Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Представления о загробном мире в эпоху Старого царства и их развитие в Первый переходный период
Прежде, чем обратиться к исследованию заупокойного культа египтян в Первый переходный период, необходимо рассмотреть представления о загробном мире, бытовавшие в Старом Царстве. О представлениях египтян Старого Царства о загробном мире мы можем судить по сохранившимся гробницам, изображениям и надписям в них. Царские гробницы, представляющие из себя пирамиды и имели каждая свой храм, в котором специально предназначенные для этой цели жрецы служили заупокойную службу по фараону. В подземной части пирамиды находилась погребальная камера, в которой находился умерший царь. Знать во время Древнего Царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя - окружая его при жизни, эта знать стремилось к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи основных пирамид располагались кладбища сановников и вельмож, в науке эти гробницы принято называть мастабами. Мастаба чаще всего состояла из известняковой надстройки, содержащей внутри ложную дверь и жертвенник, и погребальной камеры с саркофагом под ней. В камеру сверху вела вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров. Таким образом, и царские гробницы и мастабы знати состояли из двух основных частей: подземной и надземной. В надземной части сосредотачивался мир земной реальности, воспроизводимый изображениями и переносимый в иное измерения. Этот мир предназначался для ka умершего, и создавался для того, чтобы удовлетворять потребность Двойника в еде и питье. Все объекты этого мира имели одну природу с ka, то есть являлись Двойниками объектов мира земного. Следовательно, творился этот мир также как и проявлялся ka, по средству изображений. Таким образом, надземная часть гробницы содержала множество настенных изображений повседневной жизни и объектов, которые окружали умершего при жизни. Однако, необходимо понимать, что египтяне не считали нарисованный мир идентичным миру-Двойника, с помощью изображений человек лишь мог соприкоснуться с этим миром, вступить во взаимодействие. Изобразительный мир был, своего рода, проекцией мира-двойника на наш мир, являясь соприкосновением двух миров, областью принадлежащей как миру людей (непосредственно в момент их нахождения в гробнице), так и миру ka. Здесь же осуществлялся и ритуал кормления Двойника. В подземной части гробницы, а точнее, в погребальной камере был локализован мир принципиально иного характера. Этот мир был трансцендентен и, вероятно, принадлежал сущности человека, утратившего после смерти свою земную составляющую.А.О. Большаков в своей монографии называет его " миром ba". Вообще, в современной египтологии бытует представление о том, что ba представляет собою некую трансцендентальную часть человека, отделяющуюся от него после смерти. В современном понимании эта сущность близка к христианскому понятию души, но не идентична с ним. В " Текстах пирамид" говорится о том, что ba обладают боги и царь, так как он представляет собою земное воплощение бога. О ba обыкновенных людей в " Текстах пирамид" никакой информации не содержится, однако в " Текстах саркофагов" категория ba применяется уже не только к царям, но и к знати.А.О. Большаков делает предположение о том, что не смотря на отсутствие доказательств существования ba у людей нецарского происхождения в Старом Царстве, все-таки эта категория распространялась на всех людей. По его мнению, о ba частных лиц предпочитали не говорить, чтобы не профанировать идею ba w - " мощи", бывшей атрибутом исключительно царским и божеским. Свои доказательства наличия ba у всех людей, Большаков строит на содержании надписи, найденной на притолоке входа в мастабу hr (j) - mrw/Mrrjj в Саккаре принадлежащую к концу VI династии, где наряду с ka, упоминается также и ba. В качестве второго доказательства, Большаков указывает на то, что в " Текстах саркофагов" мир ba появляется в таком разработанном виде, что можно предположить его длительное скрытное существование. Царское ба представляло собою божественную сущность царя и после его смерти отделялось от тела в образе птицы и отправлялась в мир богов. Итак, подземная часть гробницы представляла собою совсем иной, фантастический мир. О существовании этого мира египтологи долгое время не имели никаких представлений, так как египтяне молчали о нем: в погребальных камерах не было ни изображений, ни текстов. Постепенно там появляются только неодушевленные объекты и иероглифы. Иероглифов, имеющих вид живых существ, египтяне старательно избегали, придумывая новые фонетические описания. Если же это, почему-либо было невозможным, целый знак заменялся его частью. Только при VI династии запрет на изображения живых существ понемногу смягчается. Все это говорило о существовании в погребальной камере иного мира, со своими законами, где по какой-то причине опасались нахождения изображений живых существ. Постепенно эту нишу занимают магические тексты, " Тексты пирамид". На основании этого А.О. Большаков говорит о существовании в египетской культуре двух концептуально различных миров, один из которых творится посредству изображений и отражает земную реальность, другой с помощью текста и отображает фантастический мир богов. О существовании двух образов разных миров в гробнице говорит и Я. Ассман, однако основным различие между ними он ставит критерий доступности для людей. Так он описывает надземный мир, где совершались приношения, и подземный мир, доступ к которому был закрыт для людей. По окончанию правления VI династии закончилась и эпоха Старого царства. Египет вступил в, так называемый, Первый переходный период, продлившийся с середины XXIII века до начала XX века до нашей эры, и включивший в себя правления VII - XI династии. Переходный период ознаменовался распадом страны на отдельные княжества, кровавыми междоусобицами, разрушением ирригационной системы, голодными годами и народными волнениями. Ухудшением экономической обстановки способствовало обострению конкуренции между центральными и номовыми органами власти. С нарастанием хозяйственного кризиса население все сильнее зависело от готовности номархов оказать бедствующим помощь, что вело к распространению личной преданности номарху. Чем меньше нуждались местные правители в поддержке со стороны центральной власти, тем сильнее должно было тяготить их ее вмешательство, и тем решительнее стремились они к административной и хозяйственной самостоятельности. Деятельность столичной бюрократии, призванной противостоять сепаратизму номархов, сковывалась борьбой чиновных группировок, спаянных родством и землячеством. В результате, вскоре государство распалось на отдельные регионы. Отсутствие крепкой центральной власти и нестабильность страны пугала египтян. Ведь их посмертное существование напрямую зависело от правильного исполнением погребального культа и кормления двойника, что возможно лишь при сохранении в целостности гробниц (" домов мертвых" ) и памяти об умерших. В эпоху Старого Царства мастабы, расположенные вокруг царских пирамид находились под государственной опекой, и их владельцы могли не беспокоится за их сохранность. В Первый переходный период цари теряют свое прошлое могущество и более не могут гарантировать сохранность памятников не только своим подданным, но даже самим себе. Из пессимистичной литературы Среднего царства, отразившей духовный кризис переходного периода видно, что разрушение погребений и нарушения заупокойного культа расценивалось, как одно из самых страшных бедствий. В речении Ипувера содержится довольно крупный отрывок, описывающий мародерство, царящее в окружающем его мире и отсутствие возможности проводить принятый заупокойный культ: " Воистину: разломаны ящики из эбенового дерева, драгоценное дерево расколото на щепки, [сожжены работники] [из дерева] в них. Воистину: строители [гробниц стали] земледельцами. Те, которые были [уже] в ладье бога, впрягаются [в плуг]. Не едут [больше] люди на север в [Библ], сегодня. Что нам делать для [получения] кедров нашим мумиям, [ведь] в саркофагах из них погребались " чистые" и бывали набальзамированы маслом их [кедров] [вельможи] вплоть до Кефтиу [Крита] " . В пророчестве Неферкара также одним из грядущих несчастий страны становится то, что люди " не будут оплакивать умерших" . В данном случае, автор имеет в виду, что население перестанет соблюдать принятый заупокойный культ. Сложившиеся условия привели к тому, что египтяне перестали верить в надежность памятников, в то, что они будут защищены государством от мародеров. Это привело к необходимости искать новые способы увековечивания погребальных памятников и культа. Так как чаще всего разрушалась именно верхняя часть гробниц, то резонно было основную часть погребального культа переместить в подземную часть гробнице.Я. Ассман обращает внимание на то, что уже в конце VI династии, когда кризис еще только назревает, кладбища в Гизе и Саккаре начинают активно застраиваться. Изменяется " городское" расположение, некоторые из гробниц становятся недоступными. Это свидетельствует о том, что доступность больше не играла никакой роли, заупокойный культ переносился в подземную часть гробницы, доступную только умершему.Я. Ассман рассматривает это изменение как замену представлений о загробном мире, связанном с миром живых, на мир подземный мир, волшебный. А.О. Большаков также отмечает постепенное проникновение некоторых сюжетов изображений часовни в склеп, т.е. в мир ba. Помимо желания защитить гробницу, смещения акцента на ее подземную часть было связано с общим экономическим упадком Египта. Из-за обеднения почти никто уже не мог создавать в своей гробнице большого количества изображений, так что обычно все ее оформление сокращалось до небольшой стелы низкого качества. Такое сужение мира Двойника требовало компенсации и вело к переносу центра тяжести на мир ba, " создававшийся" без больших материальных затрат. В целом можно сказать, что в Первый переходный период оба мира гробницы постепенно начинают смешиваться в один, основное же значения начинает приобретать именно подземный мир, волшебное обиталище богов и иных фантастических существ. В дальнейшем это смешение в значительной степени определяло тенденции развития представлений о потустороннем мире. §2. Появление " Текстов саркофагов" и демократизация загробного культа
Катастрофическое падение Старого Царства и последующая децентрализация, которые качественно трансформировали социальную структуру Египта повлияла и на изменение мировоззрения египтян. В первый переходный период человек оказался противостоящим окружающему миру в одиночку без защиты со стороны государства. Подобные исторические ситуации всегда стимулируют мысли о человеке и его месте в мире. Рефлексии по поводу иной жизни породили новый вид заупокойной литературы - " Тексты саркофагов". Помимо этой духовной причины возникновения Текстов саркофагов, весьма важны были и экономические факторы. Гробничные рельефы были дороги, и памятники второй половины VI династии свидетельствуют, что даже в это время, когда упадок еще не был столь значительным, как позднее, практически никто не мог позволить себе большую гробницу, полностью оформленную настенными изображениями. Деревянный расписной гроб был гораздо дешевле, что и дало толчок записи текстов, описывающих мир богов для человека (не царя), именно на нем. Первые известные Тексты саркофагов появились в конце VI династии в мастабе Mdw (. j ) - nfr (. w ) в Балате в глубокой провинции, где отказаться от традиций было легче, чем в столице. То, что большая часть саркофагов Среднего Царства с Текстами происходит из гробниц без богатого изобразительного оформления, подтверждает предположение о большой роли чисто практических причин. В настоящий момент среди египтологов утвердилось мнение, основанное на работе Виллемс о том, что традиция записи заупокойных заклинаний на внутренних стенках саркофагов Среднего Царства восходит к концу I Переходного периода и складывается изначально в районе Мемфиса, хотя отдельные элементы декоративной программы саркофагов Среднего Царства встречаются уже на памятниках конца Старого Царства. Распространение этой традиции произошло на территории Верхнего Египта раньше, чем на территории Нижнего. Важно также, что количество памятников, содержащих подобные тексты, резко увеличивается после объединения страны, т.е. с концом I Переходного периода. Несомненно, что " Тексты саркофагов" ведут свое происхождение от " Текстов пирамид". Об этом говорит большое количество изречений общих для обоих памятников Египта. При этом между саркофагами, происходящими из Фив и Саккары, наблюдается дифференциация: фиванские саркофаги содержат почти исключительно тексты, относящиеся к корпусу " Текстов саркофагов", тогда как саркофаги из Саккары поначалу содержат исключительно " Тексты пирамид". Распространение " Текстов пирамид" на простых людей связано, с тем, что в условиях ослабления царского правления крупные землевладельцы из знати захватывают в свои руки все больше власти, так как царь не может обходиться без их поддержки. А как мы уже знаем, одним из самых заветных желаний египтянина было обрести бессмертие, которое могли гарантировать величественные гробницы, жертвоприношения и все необходимые заупокойные тексты, ранее полагавшиеся только царям. Уже в эпоху Старого Царства вельможи, занимавшие важные должности при царе, начали применять царскую атрибутику и при оформлении мест собственного упокоения - иногда по милости царя, иногда ввиду вельможной службы. Приобщение к царской атрибутике и ритуалам гарантировало служащему посмертное существование, так же как и самому царю. Так на гробничных рельефах визирей VI династии вельможи изображались в одежде древних царей - в килтах, после раскраски, видимо, золотившихся и украшавшихся местами бисером. С конца правления VI династии знатнейшие роды уже вполне приравнивали себя к представителям царского дома. Об этом свидетельствует уже то, что провинциальная знать устанавливает в храмах местных божеств свои прижизненные статуи. В Переходный период этот процесс все более усиливается и, в конце концов, " Тексты пирамид" переходят в " Тексты саркофагов", как магическое средство обеспечение бессмертия. В " Тексты саркофагов" помимо изречений из " Текстов пирамид" переходит также и обращение к умершему, как к богу Осирису, что ранее было возможно лишь по отношению к царю. Эдвард Броварски в своей статье " конец Старого Царства в южной Саккаре" доказал, что эпитет " Осирис" по отношению к нецарственным особам начинает употребляться не ранее конца правления Пиопи II, вопреки бытовавшему мнению генри Фишера, основанное на неверной датировки трех гробниц Mn-'nh-Ppy, Wnis-h3-ist. f и Ny-'nh-Ppy. Тем не менее, " Тексты саркофагов" представляют собой качественно новый этап религиозных представлений египтян, о чем свидетельствуют их новые, не свойственные " Текстам пирамид" функции. В настоящий момент среди египтологов существует, доказанное М.Э. Матье, и вполне устоявшееся представление о том, что " Тексты пирамид" представляют собою письменно зафиксированные изречения, читавшиеся жрецами при исполнении погребального ритуала. Следовательно, появление " Текстов пирамид" не представляет собою кардинального изменения погребального культа, а свидетельствует скорее о необходимости увековечить его. По мнению Я. Ассмана " Тексты пирамид" не предназначались для чтения умершим царем, а писались в погребальных камерах только как приложения к культу и подтверждение, что когда-то он был проведен на поверхности. Причиной же их появления была, вероятно, также ненадежность пирамидного и гробничного культа. Основное отличие " Текстов саркофагов" от " Текстов пирамид" заключается в том, что " Тексты саркофагов" помимо основного текста содержат метатекстуальный элемент, т.е. тексты не предназначенные для чтения, но содержащие информацию о читаемом. Эти тексты были написаны красными чернилами, в отличие основного текста, при написании которого использовали зеленую краску, символизирующую жизнь. Метатекстуальный элемент " Текстов саркофагов" представлял собою названия, аннотации и инструкции для использования. Наличие метотекстуального элемента в " Текстах саркофагах" говорит о их новой функции, которая была несвойственна " Текстам пирамид". Эта функция заключалась в том, чтобы обеспечить умершего знанием, которое может понадобиться ему в загробном мире. Инструкции по применению написанных заклинаний предназначались умершему, что свидетельствовало об их магическом характере. В цело, можно сказать, что в Первый переходный период, обозначившийся общем экономическим обеднением страны, междоусобицами номархов, народными восстаниями и крахом когда-то надежной государственной системы, стала очевидной вся наивность надежды на вечное проведение заупокойного культа и сохранность погребальных памятников. Это вело к смещению основной тяжести культа в подземную часть погребения. Таким образом, два мира египетской гробницы, соответствующие двум ее частям постепенно сливаются воедино. Данный мир получил свое отображение в " Текстах саркофагов", появившихся в результате распространения царского заупокойного культа на всех остальных людей. Традиция записи заупокойных заклинаний на внутренних стенках саркофагов Среднего Царства восходит к концу I Переходного периода и складывается изначально в районе Мемфиса. " Тексты саркофагов" во многом продолжали традицию " Текстов пирамид", однако, в отличие от первых созданных для увековечивания производившегося погребального культа, имели иную магическую природу. Они предназначались непосредственно умершему. Их основной функцией, не свойственной " Текстам пирамид", было обеспечение мертвому благополучия в загробном мире путем магических заклинаний. §3. Загробный мир в " Текстах саркофагов" и бог Осирис
Главной особенностью созданного " Текстами саркофагов" загробного мира, кардинально отличавшей его от мира ka являлось то, что он был предназначен не только для одного умершего, владельца гробницы, но являлся общим для всех умерших. Помимо них в загробном мире обитали боги, демоны и другие фантастические существа. Населенность этого мира вела к необходимости его организации. Естественно, что моделью для этого послужило само египетское государство. По аналогии с государством во главе загробного мира был поставлен царь Осирис. Эта функция Осириса была предопределена его природой. В силу своего светоносного характера Осирис отождествляется с солнцем, но так как он является живым мертвецом, это солнце потустороннее. Поскольку реальное солнце единосущно с царем, то и потустороннее солнце Осирис, также должно быть царем - царем того света. На восприятие Осириса в качестве бога солнца иного мира указывает также и то, что в росписях некоторых саркофагов иногда изображалось божество, соединяющее в себе образ Осириса с образом Ра, исконным солнечным богом. Например, на саркофаге XXI династии Cairo J.29706 изображены Исида и Нефтида, поклоняющиеся божеству в осирической форме столба Dd, но с короной солярного бога. Еще на одном саркофаге того же периода, Cairo CG6106, в объятиях Исиды изображены Осирис (справа) и Амон-Ра (слева), причем оба - в форме осирических мумий. Подобное слияние было бы просто не возможно, если бы оба бога не имели общих друг с другом функции. Загробный мир, творимый текстами гробничных камер, располагался на западе. Доступ умершего в этот мир теперь обеспечивался " Абидосской формулой" - текста, который впервые появился на автобиографических стелах в Фивах и, впоследствии, стал записываться в гробничных камерах и на саркофагах. Распространение " Абидосской формулы" связано с возвышением культа Осириса во время правления Интиотефа II. В ней содержится обращение с приношением к богу Осириса, для того, чтобы умерший мог пересечь небо и взойти к " Великому богу" на Прекрасном Западе, в царство Осириса: " Пусть пустыня откроет свои объятья для него, Пусть Запад протянет свои руки ему, Пусть он достигнет сборище богов, Пусть ему будет сказано Великим Абидосом " приди в мире"; Пусть руки будут поданы ему в барке Нешмет, На дорогах запада. Пусть он сделает широкий шаг в прекрасный мир долины Света, В место, где живет Осирис" . Однако, в отличие от египетского государства, законы и обитатели загробного мира пугали людей. С этим связано желание египтян, насколько это возможно, обеспечить умершему сносное состояние путем магических заклинаний. Основным условием посмертного существования являлось сохранение физической целостности, для чего были созданы и запечатлены в " Текстах саркофагов" специальные магические изречения, защищающие части тела от наиболее ощутимых повреждений. Так, в гробнице Хорхотепа появляются изречения вроде " Чтобы не пропала голова человека" или " Чтобы не пропало сердце человека", впоследствии почти без изменений перекочевавшие в " Книгу мертвых" Нового царства. Далее, чтобы умерший не испытывал ни в чем нужды, его нужно было обеспечить всем жизненно необходимым. Это выражается в заклинаниях против голода и жажды: " Вот сидит тот, кто сидит, чтобы отведать хлеба, вода дана двум эннеадам. Богатство на жертвеннике богатства. Я пришел к тебе, трапеза Ра, я пришел к тебе, тому, к кому благосклонен лик Ра и дружественен лик двух эннеад, ведь ты дал мне хлеб и пиво, когда я был голоден и испытывал жажду" . В " Текстах саркофагов" часто употребляются изречения об отказе умершего питаться в загробном мире испражнениями и против того, чтобы ходить кверху ногами. Возможно, что эти изречения связаны представлениями египтян о том, что иной мир является некой изнанкой человеческого мира. В результате египтяне опасались, что существующие там законы могут оказаться противоположными миру людей. Обезопасить же себя от них можно было только посредством магии. По этой же причине одним из наиболее часто встречаемых изречений " Текстов саркофагов" было заклинание для того, чтобы " дышать воздухом в царстве мертвых". Интересно, что теперь, попав в загробный мир со своими законами и царем во главе, умерший становился подданным этого царя, как был подданным земного царя во время жизни. Следовательно, как и при жизни он должен был нести повинности и работать на своего нового государя. Для того, что бы избежать царских работ в " Текстах саркофагов" есть специальные изречения, призванные " не допустить, чтобы просветленный был призван на работу" или " чтобы не выполнять никакой работы в загробном царстве". Той же цели посвящены изречения, посвященные освобождения семьи от повинности. Об этом говорит и практика изготовления статуэток слуг, и более поздних " ушебти", которые должны были работать на умершего. Иногда свои пожелания, адресованные в загробный мир, египтяне оформляли в виде божественного указа. Подобные указы также были запечатлены в " Текстах саркофагов", один из них фигурирует под заголовком " Запечатать указ касательно семьи, передать человеку семью в царстве мертвых". Он представлен как эдикт царя богов и потому подписан в форме царских декретов, фиксировавшихся на стеле. Формула " Хор, предвечный, владыка Тростниковых полей" - заменяет здесь царскую титулатуру. Затем следует основной текст: " Геб, наследный князь богов, приказал, чтобы мне были переданы моя семья, мои дети, мой отец и моя мать, моя челядь и все мои близкие, освобожденные от повинности Сету, от налогов великой Исиде во благо Осириса, владыки Запада. Геб, наследный князь богов, сказал, чтобы ко мне допустили мою семью (и т.д.), свободную от всякого бога, от всякой богини, от всякого мертвого, от всякой мертвой. Я - Атум, тот, кто создал великих. Я - тот, кто сотворил Шу и произвел на свет Тефнут" - и т.д. И наконец: " Я пришел к вам, о владыки диадемы, чтобы вы приказали величайшему в Совете богов запечатать указ о моей семье. Я пришел сегодня с Огненного острова. И Тот сказал мне: " Да будет запечатан договор, данный тебе", так он сказал. Как он прекрасен, этот указ, этот прекрасный документ владычицы диадемы, что передал мне мою семью и мои поля (вновь) в моем праве, мой дом - мое владение" . Это изречение " Текстов саркофагов" еще раз подтверждает бытовавшее среди египтян представление о загробном мире, как неком государстве, во главе которого находится царь и бог Осирис. Содержание Текстов представляло собою необходимый набор магических изречений, которые должны были обезопасить и благополучно устроить умершего в ином опасном. §4. Миф об Осирисе в " Текстах саркофагов"
С изменением роли Осириса в египетской религии расширяется и его мифология. Миф об Осирисе, отраженный в " Текстах саркофагов" существенно отличается от его интерпретации в " Текстах пирамид". Теперь основным его сюжетом становится не обретение Осирисом Горова Ока, а воскресение. Прозрение Осириса в " Текстах пирамид", как было доказано в первой главе, является идентичным воскресению. Тем не менее, в первом случае передача Хорова Ока Осирису имеет скорее ритуальный характер, тогда как воскресение Осириса в " Текстах саркофагов" представляет собою основу сюжета, вокруг которого постепенно выстраивается весь миф. Таким образом, истоком мифа об Осирис и его главной темой является смерть. Миф об Осирисе преодолевает опыт смерти, поскольку дает этой, на первый взгляд, катастрофической и безнадежной ситуации ориентацию, при которой появляется смысл обратиться к умершему с призывом: " Восстань! " . Однако воскресение после смерти в загробном мире само по себе не миф, поскольку миф подразумевает наличие, более или менее, связанного сюжета, представляя собой историю о божественных событиях. Постепенно идея воскресения мертвого в загробном мире обрамляется неким контекстом и рождает мифологический сюжет. И если в " Текстах пирамид" мы видим скорее общие идеи будущего мифа, то в " Текстах саркофагов" сюжет мифа становится все более очевидным. В одном из изречений " Текстов саркофагов", говорится: " Мой глаз открыт для меня, мой отец в злом ящике". Здесь явно просматривается сюжет убийства Осириса Сетом, как он был описан Плутархом: " Он измерил тайно тело Осириса, соорудил по мерке саркофаг, прекрасный и чудесно украшенный, и принес его на пир. В то время как это зрелище вызвало восторг и удивление, Тифон как бы в шутку предложил преподнести саркофаг в дар тому, кто уляжется в него по размеру. После того как попробовали все по очереди и ни одному гостю он не пришелся впору. Осирис вступил в гроб и лег. И будто заговорщики подбежали, захлопнули крышку и, заколотив ее снаружи гвоздями, залили горячим свинцом, затащили гроб в реку и пустили в море у Таниса, через устье, которое поэтому и теперь еще египтяне зовут ненавистным и мерзким". Под ящиком явно подразумевается саркофаг, в который был заключен Осирис. Одним из важных сюжетных моментов мифа об Осирисе в " Текстах саркофагов" представляет собой оплакивание Исидой и Нефтидой умершего брата: " Трепетом охвачен весь горизонт из-за причитаний в мертвецкой. Исида прибывает в великом трауре, а Нефтида проливает слезы по этому богу, владыке богов. Когда его видят в мертвецкой зло замышляет тот, кто уже (однажды) причинил его ему (Сет)" . Оплакивание имеет под собой ритуальную основу и древнюю веру в то, что громким плачем можно разбудить умершего. Именно поэтому мотив оплакивания Осириса Исидой и Нефтидой является важным моментом в мифе и повторяется в " Текстах саркофагов" ни один раз. Важно обратить внимание на то, что следующим после оплакивания Осириса сюжетом является зачатие Исидой сына Гора от мертвого Осириса. Два этих момента неразрывно связаны между собою, оплакивание умершего оказывает на него оживляющее действие, в результате чего Осирис становится способным зачать сына. Вообще, в " Текстах саркофагов" роль Исиды заметно возрастает в сравнении с ее упоминанием в " Текстах пирамид". Она играет активную роль как в первой части мифа, сосредоточенной вокруг смерти Осириса и его воскресения, так и во второй, где основным сюжетом является спор Хора с Сетом, и победа Хора над врагом. В первом случае она выступает как верная жена и сестра бога. Великая волшебница, способная воскресить Осириса, во втором случае - как преданная мать, помогающая сыну. Помимо оплакивания необходимым компонентом для " оживления" умершего были и все ритуалы, связанные с бальзамированием усопшего. В сюжете оживления Осириса появляется и бог-волшебник Тот. В " Текстах саркофагов" он представлен уже как помощник Осириса, а не его враг и соучастник Сета, как это отражено в некоторых изречениях текстов пирамид. Примером этому служит одно из изречений " Текстов саркофагов", сохранившееся под названием " Изречение для оправдания перед Тотом, наследным князем богов, чтобы пелены человека и инвентарь из гробницы не забирали для него в царство мертвых": " К тебе идут те, что пришли к Хору во главе своего дома (и к) Осирису в тот день облачения богов, те, что собрались у погребения в тот день упокоения на земле. По тебе плачут те, кто плакал по Осирису в тот четвертый день месяца, по тебе стенают те, что стенали по Осирису в тот восьмой день месяца, когда боги не знали своего мяса. Хор очистил тебя, Тот облачил тебя, Дедун сделал себе благовония из того, что было в тебе" . В " Текстах саркофагов" сохранился длинный текст, который, очевидно, происходит из культовой драмы о рождении Хора: " (15) Молния ударяет с неба, боги трепещут. Исида просыпается, оплодотворенная семенем своего брата Осириса. Женщина поспешно поднимается, радостная сердцем из-за семени своего брата Осириса. Она говорит: " О боги, Я - Исида, сестра Осириса, оплакивающая отца богов; Осирис, который остановил уничтожение обеих земель, - его семя находится в моем чреве. Я завязала образ бога в яйце - сына того, кто стоит во главе Девятки, - чтобы он вступил во владение этой землей как наследник своего отца Геба, который будет ходатайствовать за своего отца (в суде) и убьет Сета, врага своего отца Осириса. Приходите же, боги, и защитите его, пока он пребывает в моей вульве. Знайте же в сердцах ваших, что он - владыка ваш, этот бог, заключенный в яйце своем; могучий по (внешнему) облику, владыка богов, более великий и прекрасный, чем они, украшенный двумя лазуритовыми перьями". " О, - говорит Атум, - у тебя мудрое сердце, женщина! Но почему ты знаешь, что это бог, владыка и наследник Девятки - тот, кого ты творишь внутри яйца? " " Я - Исида, наделенная " просветляющей силой", сияющая ярче, чем все боги! Это бог заключен в моем чреве, он - семя Осириса". Тогда сказал Атум: " Если ты беременна, то должна спрятаться, молодица, чтобы родить того, кто в тебе, против (воли) богов! Ибо, воистину, он - семя Осириса. Не должен прийти тот враг, который убил его отца! Иначе он уничтожит семя еще в зародыше, ведь Могучий колдовством (Сет) должен его бояться" . Далее Плутарх писал, что " потом, когда Исида ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги, Тифон, охотясь при луне, наткнулся на него и, узнав тело, растерзал его на четырнадцать частей и рассеял их". Вероятно, мотив расчленения и собирания тела появился еще в додинастический период, когда умерших не бальзамировали, гробницы делались не качественными, и звери могли находить умерших и поедать. Египтян пугали останки мертвых, ведь одним из основных условий оживления в ином мире было целостность тела. Отсюда вероятно и родился сюжет расчленения Осириса Сетом и восстановление его тела Исидой, в " Текстах саркофагов" об этом сказано: " Хозяева могил будут добры к тебе, хозяева погребального храма подойдут к тебе, они принесут тебе твои члены, которые были далеко от тебя, когда ты был растерзан" . О собирании тела Осириса Исидой свидетельствует также еще одно изречение " Текстов саркофагов" : " моя сестра говорит Исида Нефтиде - это наш брат, приди, чтобы мы могли поднять его голову, приди, чтобы мы могли собрать его кости, приди чтобы мы могли собрать его члены". Вторая часть мифа, как уже было сказано выше, посвящена тяжбе между Гором и Сетом. Интересно, что в " Текстах саркофагов" победа Гора над Сетом происходит в суде. Это очень важный момент, вокруг которого в последствии формируется представление о загробном суде в Древнем Египте. Одно из изречений " Текстов саркофагов" содержит состязание между Гором и Сетом, совмещающее и физическую победу Гора над Сетом, и победу в суде, то есть нравственную: " Теперь я на пути Гора, чтобы настигнуть того врага среди людей, ведь я одержал над ним победу еще на суде Хентииментиу. Я судился с ним в течении ночи в присутствии жителей царства мертвых. Его защитник тоже был на суде, он стоял там, его руки были у его лица, когда он увидел, что моя речь справедлива (т.е. что я оказался прав), поэтому этого моего врага предали в мои руки, и я схватил его в присутствии людей, чтобы бороться вместе со мной магией своих слов. Я явился как великий сокол. Я схватил его своими пальцами, мои уста стали сверкающим ножом для него, мои когти стали для него как стрелы Сохмет, мои рога стали для него как рога дикого быка, мои крылья стали для него, как крылья хищной птицы, мой хвост стал для него, как хвост живой души, я полетел и опустился на его спинной хребет, я освежевал его перед лицом его семьи, и вырвал его сердце, которое они никогда больше не узнают. Я - воистину человек-сокол, которому образ сокола дарован в доме Хентииментиу за правую речь. Я высказал ее из-за того, что мой враг причинил мне ущерб" . В результате Гор одерживает над Сетом полную победу и, отомстив за Осириса, вступает в царствование, на место своего отца. Победа над Сетом, рассматривалось египтянами как торжество жизни над смертью и, что приобретает все большую значимость, справедливости над силой: " И вот радуется владыка божественных покоев (Анубис), слыша в мертвецкой ликование Исиды, владычицы пустынных нагорий. И тогда Анубис сказал Осирису: " Ты защищен для того, чтобы жить, чтобы увидеть собственное явление. Ущерб понесли те, кто причинил тебе страдания! " . В целом, можно сказать, что в " Текстах саркофагов" сформировались все основные сюжеты мифа об Осирисе, каким он отразился в более поздних источниках: . Смерть, поиски трупа, погребение, оплакивание умершего; Беременность и рождение ребенка; Рождение ребенка Гора Борьба между Гором и Сетом; Борьба между Гором и Сетом Победа Гора над Сетом Тем не менее, не стоит забывать, что " Тексты саркофагов" содержат только определенные сюжетные ядра, вокруг которых формируется миф, а не миф как целостную историю о богах, с которой мы знакомимся в произведениях уже более поздних периодов. На основании данного источника, отразившего все основные сюжеты осирического мифа можно говорить о зарождении мифа об Осирисе в эпоху Среднего царства. Тем не менее, не смотря на обширное количество деталей, содержащихся в " Текстах саркофагов" и соответствующих более поздним версиям мифа об Осирисе, сам миф не был зафиксирован в рассматриваемом источнике, как законченная история о жизни и смерти бога Осириса. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы