Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обретение Осирисом Хорова Ока как первичный сюжет осирического мифа



 

Прежде чем приступить к выявлению искомой сущности и первичных функций бога Осириса необходимо понять, что отличительной чертой древнего сознания, являлось множественность и равноправие различных объяснений одного и того же явления, принадлежащих к разным временным отрезкам. А.О. Большаков в своей работе, посвященной египетскому мировоззрению, заметил, что каждая из этих черт касается какого-то одного аспекта объяснения, а потому увеличение их количества создает более полную картину и, следовательно, вполне естественно и желательно. Этот принцип, на котором основывается любое древнее мировоззрение, в высшей степени характерен для Египта и в значительной степени определяет специфику его культуры. Найдя какое-либо новое объяснение, египтянин никогда не отказывался от старого, даже если оно диаметрально противоположно, и рассматривал их на равных. Полученное единство, совершенно для нас неприемлемое, было для него вполне органичным. Именно поэтому, изучая функции бога Осириса, египтологи сталкиваются с огромным количеством смыслов, которыми наделен этот бог: он и царь мертвых, и бог производительных сил природы, его ассоциировали и с Нилом, и с быком, и с луной, М. Матье, например, относила его происхождение в эпоху родового строя и связывала с культом племенного вождя.

Следовательно, для выявления происхождения и изначальной сущности бога Осириса необходимо обратиться к самым ранним упоминаниям этого бога, более или менее, отчищенным от последующих наслоений, а именно к " Текстам пирамид".

Обратим внимание на то, что основным сюжетным мотивом, прослеживающимся в " Текстах пирамид" и непосредственно связанным с мифом об Осирисе, является передача ему Хорова Ока, отнятого у Сетха: " Осирис и. р.! Это око Гора, выпрошенное у Сетха" или " Осирис и. р.! я прилаживаю тебе око Гора, полученное им от Сетха" .

Этот мотив настолько часто повторяется в различных изречениях, что трудно отрицать существование тесной связи между богом Осирисом и ритуалом отверзания очей, что, в свою очередь, уводит нас к представлению древних египтян о зрении.

Представление о зрении - одна из определяющих областей египетского объяснения мира. В представлении древнего человека существовало стойкое убеждение о существование только того, что человек видит, следовательно, то, что человек не видит, не может и существовать. Таким образом, слепота - это небытие окружающего мира, невозможность действовать в нем, то есть смерть; поэтому мертвый всегда мыслится как слепой.

Основным же смыслом заупокойного культа являлось обеспечение умершего посмертным существованием. Таким образом, его необходимо было снабдить глазами (что и обеспечивал обряд отверзания очей) и источником света, так как в данном случае свет является главной необходимостью для того, чтобы видеть, темнота же, напротив, означает слепоту, а, следовательно, и смерть. Для обеспечения света в инвентаре староегипетских гробниц наряду с настоящими светильниками встречаются их модели и статуэтки, изображающие пламя.

Представления о зрении, как условии жизни и объясняют постоянное упоминание в " Текстах Пирамид" передачу Осирису Хорова Ока: только с помощью этой жертвы убитый Осирис получает возможность " воскреснуть". Этот эпизод является один из ключевых эпизодов мифа об Осирисе, и всего мировоззрения древних египтян, касающегося загробного существования.

Особое значение передачи Хорова Ока Осирису подтверждается и тем, что у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, и, следовательно, данное действие не было компенсацией физического недостатка. Осирис не был лишен своих глаз, его слепота объяснялась не отсутствием глаз, а тем, что он был мертв. С помощью Хорова Ока он обретал новое зрение, которое давало ему возможность видеть, а, следовательно, и существовать. Именно поэтому нельзя говорить о том, что Осирис " воскресает" в том смысле, в котором мы привыкли понимать это слово, в соответствии с христианской традицией. В данном случае он получает способность существовать и даже активно действовать, но только в ограниченном пространстве мира мертвых, по-настоящему же живым он не становится, так как " быть живым - значит, помимо прочего, быть включенным в мир живых" .

Следовательно, чтобы обеспечить умершим царям бессмертие, их стали приравнивать к Осирису, в дальнейшем, эта традиция переносится и на всех остальных египтян.

Как уже было отмечено в предыдущем параграфе в " Текстах пирамид" прослеживается тесная связь между передачей Осирису Хорова Ока и жертвоприношениями умершему царю: " Поднимись и. р.! Открой свой рот действием ока Гора….И. р.! Ты получил свой хлеб из ока Гора" . Эта связь так же обусловлена связью между зрением и жертвоприношениями. Вообще, представление о снабжении мертвого и его кормлении лежат в основании всей египетской картины вечной жизни. Важным моментом, обеспечивающем посмертное существование, являлось кормление Двойника умершего.

Сущность Двойника - русское обозначение египетского понятия k3 (иероглиф) - до сих пор не является полностью раскрытым. Согласно гипотезе, выдвинутой Э.М. Блэкменом и развитой Г. Франкфортом, изначально Двойник мыслился как плацента человека, рождающаяся вместе с ним и обеспечивающая его жизнедеятельность. А.О. Большаков в своей монографии выдвинул довольно убедительную концепцию представления о Двойнике в более поздний период.

Египтяне, как и другие древние народы, " объективизировали" и персонифицировали индивидуальность человека. Её представляли в виде особого существа, способного пребывать как в человеке, так и отдельно от него. Такого " двойника" называли ка (k3), и это слово писали знаком двух рук, вертикально поднятых одна напротив другой. Видимо, это означало, что ка и его обладатель схожи, как правая и левая рука. С понятием ка было неразрывно связано rn " имя". Будучи главным средством указания на индивидуальность человека, оно воспринималось как ее органическая и важнейшая часть.

" Двойник" считался средоточием присущих человеку стремлений и наклонностей, а также способностей, во многом определявших его судьбу. Обозначаемая словом ка индивидуальность обнимала не только внешность, психические и умственные свойства человека, но его удачливость или невезучесть, меру выпавшего ему здоровья и успеха.

С сегодняшней точки зрения, " двойник", в конечном счете, был индивидуальным образом человека, запечатленным в людском сознании. Но древние египтяне еще не задумывались о фундаментальном различии сознания и внешней по отношению к нему реальности " субъективного" и " объективного". Нечто лишь кажущееся, привидевшееся они часто воспринимали как реально существующее, действительно находящееся у них перед глазами. По словам выдающегося востоковеда Г. Франкфорта, все, что было способно воздействовать на ум, чувства или волю древнего египтянина тем самым утверждало свою несомненную реальность. Поэтому и возникавший в памяти образ человека воспринимался как его реально существующий " двойник".

Хоть большую часть времени " двойники" пребывали невидимыми, они были материальны: говорилось об их " мясе"; " двойники" ели и даже мылись. К рождению человека его " двойник" создавался богом-гончаром Хнумом и первоначально будто бы пребывал в младенческой плаценте. В дальнейшем свою потребность в пище и удовольствиях " двойники" удовлетворяли, соединившись с телами хозяев.

Со смертью человека " двойник" покидал слепое и обездвижившее тело. Представления о его периодических воссоединениях с трупом распространились только с утверждением веры в бога Осириса, даровавшего мертвецу способность видеть. Но и затем " двойник" спускался в подземный склеп лишь на время. Его дальнейшее существование на земле было связано прежде всего с изображениями владельца.

Поскольку образ человека всего вернее " оживает" в нашей памяти при встрече с его изображениями или при упоминании его имени, таковые казались " дверьми" из которых выходит " двойник". Поэтому, желая бессмертия, " двойников" и необходимые им материальные блага египтяне стали увековечивать посредством изображений и надписей на стелах в гробницах. Наземная часть гробницы египетского вельможи превратилась в созданный скульпторами и художниками замкнутый самодостаточный мир его " двойника". Для " выхождения" последнего создавались скульптуры и плоскостные изображения - рельефы, росписи на стенах. Перед " двойником" изображались груды яств и выписывалась магические формулы, позволявшие их вкушать. Всего лучше было показать в гробнице все этапы производства и доставки желанных " двойнику" вещей - от сева зерна и рождения молодняка скота до поднесения лакомств усопшему его родственниками и слугами. Стены гробниц Старого и Среднего царства напоминают окаменевшее кино с субтитрами о многолюдном хозяйстве вельможи и любимых им развлечениях. Изображения считались действенными, после того как для них исполняли обряды " отверзания уст и очей". Поскольку " двойники" пребывали главным образом в гробницах, о похороненном по всем правилам усопшем говорили как об " отошедшем к своему двойнику".

Представления о " двойнике" явились важным фактором своеобразия древнеегипетской культуры. Желая бессмертия своим " двойникам", египтяне создали неисчислимое количество скульптур, рельефов, росписей. До появления книгопечатания и фотоаппарата никакая другая цивилизация в мире не создала такого множества изображений. Египтяне среднего достатка и беднота, не имевшие средств, на оплату скульпторов, были рады сохранить своих " двойников" даже в качестве слуг на стенах гробниц вельмож. Построивший себе роскошную усыпальницу градоправитель похвалялся как благодеянием тем, что на её стенах " укрепил имена чиновничества своего… и благонравных, находящихся среди его домочадцев, которых он поднял из своей челяди". А несчастные, которые не были представлены в гробницах даже в качестве слуг, подчас тайком подписывали своим именем безымянные изображения на стенах в надежде хотя бы так приобщить своего " двойника" к вечности.

Естественно, что " двери" (т. е изображения) для " двойников" старались делать из самых долговечных материалов, чаще всего из камня или на камне. Следствием этого стало высочайшее развитие в Египте искусства скульптуры и настенной живописи.

Во время служения культу жрецы перечисляли список всех написанных продуктов, и, слушая его, двойник умершего мог насытиться. Когда же службы не велись по каким-либо причинам, двойник умершего мог сам прочесть жертвенные формулы и увидеть предложенные ему яства. Таким образом, для того чтобы умерший получил свои жертвоприношения, он также должен был обладать зрением. Именно поэтому ритуал отверзания очей, так тесно связан с ритуалом отверзания уст и жертвоприношениями.

Как видно из сказанного, зрение играло огромную роль в заупокойных верованиях египтян. Оно являлось необходимым условием посмертного существования, " воскресения" в ином мире, на что собственно и был направлен весь культ. Таким образом, мифологический сюжет передачи Осирису Хорова Ока является принципиальным в египетской мифологии. А поскольку этот сюжет повторяется из изречения к изречению в древнейшем источнике, упоминающем бога Осириса, то и его появление, и его основную функцию необходимо связывать именно с этим моментом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь