Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема №12 Казахская философия
Казахская философия, как и всякая мировая, начинается с мифологической предфилософии протоказахов, которая своими корнями уходит в глубь веков, во 2-1 тыс. до н. э. Сущностной чертой этого периода является первое крупное общественное разделение труда- выделение скотоводческих племен, которые становятся хозяевами необъятных широких просторов казахских степей. Мобильными и подвижными они стали благодаря приручению лошади и изобретению колесницы, выполнявших функции передвижных домов. В отечественной литературе в основном преобладает деятельностный подход в трактовке становления казахского этноса. Не отрицая его значимости и фактической подтвержденности, мы считаем, что нельзя ограничиваться только этим подходом. Необходимо обратить внимание на мировосприятие этих племен, которое было не столько вторичным, сколько вплетенным в это бытие. В данном случае это мироощущение, мировосприятие, миропонимание определяют бытийственную сторону этих племен. Именно из такого мировосприятия вытекает особенность казахского менталитета, легко экстраполировавшаяся в тенгрианства и трансформировавшаяся в суфийскую идеологию. Казахская философия, в отличие от восточных философских учений, тюркская по своей природе, евразийская, как её характеризуют многие исследователи, отличается синтетическим интровертивно-экстравертивным характером, что обуславливает её благоговейное отношение к природе, жизни, открытость миру, космоцентризм. К сожалению, в современной научно- исследовательской литературе философия протоказахов как духовная квинтэссенция общества представлена слабо. В то же время анализ самобытности, ментальной природы казахов как жизненного стержня культуры позволяет показать особенности философии данной национальности. Они проявляются в том, что у протоказахов как восточного народа большую роль играли нормы и обычаи, ценности, формы поведения, нежели экономические реалии. Все слои населения оказываются приверженцами господствующих в обществе идеалов и ценностей. Главную роль у протоказахов играет имеющаяся система духовного производства, она более устойчива, чем преходящие факторы материального производства. Это позволяет сделать вывод о значимости принципов межличностных отношений, изменяющихся на протяжении истории, но оказывающих всегда организующие и регулирующее влияние в и яс Межличностные отношения выступают основной предметностью сознания, что объясняет ту роль родоплеменных отношений в традиционных обществах Востока, которую продолжают играть и сегодня, оказывая влияние на духовную и идеологическую жизнь современного Казахстана. Это вопрос актуализируется в накануне глобализации как своеобразный защитный механизм на уровне менталитета казахского народа. Своеобразие восточной философии проявляется в том, что здесь преобладают нефилософские формы рассуждения - художественные, сказочные, мифологические, религиозные тексты. Философское мировоззрение всегда касается предельных оснований человеческого существования- его бытия, границ этого бытия, жизни и смерти и т.д. У протоказахов природа выглядела как абсолютное и вечное начало, человек подчинялся этой природе, она выступала как Вселенная, которая диктует человеку формы и способы его бытия. Непосредственная близость протоказахов к природе выразилась в понимании времени, пространства, внутреннего мира человека, смысла его существования, его нравственности, это и формирует национальный образ мира, миропонимание, который и составляет самобытность духовного мира народа. Бытие представлялось в духовности протоказахов через понятия качества, меры, пространства и времени. Качество как непосредственная определенность бытия выразилась в материальных памятниках культуры. Качественный подход в выборе пастбищ, лошадей и воинов. Количественные определенности формировались в процессе становления скотоводства. Чувственно-предметная деятельность вызвала необходимость измерения площади, голов скота. Пространство понималось как расстояние кочевий длиной 1000 километров и более, которые проходили за определенное время, определялись расстояния дневного перехода (кош), недельного и т.д. Небо как обиталище Тенгри священно и абсолютно, оно предопределяет судьбы, характер, положение людей. Пространство юрты представлялось кочевнику небесным сводом, опрокинутым на землю и включающим её в себя. Юрта выступает особым единством материальных и духовных традиций и установок. В этом пространстве все сегменты и точки имели значение и регламентировали поведение, ментальный мир хозяев и гостей. Пространство юрты было одухотворённым, что проявилось в расположении мест вокруг очага, внутреннем убранстве. Круговая форма юрты имела символический, сакральный характер, выражая представления протоказахов о цикличности пространственно- временного бытия, сохранившей свою значимость по настоящее время. Понятие времени до сих пор у казахов основано на природной его трактовке. И даже переход от 12- годового цикла к линейной системе отсчёта не вытеснил у казахов природные основы времени. Мера в чувственной конкретности казахов применялась как мерило богатства, мера месячного перехода, зимовки, и. т. д. Такое представление мира, космоса, бытия свидетельствует о том, что мировоззрение протоказахов имело мифологический характер, что Космос и человек рассматривались в органическом единстве. Итак, по представлениям протоказахов Космос структурирован, в нем выделялись иерархические уровни, верхним из которых являлось небо -обиталище Тенгри и добрых, светлых духов, средний - мир человека, пространство его бытия и нижний, Тартар, есть царство мертвых, царство тьмы. Думается, что предфилософия протоказахов испытала влияние древнегреческой философии. Она, как и древнегреческая, отличалась космоцентризмом, обусловленным единственным способомт жизнедеятельности наших предков - кочевничеством, который явился универсальной формой взаимодействия человека и природой. Это непосредственная близость человека и Универсума сформировала и особое поэтическое мироощущение - слитность с Космосом, Универсумом. Результатом такого отношения стало одухотворение, обожествление, сакрализация природы, наделения ее душой - каждое ее явление, каждый предмет, включенный в сферу человеческого бытия выступал как носитель индивидуальных качеств, наделялся характером, волей. Это натурфилософский, космоцентрический взгляд человека на природу привел к возникновению тенгризма, этого своеобразного мифологического миропонимания, способствовавшего формированию национального менталитета казахов. Как и в любой другой религиозной системе, в тенгрианстве был развит этический аспект, суть которого заключалась в постижении истинного божества и чистого закона, знаний светлой и мрачной основы, в следовании «печатям» Богов: любви, вере, преодолении страха, воле, мудрого знания. Древние тюрки верили в существования добрых и злых духов. Добрыми являлись духи предков, которым они поклонялись им приносили жертвоприношения, а злых духов - албасты, жын, жезтырнак и т.д. отпугивали талисманами. Прибегали и к помощи шаманов, авторитет которых в древнетюркском обществе был непререкаем, могущество их заключалось в том, что они вступали в прямые контакты, непосредственное общение не только с духами - добрыми и злыми, но и с самим Тенгри. Итак, тенгризм в сочетании с кочевым образом жизни сформировал специфику, отличие казахской предфилософии от других форм, которое прежде всего заключалась в открытости, целостности, универсальности, космичности и благоговения перед природой, жизнью. Специфика этой философии проявилось и в том, что связь человека с миром имела исторический длительный промежуток, вплоть до 20 века. Эта философия еще не отделяет человека от материально-чувственного, феноменального мира, делает акцент на его целостности, универсальности. Вся антология, гносеология, психология, психотехника мифологической философии направлены на совершенствование человека, прежде всего нравственное, изменение его, дабы он соответствовал Единому, Абсолюту, Космосу. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1875; Нарушение авторского права страницы