Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психологические основы супружеских взаимоотношений
В научной литературе понятия «брак и семья» имеют разные значения. Так А.Г. Харчев [47, 12] определяет брак как «исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские, родительские права и обязанности». По мнению Э.Г. Эйдемиллера [55, 12], «семья - это живая система, обменивающаяся информацией и энергией с внешней средой, где внутренние и внешние колебания приобретают новый уровень сложности и дифференцированности и, сопровождаясь реакцией, возвращаются в устойчивое состояние. Когда колебания усиливаются или ослабевают, то наступает кризис, трансформация которого приводит данные взаимоотношения на новый уровень функционирования». На основе анализа работ различных авторов (C. Голод, В. Дружинин В. Зацепин [10; 13; 16] и др.), можно говорить о том, что семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития общества. Их формирование прошло через ряд отношений между мужчиной и женщиной, которые определялись экономическим базисом общества и были порождением своего времени. Еще в глубочайшей древности отношения между полами регулировались биологическими импульсами и потребностями. Такая форма отношений называлась - промискуитетом, а данное явление - эндогамией. Впоследствии, из-за часто возникающих осложнений на сексуальной почве, рождения больных детей было введено половое табу, то есть экзогамные связи ( запрет интимных связей внутри рода). Данное обстоятельство привело к возникновению первой формы супружеских отношений - групповому дуально-родовому браку. Формой общежития являлась родовая коммуна, состоящая из мужских и женских групп, обеспечивающая не только биологическое воспроизводство, но также вскармливание и воспитание детей, связанных с женской группой. Во времена матриархата общество постепенно перешло к новой форме отношений - парному браку, в связи с избирательными отношениями между партнерами. Женщина в те далекие времена обладала таинственной, магической силой и полной свободой до брака и вовремя его. Родство считалось по материнской линии, так как трудно было установить отцовство. Супруги жили отдельно и имели раздельное хозяйство в рамках первичного рода (Н. Обозов [32] и др.). Позже, в эпоху патриархата, при возникновении частной собственности и отделении парной семьи от рода, семья приобрела новую высшую форму - моногамную (в некоторых странах полигамную) большую семью, которая объединяла родственников по прямой и боковой линии. При этом мужчина приобрел полную власть над женщиной, и родство уже считалось по отцовской линии. В данных отношениях не могло быть и речи об истинной гармонии, так как они превратились в некое равновесие грубости, в частности, пренебрежения со стороны мужа и терпимости со стороны жены. Таким образом, интимные отношения между супругами имели свою форму дискриминации женщины, то есть чувства жены не принимались во внимание, она являлась лишь средством удовлетворения половой потребности мужа. В этот период времени стыдливость и половая сдержанность наряду с покорностью мужу стали ведущими функциями женского морального воспитания (Домострой, ХVI в.). Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция (1793), а именно в брак стали вступать по взаимному согласию, семья создавалась на основе любви, разрешались разводы, детей разграничивали на законных и незаконных, в то же время менялись взгляды на интимные отношения мужчин и женщин. В XVIII веке образовалась малая индивидуальная семья, состоявшая из 2-х - 3-х поколений прямых родственников. А в начале ХХ века утвердилась новая форма - нуклеарная семья, в которую входили супруги и их дети (В. Дружинин [13]). В ней различают три типа властных структур: патриархальная семья (власть принадлежит мужу), матриархальная (власть принадлежит жене) и эгалитарная (равноправие). В настоящее время анализ эволюционных процессов, происходящих в современной семье, позволяет определить магистральное направление развития супружеских взаимоотношений, а именно от обезличенно-ролевого взаимодействия с жестким нормативным закреплением внутрисемейных обязанностей через кризис патриархальной моногамии к либерализации внутрисемейных отношений, а также возрастанию роли гуманистических ценностей и зарождению духовно-личностного взаимодействия. Исходя из исследований Ю. Алешиной, Э. Эйдемиллера, В. Юстицкиса [55] и других ученых жизнедеятельность семьи можно условно разделить на пять стадий: 1) семья до рождения ребенка; 2) с детьми - дошкольниками; 3) с детьми школьного возраста; 4) со взрослыми детьми; 5) после ухода детей. На каждой из представленных стадий формируются свои специфические отношения, уклад и образ жизни. Обобщая работы И. Гребенникова, С. Шумана, М. Эриксона, Дж. Хейли [23; 34] и других авторов, можно предположить, что отношения супругов обуславливаются важнейшими функциями, способствующими развитию специфических сфер жизнедеятельности семьи. Рассмотрим лишь некоторые из них, так как именно они более всего определяют бытие и существование в семье закона круговой причинности супружеских взаимоотношений. Итак, нравственно-эмоциональная сфера формируется на сложившейся системе ценностей и обеспечивает эмоциональную стабильность супружеских взаимоотношений, а также духовное развитие супругов (Н. Самоукина, В. Сысенко, Н. Обозов [32; 42] и др.). Интимная сфера, по мнению А. Липпиуса, А. Корегина, С. Кратохвила, В. Рыжкова, Э. Фромма [24; 26; 45; 46] характеризует удовлетворение сексуально-эротических потребностей партнеров и биологическое воспроизводство общества. Относительно хозяйственно-бытовой сферы можно сказать, что она включает наличие материальной базы, согласованность при распределении ролей и обязанностей, воспитание детей, а также обуславливает мотивационные и волевые компоненты, необходимые для сплоченности супругов (Ю. Алешина, А. Волович, Н. Обозов В. Шейнов, Л. Шнейдер [32; 53] и др.). Таким образом, в семье образуется системная совокупность взаимных требований и функций, формирующая способы семейного взаимодействия и соответствующую структуру семьи (ее состав, совокупность взаимоотношений и реализация функций). Ролевая структура, в свою очередь, определяет степень идентификации с внутрисемейной ролью, соотношение власти и контроля, а также отражает как характер обязанностей, так и их связанность с полом, традициями, желаниями и потребностями супругов. С развитием семьи (добрачное общение, заключение брака, молодая семья, зрелая семья) наборы ролей расширяются. Однако исполнение ролей, ограниченных узкими рамками, не соответствует потребностям членам семьи, что приводит к подавлению последних или удовлетворению их вне семьи. Для успешного выбора ролей супругам необходимо скорректировать свои роли и обогатить их новым содержанием, а не использовать роли, привнесенные из родительской семьи. Следует отметить, что в зависимости от формы семьи (традиционной, партнерской или промежуточной) существуют и различные системы распределения семейных ролей. Например, традиционные роли продиктованы традициями и половыми стереотипами и предполагают выполнение женой внутрисемейных функций (рождение и воспитание детей, ведение хозяйства и др.), то есть полное подчинение жены интересам и требованиям мужа, что, в свою очередь, ограничивает сферу деятельности жены. В отличие от предыдущей, партнерская форма формируется на основе равной социальной и экономической ответственности за поддержание статуса семьи и дает возможность для развития индивидуальности партнеров. А промежуточная - имеет более выраженную социальную направленность на интересы супругов, хотя жена и жертвует некоторыми своими интересами, зато взамен получает дополнительные возможности для самореализации. На основе вышесказанного, учеными описаны типы супружеских взаимоотношений, основанные на реакциях и поведении супругов в семье, однако в различных научных источниках они представлены неоднозначно. Ссылаясь на исследования В. Зацепина [16, 30], по качеству отношений в семье выделяют: ) благополучные, счастливые семьи; ) устойчивые; ) проблемные (отсутствие взаимопонимания и сотрудничества); ) конфликтные (неудовлетворенность семейной жизнью); ) социально неблагополучные (низкий культурный уровень супругов); ) дезорганизованные семьи (процветание культа силы). Попытки решить данную проблему также предпринимаются в работах Э. Берна, С. Кратохвила, В. Сатир [4; 26; 40] и других авторов. Обобщая их, супружеские взаимоотношения можно свести к следующим видам: кооперации, конкуренции, сотрудничеству, соревнованию и антагонизму (вынужденные отношения), которые обуславливаются личностными проявлениями супругов. Ввиду этого можно полагать, что супружеские взаимоотношениями, по своей сути, это субъективные связи и отношения между супругами, которые основываются на определенных побуждениях и содержат различное поведение партнеров, их эмоции, чувства, познание и волевую устойчивость. На их развитие значительное влияние оказывают направленность партнеров, их личностные особенности, образование, возраст и другие факторы, которые мы рассмотрим далее более подробно. По мнению Л. Рона Хаббарда [35], супружеские взаимоотношения в своей основе являются постулативными, так как постулат подразумевает мысль человека, действующего на фоне полного самоопределения. Однако данная мысль включает в себя прошлые, настоящие или будущие действия и решения, принятые самой личностью. Следовательно, супружеский союз существует и сохраняется благодаря созданию ряда позитивных постулатов, что приводит к стабильности в отношениях, в обратном случае, он прекратил бы свое существование. Дополняя эти исследования, Э. Эйдемиллер [55] утверждает, что супружеские постулаты могут быть привнесены из родительской семьи или ближайшего окружения и критично, рефлексивно не переосмыслены либо сформированы вопреки представлениям о семье родителей. Таким образом, автор выделяет среди них ситуационные, психологические и нравственные виды постулатов, которые отражают «наивную концепцию личности». Обобщая работы отечественных и зарубежных ученых, весь комплекс супружеских отношений можно разделить на два основных периода: до вступления в брак и после вступления в брак. Добрачный период, в свою очередь, состоит из двух этапов: на первом (до знакомства) - формируются общие представления о браке и семье, определяются ценностные ориентации и установки, а также проходит процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального) согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией; на втором (после знакомства) - идет проверка отношений между потенциальными супругами и подготовка к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак, а именно любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения и другие факторы (C. Ковалев [23]). Как видно из трудов Э. Эйдемиллера [55], второй период состоит из нескольких фаз - это выбор партнера, романтизация отношений, индивидуализация (формирование правил), стабильность - изменяемость, фаза экзистенциальной оценки. Следует отметить, что уровень, глубина и стабильность супружеских отношений непосредственно связаны с взаимной оценкой личности партнера. Например, пристрастное отношение на первых этапах совместной жизни часто выражается в недооценке или переоценке супруга, что связано с собственной самооценкой. Из этого следует, что пока человек не достиг определенной внутренней гармонии и стабильности, то ему трудно вырабатывать адекватные формы отношений, а истинную цену себе и партнеру он осознает только в критических ситуациях. Также установлено, что ведущая роль в развитии супружеских взаимоотношений принадлежит половой дифференциации супругов, которая представляет одну из актуальных проблем в изучении социально-психологических процессов. Различия между мужчинами и женщинами еще недостаточно представлены в отечественных исследованиях семьи и брака, а отсутствие у брачных партнеров знаний о социально-психологических особенностях полов, как отмечают некоторые исследователи служат одной из причин негативных супружеских отношений и распада семей. Так, женщинам стереотипно приписывают субъективность суждений и социально-престижную ориентацию, а мужчинам - объективность и прагматизм. Существует и стереотипная дифференциация образов «хорошего мужа» и «хорошей жены»: чаще муж рассматривается как «добытчик», а жена - как «хранительница семейного очага» (Л. Коростылева [25]). Известно, что для женщин образ идеального супруга более значим, так как у них ярче выражена связь восприятия партнера с самопринятием, а у мужчин - с самооценкой. Женщины негативно относятся к мужчинам, у которых недостаточно сформированы семейные установки, наблюдается безволие и слабохарактерность, а также, если мужчины не проявляют позитивные эмоциональные чувства. В свою очередь, мужчины не признают у женщин такие особенности, как неопрятность, неупорядоченный образ жизни, бурное проявление эмоций и чрезмерную занятость. Хотелось бы добавить, что иллюзии о семейном счастье и долговечности супружеских взаимоотношений порождают некую психологическую пассивность и потребительство, а существующие закономерные трудности, вытекающие из природы супружеских взаимоотношений, супруги приписывают собственной несостоятельности или несостоятельности своего партнера. В связи с этим ученые А. Добрович, В. Сысенко [42] и др.) выделили ведущие составляющие, обуславливающие формирование стабильных супружеских взаимоотношений. В частности, это эмоциональная зрелость, характеризующая отзывчивость без требований эквивалентной отдачи со стороны партнера; ответственность, которая несет в себе упорядочивание форм поведения супругов; взаимодействие как позитивное влияние супругов друг на друга, благодаря чему развивается их взаимная обусловленность и связь; психологическая совместимость, где главная роль принадлежит взаимодополняемости личностных особенностей супругов, способствующих единству и устойчивости отношений, которые определяют эмоциональный фундамент семьи и взаимное приспособление супругов к семейной жизни. Подводя итоги, можно констатировать, что супружеские взаимоотношения подверглись в процессе исторического развития определенным переменам. Следовательно, каждая культура порождает свою нормативную модель семьи со специфическими правилами, обязанностями, функциями и соответствующим поведением. В связи с этим на современном этапе выявлено значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения, то есть исчезли некоторые ведущие функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, а также изменились функциональные роли, типичные для супругов. Также отмечено, что в представлении многих людей супружеские отношения превращаются, в основном, в средство удовлетворения потребностей в интимном и неформальном общении. Исходя из этого, отечественными и зарубежными психологами выделены доминирующие типы поведения между супругами: кооперативный, конкурентный, сотруднический, соревновательный и антагонистический. Установлены и основные сферы жизнедеятельности семьи: хозяйственно-бытовая, нравственно-эмоциональная и интимная, где нарушения в одной из них негативно отражаются и на других.
Выводы по первому разделу В современной психологической науке определение психологической готовности представлено неоднозначно. Отмечено, что под психологической готовностью рассматривается состояние, которое характеризуется избирательной активностью личности на основе осознаваемых потребностей и мотивов, связанных с высокой саморегуляцией и эмоционально-волевой устойчивостью. Ее формирование происходит в определенных условиях воспитания и может перейти в качество личности. Установлено, что психологическая готовность к супружеским взаимоотношениям - это относительно устойчивое состояние личности, характеризующее определенную систему социальных установок, семейных ценностей, ориентированных на позитивные супружеские взаимоотношения. Существенное влияние на ее формирование оказывают личностные проявления, возрастные и гендерные особенности, модель родительской семьи, социально-экономические условия, средства массовой информации и другие факторы. Выделены основные виды психологической готовности к супружеским взаимоотношениям, характер выраженности которых может изменяться с приобретением жизненного опыта, возраста и специфики гендерных стереотипов. В частности, это коммуникативная, эмоционально-интимная, нравственно-этическая, готовность к материнству и другие виды. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы