Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
III. Предмет, метод и функции философии.
1. Специфика предмета философии: взаимодействие системы МИР - ЧЕЛОВЕК. Предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая в себя человека и мир (природу). Философия выступает как знание, размышление о предельных, т.е. наиболее общих взаимоотношениях, связывающих две компоненты системы (см.рис) (на рис.: стрелки – онтология, гносеология, аксиология, праксиология – виды взаимодействия мира и человека) 2. Специфика философского метода: - теоретическая рефлексия, т.е. для философии характерен поиск предельных оснований и форм духовной жизни человека и культуры в целом; - универсализм, т.е. для философии характерно стремление познать мир в целом, выйдя за границы человеческого знания; в философии вырабатывается система общих понятий - категорий; - субстанциализм: пытаясь представить мир как единое целое, философия пытается найти сущность, субстанцию, из которой всё возникает и во что всё превращается; - критико-аналитический характер исследований (это объединяет философию и науку); - философия всегда старается выразить ценностное отношение к миру. Функции философии: 1. Мировоззренческая: философия обобщает данные совокупного человеческого опыта и пытается выработать картину мира и определить место человека в нем. 2. Методологическая: занимаясь поисками предельных оснований бытия, философия разрабатывает систему наиболее общих понятий, категорий, в которых эти знания и выражаются. 3. Гносеологическая: философия исследует те проблемы, которые находятся вне поля зрения других наук. 4. Аксиологическая (ценностная): философия теоретически обобщает, осмысляет и систематизирует ценности, складывающиеся в рамках разных культур.
2. Основные школы античности Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима. С VIII в. до н.э. в Греции формируется особая социально-экономическая организация – полис. Полис – город-государство, для которого при всех формах правления характерен один политический режим - демократия. Человек полиса ориентируется на активную жизнь и обучение, он может быть выбран на любую государственную должность (что требует умения учиться и быть активным). В полисах происходило обсуждение всех общественных проблем на агоре: от гражданина полиса требовалось умение убедить противника, доказать свое суждение логически. Процесс становления древнегреческой философии шел и как процесс становления методологии. Основные методы, сформировавшиеся в античности: Диалектика (умение спорить и отстаивать свое мнение) и теория (т.е. созерцание, умозрение). Мир, вселенная в целом понимался как природа (физис), которая представляет собой космос (порядок). Упорядоченность космосу придает логос (закон). Космос тождественен логосу и для его познания достаточно умозрения, теории.
Этапы (периоды) античной философии: 1. Натурфилософский(или физический = природный), 8-7 – 5 в.в. до н.э. Основная проблема: что является первоначалом всех вещей. Философские школы данного периода: - Милетская - Элейская - Пифагорейская - Атомистическая - Гераклит (не создавший школу) 2. Классический - конец 5 в до н.э. – 4 в. до н.э. Основная проблема: что такое человек? Важнейшими проблемами являлись и проблемы логики и теории познания. Представители: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель. 3. Эллинистическо-римский (эллинизм), после распада империи Александра Македонского, 3 в до н.э. – 3 в н.э. Греческая культура распространяется на Восток. Основная проблема данного этапа: что такое благо? Как должен вести себя мудрец? Этические проблемы.
Философские школы: - киников - эпикурейцев - стоиков - скептиков - неоплатоников - неопифагорейцев - перипатетиков (последователей Аристотеля). I. НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Милетская школа Полис Милет – богатая колония, находившаяся на торговом перепутье, куда часто заезжали мудрецы с Востока. Представители Милетской школы: Фалес (последнее десятилетие 7 – первая половина 6 в.в. до н.э.), Анаксимандр (конец 7 – вторая половина 6 в.в. до н.э.), Анаксимен (6 в. до н.э.) Основная проблема, которую решали милетцы - это проблема «архэ», т.е. первоначала всех вещей. Для Фалеса архэ – это вода (т.е. жидкость как таковая). Анаксимандр ввел термин «первоначало» – архэ. Их архэ всё возникает, из него состоит и в него всё возвращается. У Анаксимандра архэ – это «апейрон» (беспредельное, бескачаственное начало). Анаксимандр формулирует первые диалектические идеи: все вещи возникают из противоположностей «холодного» и «теплого». Всё изменяется и переходит из одного состояния в другое. Анаксимен - делает шаг назад - у него архэ – это конкретное вещество, воздух. Элейская школа Основатель: Ксенофан (расцвет /акмэ/ - 570 г. до н.э.) Ксенофан первый осуществил антропологическую критику религии (каждый народ создает своих богов по своему идеальному образу); выдвинул идею космоса как бытия – шарообразного, неподвижного, неделимого и совершенного. Парменид(вторая ½ 6 –середина 5 вв. до н.э.). Парменид ввел в философию понятие «бытие». В своей работе «О природе» он утверждал: Есть два пути познания мира: путь мнения, который дает нам представление о кажущемся мире (т.е. небытии), этот мир изменчив, состоит из множества многообразных вещей; путь истины, путь знания (который дает нам представление о бытии). Бытие – то, что существует – оно не возникает, не уничтожается, оно неделимо, однородно и совершенно. Зенон Элейский (конец 6 в. (начало 5 в. до н.э.)). Он не создавал новые идеи, а доказывал идеи Парменида. Известно 40 доказательств против множественности, 4 апории против движения. Зенон является основателем субъективной диалектики, которая строится по принципу: «Если доказать, что что-то противоречиво, а значит оно не может мыслиться и поэтому неистинно, то обратное ему будет истинно». 3. Пифагорейская школа Основатель - Пифагор (расцвет /акмэ/ - 530 г. до н.э.). Он утверждал, что: 1. Космос подчиняется количественным закономерностям. Поэтому архэ – это число. Ранние пифагорейцы понимали число сначала как нечто вещественное, а поздние как числовую абстрактную единицу. Согласно пифагорейцам, мир состоит из четных и нечетных чисел. 2. У пифагорейцев возникают первые антропологические идеи: человек состоит из тела и души: душа – бессмертна, она покидает тело при смерти человека. 4. Атомистическая школа Демокрит(родился в 460 г. до н.э.). Учитель Демокрита (легендарный основатель атомизма) – Левкипп ввел понятие атома. «Атом» буквально неделимый. По Демокриту, «бытие – это атомы, атомы являются архэ (из них вещи состоят, атомы соединяются - вещи возникают, распадаются - вещи исчезают). Атомы постоянно движутся в пустоте, отличаются друг от друга весом, размером и положением в пространстве. Из атомов состоят тела, которые соединяются в тела по необходимости. Демокриту принадлежит одна из первых формулировок принципа детерминизма («детермо» = определяю): в мире нет случайности, а есть жесткая необходимость, связь причин и следствий. Теория познания Демокрита: Демокрит является представителем сенсуализма, согласно которому единственным надежным источником познания являются органы чувств, т.к. в нашем теле есть атомы, которые присутствуют и в вещах (подобное познается подобным). Душа по Демокриту, состоит из особых, светоносных атомов. 5. Гераклит Гераклит ( расцвет /акмэ/ 504-501 гг. до н.э.). По Гераклиту, архэ – это огонь (важнейшая характеристика - изменчивость). У Космоса (природы) есть закон, подчиняющий себе всё существование природы – логос (слово). «Всё не только упорядочено, но и подчиненно закону существования космоса». Гераклит развил и четко сформулировал диалектические идеи, появившиеся еще в философии милетцев. Диалектические идеи Гераклита: он развивает положения об изменчивости и противоречивости всего существующего: 1. Всё в мире изменчиво. Вещи возникают, изменяются и гибнут (исчезают), возвращаясь к своему первоначалу. 2. Все изменения происходят благодаря борьбе противоположностей. 3. Противоположности находятся в гармоническом единстве. Это всё объективная диалектика мира, где господствуют противоречия. II. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Центром классической философии, классической культуры в целом становятся Афины после греко-персидских войн. Классический период начинается с так называемого «гуманистического предпериода», для которого характерно зарождение антропологических идей, формирование в примитивной форме принципа антропоцентризма. 1. Софисты Софисты – буквально платные учителя мудрости. Софистов можно разделить на: старших и младших. После греко-персидских войн начинается кризис полисной системы и именно софистами осознается необходимость переоценки полисных ценностей. Софисты противопоставляют природе созданное человеком (т.е. законы и ценности). Т.к. законы и ценности созданы человеком, то они могут быть переосмыслены, переоценены. Критерием переоценки является человек как «мера всех вещей». Старшие софисты: Протагор(491 г. до н.э. – 381 г. до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек – мера всех вещей». В ней можно увидеть первую (весьма примитивную) формулировку принципа антропоцентризма. Но, если человек выступает критерием для переоценки ценностей, то это может вести к релятивизму (т.е. к признанию относительности всех ценностей). Горгий. Для его философии характерно доказательство относительности, как знаний, так и ценностей. Горгий полагал, что в мире нет абсолютного, всё – относительно. Поэтому истина не имеет значения, главное - умение логически доказать свою правоту (иногда запутав противника, даже путем логических ошибок). 2. Сократ Сократ (469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.). Сократ – оппонент софистов, основатель рационализма. Ученики Сократа: Платон, Евклид из Мегары, Диоген. Значение Сократа в философии: 1. Именно Сократ заложил основание для рационалистической антропологии (учения о человеке). По Сократу, человека представляет собой единство тела и души, которая определяет сущность человека. Душа - это разум, а разум – это способность к приобретению знаний и к нравственному поведению. На основе рационалистической антропологии Сократ создает рационалистическую этику: нравственность человека, добродетель – это знания. Свобода – следование разуму, а не инстинктам, следование установленным законам полиса. 2. Сократ впервые поставил проблему метода. Метод Сократа: майевтика (это название определила профессия матери Сократа – повивальной бабки, он считал, что помогает родиться мысли так же, как его мама помогала родиться ребенку). Майевтика по форме представляла собой маску незнания («я знаю, что ничего не знаю») и иронию. Через иронические вопросы собеседнику Сократ старался придти к знанию. По содержанию майевтика представляла собой индукцию (умозаключение от частного к общему) и определение понятия. Сократ сделал вывод: существует нечто общее, что объединяет ряд предметов, но к ним не сводится. Это понятие - форма мысли, в которой фиксируется общее у ряда сходных предметов. Например, красота, добро и т.п. Малые сократические школы 1. мегарская. 2. элидо-элитрейская. Это школы «спорщиков», занимавшихся логикой и диалектикой как искусством спора. 3. школа киренаиков; ее представители рассуждали о нравственности, о добродетели; они полагали, что философия должна быть не теоретической, а практической, определенным образом жизни. 4. школа киников (циников, «кинес» – собака). Основатель – Антисфен (446 г. до н.э. – 366 г. до н.э.). Яркий представитель – Диоген из Синопа. Киники также размышляли о добродетели, о благе (т.е. счастье). Они полагали, что истинное благо - это то, что нельзя отнять у человека, т.е. свобода (прежде всего, внутренняя). Свободу они понимали как независимость от внешнего окружающего мира, от общества (абсолютное погружение в себя). 3. Платон Платон(428 г. до н.э. – 347 г. до н.э.). Эволюция идей Платона: от Сократа через Гераклита, элейскую школу и пифагорейцев. Следует отметить спецификумышления Платона, оно насыщено мифологическими образами, иллюстрирующими рациональные философские положения. Философская система Платона целостна, она включает в себя онтологию, гносеологию, философскую антропологию, социальную философию, этику и эстетику. Онтология Платона: Платон выделяет три уровня бытия: 1. Подлинное бытие - мир идей, эйдосов (эйдос – образ, идея); 2. Кажущееся бытие – мир вещей (обычный мир); 3. Небытие – первоматерия. Мир идей – это идеальный прообраз мира вещей. Его подобие - мир вещей создается из небытия (первоматерии) Демиургом. Демиург – творец мира вещей по прообразу мира идей. Неподлинное бытие устроено по законам диалектики Гераклита: всё движется, все изменяется. Мир идей – прекрасен, неподвижен и неизменен. Идеи упорядочены по иерархическому принципу: истина, благо, красота – высшие ступени в этой иерархии. Гносеология Платона. В ее основе платоновская антропология: человек представляет собой единство души и тела. Платон – рационалист. Он полагает, что благодаря ощущениям мы можем получить знание (мнение), но оно не истинно; основной источник познания - разум. По Платону, «душа человека была когда-то идеей, находясь в мире идей, она приобрела знание, это означает, что она знает всё». Однако, попав в тело – «темницу души», она всё забыла. Следовательно, познать значит всё вспомнить. Теорию познания Платона можно назвать теорией анамнесиса - теорией припоминания. Душа человека состоит из трех частей: вожделеющая, волевая и разумная. В зависимости от преобладания этих частей Платон выделяет три типа людей. И соответственно, три слоя общества: ремесленники (у них преобладает вожделеющая часть души); воины (у них преобладает волевая часть души); мудрецы-философы (у них преобладает разумная часть души). Они должны управлять государством. Государство возникает из потребностей людей, люди нуждаются в еде, защите, жилище и управлении. На этой основе он строит одну из первых социальных утопий. Каждой части души соответствует своя добродетель. 1. Преимущество вожделеющей части души: ремесленники. Для них добродетелью является воздержание 2. Преимущество волевой части души: воины. Для них добродетелью является стойкость. 3. Преимущество разумной части души: мудрецы (философы) – они должны править в обществе. Для них добродетелью является мудрость, а для всех это дает справедливость.
4. Аристотель Аристотель (383 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), ученик Платона, но он критиковал его философию (прежде всего, онтологию за теорию идей). Аристотель полагал, что Платон «удваивает мир», разрывая и противопоставляя идеи и вещи - сущности вещей и сами вещи. Важнейшие работы Аристотеля - «Метафизика (первая философия)», «Физика». Он был философом с естественнонаучной ориентацией (сын врача), энциклопедистом, сведущим во многих областях знания. Аристотель систематизировал известные ему научные знания по цели и предмету: 1. Науки теоретические, их цель – знание. К ним относятся: метафизика (первая философия), физика и математика. 2. Науки практические их цель – руководство человеческим поведением. К ним относятся: этика, экономика и политика. 3. Творческие науки их цель – достижение пользы и ориентация на прекрасное К ним относятся: поэтика, риторика и искусство. Все они входили в сферу научных интересов самого Аристотеля. Онтология Аристотеля. Ее основа – критика предшествующих концепций. Основной объект критики – теория идей Платона. Аристотель критикует Платона за удвоение мира, за необъяснение причастности идей вещам, за разрыв общего и единичного, сущности вещи и самой вещи. На основании данной критики Аристотель выдвигает учение о 4-ех причинах вещей: материальной, формальной, активной или действующей, финальной или целевой. Эти причины обязательны для появления любой единичной вещи, которую Аристотель называет субстанцией. Все причины их можно свести к двум: материи и форме. Например, чугунный шар состоит из материи - чугуна и формы - шара. Все вещи представляют собой единство материи и формы, имея в своей основе первоматерию, состоящую из пяти элементов: воды, огня, воздуха, земли и светоносного эфира. На основе отношения материи и формы Аристотель пытается объяснить появление единичных вещей. Материя пассивна, а форма активна. Материя - это возможность, а форма - действительность. Переход от возможности к действительности, т.е. соединение материи и формы дает единичную вещь – субстанцию. Это происходит благодаря движению. Движение становится объектом философии Аристотеля. Движение присуще вещам, его исходной причиной является неподвижный перводвигатель. Аристотель выделяет виды движения: возникновение, становление, гибель, перемещение, изменение. Гносеология Аристотеля (как и у Платона, строится на основе философской антропологии). Человек – единство души и тела. Душа не бессмертна, она имеет свое развитие, присуща всему живому. Она состоит из частей. 1. Вегетативная часть души характеризуется функциями питания и размножения. Вегетативная часть души свойственна растениям (и затем животным). 2. Активная, двигательная часть души характеризуется функцией движения. Она свойственна животным. 3. Разумная часть души характеризуется функцией познания. Она свойственна только человеку. Познание начинается с органов чувств; источником знания является чувственное познание. Второй уровень – это разумное познание, разумом мы познаем сущность вещей, а высший уровень познания – научное, философское познание, осуществляемое при помощи категорий. Аристотель систематизировал категории, выделив десять основных. По Аристотелю, «истина – соответствие знаний самому предмету». Аристотель – один из основателей корреспондентной теории истины (теории соответствия). Аристотель стал создателем формальной логики (сформулировал основные законы формальной логики). По Аристотелю, человек - это политическое, общественное животное. Он считал, что основой идеального общества является средний класс – нечто среднее: «небогатые, но и не бедные». Таким же образом он нашел идеальный тип правления - нечто среднее между хорошими и плохими типами правления. К хорошим типам правления Аристотель отнес монархию, аристократию, политию (идеальный тип правления), к плохим - тиранию, олигархию, демократию. Полития – это единство демократии и аристократии. Этические взгляды Аристотеля. Он занимался поисками счастья для единичного человека. Счастье возможно лишь на основе добродетели. Аристотель выделил следующие виды добродетели. 1. Умеренные добродетели, которые связаны с тем, что человек ориентируется на разум и не потакает инстинктам. 2. Идеальные добродетели: справедливость, мужество, благородство; они ориентируются на ровное, спокойное существование духа (т.е. счастье).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2102; Нарушение авторского права страницы