Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Систематизация и характеристика основных видов психологической готовности
Виды психологической готовности, в психологии рассматриваются в зависимости от специфики деятельности. В социальной, возрастной, педагогической, семейной психологии виды психологической готовности отождествляются в рамках: ) установки (Ж. Годфруа, Г. Олпарт, Д. Узнадзе [38] и др.); ) готовности к общению (М. Каган, Д. Карнеги, А. Кроник, Е. Кроник, [17; 19; 27] и др.); ) индивидуальной и коллективной (Г. Андреева, Л. Гримак, А. Яковлев [11; 56] и др.); ) одиночества (А. Реан, К. Хорни, Л. Шнейдер [48; 53] и др.); ) интимных отношений (Д. Еникеева, А. Корегин, Ю. Щербатых, З. Фрейд, И. Кон, И. Юнд [15; 24; 54] и др.); ) эмоциональных отношений (C. Агарков, Э. Берн, Л. Гозман, Д. Джампольски, Э. Фромм [1; 4; 9; 45] и др.); ) нравственно-этических отношений (Т. Гуртко, А. Ковалев, В. Сатир [12; 22; 40] и др.) ) супружеских взаимоотношений (Г. Богданов, А. Волкова, Е. Калмыкова [5; 8; 18] и др.) и прочих. Рассмотрим особенности перечисленных подходов более подробно. Анализ работ исследователей Д. Узнадзе, Г. Олпарта, Ж. Годфруа [14], показал, что установка выступает в роли готовности к реализации актуальной потребности, которая обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности и служит основой целесообразной активности человека, а также выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды и ориентации. Установка первоначально рассматривалась в экспериментальной психологии (Л. Ланге, Г. Мюллер, Т. Шуман) при анализе обусловленного прошлым опытом фактора «готовность действовать», некоторым образом определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию, иллюзии восприятия, а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обуславливающего направленность психических процессов. В социальной психологии понятие «установка» используется при изучении отношения личности к различным социальным объектам, механизмам саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения. По мнению Ж. Годфруа [7], она является ориентиром «полной готовности» и имеет три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое. Обобщая эти и другие исследования, можно отметить, что установка рассматривается как целостно-личностное состояние, которое предшествует деятельности и определяет ее осуществление. Однако установка и психологическая готовность отличаются друг от друга по своей психологической природе. В одном случае - это актуализация сформированных в предшествующих опытах психических явлений, а в другом - психическое образование, возникающее под влиянием определенных задач, требований и обстоятельств. Помимо установки, учеными (Г. Андреева, Э. Берн, Л. Гримак [4; 11] и др.) выделены такие виды психологической готовности, как индивидуальная и коллективная готовность. Данные виды проявляются при объединении людей для совместной деятельности и основаны на механизмах внушения, взаимовлияния, подражания, соперничества, стремления к самоутверждению, симпатии и других. К. Хорни [48] в своей работе раскрывает психологическую готовность к одиночеству, которая формируется на основе невротического состояния личности, подчинения желанию избежать множества проблем, стремления к независимости и самодостаточности. Существенно влияют на ее развитие базальная тревога и недоверие к окружающим. Это связано с тем фактом, что одинокий человек не ограничивает собственную свободу, не испытывает скуку, а поглощен только самим собой. Следует добавить, что установка на одиночество в процессе жизнедеятельности имеет тенденцию к изменению (у мужчин в 40 - 45 лет, у женщин в 30 - 35 лет), это связано с периодом, когда человеком предпринимаются попытки обрести спутника жизни (Н. Хамитов, Л. Шнейдер [53] и др.). Резюмируя отечественную и зарубежную литературу (А. Кроник, Е. Кроник, В. Каган, Б. Херсонский [27] и др.), можно выделить особый вид психологической готовности - это готовность к общению, которая является самостоятельной ценностью и одной из основных социальных потребностей человека. По мнению С. Рубинштейна «...при общении с людьми происходит ориентация на их поведение, поскольку каждый человек, как бы расшифровывает значение внешних данных и раскрывает смысл получаемого текста на основе внутреннего психологического плана. В связи с этим в процессе общения с окружающими вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к их поведению…»[32, 57]. В подтверждение вышеизложенного В. Головахой и Л. Петровской уточнены ведущие виды общения - это межличностный контакт, межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие, интимно-личностное общение, межличностные взаимоотношения. Следует также отметить, что психологическая готовность к общению функционирует только тогда, когда личность проявляет активную деятельность в сфере общения с другими людьми. Однако в отношениях между людьми используются отрицательный и положительный типы общения, что приводит к самозащите от собеседника или к открытости, доверию и сопереживанию. В то же время психологическая готовность личности к взаимодействию рассматривается в работах С. Агаркова, Дж. Брауна, Д. Кристенсена, В. Левковича [1] и других авторов. Обобщая их, можно предположить, что взаимодействие - это процесс воздействия партнеров друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Многие ученые считают, что взаимодействие бывает осознанным и недостаточно осознанным (проявление субъективных намерений, установок и эмоций). Также выявлены два основных вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Относительно психологической готовности к доверию (Л. Коростылева, С. Ключникова, В. Сысенко [25; 42] и др.), можно сказать, что она формируется с раннего детства и является стержневым элементом социального и психологического благополучия. Высокий уровень доверия к себе способствует самовыражению личности, следовательно, низкий - приводит к развитию низкой самооценки и низким притязаниям. Однако если доверие к миру превышает доверие к себе, то возрастает подверженность внешним влияниям на фоне недоверия к своим возможностям, поэтому необходимо иметь высокий уровень доверия к себе на фоне открытости к окружающему миру. Исходя из задач нашей работы, хотелось бы более подробно рассмотреть психологическую готовность к супружеским взаимоотношениям, которая является ключевым звеном благополучия семьи в целом. Но на современном этапе обнаружены два ее вида - это вступление в брак на законном основании и психологическая готовность человека к альтернативным отношениям. Как нам известно, зарубежные и отечественные психологи называют ведущие факторы, способствующие развитию альтернативных отношений. Последние включают: . Пробный брак; . Бездетный брак, обуславливающий неготовность к рождению и воспитанию детей (В. Бойко, В. Сатир [40] и др.); . Открытый брак связан с психологической и сексуальной незрелостью супругов (C. Кратохвил, А. Розенфель [26] и др.). . Свингерство (обмен супругами) и многоженство, возникающие на основе сверхуверенности в себе и отсутствия эмоциональной связи с родителями и сверстниками в детстве (А. Антонов, Р. Зилер [2] и др.); . Гомосексуальные пары образуются при дефиците мужского влияния, страхе перед партнером, заниженной самооценке и других личностных особенностях. подростковый юношеский готовность супружеский Итак, анализируя исследования П. Волина [7], Н. Нарицына [30] и других ученых, на формирование психологической готовности к гражданскому браку оказывают значительное влияние внутренние (неуверенность, тревожность, ожидание, проверка прочности отношений, сексуальная удовлетворенность и др.) и социально-экономические факторы (социальное окружение, материальная заинтересованность, средства массовой информации и др.). Известно, что внебрачное сожительство практикуется как среди молодежи, так и среди людей самых различных возрастных групп. При этом мнения по поводу прочности таких отношений очень противоречивы, но, обобщая работы В. Квинна [20] и Ф. Райса [37], установлено, что супружеские отношения, начавшиеся до вступления в законный брак, более подвержены фактору риска. Что касается психологической готовности к супружеским взаимоотношениям, то Э. Эриксон [45] рассматривает ее как сложный социально-психологический процесс, в основе которого лежит достаточно сформированная духовная зрелость, побуждающая человека к поиску интимной психологической близости, к единению против изоляции и одиночества. С точки зрения С. Ковалева, Н. Рымашевского, А. Сизанова, В. Торохтия, [22; 23; 39] и других авторов, психологическая готовность человека к супружеским взаимоотношениям формируется с того момента, когда человек осознает свою готовность к особым интимным чувствам без опасения некой потери в себе. Устанавливая данные отношения, каждая личность получает возможность заботиться о близком человеке, принимать участие в его решениях, нести ответственность за партнера, создает условия для собственной безопасности и защищенности. Эти отношения также способствуют развитию таких личностных особенностей у человека, как уважение, открытое общение, подвижность в исполнении супружеских ролей, равноправие, аутентичность и открытое партнерство. Хотелось бы отметить, что ведущую роль в супружеских взаимоотношениях играет психологическая готовность к самоподаче, которая заключается в умении направить восприятие партнера по определенному пути, то есть стереотипное представление, управление партнером, сообщение информации. В своих трудах В. Третьяков [45] раскрывает несколько видов самоподачи, в частности, превосходства, привлекательности, актуального состояния и причин поведения. Важным моментом в сфере супружеских взаимоотношений специалисты (А. Корегин, С. Кратохвил, Э. Фромм, Ю. Щербатых [24; 26; 45; 46]) считают психологическую готовность к интимным отношениям, а именно удовлетворение важных человеческих потребностей в общении, взаимопонимании, уважении, сексуальной связи, где мощной движущей силой является любовь. Однако существует ряд отличий, связанных с половым диморфизмом супругов, на которые в значительной степени оказывают влияние гендерные и иные стереотипы, проявляющиеся на различных уровнях взаимоотношений и обуславливающиеся культорологическими особенностями, прежде всего личностной зрелостью и способностью к установлению долговременных позитивных отношений. Превалирование своеобразных потребностей на данном уровне, особенно, на начальных стадиях супружеских взаимоотношений, порой проявляется в недостаточном учете потребностей иных уровней, которые несут серьезные последствия. В качестве теорий, объясняющих притяжение на интимном уровне, можно назвать «химические» теории любви, характеризующие притяжение мужчин и женщин, а также «закон полового притяжения» между совершенной женщиной и совершенным мужчиной. Существует миф о том, что сексуальная гармония является важнейшим условием счастливого брака. Однако исследования В. Сатира [40] свидетельствуют о том, что женщины, не удовлетворенные интимными отношениями, тем не менее, признают свой брак как благополучный. Из этого следует, что сексуальная гармония основывается не только на совместимости физиологии и знании техники, а, прежде всего, она должна быть мотивированна чувством любви и взаимного уважения, а также владением этикой, эстетикой, психологией и культурой полового общения. В доступной нам литературе (Г. Балл, Г. Богданов, А. Волкова, Г. Навайтис [2; 5; 7; 8] и др.) мы выделили психологическую готовность к семейной адаптации. Ее следует рассматривать как процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, где формируется семейный уклад, происходит распределение функций и ролей, а также вырабатывается гармоничность в отношениях между партнерами. При этом С. Голод [10] считает, что адаптация супругов к семейной жизни представляет собой систему активных и направленных действий, ориентированных на поддержание динамического равновесия и обеспечивающих при его изменении возможность эволюции. Автором выделено семь видов адаптации: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая, которые содержат иерархическую структуру и предопределяются фазой развития семьи. Также отмечено, что успешность адаптации зависит от личных особенностей супругов. Таким образом, достижение оптимального ее уровня связано с уменьшением выраженности таких личностных проявлений, как тревожность, экспрессивность, недоверчивость и подозрительность. Поэтому партнеры, легко прошедшие период адаптации, способны рационально решать конфликтные ситуации, отличаются дипломатичностью и конформностью, что, в свою очередь, способствует развитию позитивных супружеских взаимоотношений. Безусловно, психологическая готовность к эмоциональным отношениям, по мнению В. Владина, Л. Гозмана, Д. Джампольски, А. Добровича [9] заключается в удовлетворении потребностей супругов в ласке, заботе, внимании, взаимопонимании и других проявлениях, то есть в позитивно эмоциональных чувствах. К. Хорни [48] в своей работе выделяет пять основных специфических потребностей, характерных для мужчин (сексуальное удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательность супруги, восхищение, ведение домашнего хозяйства) и женщин (проявление чувств, общительность, честность, финансовая поддержка), состоящих в браке. Ведущую роль в эмоциональных отношениях между супругами играют такие факторы, как психологическая культура общения, согласованность в действиях, проведение совместного досуга на основе чего формируется семейная субкультура. Рассматривая психологическую готовность к нравственно-этическим отношениям (И. Гребенников, Г. Макеев, Б. Титов [12] и др.), можно говорить о том, что каждая личность имеет определенную систему ценностей, которая обуславливает мотивацию деятельности, поведения и влияет на развитие индивидуальных особенностей. Анализ работ В. Ковалева, В. Сысенко [22; 23; 42] показал, что психологическая готовность к нравственно-этическим отношениям раскрывает такие критерии, как способность принятия новой системы обязанностей и ответственности; уважение прав и достоинств каждого члена семьи; признание принципа равенства и согласия между супругами, а также исполнение супружеского долга. Кроме вышеперечисленных видов психологической готовности к супружеским взаимоотношениям, отмечен еще один - это ориентация на рождение детей и их воспитание. С точки зрения Г. Богдановой [5] и других исследователей, он обуславливается природным инстинктом самосохранения в виде инстинкта продолжения рода. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что психологическая готовность к супружеским взаимоотношениям - это относительно устойчивое состояние личности, характеризующее определенную систему социальных установок, жизненных ценностей, ориентированных на позитивные супружеские взаимоотношения. Среди ее основных видов выделяют: готовность к позитивной коммуникации, нравственно-этическим, эмоциональным и интимным отношениям, которые способствуют развитию устойчивых супружеских взаимоотношений.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы