Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русский театр. Музыкальная культура



Во второй половине XIX в. положение русского театра существенно изменилось. Отмена театральной монополии (1882), снятие ограничений на создание частных трупп привело к росту их числа. В конце столетия почти во всех губернских городах имелись постоянные театральные здания. Первую роль в театральном мире по-прежнему играют столичные театры. В 1860 г. в Петербурге на месте сгоревшего Театра-цирка был построен Мариинский театр (арх. А.К. Кавос), названный так в честь жены Александра II императрицы Марии Александровны. Основной состав его актеров составила оперно-балетная труппа бывшего Большого театра. Современники отозвались о театре как о " великолепнейшем, без всякого сомнения, в Европе".

Большое место в репертуаре драматического театра заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского (1823-1886). Почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного " нравственно-общественного направления". Он стремился не только к наиболее правдивому воспроизведению русской жизни, но и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. В пьесах " На всякого мудреца довольно простоты", " Бешеные деньги", " Лес", " Волки и овцы" и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. Лейтмотивом этих пьес стали слова героини одной драмы Островского: " Где дело о деньгах идет, там людей не жалеют". Другой цикл пьес в творчестве Островского составляют драмы о трагической судьбе " положительных героев" - честных, духовно красивых людей, среди которых особым лиризмом отмечены женские образы (Катерина в " Грозе", Лариса Огудалова в " Бесприданнице" и др.).

В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге среди заполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большее место начинали занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Серова и других русских композиторов.

Выдающимися мастерами русской сцены в пореформенные десятилетия были " царь русского смеха" К.А. Варламов, сыгравший в общей сложности почти 1000 ролей, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.Н. Давыдов. Все они играли на сцене Александринского театра, который страдал от чрезмерного внимания дирекции императорских театров. Оплотом сценического реализма оставался московский Малый театр, в котором с 1870-х годов выступала гениальная актриса М.Н. Ермолова (1853-1928), чье творчество составило одну из наиболее блестящих страниц истории русского драматического театра. Она создала на сцене многие запоминающиеся образы (Жанна Д`арк, Лауренсия в драме Лопе де Вега " Овечий источник", Кручинина в драме Островского " Без вины виноватые и др.). Искусство Ермоловой впечатляло высочайшим мастерством, все ее творчество К.С. Станиславский определил как " героическую симфонию" русской сцены по диапазону, глубине и воздействию на зрителя. Первый биограф Ермоловой Н.Е. Эфрос метко назвал ее " Жанной д`Арк русского театра".

Во второй половине XIX в. русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность. Народные традиции Глинки развивали композиторы М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Когда в начале 1860-х гг. первые их произведения зазвучали в концертных залах, знаменитый русский критик В.В. Стасов написал: " Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских композиторов". С тех пор кружок стали называть " Могучей кучкой". Организатором и руководителем содружества являлся М.А. Балакирев, но в художественном отношении самой крупной фигурой был М.П. Мусоргский (1839-1881), который считал главной темой в искусстве жизнь народа. Например, оперу " Хованщина" он так и назвал: ародная музыкальная драма". Композиторы собирали и обрабатывали русские народные песни, использовали их в симфонических и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина " Борис Годунов" легла в основу оперы Мусоргского, Бородин создал оперу " Князь Игорь" по мотивам " Слова о полку Игореве", Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе Островского " Снегурочка", оперы " Майская ночь" и " Ночь перед рождеством" по Гоголю.

Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866). Заслуга в этом принадлежит братьям Антону и Николаю Рубинштейнам. В 1862 г. композиторы " Могучей кучки" создали Бесплатную музыкальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.

Вершиной развития русской музыки всего XIX века стал П.И. Чайковский (1840-1893). Он родился в дворянской семье. В молодости служил чиновником в Министерстве юстиции, но душа его принадлежала музыке. Чайковский поступил в учебный класс Русского музыкального общества, а затем окончил Петербургскую консерваторию. Чайковский не входил в " могучую кучку". Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Композитор создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются " Евгений Онегин" (1878) и " Пиковая дама" (1890), которую он сочинил всего за 44 дня. Чайковский - реформатор балета. Написанные им музыкальные композиции стали главными компонентами балетных спектаклей: " Лебединое озеро" (1876), " Спящая красавица" (1889), " Щелкунчик" (1892).

Все они получили мировое признание. Он автор шести симфоний, из которых особо выделяется последняя, Шестая (" Патетическая" ), написанная незадолго до его смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Чайковский написал более 100 романсов, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. В отличие от композиторов " Могучей кучки" Чайковский тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы. Никто другой в России не мог так воспеть музыкальными средствами красоту и поэзию человеческого чувства.

Скульптура и живопись

Развитие скульптуры во второй половине XIX в. шло в русле реализма, однако более сложными путями и менее плодотворно, чем живописи. Монументальная пластика, тесно связанная с архитектурой в первой трети века, в силу объективных причин потеряла былое значение: потребность в монументально-декоративной скульптуре уменьшилась, поскольку в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. Для скульптуры этого времени характерно сплетение новых реалистических тенденций со старыми академическими формами. На первое место выступает бытовой жанр, а на смену античным героям приходят реальные образы.

В ряду скульпторов этого периода первейшее место занимает М.М. Антокольский (1843-1902). Широкая известность пришла к мастеру в 1871 г., после демонстрации в петербургской Академии художеств его " Иоанна Грозного". Жанр и история своеобразно переплелись в его работах. Антокольский создал целую галерею исторических персонажей (" Ярослав Мудрый", " Петр I", " Ермак", " Нестор-летописец", " Смерть Сократа" и др.). Скульптор много выставлялся за границей. На всемирной выставке в Париже в 1878 г. его произведения удостоились золотой медали.

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник " Тысячелетие России". В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске). Менее значительный вариант этого памятника установлен в Петербурге на Пушкинской (бывшей Николаевской) улице в 1884 г.

1850-1860-е гг. ознаменовались глубокими переменами в русском изобразительном искусстве, выразившимися в тесном сближении с жизнью общества, с передовой мыслью, революционно-демократическими настроениями. На первый план выдвинулось искусство критического реализма. Этот процесс во многом предопределил открытый разрыв группы молодых живописцев с идейными установками и системой Академии художеств (знаменитый " бунт 14-ти" ).В ноябре 1863 г. выпускники Академии во главе с И.Н. Крамским, протестуя против устаревших правил создания дипломных работ, отказались от конкурса на золотую медаль и покинули ее стены. Они объединились в независимую " Артель художников" и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но в 1870 г. в Петербурге появилось " Товарищество передвижных художественных выставок", имевшее вполне практические цели: устройство ежегодных выставок и их демонстрацию по городам России с распределением доходов среди членов Товарищества. В основу программы творчества передвижников были положены идеи И.Н. Крамского о большой общественной силе искусства, о необходимости правдивого отражения быта и характера народа, об интересе к человеку и его внутренней жизни. За 53 года своего существования Товарищество устроило 48 выставок.

Помимо энергии и организаторского таланта Крамского, Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Последний создал одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. У него был исключительно тонкий художественный вкус. Приобретая картины, Третьяков оказывал материальную и моральную поддержку художникам. В 1892 г., когда Павел Михайлович Третьяков передал свою галерею в дар Москве, она насчитывала около 2 тыс. картин.

Передвижники работали в разных жанрах. Ведущее место в сюжетах картин заняла современная тематика, показ разных сторон народной жизни, бытовые сцены. Особенно следует отметить полотна В.Г. Перова: " Чаепитие в Мытищах", " Сельский крестный ход на пасхе", " Проводы покойника", " Приезд гувернантки в купеческий дом", " Тройка".

Выдающимся портретистом являлся И.Н. Крамской, создавший целую галерею образов современников: портреты Л.Н. Толстого, Д.В. Григоровича, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Суворина, И.И. Шишкина, " Неизвестная".

Новые краски в творчестве передвижников приобрело изображение родной природы. Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан способствовали становлению национального пейзажа. В их картинах можно найти тонкий, грустный лиризм, передающий гармонию русской природы и величавую торжественность ее просторов, и раздумья над вопросами бытия. Этапным произведением русской пейзажной живописи стала картина А.К. Саврасова " Грачи прилетели" (1871). Яркий след в развитии русского пейзажа оставил А.И. Куинджи. Его картина " Лунная ночь на Днепре" вызвала настоящий фурор своим непостижимым, словно подлинным лунным светом. Замечательным мастером был В.Д. Поленов (" Московский дворик", " Заросший пруд" ).

К сюжетам из русской истории обращались художники Н.Н. Ге (" Петр I допрашивает царевича Алексея" ) и И.Е. Репин (" Иван Грозный и сын его Иван" ). В их полотнах историческое событие преломляется через психологическую драму личности. Несравненным мастером эпических полотен на древнерусские сюжеты был В.М. Васнецов (" Витязь на распутье", " Богатыри" ).

Выдающимся историческим живописцем второй половины XIX века был В.И. Суриков, показавший историю как ход народной жизни, во всей полноте ее переживаний, конфликтов, высокого накала чувств: " Утро стрелецкой казни", " Меншиков в Березове", " Покорение Сибири Ермаком", " Переход Суворова через Альпы", " Степан Разин". О " Боярыне Морозовой" Стасов отозвался так: " Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат у него в картине". Суриков не имел равных себе в изображении народной массы как единого целого, как героя истории, не безликой толпы, а сочетания неповторимых индивидуальностей.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, был И.Е. Репин, поражавший современников глубиной и разносторонностью таланта. Его " Бурлаки на Волге" (1870-1873) являются, пожалуй, центральным произведением русского демократического искусства 1870-х гг., выразившим стремление к созданию монументальной картины народной жизни, постижению национального характера, выражению чувства, сопереживания и протеста. Изучение простого люда, его быта и образа мыслей привело художника к созданию картины-эпопеи " Крестный ход в Курской губернии", главный герой которой — разноликая толпа народа, как бы текущая из глубины полотна. Удивительное богатство оттенков и цветовых пятен приведено здесь к единству общим серебристым тоном, передающим насыщенный пылью воздух. Репин одним из первых стал писать картины о революционерах-народниках: " Арест пропагандиста", " Отказ от исповеди", а картину " Не ждали" Стасов назвал " шедевром исторической вечности". Репин показал себя непревзойденным мастером и в области портретного жанра: портреты Н.И. Пирогова, А.Ф. Писемского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. К лучшим из них относится и портрет М.П. Мусоргского, написанный в четыре дня в больнице, за десять дней до смерти композитора (март 1881). Деньги, вырученные за продажу этого портрета в галерею Третьякова, Репин отдал на сооружение надгробного памятника Мусоргскому.

Особое место в русском искусстве второй половины XIX в. занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского (" Девятый вал", " Черное море" и др.) и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу. Верещагин первым в мировой живописи сделал героем батальных сцен простого солдата. Циклы его картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. В своих произведениях он осудил жестокость и бесчеловечность войн. Самое знаменитое полотно Верещагина - " Апофеоз войны" (1872), изображающее пирамиду из человеческих черепов, стало как бы символом варварства и безумия войны.

Это поясняла и надпись на раме картины, которую сделал художник: " Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей Александра III. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие Третьяковской галереи и Русского музея увенчало достижения русской живописи XIX века.

 

 

13.Характеристика любого деятеля науки, образования или искусства России 1880–1890-х гг. (по выбору студента) в контексте социокультурной истории страны.

Николай Петрович Семёнов (22 апреля 1823 — 11 октября 1904) — российский государственный деятель, литератор.

Содержание [убрать]

1 Биография

2 Сочинения

3 Примечания

4 Литература

Биография[править | править вики-текст]

Родился в 1823 году в семье отставного капитана лейб-гвардии Измайловского полка Петра Николаевича Семёнова (1791—1832) в родовом имении Рязанка близ села Урусово Раненбургского уезда Рязанской губернии[1]. Брат исследователя и путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского (1827—1914)[3] и внучатый племянник А. П. Буниной.

Образование получил в Царскосельском лицее (выпуск 1842 года)[4].

Служил в Министерстве юстиции[5] и и одновременно посещал занятия в Петербургском университете по курсу естественных наук. В 1846—1850 годах в Ярославле был исправляющим должность товарища председателя уголовной палаты, затем губернским прокурором. В 1850 году направлен губернским прокурором в Вильно[3]. Был обер-прокурором в одном из гражданских департаментов Сената. Состоял членом редакционной комиссии для составления «Положения о крестьянах». С 1868 года — сенатор[5].

Главный труд Семёнова «Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II» (1889—1893, премирован Академией наук) представляет капитальный вклад в литературу эпохи, особенно ценный тем, что в основу труда положены подробные записки, которые Семёнов вел во время заседаний редакционных комиссий. По тому же вопросу Семёнов написал ряд журнальных статей[5]. В юности увлекался литературой, писал стихи. Ему принадлежит книга переводов «Из Мицкевича» (1883, в 1886 удостоен Пушкинской премии Академии наук)[3]. Семёнов занимался также ботаникой и в 1878 году издал «Русскую номенклатуру наиболее известных растений»[5]. В парке усадьбы «Рязанка», которую он унаследовал в 1847 году, посадил такие редкие для центральной полосы культуры, как скумпия, барбарис пурпуролистный, псевдотсуга, несколько сортов туи[6].

Умер в ночь с 10 на 11 октября 1904 года в своём имении Рязанка[2]. Похоронен в родовой усыпальнице Семёновых у Никольской церкви села Урусово

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь