Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проникновение идеи загробного суда в Царство мертвых ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Загробный суд не сразу утвердился в царстве Осириса. Его появление предопределил долгий путь развития заупокойных представлений. Большую роль в его появление сыграло начавшееся в конце Древнего Царства слияние воедино двух миров египетской гробницы: мира ba и мира ka. Маленький и уютный, совершенно свой мир-Двойник, где всё было просто и ясно, соразмерно человеку, а потому спокойно и надежно, сменился на огромную загробную вселенную, населенную богами, которых нужно просить о милости и демонами, с которыми необходимо бороться при помощи соответствующих заклинаний. В этой вселенной человек был мал и ничтожен. В представлениях египтян мир умерших, в котором обитало большое количество богов и демонов, приобрел устройство, подробное государственному. Поэтому во главе этого мира стоял царь, бог Осирис. В связи с этим, умерший теперь не был абсолютно независим, из господина он превращался в одного из подданных Осириса. Тем не менее, идея суда, на котором взвешивались поступки людей при жизни, не связана с осирическими представлениями ранних периодов. Бог Осирис берет на себя функции судьи постольку, поскольку утверждается как верховный бог мертвых. А так как в Среднем Царстве на верховного бога живых начинают возлагаться обязанности судить людей (в изречении Текстов саркофагов 1130 верховный бог говорит о том, что он творит суд над людьми), то эти же функции перенимает и Осирис в загробном мире. Исходя из этой логики, бог Осирис становится судьёй в царстве мертвых. Стоит еще раз подчеркнуть, что происхождение Осириса и его становление в качестве верховного бога иного мира не были связанны с представлениями о справедливости. Не смотря на то, что Осирис выступает в качестве судьи загробного суда, сами соответствующие этические представления никак не могли прейти из осирических представлений. По мнению Дж. Уилсона, до того, как суд над мертвыми во главе с богом Осирисом соединились в единую согласованную картину, стильв представлениях египтян господствовал пережиток более древнего характера, при котором судьёй был верховный бог, бог солнца. До конца Старого царства доступ к вечной жизни не был целиком под контролем Осириса. Дж. Уилсон доказывает это на основании источников, где упоминаются " весы Ра, на которых он взвешивает правду". Одно из изречений " Текстов саркофагов" содержит заклинание, благодаря которому умерший должен был очиститься от грехов и соединиться с богом солнца: " проступок твой будет устранен и грех твой стерт взвешиванием весов в день суда и будет позволено тебе, чтобы ты соединился с теми, что в ладье (солнца)" . Таким образом, изначально существовало представление о суде богов под председательством верховного бога, перед которыми усопший и должен был давать отчет. Суд над мертвым проводился путем взвешивания избытка или недостатка его добрых качеств в сравнении с дурными. Благоприятный исход взвешивания был залогом вечного блаженства. Это взвешивание было исчислением маат, " справедливости". Древнейшее пространное описание загробного суда сохранилось в строках 53-57 эрмитажной рукописи " Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикара": Управа (богов), рассуживающая с обездоленным, - известно тебе, что они не бывают снисходительны в день суда с (54) неимущим, в час исполнения (своей) обязанности. Тяжко, когда обвинитель - мудрец: не уповай на давность лет, (55) они (т.е. боги) видят время (жизни), как один час. [Человек] остается (жив) после смерти, лишь когда помещены возле него его (добрые) дела в качестве припасов. (56) Пребывание там - это вечность, совершающий прорицаемое ими - это глупец. Достигший этого без совершения греха, будет существовать там подобно богу, (57) вольно шагая подобно владыкам вечности. Но даже и здесь Осирис еще не упоминается, да и о взвешивании еще прямо не сказано. О том, как египтяне Нового царства представляли себе загробный суд под предводительством Осириса, мы знаем по изображениям, сохранившимся на виньетках " Книги мертвых". Кроме того, 125-е изречение " Книги мертвых" содержит текст, который умерший должен произнести на загробном суде. Исходя из этого материала, мы узнаем, что, попав на суд, умерший вначале должен был поприветствовать верховного бога: " Хвала тебе, великий Бог, владыка Двух Истин! Я пришел к тебе, мой владыка. Ты привел меня, чтобы я увидел твою красоту. Я знаю тебя. Я знаю твое имя. Я знаю имена 42-х богов, пребывающих с тобою в этом Зале Двух Истин, которые живут злыми, питаясь их кровью в день ответа перед Ун-Нефером. Две Дочери, Два Его Ока, Владыка Истины - имя твое" . Обратим внимание на то, что оборотом " Я знаю тебя", равно как и " Я знаю твое имя", умерший демонстрировал свою власть над богами, ведь " узнать" чье-либо имя или название еще с Древнего царства означало обрести над ним магическую власть. Далее умершей уверял их в том, что он не делал зла в мире. Об этом нам позволяет судить следующий текст: " Вот я пришел в тебе. Я принес тебе правду, я отогнал ложь для тебя. Я не поступал неправедно ни с кем; я не убивал людей. Я не творил зла вместо справедливости. Я не знаю ничего, что нечисто. Я не притеснял бедного. Я не делал того, что мерзко богам. Не оскорблял я слугу перед хозяином. Я не причинял никому страданий. Никого не заставлял плакать. Я не убивал и не заставлял убивать. Я никому не причинял боли. Я не уменьшал жертвенную еду в храмах. Я не уносил хлеба богов. Я не присваивал заупокойных даров. Я не развратничал. Я не мужеложствовал. Я не уменьшал меры зерна. Я не убавлял меры длины. Я не покушался на чужие поля. Я не утяжелял гири весов. Я не облегчал чаши весов. Я не отнимал молока от уст младенца. Я не уводил скот с его пастбищ. Я не ловил птиц богов, не удил рыбу в их водоемах. Я не задерживал воду в ее время. Я не строил запруд на текущей воде. Я не гасил огонь в его время. Я не удалял скот от имущества бога. Я не задерживал бога при его выходах. Я чист, я чист, я чист, я чист" . Когда допрос заканчивался, перед лицом Ра-Хорахти и Эннеад представали Мешент, " ангел-хранитель" Шаи, богиня доброй судьбы Рененут и душа Ба покойного египтянина. Они свидетельствовали о характере умершего и рассказывали богам, какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки. Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую - перо богини Маат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Амат - " Пожирательнице", чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным. Судя по всему, именно таким образом египтяне Нового царства представляли загробный суд. О том, что Осирис был во глав его, нам позволяют говорить многочисленные изображения последнего на виньетках главным судьёй, владыкой загробного мира. Идея суда над мертвыми только зарождается в " Текстах саркофагов", тогда как в полной мере она была раскрыта лишь в " Книге мертвых". Суд согласно " Текстам саркофагов", может происходить на небе, в божественной ладье бога солнца, на потустороннем острове Огня, в месте обитания умерших, в Гелиополе или Абидосе. Судьями выступают - боги Ра, Атум, Геб, Шу, Тот, Анубис и ряд других, но чаще всего - Ра и Осирис. В " Текстах саркофагов" упоминается также и взвешивание сердца, как способ определения нравственного облика человека в его земной жизни. Эти весы в " Текстах саркофагов" олицетворяют собой божество. Еще в одном изречении весы обращаются к умершему: " Твое зло изгнано (из тебя), твои прегрешения уничтожены теми, кто взвешивает на весах в день учета свойств (человека)". Это изречение не только свидетельствует о наличие у египтян представления о суде и взвешивании сердца на нем. Содержащееся в нем утверждение о том, что " прегрешения будут уничтожены", позволяет сделать вывод, что оно использовалось как заклинание с целью предотвращения возможности вреда умершему на суде. Однако тот загробный суд, с которым мы сталкиваемся в изречениях " Текстов саркофагов", еще не представляет собою торжество этических норм. " Тексты саркофагов" полны различной магии и хитростей, которые должны были защищать человека в ином мире, в некоторых изречениях говорится о возможности солгать на суде, дабы обрести спасение, иногда даже складывается впечатление, что для того чтобы оправдаться на суде важнее не столько быть благочестивым при жизни, сколько быть красноречивым после смерти. Если с конца Гераклеопольского периода умершего, согласно догматике, называли " оправданным", а уже начиная со Среднего царства этот эпитет употребляется постоянно, так же как ранее " обеспеченный" или " испытанный", то это означало прежде всего то, что покойный сумел преодолеть своих врагов, подобно царю на земле и Осирису в преисподней. Тем не менее, идея суда в " Текстах саркофагов" начинает играть одну из важнейших ролей. Об этом говорит хотя бы тот момент, что в " Текстах пирамид" описание противостояния имеет вид борьбы, тогда как в " Текстах саркофагов" Хор одерживает победу над Сетом уже в суде: " Теперь я на пути к Хора, чтобы настигнуть того врага среди людей, ведь я одержал над ним победу еще на суде Хентииментиу. Я судился с ним в течении ночи в присутствии жителей царства мертвых. Его защитник тоже был на суде, он стоял там, его руки были у его лица, когда он увидел, что моя речь справедлива (т.е. что я оказался прав)" . Под Хентииментиумом здесь явно подразумевается суд Осириса. Далее в этом же изречении: " Теперь я человек-сокол, изрекающий в чертоге Осириса. Я поведал Осирису так, как я говорил на огненном острове. " Как просветлен он, этот бог", - сказал мне Хентииментиу. Я вернулся, пожаловавшись на своего врага. И было приказано в зале суда, и повторено в присутствии обеих истин, что я властен делать все что угодно над своим врагом: " Да будут они виновны, Сущий и Грядущий, которые должны были стоять за твоего врага, должны были способствовать на суде его победе над тобой и освободить его от тебя! " . Образцом для этого описания служит тяжба, которую Хор вел против Сета в судебном зале Гелиополя и законченная приговором, дозволяющим Хору в образе стремительного сокола разорвать противника. Мифическую фигуру Сета здесь заменяет образ абстрактного врага среди людей, предполагаемые защитники которого подпадают под обвинительный приговор судьи так же, как и на земле. Еще один текст, разрабатывающий эту же тему и зафиксированный впервые на асьютских саркофагах, носил заголовок: " Изречение для того, чтобы человек отправил свою душу и (победил) на суде своего врага" : Суд и оправдание просветленного умершего в описаниях " Текстах саркофагов" аналогичны триумфу Хора на суде богов по гелиопольскому образцу: " NN сидит перед Гебом, наследным богов: Ты - Хор, на голове которого белая корона. Исида родила его, Нехбет его воспитал, а кормилица Хора его вскормила. Ему служат (даже) силы Сета вместе с его силами. Его отец Осирис даровал ему эти два скипетра. Так NN явился с ними, признанный оправданным (победителем на суде)" . Вот так выглядело оправдание перед загробным судом. Его идеальная картина, где прославляется царство мертвых представлен в " Разговоре разочарованного со своей душой", где описано, как блаженный господствует там, подобно богу солнца, причем ему обещают, что " живущий здесь станет живым богом и будет карать за грехи тех, кто их совершает" . В то же время египтяне хотели видеть в царстве мертвых - место, где есть неограниченные возможности для исполнения своих желаний. Египтяне, начиная от царя и заканчивая чиновниками, считали себя обязанными защитить те принципы жизни, которые предписывались в житейских правилах мудрецами, а в своих гробничных надписях стремились доказать, что им неукоснительно следовали в жизни. Однако из-за такой скрупулезности в послушании они оговаривали и свое право на истребление всего враждебного, на право карать под прикрытием морали. Интересно также то, что согласно представлениям египтян, в царстве мертвых взвешиваются скорее слова, чем дела. В " Текстах саркофагов" есть множество изречений о сердце умершего, которое было способно на загробном суде навредить ответчику, выступив нежелательным свидетелем всех его грехов и ошибок умершего. Уже царские " Тексты пирамид" заботятся о том, чтобы сердце, привязанное к земле, не оказывало противодействия царю, когда он восходил на небо: " Мой отец сделал себе свое сердце, после того как у него было вынуто другое, так как оно возмутилось, когда он стал подниматься на небо" . Все это представлено таким образом, как если бы сердце у человека на самом деле вынимали во время мумификации, заменяя его другим, наделенным магическим действием. Однако существование этого обряда в Старом царстве пока не засвидетельствовано. Тому же посвящена и знаменитое изречении " Книги мертвых", под названием " Изречение, не дающее сердцу N восстать против него в Херет-Нечер". Оно записывалась на так называемых " сердечных скарабеях", изготовленных из золота и нефрита, древнейший из датированных сердечных скарабеев относится ко времени правления царя Себекемсафа (XII - XVII династии). Сердечные скарабеи заменяли настоящее сердце умершего, " сердце от его матери. Это делалось для того, чтобы на контрольных весах судьи загробного царства оно могло с большей уверенностью соперничать с истиной (Маат): " Сердце мое матери моей, сердце мое матери моей! Мое хат моего бытия, не свидетельствуй против меня как свидетель, не вставай против меня в Суде. Не перевешивай меня перед хранителем весов. Ты - мой Ка, находящийся в моем теле, Хнум, укрепивший члены мои. Когда ты выходишь в прекрасное место, уготовленное для нас там, не делай наше имя мерзким для (загробных) придворных, размещающих людей на их местах. Это будет хорошо для нас и хорошо для Слушающего, и суд будет благоприятным для приговора. И не выдумывай напраслины против меня перед Богом в присутствии Великого Бога - владыки Запада! Смотри! Благородство твое - в оправдании" . К этому изречению был написан и специальный комментарий: " Укрась скарабея из нефрита золотом, и помести его в хат человека, и соверши для него церемонию отверзания уст. Он должен был помазан миррой" . Если же учесть то, что слово написанное или произнесенное в определенных обстоятельствах считалось магическим действием, то можно понять, что описания всех благочестивых дел, которые совершил умерший при жизни могло быть более важным, чем их реальное совершение. Возможно, что эти изречения читались в качестве магических заклинаний для того, чтобы быть оправданным на загробном суде и обрести благополучие в ином мире. Заключение
Первые упоминания бога Осириса приходятся в конце V - начало VI манефоновских царских династий. Этот период, вероятно, и нужно считать временем возникновения мифологемы Осириса. Изначально Осирис появляется как персонифицированная абстракция зрения, а его первичной функцией было обеспечение умершего жертвоприношениями, для чего было необходимо сделать его зрячим и наделить внутренним светом. Зрение играло огромную роль в заупокойных верованиях египтян. Оно являлось необходимым условием посмертного существования, " оживания" в ином мире, на что собственно и был направлен весь культ. Таким образом, мифологический сюжет передачи Осирису Хорова Ока является принципиальным в египетской мифологии. В конце V - начале VI династии миф об Осирисе, как божественная история, еще не существовал. Однако именно в это время складывается его основа: так, уже в самой древней из рассматриваемых пирамид, фигурируют все основные боги осирического круга, с установленными между ними родственными связями. В " Текстах пирамид" формируются также и несколько мифологических мотивов, позднее превратившихся в стройный сюжет - это восстановление тела Осириса и принятие им Хорова Ока. В " Текстах саркофагов" мифология Осириса получает свое дальнейшее развитие. На основании данного источника, отразившего все основные сюжеты осирического мифа, можно говорить о зарождении мифа об Осирисе в эпоху Среднего царства. Тем не менее, несмотря на обширное количество деталей, содержащихся в " Текстах саркофагов" и соответствующих более поздним версиям мифа об Осирисе, сам миф не был зафиксирован в рассматриваемом источнике как законченная история о жизни и смерти бога Осириса. И только в Новое царство на папирусах и стелах появляются более цельные эпизоды из жизни Осириса, которые можно считать мифами. В эпоху Старого Царства, возможно, не существовало и представления об общем загробном мире, куда направлялись все умершие. Среди знатных слоев населения Египта было распространено представления о двух качественно различных мирах, в которых мыслилось дальнейшее существования. С одной стороны, мир к3, созданный для Двойника человека. С другой стороны - мир b 3, загадочный мир богов и духов, куда отправлялась душа умершего. Оба эти мира имели точку соприкосновения с миром людей, находящуюся в гробнице. Первый переходный период стал переломным моментом в представлениях египтян о посмертной жизни человека. Причиной этому послужил как духовные, так и социально-экономические изменения в Египте в эпоху нестабильной государственной власти. В Первый переходный период, обозначившийся общим экономическим обеднением страны, междоусобицами номархов, народными восстаниями и крахом когда-то надежной государственной системы, стала очевидной вся наивность надежды на вечное проведение заупокойного культа и сохранность погребальных памятников. Это вело к смещению основной тяжести культа в подземную часть погребения. Таким образом, два мира египетской гробницы, соответствующие двум ее частям (верхней и нижней) постепенно сливаются воедино, с доминированием мира b3. В результате рожденный мир обладал двумя основными особенностями. Первая заключалась в том, что это был общий для всех умерших мир, из чего следовало его представление в качестве некой модели египетского государства, фантастической изнанки человеческого мира. Второй особенностью, естественно вытекающей из первой, было наличие в этом мире царя, подобного земному. В силу своей светоносной природы царем потустороннего мира становится бог Осирис. Таким образом, Египет теряет свой оптимистичный взгляд на потусторонний мир, свойственный Древнему Царству. Новый, пугающий мир, населенный как богами, так и демонами, получил свое отображение в " Текстах саркофагов". С крушением Старого Царства в Египте постепенно начинают утверждаться новые ценности, основу которых составляло представление о правильном устройстве мира, прототип христианского понятия справедливости. Смуты Первого переходного периода мешали усмотреть такой порядок в окружающей человека реальности, поэтому его искали в ином, потустороннем мире. Это послужило отправной точкой к появлению Загробного суда в царстве Осириса. Загробный суд в эпоху Среднего царства еще не представляет собою торжество этических норм. Изречения " Текстов саркофагов" полны различной магии и хитростей, которые должны были защищать человека в ином мире, в некоторых изречениях говорится о возможности солгать на суде, дабы обрести спасение, что явно противоречит этическим представлениям. Тем не менее, важно учитывать, что в эпоху Среднего царства появляется представление о существовании в ином мире суда, на котором с умершего спросят: праведно ли он жил и совершал ли благие деяния. Это имеет большое значение и является первым шагом египтян к современным представлению о морали. Список литературы
Египетские источники. 1. Тексты саркофагов // Buck A. de. The Egyptian Coffin Texts. Chicago, 1935-1961. Vol. I-VII; Allen J. P. The Egyptian Coffin Texts. Chicago, 2006. Vol VIII; The Ancient Egyptian Coffin Texts. Warminster, 1973-1978. Vol. I-III; Barguet P. Les textes des sarcophages egyptiens du Moyen Empire. Paris. 1985. 2. Гимн Осирису // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С.267-270. . Исида и Гор в болотах // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С.249-252 . Исида и семь скорпионов // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С.245-247. . Книга Мертвых // Вопросы истории 1994.2005. №8-9 . Победа Гора // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С. 280-295. . Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара // История Древнего Востока. Тексты и документы. М. 2002. . Плач Исиды и Нефтиды. // Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. С. 242-245. . Пророчество Неферти. // История Древнего Востока. Тексты и документы. - М. 2002. . Речение Ипувера // История Древнего Востока. Тексты и документы. - М. 2002. . Тексты пирамид // Под общ. ред.А.С. Четверухина. СПб., 2000. Античные источники. . Геродот. История. В 9-ти кн., кн. II / Пер. Г.А. Стратановского. М. 2001. 2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира исторического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. III. пер. О.А. Васильевой. М. 2000. С.106-123. . Плутарх. Моралии. Об Исиде и Осирисе (пер. Н.Н. Трухиной) // Вестник древней Истории. 1977. № 3. С.253-265, № 4. С.229-249. Литература. . Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М. 1999. 2. Бадж У. Египетская Книга мёртвых. М., СПб. 2004. . Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М. 1996. . Берлев О.Д. Становление египтологии // История отечественного востоковедения до середины XIX в. М. 1990. . Берлев О.Д. Египтология // История отечественного востоковедения с середины XIX в. до 1917 г.М. 1997. . Большаков А.О. Человек и его двойник. СП. 2001. . Большаков А.О. Изображение и текст: два языка древнеегипетской культуры // Вестник древней истории. 2003. №4. С. 3-20. . Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб. 2005. . Демидчик А.Е. Время болезни // Петербургские египтологические чтения 2005. СПб. 2006. С. 60-74. . Демидчик А.Е. Древнеегипетские " отцы и дети" в 38 заклинании " Текстов саркофагов" // Кирилло-Мефодиевские чтения: Христианские традиции и культура России. Материалы научн.-практич. конф. - Новосибирск. 2001. . Демидчик А.Е. Примечательная особенность идеологии древнейших территориальных государств // История и культура Востока Азии: Материалы междунар. научн. конф. - Т.1. . Демидчик А.Е. Приоритеты религиозной деятельности древних египтян в 1130 заклинании " Текстов саркофагов" // Древность: историческое знание и специфика источника. Материалы научной конференции памяти Э.А. Грантовского. М. 2000. . История всемирной литературы. М. 1983 Т. 1. . История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М. 1988. Часть вторая. . Кеес Герман. Заупокойные верования древних египтян от истоков и до исхода Среднего царства. СПб. 2005. . Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М. 1976. . Лихачев Д.С. О филологии. М. 1989. . Луркер Манфред, Египетский символизм. М. 1998. Кн. IX. . Матье М. Древнеегипетские мифы. М., Л. 1956. . Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М. 1996. . Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб. 2000. . Рак И.В. Легенды и мифы древнего Египта. СПб. 1998. . Рак И.В. Мифология Древнего Египта. СПб. 2000. . Стеблин - Каменский М.И. Миф. Л. 1976. . Тарасенко Н.А. 16-я глава древнеегипетской книги мертвых: sonnenlaufsezene - семантика и иконография // Вісник київського університету. Серія " Історія" 83-й Випуск. 2006. . Тарасенко Н.А. Древнеегипетское синкретическое божество Ра-Осирис: иконографические аспекты образа // Схiднiй свiт - 2006. №3. С.66-85. . Тарасенко Н.А. К вопросу об эволюции изобразительных путеводителей по загробному миру в древнем Египте // Труды Центра египтологии им.В.С. Голенищева РГПУ. Вып.2. Москва. 2005. С.103-126. . Тарасенко Н.А. Об одном способе древнеегипетской теогонии // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции. СПб. 2006. . Тураев Б.А. Египетская литература. СПб. 2000. . Успенский Б.А. Семиотика истории, семиотика культуры. - М. 1996. - Т.1. . Франкофорт Г, Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. // В преддверии философии. Духовные искания древнего человека - М. 1984. . Чегодаев М.А. " Саркофаг Сепии из Египетского музея в Каире и два языка древнеегипетской культуры" // Петербургские египтологические чтения 2005. Тезисы докладов. СПб. 2006. С. 193-204. . Элиаде М. Аспекты мифа. М. 2001. . Элиаде М. История веры и религиозных идей от каменного века до элевсинских мистерий. М. 2001. том 1. . Элиаде М. Космос и история. М. 1987. 36. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М. 1999. 37. J. P. Allen. The American Discovery of Middle Kingdom Texts // The American Discovery of Ancient Egypt: Essays/ Ed. By Nancy Thomas. New York. 1995. 38. Allen J. P. The Egyptian Coffin Texts. - Chicago. 2006. - Vol. VIII. . Assmann J. The Mind of Egypt History and Meningin the Time of the Pharaons. - New York. 2002. . Barguet P. Les textes des sarcophages egyptiens du Moyen Empire. - Paris. 1985. . Baud M. Famille royale et pouvoir sous l’Ancien Empire egyptien I // Bibliotheque d’Etude. Institut francais d’archeologie orientale.126/1. Le Caire. 1999. . Bolshakov A. O. Osiris in the Fourth Dynasty Again. The False Door of Jntj? MFA 31/781 // Le lotus qui sort de terre. Mé langes offerts a edith varga, Bulletin du Musee Hongrois des Beauxarts. Supplement-2001. Budapest 2002. . Bolshakov A. O. Princess HM. T-R` (W): The First Mention of Osiris? // Chronique d`Egypte LXVII. 1992. №67. P.31-38. . Bonnet H. Reallexicon der agyptischen Religionsgescchichte. Berlin. 1952. . Erman A. Die Religion der Agypter. Berlin. 1934. . Faulkner R. The Ancient Egyptian Coffin Text, 3 vols. // Warminster. 1973-78-follows the order of De Buck’s edition. . Firchow O. Zu den Worterbindungen mit s. t/ Zeitschrift fur agiptische Sprache und Altertumskunde. Leipzig - Berlin. 1954. №79 . Fischer H.G. A stela of Herakleopolitan Period at Saqqara: the Osiris Iri // Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde. Leipzig-Berlin. - 1963. №90. 49. Gardiner A.N. Rev. of R. Weill. Les decrets royaux de l’Ancien Empire egyptien // Proceedings of the Society of Biblical Archeology. London. 1912. №34 . Hodjash S., Berlev O. The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts. Moscow; Leningrad. 1982. . Jequir G. Considerations sur les religions egyptiennes. Neuchatel. 1946. 52. Lesko L.H. Index of the Spells on Egyptian Middle Kingdom Coffins and Related Documents. Berkeley. 1979. . Lichtheim Miriam. Ancient Egyptian Autobiographies Chiefly of the Middle Kingdom. A Study and an Anthology, Freiburg, Universitatsverlag / Gottingen. Vandenhoeck & Ruprecht. 1988. . Manuelian P. A Case of Prefabrication at Giza? The False Door of ‘Intj, The Journal of the American Research Center in Egypt. 1998. №35. . Otto E. Zur Komposition von Coffin Texts Spell 1130 // Fragen an die altä gyptische Literatur. Studien zum Gedenken an Eberhard Otto / Hrsg. von J. Assmann, E. Feucht, R. Grieshammer. Wiesbaden. 1977. . Otto E. Osiris und Amun. Kult und heilige Stä tten. Aufnahmen von Max Hirmer, Mü nchen, Hirmer. 1966. . Sethe K. Urgeschichte und alteste Religion der Agypter. Leipzig. 1930. 58. Vandier J. La religion egyptiennes. Paris. 1944. 59. Westendorff W. Zu fruhformen von Osiris und Isis/ Gottinger Miszellen. Gottingen. 1977. №25. 60. Willems H.O. Chests Of Life: a Study of The Typology and Conceptual Development of Middle Kingdom Standard Class Coffins. Leiden. 1988. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы