Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интервенция в Армению в 1299 году?



 

Все началось, если верить Хетуму из Корикоса, с на­ступления мамелюков на армянское царство Киликию, повлекшего за собой, несомненно по просьбе царя Хету-ма II, монгольское вмешательство; исходя из этой ситуа­ции, христиане Кипра и претворили в жизнь — в форме конкретных действий, но не без затруднений, — страте­гию союза с монголами.

Хетум-историк связывает нападение мамелюков с ослаблением Армянского царства в результате раздо­ров внутри царствующего рода. Надо привести некото­рые подробности о переменах взглядов царя Хетума II и о последствиях этого293. В 1296 г., во второй раз от­рекшись от власти, снова в пользу своего брата Тороса, царь решил ехать в Константинополь, чтобы повидать­ся со своей сестрой Ритой, супругой сына императора Андроника II; любопытно, что Торос его сопровождал. В византийской столице они провели месяцев шесть, из чего мы можем заключить, что в Армению они вер­нулись в середине 1297 года. В их отсутствие их брат Смбат, воспользовавшись тем, что армянская знать и духовенство были встревожены и недовольны этим без­действием правителей, узурпировал власть; когда они вернулись, он велел их арестовать. Смбат царствовал почти год, то есть 1297 год и начало 1298 года. Четвер­тый брат, Константин, недовольный судьбой, которую Смбат уготовал Хетуму и Торосу, восстал против пер­вого, чтобы освободить их. Тогда-то Смбат и приказал казнить Тороса и ослепить Хетума. Однако Константину удалось освободить прежнего царя и вылечить его, так что Хетум вновь обрел зрение и даровал Константину нечто вроде властных полномочий. Оба брата вместе со знатью и церковью Армении приняли решение, что сле­дующим царем будет Левой (Левой III), малолетний сын покойного Тороса; пока он не станет совершеннолет­ним, временно управлять царством будет Константин. Сторонники Смбата были схвачены и казнены, сам Смбат посажен в заточение. Это было в конце 1298 или в начале 1299 года.

Тем временем, опять-таки если следовать Хетуму, «сарацины, которые не дремали», воспользовались эти­ми раздорами и ослаблением царства, чтобы напасть на него: «Враги христианской веры заняли третью часть всего Армянского царства»; в частности, они захватили замки Сарвандикар и Рош-Гильом, последний бастион ордена Храма на материке и резиденцию руководства его провинции Армения. Это произошло в 1298 или 1299 го­ду294. Константин сделал все, что мог, для обороны стра­ны, но Хетум, вновь обретший зрение (но, похоже, не прозорливость! ), «не был доволен правлением своего брата». И вот наш францисканец — в послушании брат Иоанн — с верными людьми велит ночью арестовать Константина. Он силой снова берет власть в столице Сисе, а потом добивается от обоих братьев, Смбата и Константина, нового признания себя повелителем и ца­рем. Он отсылает их обоих, вместе, на галере в Констан­тинополь, под охрану греческого императора. Чтобы они «больше не вернулись к себе на родину! »295

К счастью для армян, мамелюки не смогли в полной мере воспользоваться этими трагикомическими эпизода­ми, потому что неразбериха началась и у них: в 1298 г. был убит султан Ладжин, в результате чего во власть вернулся аль-Малик ан-Насир Мухаммед (Калаун II), который уже был султаном в 1293-1294 годах. Так что наступление мамелюков в Армении должно было пре­рваться на несколько месяцев; но едва ситуация в Каире стабилизировалась, военные операции возобновились.

Лето 1299 года. Теперь Хетум II обращается к Газа­ну, хану Персии, который, хоть и обратился в ислам, все еще рассматривает мамелюков как своих главных врагов. Последний в октябре покидает свою столицу Тебриз и направляется в область Евфратезия (в верховья Евфрата); в декабре он захватывает Алеппо. Вскорости с ним соединяется царь Хетум, в состав чьего войска как будто входят госпитальеры и тамплиеры Армянского царства296, которые примут участие в дальнейшем по­ходе. 24 декабря 1299 г. хан и его союзники одерживают блестящую победу над мамелюкской армией во втором сражении при Хомсе297. Монголы преследуют войска про­тивника, бегущие на юг, но останавливаются на уровне Газы. 30 декабря Газан захватывает Дамаск, но цита­дель продолжает держаться. Был ли занят Иерусалим? Предание утверждает, что Хетум отслужил обедню на день Богоявления (6 января) в храме Гроба Господня. В первые месяцы 1300 г. казалось, что монголы вот-вот завоюют всю Сирию.

К какому моменту 1298 или 1299 г. можно отнести присутствие в Армении Оттона де Грансона и магистров орденов Храма и Госпиталя (или, скорее, великого ко­мандора последнего), о чем говорит Хетум из Корикоса? Дважды в первые недели своего похода Газан всту­пал в контакт с кипрскими латинянами, прося их о по­мощи. Первое письмо, датированное 21 октября 1299 г., пришло на Кипр 3 ноября, привезенное гонцом хана; второе послание датируется концом ноября. Эти письма адресованы королю Кипра и магистрам орденов Храма, Госпиталя и Немецкого (Тевтонского)298. Согласно Ама-ди, христиане не дали хода этому делу из-за несогласия между военными орденами; и действительно, христиане в этом походе не участвовали, кроме армян и местных тамплиеров и госпитальеров.

Большинство историков разделяет эту точку зрения и поэтому обвиняет ордены в том, что из-за их традици­онного соперничества была упущена возможность для Газана вернуть Святую землю299. Присмотримся к ситуа­ции внимательней. В самом деле, как согласовать эти письма и призывы Газана с данными текста Хетума из Корикоса, если их отнести, как я показал в предыдущей главе, к 1298 или 1299 году? Сам историк Хетум, вернув­шись в Армению в 1298 г., присутствовал в сражении при

Хомсе и при разных эпизодах, последовавших за этим боем300. Конечно, историк скуп на детали относительно присутствия глав орденов в Армении, но он также ни­чего не говорит о тогдашних действиях царя Хетума II; может быть, он не хочет возвеличивать поступки царя, которого ненавидит? Западные источники молчат: Тир-ский Тамплиер не упоминает о присутствии глав орденов в Армении, но он ничего не говорит и об обращениях Газана, и это не он ссылается на предполагаемую склоку между тамплиерами и госпитальерами, а Амади, текст которого составлен намного позже и в основном списан с текста Тирского Тамплиера.

На самом деле, я думаю, присутствие Грансона, Моле и великого командора ордена Госпиталя в Армении не было связано с монгольским наступлением; в любом случае просто по хронологическим причинам оно не мог­ло быть ответом на призывы Газана, поступившие позже. Эти высокопоставленные лица действительно прибыли в Армению, но чуть раньше монгольского наступления, во время нападений мамелюков. Не забудем, что как раз в 1298 или 1299 г. в руки мусульман попал замок Рош-Гильом. Оттон де Грансон, Жак де Моле и прочие могли совершить поездку затем, чтобы нанести ответный удар вторгшимся мамелюкам, а не чтобы помочь монголам, которых пока не ожидалось.

Обращение Газана опоздало, потому что он сам уже был в пути, когда его писал, и можно полагать — ко­нечно, не исключая разногласий между христианами, даже если ни один тогдашний источник, вроде Тирского Тамплиера, не дает оснований для подобного утвержде­ния, — что кипрские христиане были не в состоянии ответить столь быстро. Ведь то, что произошло в первые месяцы 1300 г., показывает: военные ордены и киприо­тов нельзя обвинить ни в злой воле, ни в проволочках, и, возможно, лишь неготовность помешала им быстро откликнуться на запоздалые призывы Газана. Надо по­ставить под вопрос и мотивы персидского хана: зачем он дожидался ноября, чтобы попросить помощи у христиан, когда сам уже не меньше месяца был в походе?

Оба письма Газана за конец 1299 г. не остались без­ответными. Кипрские сеньоры действительно остави­ли остров, чтобы присоединиться к хану: может быть, в конце 1299 г., более вероятно — в январе 1300 года. Ги д'Ибелен, граф Яффский, и Жан де Жибле, оба — рыцари из королевства, высадились со своими вассала­ми и друзьями на сирийском побережье и заняли замок Нефин. Они собирались добраться до Армении, чтобы примкнуть к Газану. Через несколько дней они узнали, что тот закончил свой поход и вернулся к себе в столи­цу, Тебриз. Эта инициатива обоих рыцарей была, конеч­но, незначительным эпизодом, тем не менее она отража­ет настроение христиан301.

Дело было лишь отложено до другого раза, даже если благоприятные условия конца 1299 г. подвернутся не тотчас. В течение 1300 г. произойдет попытка предпри­нять лучше подготовленную совместную акцию монго­лов, армян и кипрских сил. И Жак де Моле целиком в нее включится.

Стратегия союза смонголами в действии

 

Идея совместной акции монголов Персии и латинян была не новой, а ее цели — довольно просты: при раз­деле стран, завоеванных у мамелюков, между монголами и христианами последние получили бы территории быв­ших латинских государств Востока (с Иерусалимом). Об этом напоминает в письме, посланном с Кипра 24 марта 1300 г., Тома Гра: «И означенный Казан послал гонцов к королю Иерусалима и Кипра, и к общинам, и к орденам, дабы они повидались с ним в Дамаске или в Иерусалиме, и обещал отдать им всю землю, каковую христиане неког­да имели при Готфриде Бульонском». Автор имеет в виду наступление Газана осенью 1299 года. Вера в это обе­щание и породила слух, вызвавший энтузиазм на Западе в начале 1300 г.: якобы Иерусалим снова в руках христи­ан. Говорили даже, что царь Армении Хетум отслужил обедню в день Богоявления в храме Гроба Господня302.

Наступление и победы Газана тоже породили на Ки­пре много надежд, судя по письму одного францисканца из Никосии, датированному 14 февраля 1300 года. Он тоже писал, что Хетум молился в храме Гроба Господня, и предвещал, что «наш Министр и многие наши братья [францисканской провинции] готовятся достичь Сирии, равно как рыцари, и пехотинцы, и все прочие монахи»303. Но весть об уходе Газана в тот же месяц заставила отло­жить эти благие намерения до лучших времен. Вернемся к проблеме слабого места у монголов: надолго мобили­зовать большую армию всадников было трудно, и не по­тому, что не удавалось удержать людей, а потому, что не удавалось прокормить лошадей. Прекратив преследова­ние мамелюкской армии после своей победы при Хомсе, Газан не смог полностью уничтожить армию каирского султана. Тирский Тамплиер считает его погоню «вялой» и объясняет, почему она была такой: «Он принялся пре­следовать разбитых, не весьма о том стараясь, ибо его животные были утомлены от великого перехода, каковой они проделали, и от битвы, и от нехватки корма»304.

Вернувшись в Тебриз, Газан оставил Сирию под управлением эмира Мулая, которого Тирский Тамплиер называет Мо1ау, отчего его можно перепутать с нашим великим магистром; не здесь ли истоки легенды о том, что Жак де Моле вошел в Иерусалим — легенды, к ко­торой я вернусь в конце книги? 305

Газан, однако, обещал, что вернется в ближайшем ноя­бре, чтобы на сей раз напасть на Египет306. Тем временем, в течение 1300 года, хан предпринимал все новые дипло­матические инициативы, адресуясь к Кипру и Западу.

Тирский Тамплиер отмечает прибытие в Никосию, вероятно, весной 1300 г., посланников, главу которых Амади называет «миссер Киаль» или «Киоль». Речь идет об Изоле Пизанце, итальянском купце-авантюристе (из пизанского рода Бофети), который пользовался выгодной ситуацией при дворе Газана и был ценным посредником в отношениях монгольского хана с Западом и, в частно­сти, с папой307. По договоренности с киприотами к папе было направлено общее посольство: в письме-донесении, отправленном 2 июля из Барселоны, Ромеу де Маримундо, советник арагонского короля, сообщает своему повелителю, что «послы от татар, от царя Армении, от короля Кипра, от магистра Храма и от прочей заморской знати должны нанести визит верховному понтифику; они уже в Апулии и со дня на день ожидаются в курии»308. Посланник монголов называл себя Викариус и, вероят­но, тоже был итальянцем.

Несомненно с тем, что продемонстрировать как хри­стианам, так и мамелюкам единство монголов, замор­ских франков и Западной Европы, 20 июля начался рейд христианского флота в направлении Египта и Сирии. Собравшись на совет в Фамагусте, король Генрих II Кипрский, Жак де Моле и великий командор ордена Го­спиталя в самом деле решили бросить на Египет флот из шестнадцати галер, шести саетт и еще нескольких панфил (маленьких и скоростных гребных судов). Ни хроника Тирского Тамплиера, ни хроника Амади, более точная, не сообщают, чтобы на борту одного из судов находились король и магистр ордена Храма: «Король Кипра, сир Тира — его брат, магистр Храма, командор Госпиталя и миссер Киаль, посол Кассана, поехали тог­да в Фамагусту, где держали совет, решая, следует им переправляться или нет». Они решили переправиться, но ничто не позволяет утверждать, что они были в по­ходе, кроме ханского посла: в самом деле, на кораблях подняли знамя ильхана, потому что он был на борту309. Флотилия двинулась к дельте Нила, атаковала Розет­ту, потом разграбила Александрию и повернула на север, в направлении Акры, а потом Тортосы; налет госпита­льеров на Мараклею не удался. Затем флот вернулся на Кипр310. В военном отношении результат был очень скромным, в отношении добычи — не столь малым и не был бесполезен в пропагандистском отношении («что-то делается»). Главное достоинство этой экспедиции состоя­ло в том, что она продемонстрировала единство кипрских франков и закрепила в форме конкретного деяния союз с монголами. Мобилизовавшись, франки сумеют быстро ответить новому посланнику Газана, который прибыл на Кипр сообщить о решении монгольского хана выступить в поход в ноябре 1300 года:

 

В оном [1300] году приехал на Кипр посланный Газаном, царем татарским, и рек, что Газан должен выступить оной зимой и желает, дабы король и все франки направились дожидаться его в Армению, где царь и его народ сделают для них приготовления311.

 

Газан покинул Тебриз 30 сентября. Он вошел в кон­такт с Хетумом II и на сей раз мог рассчитывать на по­следующую мобилизацию кипрских франков312.

В самом деле, в ноябре Амори Тирский — брат короля, магистр ордена Госпиталя Гильом де Вилларе, как раз при­ехавший с Запада, и Жак де Моле направили своих ры­царей на остров Тортосу, или Руад, километрах в трех от сирийского берега. Амори привел туда триста рыцарей, а «Храм и Госпиталь имели их столько же или больше»313.

Каталонский граф Бернарт Гильем д'Энтеса, выса­дившийся в Фамагусте в конце 1300 г., написал королю Арагона, вероятно, в марте 1301 г., рассказав о том, что происходило на островке зимой:

 

Газан, находясь в своей земле, послал несколько гонцов на Кипр, к прославленному королю Кипра, магистрам Госпиталя и Храма, дабы им сообщить, что пойдет в землю неверных, сынов Исмаила, ка­ковую обычно именуют Хем (Сирия), в ближайшем ноябре. И он просил, чтобы христиане готовились прийти к нему со всей их армией [...]. Услышав это, христиане [...] подготовились и направились на остров Тортоса, расположенный менее чем в двух милях от берега. Были то достойный муж — сеньор Тирский, брат прославленного короля Кипрского, пришедший с большим количеством воинов, наш магистр госпитальеров со всеми, кто сопровождал его в поездке и кто совершил много прекрасных и достойных дел, и с ним его люди с Кипра, и магистр тамплиеров со всем своим монастырем и многими иными людьми. С этого острова они переправились на материк, сталкиваясь с великими опасностями и положениями, где оставались двадцать пять дней или более; тем самым на острове и на материке пробыли они четыре месяца и более. И там они еже­дневно ждали прихода Газана314.

 

Но Газан не пришел.

В январе 1301 г. в Северной Сирии появился лишь монгольский авангард под командованием полководца по имени Кутлуг-хан. Суровая зима не позволила привести более значительные силы кавалерии. В феврале, нако­нец, эмиссар Газана передал царю Хетуму, что хан отка­зывается продолжать свой поход и переносит нападение на мамелюкский Египет на более позднее время. Рядом с Хетумом находились Ги д'Ибелен и Жан де Жибле. Я уже писал, что эти кипрские сеньоры впервые высади­лись в Сирии в начале 1300 г.; если только они не оста­вались при царе Хетуме целый год, что маловероятно, они, должно быть, вернулись с Амори Тирским в ноябре и были посланы, с учетом их опыта, к армянскому царю, чтобы вернее получать сведения о передвижениях мон­гольских войск315.

Таким образом, надо понимать, что христианские силы под командованием Амори Тирского и великих магистров орденов рассчитывали на следующее: высадившись в де­кабре 1300 г. в Тортосе, они смогут соединиться с Газа-ном под Алеппо, через который почти неизбежно должны были пройти монголы, идущие в Сирию из Месопотамии. Они оставались на материке двадцать пять дней; они гра­били города и деревни, нападали на мирное население и брали многочисленных пленных, которых перепродавали на кипрских рынках в качестве рабов. Потом, как пишет Тирский Тамплиер, «когда они узрели, что татары слишком запаздывают с приходом, а сарацины собрали много народу, дабы отправиться за ними в погоню, они верну­лись на означенный остров Тортосу»316. Они стали ждать на островке, полагая, что дело в обычной задержке. Но в феврале 1301 г. царь Хетум получил сообщение, что Газан не придет. Уведомленные в свою очередь, франки Руада собрали совет и решили эвакуировать основные силы своих войск, расположенных там. Рыцари Амори Тирского и госпитальеры в конце марта или в начале апреля вернулись на Кипр. На месте остался контингент тамплиеров, переданный под ответственность маршала ордена Бартелеми де Кинси (Сhinsi или Quinsy).

Однако значит ли это, что оккупация и защита Руада становились исключительно задачей тамплиеров? По ви­димости — да, фактически — нет.

В самом деле, вернувшись в 1300 год, можно кон­статировать: высадка на Руаде в ноябре была заверше­нием операции, готовившейся в течение этого года все­ми христианскими силами, базирующимися на Кипре, в надежде наконец осуществить все планы, связанные с монгольским союзом. Указания на эту мобилизацию христиан, если не доказательства ее, содержатся в не­котором количестве документов 1299-1300 годов.

С середины 1299 года госпитальеры Кипра просили Гильома де Вилларе, своего великого магистра, прибыть на остров, чтобы провести капитул; им несомненно ка­залось, что ситуация предоставляет достаточно богатые возможности, чтобы присутствие великого магистра на месте считать необходимым317. Не отставали и госпита­льеры Запада, судя по письму одного брата из Нанта, датированному 4 мая 1300 г.: «Наш магистр приказал и повелел нам, дабы мы были готовы отправиться с ним в сию переправу в августе месяце, мы же приказали на­шим подчиненным, каковые должны отправиться с нами». И он добавляет фразу, больше говорящую о состоянии духа «в тылу», чем многие привычные рассуждения исто­риков о так называемом упадке крестоносного движе­ния: «И знайте, сир, что весьма многие из нас были рады сему приказу»318.

Гильом де Вилларе решил приехать и высадился на Кипре в конце октября 1300 года. 5 ноября в Лимасоле он собрал генеральный капитул ордена, где было при­нято несколько новых статутов. Один из них особенно интересен, потому что ясно указывает: орден Госпиталя намечалось перебазировать обратно в Сирию.

 

Установлено, что, пока магистр и монастырь будут в королевстве Кипрском, генеральный капитул со­бираться будет в Лимезоне [Лимасоле]. Если же ма­гистр и монастырь отправятся в Сирию, пусть ма­гистр держит совет с монастырем либо с большей его частью относительно места, где должен будет собираться генеральный капитул319.

 

Можно пойти и дальше, сославшись на показание одного кипрского тамплиера, допрошенного в 1308 г. во время процесса. В самом деле, Жан де Сен-Жорж зая­вил, что был принят в орден на Троицу 1300 г. (т.е. 28 мая) In Suro in Domo dicti ordinis в присутствии Бар-телеми де Кинси, маршала ордена. Франческо Томмази идентифицирует In Suro как«в Тире». Издательница ма­териалов процесса на Кипре в английском переводе Энн Гилмор-Брайсон отвергает эту идентификацию и пред­лагает населенный пункт в Бургундии под названием Сивре (Sivre, или Sivrey), предполагая, следовательно, что маршал ордена тогда находился во Франции. Пьер-Венсан Клавери, полагая, что в то время такое было совершенно невероятно, потому что полным ходом шли приготовления к совместной акции с монголами, при­нимает гипотезу, что дело было в Тире. Однако можно полагать: именно потому, что осенью-зимой 1300 г. гото­вилась крупная операция совместно с монголами, не ис­ключено, что маршала могли отправить на Запад, чтобы он поторопил тамошние власти с набором новых бойцов.

В таком случае Бартелеми де Кинси 28 мая был в Бур­гундии, а ведь известно, что генеральный капитул всей провинции Франции собирался в Париже 29 июня (на день Петра и Павла). Известно, что в связи с этим на Восток отправлялись сотни бойцов. Таким образом, мар­шал вполне успевал вернуться на Кипр к концу лета320.

 

Вот другой документ, несомненно менее однозначный, но, как я считаю, показательный. 25 февраля 1300 г. ко­мандор ордена Храма (командор земли, или великий ко­мандор, или просто командор Фамагусты? ) зафрахтовал (нанял) генуэзский неф, укомплектованный экипажем из 55 человек, за 3000 сарацинских безантов. Наняв его на период с марта по середину июля, тамплиеры получали возможность «покидать порт Фамагусту и направляться в порты Сирии, в места, указанные ниже, сиречь в Тортосу, Триполи, Тир и Акру. В сих местах тебе будет позво­лено, тебе и означенному дому, через посредство шлюпок погружать на неф и выгружать с оного коней и любой груз, находящийся на нефе, по твоей воле либо воле оно­го дома прибывая в означенные места и отбывая из них».

Обычная торговая операция? Не думаю, потому что, с одной стороны, в тексте об этом нет ни слова, с дру­гой — в ситуации 1300 года, если учесть недвусмыслен­ную позицию великого магистра в отношении торговли с неверными (позицию, которая активно проявится через несколько лет в проекте крестового похода, который бу­дет передан Клименту V), это представляется невозмож­ным. Может быть, судно намеревались использовать для проведения рейдов на побережья? Ведь предполагалось выгружать коней! Если так, это бы означало, что уже в конце февраля, когда стало известно об уходе Газана, в расчете на его возвращение в ноябре готовили экс­педицию, которая в конечном счете состоится в июле 1300 года321. Кстати, 19 апреля магистр провинции Арагон-Каталония Беренгер де Кардона писал из Сараго­сы Педро де Сан-Хусто, командору Корбинса:

 

Мы получили письма от сеньора заморского маги­стра [Жака де Моле], требующие от нас перепра­виться в сем году на Землю [на Кипр], поелику та­тары завоевали Землю и нужно помочь монастырю Храма [...]. Желая полностью выполнить свой долг, мы просим Вас любезно сообщить о вашей доброй воле и собрать все деньги, какие у Вас есть322...

 

Упомянутые письма великого магистра должны были датироваться концом февраля или началом марта. Беренгер де Кардона действительно летом 1300 г. поехал на Кипр и провел несколько недель зимой 1300-1301 гг. на Руаде. Есть интересные, нотариально заверенные до­кументы о фрахтовке каталонского нефа, которую он совершил в Фамагусте для возвращения в Барселону в обществе другого каталонского тамплиера, Беренгера Гвамира323.

Наконец, 27 апреля 1300 г. Руджеро ди Лориа, талант­ливый адмирал флота Хайме II Арагонского, ставший после того, как последний подписал мир с Карлом II Ан­жуйским (направленный против короля Сицилии Феде­рико III, родного сына Хайме II! ), адмиралом анжуйско­го флота Неаполя, пишет своему прежнему (и в малой степени нынешнему) патрону, сообщая об инициативах орденов Храма и Госпиталя, которые уже два года соби­рают в Неаполитанском королевстве и переправляют за море всё, что необходимо в связи с выступлением татар против сарацин в Святой земле324.

Таким образом, длительное нахождение тамплиеров на Руаде с апреля 1301 г. объясняется не капризом; это не было случайной авантюрой, лишенной будущего. Кипрские рыцари под началом Амори Тирского, королев­ского брата и коннетабля Иерусалимского королевства, и госпитальеры не покинули их. Начиная с ноября предыдущего года всё решалось и делалось сообща. То же было и в марте 1301 г.: одной группе, в данном случае — тамплиерам, поручили контролировать, удерживать для всех этот христианский плацдарм в ожидании близкого вторжения монголов и в надежде, что на сей раз оно все-таки произойдет. В любом случае островок был слишком маленьким и слишком бедным, чтобы держать там дол­гие месяцы слишком значительный гарнизон.

Тамплиеры на Руаде

 

Руад — одинокий островок близ сирийско-палестинского побережья. Бесплодный песчаный остро­вок тянется на 700 м в длину и на 400 в ширину, его по­верхность находится вровень с волнами (высота 15 м над уровнем моря). Две бухточки образуют укрытие для ры­бацких судов. Руад, отобранный у тамплиеров в 1302 г., до нынешнего периода населяли рыбаки и торговцы; перед второй мировой войной он вмещал до 3500 жителей325.

Таким образом, Руад не имеет ничего общего с Родо­сом, и тамплиеры не пытались добиваться там независи­мости. Это было бы просто глупостью! Никто и не начи­нал создавать там Ordensstaat, «орденское государство», какими стали Родос для госпитальеров или Пруссия для тевтонцев326. Пусть нас не сбивает с толку папская бул­ла от 13 ноября 1301 г., даровавшая весь остров целиком магистру и братьям Храма. Руад зависел от Тортосы, се­ньориальную власть над которой во времена латинских государств тамплиеры делили с местным епископом. Так же дело обстояло и с Руадом, но буллой от 13 ноября папа даровал тамплиерам всю сеньориальную власть над островом, он уступил им долю епископа в компен­сацию затрат, понесенных на создание и защиту этой базы327. Здесь нет ничего общего с уступкой завоеванной территории (чем была уступка Родоса госпитальерам). Учитывая тогдашнюю ситуацию (1301 года) на острове и обстановку в том году, папа принял это решение с целью укрепить позиции христиан в лице ордена Храма на тер­ритории, которую он после 1291 г. по-прежнему считал христианской. Это продолжение ситуации, существовав­шей де-юре в XII и XIII веках. И, естественно, в этой булле ничто не подтверждает идеи, что тамплиеры яко­бы имели намерение сделать себе из Руада новую штаб-квартиру! Так же как в актах и письменных документах Жака де Моле того же периода.

Руад представлял интерес лишь как плацдарм с рас­четом на массовую высадку на сирийско-палестинском берегу, намеченную на осень 1301 г., когда в Сирию вер­нется Газан; тем временем островок служил исходной базой для беспокоящих рейдов на тот же берег, которые тамплиеры производили в течение 1301 года. Жак де Моле старался информировать европейских суверенов о действиях своего ордена. 8 апреля 1301 г. он сообщил Эдуарду I о неприятностях, которые имел и все еще име­ет Газан во внутренней политике из-за мятежа своего кузена, прозванного Порте-Ферри*. Но он также узнал, что хан имеет намерение ближайшей осенью вторгнуть­ся в Египет: «И наш монастырь, со всеми нашими га­лерами и таридами [лакуна] и переправился на остров Тортосу, дабы ждать армию Газана и его татар...» Тем временем монастырь наносит ущерб сарацинам328.

Через несколько месяцев Жак де Моле пишет королю Арагона, чтобы уведомить его, «что царь Армении от­правил гонцов к королю Кипра, дабы передать ему [...], что Газан уже вот-вот придет на земли султана со мно­жеством татар. И мы, узнав это, ныне имеем намерение идти на остров Тортосу, где весь нынешний год пребы­вает наш монастырь с конями и оружием, нанеся много урона казалям побережья и пленив много сарацин. Мы имеем намерение направиться туда и обосноваться, дабы ждать татар»329.

Но Жак де Моле не поехал на Руад. Потому что Га­зан снова не появился и большое наступление монголов былоотложено. Правда, в течение 1301 г., в июле, а потом еще раз в ноябре, Газан пытался договориться с мамлюкским султаном, но безуспешно330. Его неудачи либо полууспехи в сочетании с нарастающими трудностями, на которые он натыкался в своих походах, побудили его вести себя менее воинственно по отношению к мамелюкам. Это не имело конкретных последствий, но чувствовалось, что зарождается мусульманская солидар­ность; христианам от этого ничего хорошего ждать не приходилось.

Поэтому и на Руаде с ноября 1301 г. по март 1302 г. не происходило ничего особенного. Тамплиерский гар­низон старался укреплять остров и продолжал рейды и набеги. Без иных достижений, кроме захвата пленных, которых можно было использовать как разменную монету для освобождения христианских узников, или другого результата, который было легко предвидеть, — они начинали всерьез раздражать каирских мамелюков.

Однако тамплиеры проведут на Руаде еще весну и лето 1302 года. Стратегия союза с монголами еще не умерла. Газан отправил на Запад посольство, проведшее там часть 1302 года и начало 1303 года. Послания были переданы королям Франции и Англии (мы располагаем ответом последнего, датированным 12 марта331) и папе Бонифацию VIII. Последнему он заявлял 12 апреля 1302 г., что не отказался от идеи похода в Сирию, но - сможет осуществить его только в следующем году; он I твердо рассчитывает на помощь христиан332. Его послы побывали при дворе Карла II в Неаполе и у папы в Риме, а в Персию вернулись в апреле 1303 года333.

Для тамплиеров Руада возникла дилемма: ждать ли? Ведь мамелюки, установив в Сирии свою власть, вос­пользовались отсрочкой, которую им дал Газан, чтобы напасть на островок. Длительной осады не было. В июле 1302 г. сирийские вооруженные силы атаковали Киликию и только потом остановили свой выбор на Руаде. Го­сподство в море, о котором повсюду говорили христиане, не означало, что ни одно мамелюкское судно не могло пройти! Мамелюкам иногда предоставлялись удобные возможности. Так что в сентябре 1302 г. мамелюкский флот из шестнадцати кораблей вышел из Египта и до­стиг Триполи, где принял на борт солдат; потом он ата­ковал Руад, попытавшись высадить десант в двух точках острова (вероятно, в обеих бухтах). Тамплиерами Руа-да командовал маршал ордена, Бартелеми де Кинси334. Там было 120 рыцарей, 500 лучников и 400 мужчин и женщин, помогающих гарнизону335. Согласно Амади, тамплиеры отбили первую атаку мусульман и отбросили их в море и на корабли336. Тирский Тамплиер высказы­вается менее определенно, позволяя понять, что мусуль­мане, хотя и были отброшены, зацепились за остров; используя численное превосходство, они стали успешно теснить защитников и вынудили их запереться в центре острова, который те успели укрепить (Флорио Бустрон говорит о госса [цитадели на горе (итал.)}); на сей раз мусульмане получили свободу действий и прочно закре­пились на острове337. Они осадили маленькую цитадель и предложили защитникам сдаться, обещая отвезти их на христианскую землю на их выбор. Каталонский там­плиер Гуго д'Эмпуриас, который уже провел долгие годы в тюрьмах Каира, повел переговоры, которые закончи­лись сдачей. Естественно, мамелюки не сдержали слова и казнили всех лучников и сирийских христиан; рыцарей ордена Храма отвезли в плен в Каир, тогда как маршал ордена погиб в бою. Эта сдача состоялась 26 сентября. Флот, снаряженный на выручку королем Кипра и ордена­ми Храма и Госпиталя во главе с их великими магистра­ми, готовился поднять якорь, когда до него дошла весть о падении Руада. Он остался в порту338.

Об этом поражении, которое потерпели одни тампли­еры, потому что на Руаде остались только они, Тирский Тамплиер и хронисты — его продолжатели, Амади и Фло­рио Бустрон, пишут в нейтральном тоне. На Западе это событие получило слабый резонанс, его упомянул один лишь Иоанн Сен-Викторский339. Эта история упоминается в одном документе процесса тамплиеров. Имеется в виду записка, написанная по-французски и переданная одним братом ордена Храма судьям, которая сообщает, что во время последнего капитула ордена, который в Париже на Сретение 1307 г. провел Гуго де Перо, брат Рено де ла Фоли выступил с тяжким обвинением по адресу Жерара де Вилье и еще одного брата, из-за которых «был утрачен остров Тортоса, и через него убиты были братья изахвачены и прочее, и, желая то доказать должным об­разом, сказал, что оный брат Жирар уехал днем раньше, и взял с собой друзей, и из-за нехватки добрых рыцарей, каковых он увел, было понесено поражение»340.

Этот Жерар де Вилье был не кем иным, как магистром провинции Франция341. Сказанное о нем явно невозмож­но проверить; Тирский Тамплиер не делает никаких на­меков на измену или по меньшей мере дезертирство. Де­зертирство, которое произошло «днем раньше» (раньше чего? ), выглядит неправдоподобным. Островок был занят осаждающими и окружен их флотом, и непонятно, как Жерар де Вилье и его спутники могли бы прорваться. Магистр Франции, возможно, побывал на Кипре и Руаде в течение 1301 или 1302 года, как многие тамплиеры из Западной Европы в то время, но нет оснований полагать, что он находился там как раз во время последней атаки мамелюков; может быть, здесь источник заблуждения или путаницы у брата Рено де ла Фоли. Другой вариант: Вилье был отправлен на Кипр, чтобы поднять тревогу, когда это еще можно было успеть. В конце концов, из­менник не мог не понести дисциплинарного наказания, а ведь к Жерару де Вилье не применили никаких санк­ций — он был и остался магистром Франции342.

Поведение тамплиеров на Руаде вызвало критику: за­першись в башне в центре островка, они оставили про­тивнику выгодные позиции и ввязались в борьбу, исхо­дом которой могла быть только сдача; их упрекали и за то, что они доверились обещаниям неприятеля343. Может быть, тамплиеры Руада, рассчитывая в ближайшее вре­мя на помощь с Кипра, надеялись, что смогут продер­жаться несколько дней, пока эта помощь не придет? Но отправку помощи вовремя не подготовили.

Поражение было ощутимым для ордена Храма, с одной стороны, потому что потери оказались тяжелы­ми, с другой — потому что в этом поражении снова можно было обвинить крупнейший из военных орденов. Но надо пойти дальше соображений такого рода. Пора­жение на Руаде следует поместить в контекст страте­гии монгольского союза. Удерживать Руад имело смысл, пока предусматривалась совместная операция с Газаном. А ведь в сентябре 1302 г., хотя двух походов, намечен­ных прежде, так и не было, еще не теряли надежды на эту операцию. Газан на следующую весну готовил новый поход, который, кстати, состоялся. Потеря Руада не помешала христианам продолжать рейды на сирий­ское побережье, даже в самом начале 1303 г., когда они разорили Дамур к югу от Бейрута344; но она лишила их плацдарма, который позволил бы им присоединиться к монгольским войскам в1303 году.

Это бы несомненно ничего не дало, поскольку третье монгольское наступление на мамелюков Сирии прова­лилось. Полководцы Газана Мулай и Кутлуг-хан были разбиты при Хомсе 30 марта и при Шахабе [Мардж-ас-Суффаре], к югу от Дамаска, 21 апреля; оба полководца едва не заплатили жизнями за это поражение345. Больше монголы не предпримут попыток напасть на Сирию. Га­зан 10 мая 1304 г. умер. Его преемники еще направят в 1307 г. в Европу посольство, суля сильную мобилиза­цию монголов, но это благое обещание никогда не во­плотится в жизнь346.

Тем кончилась стратегия союза с монголами, одним из инициаторов которой пятьдесят лет назад стал Лю­довик Святой.

Смысл эпизода с Руадом нужно оценивать правильно. Оккупация этого островка входила в состав масштабного замысла — впервые придать этой стратегии конкретное содержание и реальность. Жак де Моле в рамках ордена Храма все эти годы работал на эту политику. Занятие Руада, как я говорил, произошло по общей инициативе христианских сил Кипра, оказавшихся способными объединиться при всех разногласиях, которые есть тенденция преувеличивать.

Стратегия союза с монголами потерпела неудачу. этом виноваты не только христиане Кипра, Храм, Госпиталь; конечно, можно сослаться на отсутствие флота как раз тогда, когда он был бы нужен, притом что христиане имели господство на море. Но слишком часто за­бывают, что это морско


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь