущество, а постороннего удовлетворенным. Тот, кто (ничего) не делал, - он будет полон, а тот, кто делал, - пуст".

Случившиеся перемены неблагоприятно сказывались на этой знатной части египетского общества, в отличие от представителей необеспеченных слоев, которым они могли принести реальную выгоду. Царская власть, по причине своей слабости, не могла защитить своих подданных. В результате, надежда на восстановление должного порядка могла быть обращена только в загробную жизнь.

Об этом свидетельствует и египетская сказка о красноречивом поселянине, о которой мы знаем только из версий написанных на папирусе и датирующихся концом XII-ой и XIII-ой династиями. Это история о крестьянине, отправившемся торговать в столицу, но затем ограбленном в пути. Отчаявшись найти справедливость, крестьянин напоминает своим судьям о смерти: " Ужель ты собираешься жить вечно? Ведь смертный умирает точно так же, как вся его прислуга." , а когда совсем теряет надежду, напрямую угрожает обратиться в суд богов: " Тебя я умолял - ты не услышал. Я ухожу. Я жаловаться буду Анубису-владыке на тебя" . Именно в загробном мире они надеются получить компенсацию за случившееся с ними на земле. Именно там должна восторжествовать справедливость, которая мыслилась как возвращение старого порядка, установленного богами. Таким образом, в представления о загробном мире постепенно проникает идея о посмертном судилище богов.

Большое влияние на формирования представлений о загробном суде оказали так же изменения в системе жизненных ценностей египтян. Судя по древнейшим литературным памятникам, до крушения Старого Царства " идеалом был образ корректного человека, благоразумного, избегающего поддаваться порывам и приспосабливающегося на словах и на деле к административной и общественной системам. Его ожидает обеспеченная карьера чиновника. Ни о каких моральных понятиях вроде добра и зла нет и речи; образцом служат характеристики человека знающего и невежды, лучше всего, пожалуй, выражающиеся в словах " толковый" и " глупый". Толковости можно выучиться… Даются правила для человека, желающего сделать карьеру. Если он прислушивается к ним, он будет толковым; во всех жизненных ситуациях он найдет верный путь благодаря этой толковости; а правильное поведение обеспечит ему успешную карьеру". Подобному практическому взгляду на жизнь соответствовали и практические взгляды на загробный культ.

По мнению египтян Старого Царства, гарантами вечной жизни в загробном мире были ритуальная чистота (тщательное соблюдение ритуала) и всемогущая магия. Следует подчеркнуть, что ритуальная чистота не имеет ничего общего с чистотой нравственной и не является этической категорией. От входящих в храм или в гробницу также настоятельно требовалась ритуальная чистота и в связи с этим выполнение тех или иных обрядов очищения. Для ритуальных очистительных церемоний использовался натрон (природная сода). Ритуальная чистота также предусматривала пищевые табу. Исполнение очистительных церемоний и магия были направлены на то, чтобы устранить все ритуально нечистое, темное, злое, опасное для умершего в его загробной жизни. Знание этого открывало путь к спасению и вечной жизни, незнание же вело к погибели.

С крушением Старого Царства рухнул и привычный мир египтян. Естественно, что это привело к изменениям общих идеалов. Так, прежние ценности - материальный и общественный успех - оказались эфемерными. Смутно и не сразу начинают осознавать великую истину: видимые вещи преходящи, но невидимые, возможно, сделаны из того же материала, что и вечность. А вечная жизнь всегда была для египтян великой целью. В дальнейшем, начиная с Первого переходного периода, удельный вес элементов этики в заупокойных текстах становится все более значительным.

Постепенно, в силу указанных выше причин, к требованиям ритуальной чистоты начинают прибавляться и требования нравственности. Большое влияние на проникновение нравственных идей в загробный мир оказала традиция биографических надписей. Эта традиция зародилась в Старом Царстве и получила широкое распространение в Первый переходный период. Её расцвет был связан с системой покровительства в период раздробленности Египта. В борьбе номов за господство важную роль играла личность номарха, который для того, чтобы получить дополнительные земельные наделы и подданных, должен был представить себя в выгодном свете. В своих биографических надписях номархи рассказывали о благодеяниях, которые они совершали для своих подданных. Таким образом, в систему ценностей египтян вошли представления о нравственном идеале поведения человека, а необходимость соблюдения определенных моральных норм на земле, естественным образом распространилась и на загробную жизнь: ведь потусторонний мир был отражением реального соотношения социальных сил на земле.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь