Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Условия и причины происхождение бога Осириса



 

Помимо мифического сюжета передачи Осирису Хорова Ока, само иероглифическое написание его имени указывает на связь Осириса со зрением. Написание этого имени до сих пор вызывает споры, что связано с существованием многочисленных вариантов написания, весьма отличающихся друг от друга. В данном случае, мы снова пойдем от самого раннего варианта. В текстах пирамид, наиболее часто встречается или. Если прочесть это сочетание буквально, как состоящее из пиктограмм, получается Js. t - jr. t, что переводится как " Место глаза". Первым такой перевод предложил К. Зете. Аналогичное чтение отстаивал также В. Вестендорф, но он отождествлял глаз с солнцем, что в корне меняло смысловую нагрузку.

Еще в начале века Э.Х. Гардинер растолковал значение сочетаний, строящихся по схеме " Js. t + часть тела" как функцию этой части тела, к тем же выводам независимо от Гардинера спустя много лет пришел О. Фирхов. Таким образом, " место глаза" переводится как " зрение", а бог Осирис - его персонификация. Поскольку в имени первоначальная идея божества отражается наиболее явно, то Осирис есть специальное божество зрения, прочие же его функции вторичны.

Важно, что до появления бога Осириса в Саккаре существовали иные боги мертвого мира: Хентииментиу, Упуаут, Анубис, Сокар и т.д. Это были боги - бальзамировщики. Их функции относились к похоронам усопшего, к ним были обращены жертвенные формулы с просьбами доброго погребения в некрополе. Появление Осириса значительно потеснило других богов мертвого мира, тем не менее, он не перенял все их функции. К Осирису обращены только те изречения, которые касались непосредственно жертвоприношений, что, в конечном счете, сводилось к зачтению жертвенной формулы и ритуалу отверзания уст и очей. Это еще раз подтверждает основную функцию бога Осириса.

Однако с пониманием сущности бога Осириса возникает вопрос о причинах, вызвавших его внезапное появление. Ведь, как уже говорилось выше, до конца V династии египтяне вполне обходились без персонифицированной абстракции зрения.

По мнению А.О. Большаков, это может быть связанно с тем, что первоначально культ совершался в светлых местах - перед мастабой, в огражденном дворике, в наружной часовне, - и лишь появление внутренних часовен перенесло ритуалы в тёмное помещение. К тому же экономика IV династии могла обеспечивать преемственность культа, и полагались тогда в основном на него, так что искусственное освещение во время служб могло ещё считаться вечным.

Во время правления V династии экономика страны явно ослабевает, а вместе с ней ослабевает и царская власть, что доказывает сокращение масштабов пирамидного строительства. Пирамида Униса является самой маленькой из пирамид пятой династии. Зато " каменные мастабы знати, прорезанные лишь отвесным спуском в подземный склеп и не расчлененные внутри, постепенно превратились в настоящие каменные гробницы" . При воцарение VI дин. ситуация, видимо, только ухудшилась. Хотя внешне все выглядело по-старому: по-прежнему строились погребальные храмы и пирамиды, которые были даже выше, чем пирамиды пятой династии, тем не менее. до нас дошли источники, описывающие неблагоприятное положение царской власти в рассматриваемый период. Так, по словам Манефона, основателя новой династии Тети убили собственные телохранители, при царе Пепи I его доверенный сановник Уни творил суд не только именем царя, но и именем его " женского дома" и в глубокой тайне вел вместе с другим судьей дело самой царицы - почему-то без участия верховного сановника или какого-либо другого вельможи. Все это и многое другое говорит об ослаблении царской власти и господства знати. Это привело к сомнению царей в вечности соблюдения заупокойного культа внутри пирамид. Таким образом, перенесение исполнения культа на изображения стало единственной возможностью обеспечить умершему посмертное существование. Этим и вызвана необходимость обеспечить вечную возможность видеть, что и гарантировал новый бог зрения Осирис.

Естественно, это не исключает существования бога Осириса до пятой династии, на что указывает гетерогенность " Текстов пирамид", и то разнообразие и противоречивость, с которыми он упоминается в них. Однако, в любом случае, важным является то, что его явное появление и распространение совпадает по времени с осознанием ненадёжности культа, проявившемся, в частности, в записи древних текстов на стенах пирамид, - бог зрения понадобился тогда, когда стало ясно, что культ не может обеспечивать вечного света.

При этом все ранние обозначения умершего как Осириса находятся в погребальных камерах - помещениях, где необходимость в свете была особенно велика.

Из указанной связи зрения и света, двух необходимых условий " воскресения" и существования умершего в мире мертвых, следует, что бог Осирис являлся не только богом зрения, но и богом света. Таким образом, бог Осирис обеспечивая свет, приравнивается к богу солнца загробного мира. Это подтверждает и упоминание Осириса в " Текстах пирамид" как " владыки Дуата" , " светила, не знающее отдыха" и " одушевленным среди светил" .

А.О. Большаков отметил, что " в Старом царстве, в отличие от последующих эпох, солнце никогда не отождествляется с несолярными божествами. Единственное исключение было сделано для Осириса, косвенно приравненного к солнцу посредством именования Старшим богом. Произойти это могло, разумеется, лишь потому, что Осирис как бог зрения был богом света и в этом своём аспекте оказывался идентичным солнцу".

Так как Осирис являлся солнцем загробного мира, а гробница представляла собой некоторую модель этого мира, то Осирис, являясь своеобразным солнцем загробного мира, следовательно, является и солнцем пирамиды. Именно поэтому в гробницах Старого Царства никогда не изображалось солнце, хотя по логике его присутствие в гробнице было необходимым условием " воскресения" умершего. Называя самого умершего Осирисом, египтяне избавлялись от необходимости какого-то иного источника света. Так Осирис, получив глаза от Хора и обретя способность видеть, мог сам осветить и прочесть жертвенную формулу. Этим умерший, как бы, сам себе гарантировал вечное посмертное существование.

А.О. Большаков обращает внимание на то, что " обозначение мёртвого как Осириса, оказывается по сути своей идентичным по обозначению его как 3h, что означало " быть светлым".

3 h представляет одну из важнейших категорий, при помощи которых описывается посмертное существование. По египетским представлением, в умерший превращался 3h после проведения над ним ритуала s 3h (превращение в 3h). Ритуал заключался в зачтении жрецом жертвенной формулы и сопровождающего его списка жертв. Когда Двойник слышит названия продуктов, то они рождаются в его воображении и, следовательно, он одновременно видит их. Таким образом, ритуал s 3h дает мертвому зрение через слух и гарантирует сытость в инобытие. Для проведение этого ритуала необходима оборудованная гробница с изображениями и с установленным жертвенным культом, поэтому 3 h - это совсем не любой умерший, а только " просветленный" или зрячий.

3h описывает мертвеца как обладающего внутренним светом, Осириса - как обладающего зрением. Между прочим, из этого вытекает немаловажное следствие. Если мертвец становится 3h благодаря сооружению гробницы и совершению ритуалов, то, очевидно, что и в Осириса он превращается благодаря выполнению тех же условий. Это раннее представление в корне отличается от новоегипетского, согласно которому превращение в Осириса обусловлено приговором загробного суда" .

Возможно, что именно это ассоциация бога Осириса с Солнцем в дальнейшем превратило его в царя загробного мира. Подобная логика строилась на основании того, что царь является вторым, земным солнцем, из следовательно, солнце является вторым, небесным царём.

Теперь обратимся проблеме места появления Осириса, которая до сих пор не является окончательно решенной.

Традиционно местом появления Осириса принято считать Бусирис, находящийся в восточной части Средней Дельты, в центре девятого нижнеегипетского нома. Эта концепция сложилась еще до расшифровки египетских текстов на основании античных источников. Плутарх, пересказывая миф об Осирисе, пишет, что " хотя в Египте и называют много гробниц Осириса, Эвдокс утверждает, что тело покоится в Бусирисе, потому что этот город был родиной Осириса: ведь не нуждается в объяснении слово Тафосирис, само это имя заключает в себе название гробницы Осириса" .

В " Текстах пирамид" Осириса часто именуют " Владыкой Бусириса". Однако, наравне с этим, в том же источники его появления связывают и с Абидосом, находящемся в Тинитском номе. А в 219 главе, вообще, перечисляется несколько мест, претендующих на звание родины Осириса: " Ты, чье имя " находящийся в Илеополе" …Ты, чье имя " Находящийся в Буто" … Ты, чье имя " находящийся в Анеджете" …" .

Герман Кеес в своей монографии отстаивает традиционную точку зрения о происхождении Осириса из Бусириса, основываясь на том, что эмблемой Бусирисского нома был божественный фетиш, названный по имени одной из частей нома " (бог) Анеджти". Это фигура человека с изогнутым посохом и своеобразным бичом в руках; на голове раздвоенное перо. Из всех известных данная эмблема нома единственная, представляющая собой антропоморфный образ бога, что соответствует облику Осириса, первому в Египте антропоморфным божеством. Произойдя из Бусириса, представления об Осирисе распространились по всему Нижнему Египту. Будучи, вероятно, некогда главенствующим богом крупного блока номов, вскоре Осирис проник и в Гелиополь, где был включен в Большую Эннеаду в качестве сына Геба и Нут, потомка Атума. Вероятно, именно по этой причине в египетских источниках Гелиополь иногда фигурирует в качестве возможного места происхождения Осириса. С Абидосом Осирис стал связываться только после воцарения фиванских царей XI династии, и объединением государства под эгидой Верхнего Египта. В этот период Абидос быстро набирает силу и приобретает некоторое политическое влияние на новую столицу. Праву Абидоса считаться родиной Осириса способствовало то, что к тому времени местный хтонический бог Хентииментиу уже давно стал ассоциироваться с Осирисом, приобретшим статус Великого бога мертвых. В результате, Абидос возобладал над Бусирисом как главное место культа Осириса.

О происхождение Осириса из Нижнего Египта говорит и тот факт, что местами зарождения основных богов осирического мифа являются города этого же района. Так Исида произошла из Пер-Хеби (Исейона, города расположенного в двенадцатом верхнеегипетском номе, граничащим с Бусирисским), а Хор - из Буто, находящегося в западной Дельте. Исключение составляет только бог пустыни Сет, который является исконным верхнеегипетским божеством. Однако Сет в мифе об Осирисе выступает в качестве его главного врага, и значит, его происхождение из Нижнего Египта вполне естественно. То, что до объединения Египта и на протяжении Первого переходного периода Верхний и Нижний Египет нередко находились в военном противостоянии, вполне могло породить в городах Дельты представления о враждебности верхнеегипетских богов.

Основные события мифа также происходят в Нижнем Египте. Так, Сет заколоченного в саркофаг Осириса, по рассказу Плутарху, отпускает в Нил из Таниса: " И будто это заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса" . Соответственно египетским источникам Исида рождает Хора в болотных зарослях северной дельты: " Я родила Гора, сына Осириса, в болоте Хеммиса" , античным - в уже упомянутом городе Буто: " И рассказывают, что потом, когда Исида ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался" .

На основании всего вышесказанного вполне правомерно сделать вывод о том, что представление о боге Осирисе впервые появилось именно в Бусирисе. В литературе встречаются и другие точки зрения. Например, М.А. Коростовцев, опираясь на традиционную иконографию Осириса, где он неизменно изображался в верхнеегипетской белой высокой короне, делает вывод о том, что Осирис был " выходцем" из Верхнего Египта.

Подводя итоги параграфа, можно сказать, что Осирис представляет собой персонифицированную абстракцию зрения, а его первичной функцией было обеспечение умершего жертвоприношениями, для чего было необходимо сделать его зрячим и наделить внутренним светом. Все прочие его функции сформировались и наслоились на образ Осириса уже в более поздний период. Впервые бог Осирис появляется в Бусирисе, однако вскоре представления о нем распространяются по всему Египту. На появление и распространение культа Осириса оказало влияние экономический и политический упадок Египта, начавшийся в правление V династии, который вызвал неуверенность в вечном исполнении загробного культа для умершего царя, а, следовательно, и необходимость в более надежном средстве. Этим средством и стало обеспечение мертвого собственным зрением и собственным светом.

§ 4. Формирование мифа об Осирисе в " Текстах пирамид"

 

Для того чтобы датировать зарождение мифа об Осирисе необходимо снова обратиться к древнейшим источникам, в которых встречается сам Осирис, то есть к " Текстам пирамид".

Вместе с богом Осирисом в " Текстах пирамид" появляются и другие боги, принадлежащие к осирическому кругу и вошедшие в миф об Осирисе. Уже в самой древней из рассматриваемых пирамид встречаются все основные боги, в дальнейшем ставшие главными персонажами мифа об Осирисе: Исида, Нефтида, Тот, Хор и Сет.

Родиной богини Исиды, как уже было сказано в предыдущем параграфе, считают город Пер-Хеби, расположенный в двенадцатом верхнеегипетском номе. Вероятно, что еще до того, как Исида вошла в осирический миф, она почиталась как богиня материнства и великая чародейка. Благодаря своим функциям Исида вошла не только в рассматриваемый миф, но также и в цикл сказаний о Ра, мемфисскую и гелиопольскую теологии. Вероятно, что причиной соединения культов Исиды и Осириса вместе стало их близкое соседство.

Сестры Осириса Исида и Нефтида, упоминаются вместе с Осирисом, в пирамиде Униса, где они представлены, как сестры Осириса, что вполне соответствует рассматриваемому мифу: " Исида! Это твой брат, это Осирис…" ; " Нефтида! Это твой брат, это Осирис…" . Вообще, Исида и Нефтида упоминаются в " Текстах пирамид" не слишком часто в отличие от " Текстов саркофагов", где Исида приобретает главнейшую роль, что говорит о недостаточной сформированности их образов в частности, а, следовательно, и мифа об Осирисе в целом.

Главным противником Осириса в мифе выступает бог Сет, древнейшее верхнеегипетское божество пустыни и бури. Местами его культа в верхнем Египте были Ком-Омбо, одиннадцатый верхнеегипетский ном Шасхотеп, на западном берегу реки, в 5 км. От Ассиута; в Среднем Египте - местность Су поблизости от Гераклеополя, оазисы Ливийской пустыни, Харга и Дахлис, а также другие районы. В Нижнем Египте культ Сета существовал в северо-восточной части Дельты со времен II династии.

По мнению Г. Кееса, враждебность по отношению к " владыке Верхнего Египта" восходит к нижнеегипетской традиции и отражает его соперничество с Хором в период борьбы за объединение государства. Его влияние на царскую догматику выразилось в том, что царя начинают считать и Хором и Сетом одновременно, воплотившим в себе мощь обоих божеств.

В " Текстах пирамид" Бог Сет, также появляется довольно редко, к тому же его действия не всегда трактуются как отрицательные и вредные для Осириса (что в более позднем понимании означало и для умершего тоже). Так, с одной стороны, уже в пирамиде Униса Сетх понимался как враг Гора, которого нужно победить: " Это Гор он приказал то, что сделано его отцу, владыке Грозы. При его приближении дрожит Сетх" .

С другой стороны, нередко Сет упоминается наравне с другими богами, его функции ничем неотличимы от функций других богов, то есть здесь явно не просматриваются следы мифа, в котором Сет играет роль отрицательного бога, а Осирис положительного. " Сетх и Нефтида! Спешите! Ударили южные боги, сиречь их светила" , далее " Спешите, Осирис и Исида! Ударили северные боги, то есть их светила" . Приведенный пример показывает, что Сет не всегда рассматривался, как отрицательное божество.

Вообще, деление на отрицательных и положительных богов, в принципе, чуждо мышлению человека, принадлежащего к древней культуре. Такое понимание мифического персонажа возникает на более позднем этапе, и формируется в соответствие с поступками бога, на основании которых относит данное божество к вредному или полезному, и только потом к доброму или злому. К любому божеству человек может обратиться за помощью, и также любое божество может навредить этому человеку, поэтому любого бога стоит умилостивить жертвоприношениями. Подобное представление обуславливает тот факт, что древний египтянин с одинаковым почтением и страхом относился и к Осирису и к Сету. Таким образом, присутствие Сета в " Текстах пирамид" не свидетельствует о существование сформированного мифа об Осирисе во время правления конца V - начала VI династии, но показывает на сам процесс зарождения, отразившейся в данном источнике. О мифе же нам напоминает лишь тот порядок, в котором перечислены боги в рассматриваемом отрывке: парное упоминания сначала Сета и Нефтиды вместе, а потом Осириса и Исиды, говорит об уже существующей связи меду ними, то есть содержит мифологическую основу.

Богу Тоту поклонялись в городе Хмун (греч. Гермополь), расположенному в пятнадцатом среднеегипетском номе. Бог Тот, как и другие египетские божества, был многогранен. В различных источниках он выступает как бог луны, счета, знаний всех наук, как покровитель профессиональных жрецов и волшебник. Помимо Гермополя и Малого Гермополя культ Тота существовал в Фивах, Абидосе, Гераклеополе, Фаюме, Танисе, Бубасте, Эдфу, Дендере, Мемфисе, на Синае, в Нубии и т.д. В " Текстах Пирамид" он, также как и Сет, выступает в двойственной и неопределенной роли. Так, в пирамиде Униса было написано " Смотри, что сделали Сетх и Тот, твои братья, не знающие плача по тебе" . Как видно из приведенного отрывка Тот представлен помощником Сета, его соучастником, что противоречит уже сложившемуся мифу, в котором бог-чародей Тот выступает в качестве помощника Осириса и врага Сета. Интересно, что эта же надпись сохранилась и в самой поздней из рассматриваемых пирамид, принадлежащей Пепи II Неферкара. Однако в этой же пирамиде найден текст и совершенно иной по смыслу: " Тот дал ему его голову" . Очень похоже, что здесь имеется ввиду мифологическая сцена восстановления Тотом тела Осириса, что уже вполне соответствует мифологическому сюжету. Такое противоречие в представлении образа бога Тота, в надписях одной и той же пирамиды свидетельствует о существование двух различных представлений одновременно, что вполне допустимо в виду консерватизма древнеегипетского общества. Однако, важным для нас является то, что если в пирамиде Униса бог Тот выступает исключительно, как соучастник Сета, то в пирамиде ПепиII Неферкара как волшебник, помогающий Осирису, что соответствует рассматриваемому нами мифу.

Одним из самых популярных божеств, фигурирующих в " Текстах пирамид" является Хор (божественный сокол). Хор, также как и выше перечисленные боги, не сразу вошел в круг богов, относящихся к мифу об Осирисе, и изначально существовал, как самостоятельное солнечное божество. " Хор небосклонный" представлял собою божество утреннего солнца, чье имя в последствии брали себе цари, отождествляющие себя с богами.

Первое место появления бога Хора в настоящий момент определить невозможно, это связано с тем, что в исторические времена культ Хора-сокола был фактически общеегипетским. Тем не менее, большинство крупных центров этого культа было расположено все же в Верхнем Египте. Герман Кеес связывает это с широким распространением соколов (ястребов) в Египте, что повлияло на их одновременное обожествление в различных номах.

Одним из древнейших мест почитания Хора был город Буто, находящийся в северной части Дельты, в пятом нижнеегипетском номе. Вероятно, именно этот бог вошел в миф об Осирисе.

Герман Кеес предположил, что Осирис, будучи некогда главенствующим богом крупного блока номов, распространив свое влияние за пределы родного, Бусирисского, и стал соперничать за власть и влияние с Западной (Ливийской) Дельтой и ее главными номами в Ксоисе и Саисе, где религиозным центром был Буто. Вследствие этого, обе религиозные традиции постепенно синтезировались. Так Осирис воплотил в себе образ отца молодого бога, культ которого уже получил признание как в Буто, так и других местностях, где он зарекомендовал себя прабогом, творцом мироздания.

Таким образом, резонно предположить, что часть текстов, в которых мы встречаем упоминания Хора, не являются отражениям мифа об Осирисе, и имеют в виду иного Хора, бога солнца, в которого воплощается умерший царь на небе. Хотя, возможно, именно это божество стало предшественником мифического Хора, тем не менее, на данной стадии он ещё не является Хором, сыном Осириса, так как между ними находится одно значимое противоречие: Хор солнечного культа является мертвым царем, Хор же осирического круга, напротив, всегда представляет (как в мифе, так и в осирических мистериях) живого фараона, сына умершего, которого воплощает в себе Осирис. Скорее всего, именно с этим связано столь частое упоминание этого бога в " Текстах пирамид".

Тем не менее, во многих сохранившихся надписях пирамид Хор называется сыном Осириса и действует вполне соответственно осирическому мифу, что свидетельствует о начале формирования мифа об Осирисе.

Отрывки текста, в которых Хор упоминается как сын Осириса, несомненно, свидетельствуют о зарождении осирического мифа.

Мотив, где обычно фигурирует Гор в " Текстах пирамид" чаще всего связан с очами, которые он, отнимая у Сета, передает умершему. Этот мотив напоминает нам мифологический сюжет ослепления Хора Сетхом, и исцеление его богиней Хатхор с помощью молока газели.

Однако в предыдущих параграфах нами уже был рассмотрен мотив передачи умершему Ока Хора, и установлена связь этого сюжета с ритуалом отверзания уст и принятием умершим жертвоприношений. Эта связь отразилась и в " Текстах пирамид": " Осирис и. р. Возьми себе око Гора, которое он извлек. Четырежды говорить слова сему и. р. Четырехкратное приношение" , или " Возьми себе око Гора, которое судится с Сетхом, которое ты схватываешь к своему рту, благодаря которому ты открываешь свой рот" .

Ритуал отверзания уст и очей воспринимался египтянами, как необходимое действо, без которого невозможно принятие жертвы умершим. И хотя отрывки из " Текстов пирамид", описывающие передачу умершему Хорова Ока и напоминают сюжет мифа, скорее, все же имеют ритуальную основу и могли существовать независимо от мифа. Не исключено, что именно этот ритуальный мотив и послужил основой для формирования мифа об Осирисе.

Вероятно, в конце V - начале VI династии миф об Осирисе еще не существовал в том виде, в каком мы сталкиваемся с ним в более поздних египетских и античных источниках. Однако именно в это время складывается его основа: так, уже в самой древней из рассматриваемых пирамид, фигурируют все основные боги осирического круга, с установленными между ними родственными связями. В " Текстах пирамид" формируются также и несколько мифологических мотивов, позднее превратившихся в стройный сюжет - это восстановление тела Осириса и принятие им Хорова Ока.


Глава 2. Мифологии Осириса в " Текстах саркофагов"

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь