Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические и правовые учения в странах Европы в конце ХVIII - XIX вв.Стр 1 из 2Следующая ⇒
1 Учения в Западной Европе в конце XVIII - XIX вв.: И. Кант, Ф. Гегель 2 К. Маркса и Ф. Энгельс о классовом характере государства и права 3 Юридический позитивизм Джона Остина. 4 Учение Рудольфа фон Иеринга о государстве и праве. 5 Социологический позитивизм Герберта Спенсера. 6 Теория насилия Людвига Гумпловича. 7 Дуалистическая теория государства Георга Еллинека. 8 Буржуазный либерализм второй половины XIX века
Политико-правовые учения рассматриваемого периода отличались многообразием направлений. Развитию политико-правовой мысли задали классики немецкой философии И. Кант и Г. Гегель. Иммануил Кант (1724-1804) - профессор Кенигсбергского университета, в работах «Метафизика нравов» и «К вечному миру» определяет понятие права, деление права на частное и публичное, определяет связь права с этикой. Происхождение государства Кант связывал с общественным договором, рассматривал его различные формы. Он сторонник принципа разделения властей. Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республик. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Главная его работа по вопросам государства и права – «Философия права». Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека. Гегель рассматривает в своем учении основные ступени развития права, а также гражданское общество и политическое государство. Заметное место в истории политических и правовых учений занимает учение о социализме. Следует подчеркнуть, что социалистическое направление возникло как антибуржуазное. В поисках ответа на вопрос о том, какими дойжны быть политико-юридические институты, способные воплотить в жизнь строй основанный на общности имущества, ликвидирующий собственность и материальное неравенство людей, ученые-социалисты обращаются к проблематике государства, права, власти. При этом утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей. Изучая социалистическое политико-правовое учение нужно отметить влияние раннего социализма представленное Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой. Их последователями стали Сен-Симон, Оуэн и др. Они подвергли беспощадной критике буржуазные порядки, разработали проекты общества, которое будет свободно от эксплуатации и угнетения, которое обеспечит каждому индивиду достойную жизнь. Следующим направлением в развитии социалистической теории стала марксистская политико-правовая идеология. Идеи К. Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) о классовом характере права и государства, об их зкономической обусловленности, происхождении, сущности, этапах развития и исторических судьбах. В своем учений они обосновали идею социалистической революции и необходимость диктатуры пролетариата. В России последователями марксистской теории были Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924), которые обосновали насильственную революцию против буржуазного государства, подвергали критики принцип парламентаризма, доказывая необходимость слома старой государственной машины. Одним из первых представителей юридического позитивизма был Джон Остин (1790-1859). Его основная работа «Лекции по юриспруденции, или философия позитивного права». Юридический позитивизм выступал против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве. Право обособляется от морали ради того, чтобы предметом юриспруденции было исключительно позитивное право - независимо от того, хорошее оно или плохое. Связав природу права с приказом (волей) правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти. Истолкование права как приказа (волеизъявления) суверена чревато и недобросовестным применением этой формулы. В XX в. такой подход был использован самыми недемократическими, антиправовыми и негуманными политическими режимами. Крупный немецкий правовед Рудольф фон Йеринг (1818-1892) отказавшись от логического подхода к изучению права, считал, что объектом правоведения должна быть не логика, а жизненные ценности, реальные интересы людей. Он обращает внимание не на логические и не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитарные моменты. В работе «Борьба за право» он утверждает, что: «Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов». Для него «всякое право в мире должно быть добыто борьбой». Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903), один из ведущих представителей социологического позитивизма и органической теории государства, уподобляет общество живому организму. Результатом такого уподобления стало выявление некоторых закономерностей и стадий развития органической жизни (от простого к сложному - интеграция; от однородного к разнородному - дифференциация) с последующим перенесением этих закономерностей в истолкование эволюции различных обществ и государств. Так, Спенсер предложил концепцию развития общества как процесса постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные - «агрегаты». Анализируя историю возникновения государства и права, он выделяет два вида обществ - военизированное (единение и сплочение с помощью власти, жесткой иерархической системы централизованного управления) и промышленное (индустриальное) (для него характерны добровольная кооперация, свобода ремесел и торговли, неприкосновенность частной собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов, децентрализация власти). Спенсер причислен к основоположникам теории единого индустриального общества. Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский профессор государственного права, опираясь на методологию позитивизма, разработал социологическую теорию государства. Причину происхождения и основу политической власти и государства он видел не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате такого насилия, утверждал он, образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, борьба, войны, опустошение, словом, насилие – «вот родители и повивальная бабка государства». Георг Еллинек (1851-1911). Дуалистическая теория государства является ведущей в либеральном государствоведении, которая пыталась соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Сущность политических явлений, их классовая природа, по его мнению, непознаваемы. Как феномен субъективного сознания, государство не представляется единым и принадлежит, с одной стороны, к сфере сущего, с другой - к сфере должного. Отсюда два метода познания государства: социологический, или социальный, и юридический. Дуалистическая теория Г.Еллинека была внутренне противоречивой, так как соединяла противоположные методы. Поэтому в дальнейшем на ее основе выделились, с одной стороны, «чистая» юридическая теория государства Кельзена, а с другой - социолого-психологическая теория государства. Либерализм – идеология капитализма, ядром которой, являются два тезиса: личная свобода и частная собственность – наивысшие ценности; реализация этих ценностей обеспечивает творческое начало личности и ее благополучие и одновременно ведёт к расцвету общества и его государственной организации. В либерализме отражены проблемы рационального устройства мира, прогресса, общего блага, права, конкуренции и контроле. Присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства и самоуправления. Либеральная мысль в России была направлена на поддержку и обоснование социальных реформ в обществе, на признание за каждым индивидом права на достойное существование, а также на воспитание уважения к праву.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1707; Нарушение авторского права страницы