Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность эвристического обучения в историко-педагогическом контексте.



Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. В Древней Греции под эвристикой в воспитательной практике рассматривалась система обучения путем наводящих вопросов; современные ученые под эвристикой понимают совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности. В Большом Энциклопедическом Словаре [4] в одной из трех трактовок эвристика определяется следующим образом: «Восходящий к Сократу метод обучения (т.н. сократические беседы)». Сам термин " эвристика" ввел в 300-м году н.э. древнегреческий математик Папп Александрийский, чтобы обозначить науку о продуктивном творческом мышлении, ведущем к прозрениям и открытиям.

Беседу относят к наиболее старым методам дидактической работы, так как ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству—профессии его матери, называя его майевтикой. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения”. [3]

Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих мыслителей и педагогов: Я.А. Коменского, Лезана, А. Дистверга, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др. [16, 20, 8, 27, 11]

Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, ручейки живой мысли». [16]

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778). «Сделайте вашего ребенка, - писал он, - внимательным к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…» [36]. В этих словах Ж.-Ж. Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

Ф.А. Дистервег (1790-1866) пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, «что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство». «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.». Этот принцип Ф. А. Дистервега является определяющим в разработке системы и методов обучения.[8]

Одним из первых сторонников активного обучения школьников в России выступал К. Д. Ушинский (1824-1870), который создал дидактическую систему, направленную на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, он выдвигал идею познавательной самостоятельности. «Ученикам следует, - писал К.Д. Ушинский, - передавать не только те или другие познания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». [44].

Описание применения эвристического метода обучения математике можно найти в книге известного французского педагога - математика Лезана " Развитие математической инициативы". В этой книге эвристический метод не имеет еще современного названия и выступает в виде советов учителю. [20] Лезан приводит множество примеров, наглядно показывая, как сделать обучение математике более эффективным, опираясь на явную заинтересованность учащихся процессом обучения.

Во второй половине XIX в. с критикой схоластических методов выступал английский педагог Армстронг. Опытным путем он ввел в преподавание «эвристический метод», развивающий мыслительные способности учащихся. Суть его состоит в том, что ученик становится в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик сам их добывает и делает выводы. Задачу «эвристического метода» Армстронг видел не в передаче готовых выводов, а в том, чтобы научить учеников научному методу, развивающему их мыслительные способности. Однако Армстронг не создал системы методов, а ограничился одним единственным. [24]

Известные педагоги советского периода (В.А. Сухомлинский, И.П.Волков, В.Ф. Шаталов, А.Н. Тубельский) уделяли огромное внимание развитию творческих способностей учащихся средствами активных форм и методов обучения: проблемные экскурсии и прогулки[41, 42]; творческие конспекты, составление опорных сигналов [47], творческие книжки и дневники [47], уроки «открытых мыслей» [6]. Все это способствовало развитию творческой активной личности учащихся.

Результаты анализа ряда исследований Л.М. Фридмана, Е.Н.Турецкого [45] позволили выявить следующие функции ЭО:

 - самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

 - развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;

 - видение новой проблемы в традиционной ситуации;

 - видение новых признаков изучаемого объекта;

 - преобразование известных способов деятельности и самостоя-тельное создание новых);

 - развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;

- обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.

Концептуальными положениями эвристического обучения являются:

1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);

2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; получать решения и доказывать их достоверность;

3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение обобщенными способами деятельности.

П.Ф. Каптерев сформулировал следующие правила эвристического метода обучения [15]:

1) «как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же вовлекать в строгую и стройную формулу. В противном случае ученики будут понимать ее, будут в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они не будут полными владетелями ее в каждый данный момент;

2) не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть».

Таким образом, с одной стороны, эвристическое обучение является одним из древнейших видов обучения, основанного на сократической беседе или эвристическом методе. С другой стороны, реализация в образовательной практике эвристическое обучение представляет собой в разные эпохи результат педагогических усилий прогрессивных исследователей-педагогов, выступающих против традиционных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. В этой связи актуальность эвристического обучения обосновывается объективными требованиями, предъявляемыми обществом к школе, и возникающими воспитательными задачами, связанными с формированием самостоятельной, творческой личностью на основе эвристических, проблемных приемов и методов обучения и воспитания.

Длительная история развития воспитательных практик свидетельствует, что обеспечить сформированность у учащихся эвристических, творческих способностей возможно через включенность школьников в самостоятельную учебно-поисковую деятельность по разрешению разного уровня сложности задач, что в свою очередь обеспечивает развитие мыслительных процессов растущей личности, активизацию ее мышления.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь