Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изменения в землевладении и землепользовании



Изменения в землевладении и землепользовании

Сельское хозяйство в пореформенной России продолжало оставаться доминирующей частью экономики, а аграрныйвопрос являлся главнейшим в социально-экономической и политической жизни страны.

К концу XIX в. аграрный вопрос в России приобрел особую остроту. Резко возросло крестьянское малоземелье вследствие естественного прироста населения деревни, но при сохранении в прежнем размере крестьянского надельного землепользования. Особенно страдала от малоземелья обделенная реформой 1861 г. бывшая помещичья деревня.

Основная тенденция частного землевладения в пореформенной России заключалась в переходе его от сословности к бессословности — к созданию буржуазной земельной собственности. Дворянское землевладение сокращалось вследствие продажи дворянами своих земель представителям других сословий.

Однако этот процесс в разные периоды имел свои особенности. Сначала, в 60-е годы, в числе покупателей дворянских земель преобладали дворяне, составляя 52% покупателей. Но уже в 80-х годах их удельный вес в покупках земли снизился до 33 %. Таким образом, помимо перехода дворянской земли в руки других сословий, шла мобилизация дворянского землевладения внутри сословия: укреплялись помещичьи латифундии за счет сокращения мелких дворянских владений. Однако к концу XIX в. среди покупщиков дворянской земли стали уже преобладать купцы, мещане, но более всего крестьяне. Менялся и характер использования земли, купленной крестьянами. Если раньше она приобреталась большей частью обществами и товариществами, или же в виде мелких покупок отдельными домохозяевами для восполнения недостаточных наделов, то впоследствии стали преобладать покупки уже крупных участков земли разбогатевшими крестьянами для предпринимательского хозяйства. Среди них вылепилась категория помещиков-недворян (" чумазых лендлордов" ) — владельцев крупных латифундий.

Земля все более втягивалась в торговый оборот. Несмотря на сокращение дворянского землевладения, его позиции к началу XX в. оставались еще достаточно прочными. В руках дворян оставались наиболее ценные, высокодоходные угодья (леса, лучшие пахотные земли и сенокосы). Отмечено, также, что дворянское землевладение сосредоточивалось в регионах с более высокими ценами на землю и с более быстрыми темпами их роста в пореформенное время. Вследствие этого, несмотря на сокращение дворянского землевладения, ценность дворянских земель к началу XX в. удвоилась.

Обострение аграрного вопроса к началу XX в. явилось важнейшей предпосылкой революции 1905—1907 гг., и передача помещичьих земель крестьянам стала главным ее требованием.

Сельская община в пореформенной России.

Крестьянская реформа 1861 г. сохранила сельскую общину. Надельная земля отводилась, как правило, не подворно, а всей общине, затем каждому двору в соответствии с количеством в нем ревизских душ выделялся земельный надел в пользование. Но община существовала и в селениях с подворным землепользованием с той лишь разницей, что в них отсутствовали земельные переделы.

Существовало два типа общины: простая, состоявшая из одного селения или его части, и сложная, состоявшая из несколькихселений. Пореформенное изменение территориального состава общины выражалось в разделении сложных общин на простые и в соединенные общины, составлявших части одного селения, в одно сельское общество. Простые общины могли состоять и из нескольких мелких деревень, что характерно было для лесистых местностей северных губерний, в которых существовали многие тысячи деревень с числом дворов по 3-5 каждая. Большие села составляли общину-волость.

Для поземельной общины в связи с изменением состава семей и их платежеспособности было характерно периодическое перераспределение земли и связанных с ней податей. Переделялась только пахотная земля; выгоны и сенокосы оставались в общем пользовании, а усадьбы — в постоянном владении крестьянского двора. До реформы 1861 г. периодические земельные переделы, как правило, приурочивались к очередной ревизии, и наделение землей проводилось по числу " ревизских душ" мужского пола.

Общие переделы проводились следующим образом. Вся полевая земля сначала делилась на участки по их качеству и местоположению, а они, в свою очередь, распределялись между домохозяевами по числу душ или тягол. Тем самым создавались большая многополосность и чересполосность крестьянских наделов, состоявших иногда из 40-50 и даже более узких и длинных полосок. Разбивка участков на полосы проводилась с помощью веревки, лаптя и других нехитрых способов, при этом крестьяне добивались поразительно точных уравнительных результатов.

В пореформенную эпоху при наделении землей во время переделов стал применяться уже и критерий состоятельности двора (точнее, его платежеспособности). Поэтому земельные переделы, как общие, так и частные, теряли свой уравнительный характер. Для обеспечения отбывания повинностей сохранялась круговая порука – за неисправного плательщика отвечала вся община. Поэтому за отмену круговой поруки особенно активно выступала зажиточная часть крестьянства.

Община вмешивалась в семейные отношения крестьян: наследование, опека, семейные разделы, назначение гл., семьи — " большака", представлявшего крестьянский двор на сельском сходе и ответственного за отбывание повинностей. Такое вмешательство диктовалось заботой об обеспечении платежеспособности крестьянского двора. Вместе с тем община брала на себя функции " социального обеспечения": содержание одиноких калек и престарелых. Широко пpактиковались " помочи": коллективная помощь крестьянам, пострадавшим от стихийных бедствий, либо при постройке дома,. Община оказывала помощь бесплатно или за одно " угощение". Крестьянская этика не допускала отказа со стороны кого-либо из членов общины от участия в коллективной помощи односельчанину, оказавшемуся в тяжелой ситуации.

Таким образом, сельская поземельная община, как низовая ячейка крестьянской социальной структуры, выполняла разнообразные хозяйственные, социальные и фискально-полицейские функции. Народники усматривали в русской крестьянской общине " особый уклад народной жизни", якобы чуждый капитализму, даже предохраняющий деревню от капитализма и связанных с ним социальных бед. В действительности, как показали земско-статистические обследования, община не предотвращала крестьян от разорения, от закабаления их кулаками-мироедами.

Новые социально-экономические процессы подтачивали устои общины. Углублялось имущественное неравенство крестьян-общинников. Немногие кулаки-мироеды могли держать в кабале всю общину. Разоряющиеся крестьяне свертывали свое хозяйство, сдавали в аренду свои наделы за бесценок или за исполнение своих повинностей и уходили в город. Распадались патриархальные устои крестьянской семьи: участились семейные разделы, падала власть " большака" в семье. Тем не менее, русская крестьянская община продолжала сохранять свою устойчивость. Впоследствии, в ходе революций, деятельность общин была оживлена, и ее социальная роль существенно возросла.

Функции общины носили сложный и противоречивый характер. С одной стороны, община выполняла роль демократических организации, товарищеского или соседского союза, с другой, она была фискально-полицейским инструментом у государства для выколачивания с крестьян податей и поддержания " порядка" в деревне.

Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового

Земледелия.

Рост сельскохозяйственного производства в пореформенный период продолжал носить преимущественно экстенсивный характер, т. е. происходил в основном за счет расширения посевных площадей. При этом он был особенно значителен в основных хлебопроизводящих регионах — в губерниях черноземного центра, Среднего Поволжья, Украины и в южной степной полосе. В центрально-промышленных губерниях, наоборот, посевы зерновых сокращались, но возрастали посевы картофеля и других технических культур. В первые два десятилетия после реформы 1861 г. существенно сократились посевы на помещичьих полях, но в 80—90-е годы отмечено их возрастание, что свидетельствовало о капиталистической перестройке помещичьего хозяйства. Тем не менее к концу XIXв. три четверти посевов и сборов хлебов приходились на крестьянские хозяйства. Однако товарность помещичьего хлеба была существенно выше крестьянского.

Основная черта пореформенного развития сельского хозяйства состояла в том, что оно принимало все более торговый, предпринимателъский характер. Содержанием и показателем этого процесса являлись: во-первых, превращение земледелия в товарное производство, при этом товаром становились не только продукция земледелия, но и сама земля и рабочая сила; во-вторых, четкое распределение и углубление наметившейся еще в дореформенную эпоху хозяйственной специализации районов страны. Определились регионы, специализировавшиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса и молока, сахарной свеклы, винограда и пр. При торговом земледелии выделялся главный рыночный продукт в данном регионе, остальные отрасли сельского хозяйства в нем подчинялись или приспосабливались к производству этого продукта.

Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгов земледелия, были: 1) рост внутреннего и внешнего рынка; 2) увеличение численности неземледельческого населения страны в связи ростом городов, промышленности, транспорта и торговли; 3) интенсивное строительство железных дорог, связавших земледельческие регионы с промышленными центрами, морскими и речными портами.

В свою очередь углубление специализации сельскохозяйственных районов оказывало воздействие на дальнейшее развитие капиталистического рынка: оно усиливало обмен между регионами, предъявляя спрос и на предметы сельскохозяйственного производства, ибо специализация на каком-либо одном товарном продукте вызывала спрос на другие виды сельскохозяйственной продукции.

В пореформенной России определились следующие специализированные регионы торгового земледелия: центрально-черноземные, Поволжье и Заволжье превратились в основные центры торгового зернового хозяйства; северные и центрально-промышленные губернии стали районами торгового льноводства и мясо-молочного хозяйства; для прибалтийских и западных губерний России характерно было высокоразвитое животноводство.

Рост торгового земледелия предъявлял спрос на улучшенные орудия обработки почвы, сельскохозяйственные машины и наемный труд. При росте торгового земледелия сохранялись полунатуральные и натуральные его формы, особенно в крестьянском хозяйстве. В нем, как и прежде, господствовало традиционное трехполье, в " таежно-лесной зоне продолжала практиковаться подсечная система земледелия, а на юге страны — перелог. Многопольный севооборот, улучшенные орудия для обработки почвы, дорогие сельскохозяйственные машины применяли помещики и богатые крестьяне. Соха и деревянная борона при вспашке и рыхлении почвы, серп и коса при уборке хлебов, цеп для молотьбы, лопата и решето для очистки зерна оставались основными орудиями в крестьянском хозяйстве.

Император

*в правление которого в Москве был освящён храм Христа Спасителя, открыт исторический музей, успешно развивались просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты;

*на жизнь которого была предпринята попытка покушения (террористическая группа Александра Ульянова и др.)

*на годы царствования которого приходится деятельность ярких представителей реформаторской мысли России.

Местное самоуправление

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.


Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников.

 

Наука и техника

Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.). Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские " Пироговские" и др.). К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 1850-х гг. их было около 60).

1860-1870-е гг. принято называть " золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М. Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И. Менделеев (открытие периодического закона химических элементов, работы в самых различных областях знания).

Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Чебышев, заложивший начало петербургской математической школы, А.М. Ляпунов, АА. Марков, С.В. Ковалевская.

В области физики успешно работали А.Г. Столетов (изучение фото-электрических явлений), П.Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, " свечи Яблочкова" ), А.Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С. Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома ФА. Бредихина.

Крупный вклад в развитие биологии и физиологии внесли К.А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М. Сеченов (физиология и психология), И.И. Мечников (защитные свойства организма), к 1870-1880-м гг. относится начало деятельности известного русского физиолога И.П. Павлова.

Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н.М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай.

Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно работал в области самолетостроения А.Ф. Можайский, исследованиями в области дирижаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э. Циолковский. Европейскую известность получили работы Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова (электросварка), М.О. Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К. Чернова (металлургия), С.О. Макарова (кораблестроение) и многих других русских ученых.

Заметное развитие в 1860-1890-е гг. получили общественные науки. В работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева по философии, истории, политической экономии нашли свое развитие русские материалистические традиции. Позднее, в 1880-1890-е гг. начинается период распространения марксизма в России.

Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского религиозно-мистического идеализма B.C. Соловьева.

Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева " История России с древнейших времен". В 1880-1890-е гг. в высших учебных заведениях читал свой " Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861 - 1868 гг. В.И. Далем создается " Толковый словарь живого великорусского языка", большую известность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.

Литература

XIX век стал временем расцвета русской литературы - ведущей области духовной жизни в России. Именно в этом столетии были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. Символическим эпиграфом к истории русской культуры XIX в. стали слова Герцена о том, что " у народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры давно утраченные другими странами Европы".

К середине XIX в. реализм уже стал господствующим в русской литературе направлением. Такие крупные писатели - классики, как И.А. Гончаров (" Обломов", " Обрыв" ) и И.С. Тургенев (" Рудин", " Дворянское гнездо", " На кануне", " Отцы и дети" и др.) изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Высшим проявлением обличительного начала во второй половине XIX в. была сатира М.Е. Салты-кова-Щедрина (" История одного города", " Господа Головлевы", " Сказки" и др.). Современники назвали Щедрина " прокурором русской общественной жизни". Работал он в трудных условиях. В России, пожалуй, не было другого писателя, которого так жестоко преследовала цензура. " Кожу с живого сдирают, - жаловался он, - местами ощиплют, а временем и совсем изувечат". Сатира Салтыкова-Щедрина сохраняет удивительную злободневность и актуальность.

В творчестве русских писателей первостепенным стал крестьянский вопрос. Одним из первых писателей, изобразивших жизнь крепостной деревни, был Д.В. Григорович (повести " Деревни", " Антон Горемыка" ). У Тургенева в " Записках охотника" образы крестьян глубоко лиричны. Писатель показал их людьми умными, духовно богатыми. При сопоставлении крестьян с помещиками проигрывают последние. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Н.А. Некрасов (поэмы " Русские женщины", " Мороз - Красный нос", " Железная дорога", " Кому на Руси жить хорошо" ). В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, - В.А. Слепцова, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают разные типы крестьян без всякой идеализации.

Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы. Сын военного врача, он закончил инженерное училище в Петербурге, некоторое время был на военной службе, но затем вышел в отставку, решив целиком посвятить себя литературе. Его первое большое произведение, роман " Бедные люди" (1846), имел шумный успех. В 1849 г. в числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. На каторге он провел около четырех лет. Пребывание в Сибири описал в книге очерков " Записки из Мертвого дома" (1861). В 60-70-е гг.XIX в. появились наиболее крупные романы, принесшие Достоевскому мировую славу: " Униженные и оскорбленные" (1861), " Игрок" (1866), " Преступление и наказание" (1866), " Идиот" (1868), " Бесы" (1872), " Подросток" (1875), " Братья Ка рамазовы" (1880). Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Художественный мир Достоевского населен героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями " высшей мысли". Писатель стремился к изображению " всех глубин души" человеческой. Моральному совершенствованию людей он придавал первостепенное значение, считая, что в основе общественных проблем лежат людские пороки, " нравственные слабости" человеческой натуры. Общественная позиция писателя, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывала противоречивые суждения, горячие споры в среде " читающей публики".

Граф Л.Н. Толстой (1828-1910) два года воевал на Кавказе, в Крымскую войну добровольцем участвовал в обороне Севастополя. Свои впечатления отобразил во многих повестях и рассказах. Литературное признание пришло к нему с " Севастопольскими рассказами" (1855) - еще никто не писал о войне так просто, без героизма и патетики.. В 1861 г. он поселился в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы. Там Толстой написал крупнейшие литературные произведения: грандиозную историко-философскую эпопею " Война и мир" (1863-1869) с ее анализом жизни русского общества в пору противостояния Наполеону; " Анна Каренина" (1873-1877) - величайший, по словам немецкого писателя Т. Манна, социальный роман во всей мировой литературе, исследующий сложнейшие перипетии повседневной жизни человека; " Воскресение" (1889-1899), в котором А.А. Блок увидел " завещание уходящего столетия новому". Кроме того, его перу принадлежит множество рассказов, повестей (" Казаки", " Крейцерова соната", " Хаджи-Мурат" ) пьес, сказок, статей. Писатель создал грандиозную панораму русской жизни XIX в. - от представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца. Проявив глубочайшее проникновение в душу простого крестьянина, Толстой передал вместе с тем и " психологию крестьянской массы".

В 1870-е гг. Толстой пережил продолжительный духовный кризис, который привел его к отрицанию многих проявлений современной цивилизации. Он пытался дать собственные ответы на " жгучие вопросы" бытия. Мироустройство людей, по его мнению, должно быть основано на любви к ближнему, на непротивлении злу насилием, на милосердии и на материальном бескорыстии. У него было немало почитателей. Важнейшим условием " воцарение света Христова на земле" Толстой считал отмену частной собственности вообще и частной собственности на землю в особенности.

Толстой соединил в себе писателя, ученого, философа, религиозного деятеля, что уникально не только для России, но и для мировой культуры. Творчества Толстого оказало огромное воздействие на мировой литературный процесс. Вместе с Достоевским Толстой как бы замыкает " золотой век" русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин.

Традиции романтизма в русской литературе XIX в. продолжили замечательные поэты-лирики Е.А. Боратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, поэт и драматург А.К. Толстой.

Скульптура и живопись

Развитие скульптуры во второй половине XIX в. шло в русле реализма, однако более сложными путями и менее плодотворно, чем живописи. Монументальная пластика, тесно связанная с архитектурой в первой трети века, в силу объективных причин потеряла былое значение: потребность в монументально-декоративной скульптуре уменьшилась, поскольку в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. Для скульптуры этого времени характерно сплетение новых реалистических тенденций со старыми академическими формами. На первое место выступает бытовой жанр, а на смену античным героям приходят реальные образы.

В ряду скульпторов этого периода первейшее место занимает М.М. Антокольский (1843-1902). Широкая известность пришла к мастеру в 1871 г., после демонстрации в петербургской Академии художеств его " Иоанна Грозного". Жанр и история своеобразно переплелись в его работах. Антокольский создал целую галерею исторических персонажей (" Ярослав Мудрый", " Петр I", " Ермак", " Нестор-летописец", " Смерть Сократа" и др.). Скульптор много выставлялся за границей. На всемирной выставке в Париже в 1878 г. его произведения удостоились золотой медали.

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник " Тысячелетие России". В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске). Менее значительный вариант этого памятника установлен в Петербурге на Пушкинской (бывшей Николаевской) улице в 1884 г.

1850-1860-е гг. ознаменовались глубокими переменами в русском изобразительном искусстве, выразившимися в тесном сближении с жизнью общества, с передовой мыслью, революционно-демократическими настроениями. На первый план выдвинулось искусство критического реализма. Этот процесс во многом предопределил открытый разрыв группы молодых живописцев с идейными установками и системой Академии художеств (знаменитый " бунт 14-ти" ).В ноябре 1863 г. выпускники Академии во главе с И.Н. Крамским, протестуя против устаревших правил создания дипломных работ, отказались от конкурса на золотую медаль и покинули ее стены. Они объединились в независимую " Артель художников" и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но в 1870 г. в Петербурге появилось " Товарищество передвижных художественных выставок", имевшее вполне практические цели: устройство ежегодных выставок и их демонстрацию по городам России с распределением доходов среди членов Товарищества. В основу программы творчества передвижников были положены идеи И.Н. Крамского о большой общественной силе искусства, о необходимости правдивого отражения быта и характера народа, об интересе к человеку и его внутренней жизни. За 53 года своего существования Товарищество устроило 48 выставок.

Помимо энергии и организаторского таланта Крамского, Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Последний создал одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. У него был исключительно тонкий художественный вкус. Приобретая картины, Третьяков оказывал материальную и моральную поддержку художникам. В 1892 г., когда Павел Михайлович Третьяков передал свою галерею в дар Москве, она насчитывала около 2 тыс. картин.

Передвижники работали в разных жанрах. Ведущее место в сюжетах картин заняла современная тематика, показ разных сторон народной жизни, бытовые сцены. Особенно следует отметить полотна В.Г. Перова: " Чаепитие в Мытищах", " Сельский крестный ход на пасхе", " Проводы покойника", " Приезд гувернантки в купеческий дом", " Тройка".

Выдающимся портретистом являлся И.Н. Крамской, создавший целую галерею образов современников: портреты Л.Н. Толстого, Д.В. Григоровича, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Суворина, И.И. Шишкина, " Неизвестная".

Новые краски в творчестве передвижников приобрело изображение родной природы. Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан способствовали становлению национального пейзажа. В их картинах можно найти тонкий, грустный лиризм, передающий гармонию русской природы и величавую торжественность ее просторов, и раздумья над вопросами бытия. Этапным произведением русской пейзажной живописи стала картина А.К. Саврасова " Грачи прилетели" (1871). Яркий след в развитии русского пейзажа оставил А.И. Куинджи. Его картина " Лунная ночь на Днепре" вызвала настоящий фурор своим непостижимым, словно подлинным лунным светом. Замечательным мастером был В.Д. Поленов (" Московский дворик", " Заросший пруд" ).

К сюжетам из русской истории обращались художники Н.Н. Ге (" Петр I допрашивает царевича Алексея" ) и И.Е. Репин (" Иван Грозный и сын его Иван" ). В их полотнах историческое событие преломляется через психологическую драму личности. Несравненным мастером эпических полотен на древнерусские сюжеты был В.М. Васнецов (" Витязь на распутье", " Богатыри" ).

Выдающимся историческим живописцем второй половины XIX века был В.И. Суриков, показавший историю как ход народной жизни, во всей полноте ее переживаний, конфликтов, высокого накала чувств: " Утро стрелецкой казни", " Меншиков в Березове", " Покорение Сибири Ермаком", " Переход Суворова через Альпы", " Степан Разин". О " Боярыне Морозовой" Стасов отозвался так: " Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат у него в картине". Суриков не имел равных себе в изображении народной массы как единого целого, как героя истории, не безликой толпы, а сочетания неповторимых индивидуальностей.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, был И.Е. Репин, поражавший современников глубиной и разносторонностью таланта. Его " Бурлаки на Волге" (1870-1873) являются, пожалуй, центральным произведением русского демократического искусства 1870-х гг., выразившим стремление к созданию монументальной картины народной жизни, постижению национального характера, выражению чувства, сопереживания и протеста. Изучение простого люда, его быта и образа мыслей привело художника к созданию картины-эпопеи " Крестный ход в Курской губернии", главный герой которой — разноликая толпа народа, как бы текущая из глубины полотна. Удивительное богатство оттенков и цветовых пятен приведено здесь к единству общим серебристым тоном, передающим насыщенный пылью воздух. Репин одним из первых стал писать картины о революционерах-народниках: " Арест пропагандиста", " Отказ от исповеди", а картину " Не ждали" Стасов назвал " шедевром исторической вечности". Репин показал себя непревзойденным мастером и в области портретного жанра: портреты Н.И. Пирогова, А.Ф. Писемского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. К лучшим из них относится и портрет М.П. Мусоргского, написанный в четыре дня в больнице, за десять дней до смерти композитора (март 1881). Деньги, вырученные за продажу этого портрета в галерею Третьякова, Репин отдал на сооружение надгробного памятника Мусоргскому.

Особое место в русском искусстве второй половины XIX в. занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского (" Девятый вал", " Черное море" и др.) и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу. Верещагин первым в мировой живописи сделал героем батальных сцен простого солдата. Циклы его картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. В своих произведениях он осудил жестокость и бесчеловечность войн. Самое знаменитое полотно Верещагина - " Апофеоз войны" (1872), изображающее пирамиду из человеческих черепов, стало как бы символом варварства и безумия войны.

Это поясняла и надпись на раме картины, которую сделал художник: " Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей Александра III. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие Третьяковской галереи и Русского музея увенчало достижения русской живописи XIX века.

 

 

13.Характеристика любого деятеля науки, образования или искусства России 1880–1890-х гг. (по выбору студента) в контексте социокультурной истории страны.

Николай Петрович Семёнов (22 апреля 1823 — 11 октября 1904) — российский государственный деятель, литератор.

Содержание [убрать]

1 Биография

2 Сочинения

3 Примечания

4 Литература

Биография[править | править вики-текст]

Родился в 1823 году в семье отставного капитана лейб-гвардии Измайловского полка Петра Николаевича Семёнова (1791—1832) в родовом имении Рязанка близ села Урусово Раненбургского уезда Рязанской губернии[1]. Брат исследователя и путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского (1827—1914)[3] и внучатый племянник А. П. Буниной.

Образование получил в Царскосельском лицее (выпуск 1842 года)[4].

Служил в Министерстве юстиции[5] и и одновременно посещал занятия в Петербургском университете по курсу естественных наук. В 1846—1850 годах в Ярославле был исправляющим должность товарища председателя уголовной палаты, затем губернским прокурором. В 1850 году направлен губернским прокурором в Вильно[3]. Был обер-прокурором в одном из гражданских департаментов Сената. Состоял членом редакционной комиссии для составления «Положения о крестьянах». С 1868 года — сенатор[5].

Главный труд Семёнова «Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II» (1889—1893, премирован Академией наук) представляет капитальный вклад в литературу эпохи, особенно ценный тем, что в основу труда положены подробные записки, которые Семёнов вел во время заседаний редакционных комиссий. По тому же вопросу Семёнов написал ряд журнальных статей[5]. В юности увлекался литературой, писал стихи. Ему принадлежит книга переводов «Из Мицкевича» (1883, в 1886 удостоен Пушкинской премии Академии наук)[3]. Семёнов занимался также ботаникой и в 1878 году издал «Русскую номенклатуру наиболее известных растений»[5]. В парке усадьбы «Рязанка», которую он унаследовал в 1847 году, посадил такие редкие для центральной полосы культуры, как скумпия, барбарис пурпуролистный, псевдотсуга, несколько сортов туи[6].

Умер в ночь с 10 на 11 октября 1904 года в своём имении Рязанка[2]. Похоронен в родовой усыпальнице Семёновых у Никольской церкви села Урусово

 

 

В 1836 году был определён в московский Лазаревский институт восточных языков, откуда был исключён за мелкое хулиганство; с 1841 года учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге (Николаевское кавалерийское училище).

В Петербурге он близко сошёлся с Некрасовым, тогда ещё безвестным юношей, и несколько месяцев жил с ним на одной квартире. 2 августа 1843 г. был выпущен корнетом в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, где прослужил четыре года.

Кавказская война.

Происходившие в то время непрерывные военные действия на его родине тянули Лорис-Меликова принять в них участие, и он, по его просьбе, был переведён в 1847 году, с чином поручика, состоящим по особым поручениям при главнокомандующем в то время Кавказским корпусом князе Воронцове. В том же году Лорис принимал участие в действиях русских войск под начальством генерала Фрейтага в Малой Чечне, при прокладке широких просек в дремучих лесах Чечни и при отражениях нападений горцев, всячески препятствовавших этой работе. Беспрерывные стычки с горцами дали Лорису случай проявить свою храбрость и свои боевые способности и доставили ему вместе с тем орден св. Анны 4-й степени и золотую саблю с надписью «За храбрость». В 1848 году он состоял в отряде другого кавказского героя, князя Аргутинского-Долгорукова, действовавшего в Дагестане. Лорис проявил храбрость при взятии аула Гергебиля и был произведён за отличие в штабс-ротмистры. С целью нанести сильное поражение Шамилю в Дагестане, в 1849 г. был составлен особый отряд, при котором находился и Лорис. Отряд этот двинулся к большому аулу Чох и скоро окружил его: стоявший за Чохом Шамиль со своими силами не решался вступать в сражение. После нескольких штурмов и сильной бомбардировки аул Чох был взят, и отряд вернулся на зимние квартиры, но в начале 1850 г. снова двинулся в ту же местность. Лорис был при этом награждён орденом св. Анны 3-й степени с бантом.


Поделиться:



Популярное:

  1. Абсолютные и относительные показатели изменения структуры
  2. АНОМАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗЫ МАТЕРИИ
  3. Биохимические и структурные изменения
  4. Влияние изменения силы резания на точность обработки.
  5. Влияние изменения трудоемкости
  6. Внушенные органические изменения
  7. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза
  8. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА. ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
  9. Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения.
  10. Вшивость (син. педикулез) – паразитирование на человеке вшей, сопровождающееся изменениями кожи в результате укусов. Выделяют головной, платяной и лобковый педикулез.
  11. ГЛАВА 9. ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ
  12. Глава № 2. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТИ В ИЗМЕНЕНИЯХ И ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь